Как думать образование

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Александр КУКУШКИН
Александр КУКУШКИН
Обсуждение проблем образования давно уже стало в нашей стране признаком хорошего и, главное, светского тона. Дискуссии об образовании были непременной частью общественной жизни даже в позднесоветский период, который в целом, надо сказать, не был богат дискуссиями. Последняя доперестроечная советская реформа — это реформа образования от 1984 года. Нельзя сказать, что есть в этом нечто уникальное. Немного найдется в мире стран (скорее ни одной), которые были бы довольны своими образовательными системами. И даже если сегодня они довольны, то завтра это отношение переменится ровно до обратного. Дело тут в том, что образование (или образовательная система) есть важнейший, а зачастую и единственный (если рассматривать культуру внутри образования) механизм программирования и проектирования развития страны. На словах это довольно просто и понятно: проектируя образовательную сис­тему (включая содержание образования), мы проектируем, а точнее, программируем возможное развитие нашей страны и нашего народа. Без преувеличения можно сказать, что, работая с системой образования, мы без всякой машины времени непосредственно из сегодня вмешиваемся в наше завтра и послезавтра. В этом действительный смысл и значение образования как сферы человеческого мышления и деятельности.


Мы наш, мы новый мир построим…

Большевики прекрасно понимали эту функцию образования, прежде всего потому, что сами лидеры большевистской революции и проектировщики строительства новой страны — СССР — были в большинстве своем люди хорошо образованные. Проектировать новую систему образования они начали сразу после революции в 1918 году, и к началу 30-х система была в целом спроектирована, активно достраивалась и с конца 30-х начала работать на полную мощность. Это была система массового (тотального) образования, средний уровень которого значительно превосходил средний европейский и североамериканский.

Система образования, начавшая работать на полную катушку в 30-е годы, дала нам возможность обеспечить кадрами гонку вооружений, освоение космоса, ядерную энергетику и во второй половине ХХ века стала основным ресурсом конкурентоспособности нашей страны в биполярном (как его теперь принято называть) мире.

Более того, без выхода системы образования на высокую проектную мощность невозможно себе представить развитие и функционирование еще одного столпа советского социализма — массовой бесплатной медицины с высоким средним уровнем обслуживания.

Эта система образования дала нам самую читающую (а значит, и пони­ма­­ющую) нацию в мире в 70—80-е годы прошлого века, этот уникальный феномен, имевший свои последствия. Руководство страны так и не смогло решить проблему занятости для большого числа высокообразованных людей. Поскольку адекватной занятости им не предложили, то утилизация уникального потенциала осуществлялась по двум направлениям: пьянство и диссидентство. Часто эти направления причудливо переплетались.

Интересен социальный аспект. Система образования стала основным механизмом воспроизводства бесклассового и бессословного общества, и поскольку система была массовой, то действительно массово в 50—70-е годы прошлого века дети крестьян и рабочих, с трудом умеющих читать и писать, становятся врачами, учителями, инженерами, учеными, управленцами, писателями и поэтами. Вся эта многочисленная «советская трудовая интеллигенция» станет в 80-е широкой социальной базой перестройки и могильщиком СССР.

Таким образом, спроектированная большевиками система образования действительно стала основным механизмом формирования новой социалистической реальности в версии СССР. Однако при этом породила в явной форме проблему лишних людей. Советская система образования производила к 80-м годам такое количество «слишком умных», которое социально-политическая и социально-производственная советская система не могла утилизировать. Это не принято обсуждать, но повторять советские «ошибки» в современной России не собираются. Общедоступного и в среднем высокого уровня массового образования в нашей стране не будет.


Двадцать лет спустя

СССР нет почти уже 20 лет. За эти годы мы так и не приступили к проектированию новой системы образования. Поскольку в отличие от большевиков мы якобы не знаем, какое будущее строим, а значит, и технического задания на систему образования выработать не можем. На самом деле все это не совсем так. А точнее, совсем не так. Отказавшись от социалистического проекта, мы автоматически вернулись назад, в классовое и сословное общество, и даже, как утверждают некоторые — средневеково-олигархическое. И это общество формирует проект образовательной системы, которая его устраивает. Причем старается делать это максимально непрозрачно.

ЕГЭ. Об этом говорят много, бессмысленно и очень горячо. Особенно наша псевдооппозиция в лице коммунистов или справедливороссов любит кричать о том, что ЕГЭ якобы не выявляет истинных способностей школьников. Ерунда. Проблема совсем в другом. Проб­лема в том, что средняя школа не готовит к сдаче ЕГЭ на уровне, достаточном для поступления в приличное высшее учебное заведение. Опыт последних двух лет показывает простую рыночную связь:

Автор: Дмитрий КУЛИКОВ

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

//...действительно массово в 50—70-е годы прошлого века дети крестьян и рабочих, с трудом умеющих читать и писать, становятся врачами, учителями, инженерами, учеными, управленцами, писателями и поэтами. Вся эта многочисленная «советская трудовая интеллигенция» станет в 80-е широкой социальной базой перестройки и могильщиком СССР.//Между прочим, хорошо бы посмотреть источник подобных сведений. Вот по сведениям Сергея Волкова от 70% до 80% советских академиков, родившихся в 30-40 годы, были детьми советских "интеллигентов" (2-е поколение) или вообще детьми дореволюционного "образованного слоя". Думается, что в массе своей и последнее поколение советской интеллигенции было отнюдь не первого поколения.

[ответить]

ЕГЭ-ге. //Проб­лема в том, что средняя школа не готовит к сдаче ЕГЭ на уровне, достаточном для поступления в приличное высшее учебное заведение// Эхе-хе, настоящая проблема в том, что ни противники, ни сторонники ЕГЭ не знают как всё это работает на западе, откуда эту систэму тупо слямзили. В США это называется SAT. Ни одна школа не готовит к её сдаче. А готовятся все самостоятельно, используя систему подготовительных материалов, продаваемых за хорошие бабки фирмой Kaplan, Inc., которая анализирует тесты и шпионит за составителями тестов - фирмой совершенно независимой и люто ненавидимой всеми учебными заведениями. В этих пособиях раскрываются грязные секреты составителей этих тестов. Ни один школьник никогда не сдал бы этот тест не будь у него подобной шпаргалки! А бедных российских детишек мучают безо всякой поддержки.

[ответить]

Кеннеди приписывают слова: "учите, ребята, физику, или будете учить русский язык". про Форрестола рассказывают байку, что он, будучи минобороны, выпрыгнул из окна собственного кабинета с криком "русские идут!" вот это образование было! супостат трепетал. а нынешнее generation "П" в слове [censored] три ошибки делает. тьфу...

[ответить]

У Пикуля в PQ-17 описан случай, когда английские моряки отказывались верить в то, что на советский подлодках служат обычные матросы со средним образованием. Они считали, что им подсовывают инженеров передодетых матросами.

[ответить]

когда мне в 40 с хвостиком пришлось учиться на станки ЧПУ, то всякие синусы-косинусы даже вспоминать не пришлось - они сидели в голове. так что перед вами образчик торжествующей системы образования. если серьёзно, то насколько я понял, в ВУЗах историю партии преподавали из рук вон плохо - мы это уже обсуждали. КПСС под суд!

[ответить]

Вообще-то ЕГЭ внедряли под предлогом искоренения взяток при поступлении в вузы, а породили взятки в школах. Вспомните скандалы по Кавказу. Единственный выигрыш, что даёт ЕГЭ - это снижение трудозатрат на приём студентов. Всё!

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...