Андрей Кураев: У меня не было замысла включиться в антицерковную кампанию

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Религиозные сюжеты в СМИ "пожелтели" настолько, что все больше и больше напоминают книжные заголовки на полке популярного фэнтези. Началось это еще за 40 дней Великого Поста. Но конца кампании не видно.  "Церковь и танцующие женщины в максах", "Церковь и загадочная квартира", "Церковь и пропавшие часы", и наконец "Церковь и тайное дитя поп-короля Киркорова". Пожалуй, если Pussy Riot и удалось чего-то добиться своим перфомансом в храме Христа Спасителя, так именно этого.

Отныне в порядке вещей, когда настоятель столичного храма становится героем светской хроники, даже не актерствуя для этого в популярных сериалах про врачей. И пока коллективный интернет тренировал остроумие, обсуждая слова Патриарха о том, что все это лишь результат информационной кампании против Церкви, сотрудники PR-агентств вешали у рабочих столов церковные календари. Диакон Андрей Кураев рассказал корреспонденту Накануне.RU о пиаре и суррогатном отцовстве Киркорова, о том, кому можно петь с церковного амвона и своем участии в "информационной кампании" против Церкви.

диакон кураев|Фото:russview.ru
Вопрос: Не кажется ли Вам, что, действительно, как и говорил Патриарх, имеет смысл говорить о некой информационной кампании, развязанной против Церкви? Есть ощущение, что этот информационный повод с Филиппом Киркоровым "высосан из пальца".
 
Андрей Кураев: Информационный повод по Киркорову с одной стороны дал он, с другой стороны я. Киркоров мне не платил за свою рекламу, с моей стороны не было замысла включиться в антицерковную кампанию. Накануне я дал интервью одному авторитетному изданию на эту тему, но потом они решили, что это слишком бульварная тема для их издания и предложили мне самому распорядиться получившимся материалом и я вывесил его у себя в блоге.
 
Вопрос: А в чем там, собственно дело, что в этом случае с Киркоровым по-Вашему потребовало реакции от Церкви? Вас возмутил факт крещения ребенка рожденного от суррогатной матери?
 
Андрей Кураев: Вопрос в том, как сама Церковь относится к своим собственным документам. Есть документ, принятый Собором, т. е. обладающий высшей церковной ценностью, и есть поступок, вступающий с этим документом в очевидные противоречия. Я думаю, что это достойный повод, чтобы на это противоречие Церковь могла отреагировать на уровне более высоком, нежели диаконский блог.
 
Вопрос: Но ведь священник не обязан читать желтую прессу и быть в курсе личной жизни деятелей российской эстрады?
 
Андрей Кураев: Совершенно верно, священник не обязан читать желтую прессу, более того, я думаю он даже мог не знать об этом нашем внутрицерковном документе. Поэтому прегрешение со стороны священника состоит в том, что он нарушил постановление архиерейского Собора 2011 года, по которому в крупных городских храмах священник обязан перед Крещением провести несколько просветительских бесед с крестными и родителями ребенка. Если бы такие беседы, с рассказом о сути евангельской веры и правилах церковного благочестия, были проведены, то я думаю, в этих беседах была бы затронута и тема происхождения этого ребенка, для батюшки это (суррогатное материнство) не стало бы секретом, и тогда он должен был отреагировать по-церковному. То, что такой реакции не было, означает, что и такой беседы не было проведено. Поэтому, с одной стороны, это некое прегрешение со стороны батюшки, с другой стороны, думаю, до Киркорова информационные брызги уже долетели. Вопрос в следующем, будет ли он и дальше квалифицировать суррогатное отцовство, как некий замечательный пиар-подвиг, который он намерен тиражировать и в будущем, или же его самооценка изменится. Изменение самооценки — это и есть покаяние, это и есть то, чего всегда ждет Церковь, ожидает для примирения с собою.
 
Вопрос: Получается, Вы взялись за эту историю, чтобы "одернуть" Киркорова?
 
Андрей Кураев: Я берусь за что- либо, только когда мне звонят Ваши коллеги журналисты.
 
Вопрос: Церковь многократно высказывалась о том, что не приветствует суррогатное материнство. Как Вы считаете, это событие, крещение ребенка известного артиста, зачатого таким способом, это пропаганда суррогатного материнства?
 
Андрей Кураев: Здесь речь идет именно о публичном человеке, для некоторых людей он образец для подражания. Для этих людей, я думаю, нужна церковная позиция, церковное отношение, с тем, чтобы люди в таких вопросах прислушивались не к мнению шутов, типа Киркорова и Задорнова, а в вопросах о духовной жизни и морали прислушивались к Церкви. 
 
Вопрос: Церковь не может крестить детей зачатых таким способом?
 
Андрей Кураев: Почему не может? Может. Проблема в родителях, а не в ребенке, ребенок ни в чем не виноват. Церковь может крестить ребеночка только по вере его родителей (и физических и духовных, т. е. крестных) и вера их должна быть церковной. Если человек приходит в храм, но при этом и он исповедует вещи противоречащие православию, то он не может быть крестным отцом, соответственно, если это физический отец, то мы не можем такого ребенка у такого родителя крестить. Соответственно, если Киркоров согласится с позицией социальной концепцией православной Церкви в этом вопросе, то тогда ради Бога.
 
Вопрос: Но интернет-общественность трактовала это событие отнюдь не как "зеленый свет" суррогатному материнству, а как то, что Филиппу Киркорову можно выступать с речами с амвона, а Pussy Riot нельзя. Вы согласны с такой трактовкой?
 
диакон кураев|Фото:rg.ru
Андрей Кураев: Это совершенно искусственное сопоставление и противопоставление. Общего нет ничего. Со стороны Киркорова было максимум нарушение этикета, но это не был грех и это не было сознательным желанием унизить кого-то, тем более Патриарха. Проступок Киркорова в данном случае, все равно, что на званном обеде резать рыбным ножиком яблочный пирог. Это из этой области.
 
Вопрос: Сейчас сложилась такая ситуация, когда хоть немного скандальное событие в церковной жизни, становится предметом масштабной общественной дискуссии о самой Церкви, как по-Вашему, надо вести себя в такой ситуации, может, имеет смысл просто не обращать внимание? Как показали события, каждая попытка оправдаться только наносит еще больший урон.
 
Андрей Кураев: Я со своей маленькой кочки не вижу в сегодняшней медийной атмосфере ничего такого, что требовало бы для объяснения происходящего привлекать теорию заговора. Может быть, Патриарх со своей высокой колокольни за далекими холмами видит то, чего я не вижу, я этого, действительно, не улавливаю пока. Я вижу достаточно естественную и понятную реакцию блоггеров и изданий, журналистов на те информационные поводы, которые мы им даем. Что касается реакции, я вижу, действительно два варианта: молчание и отказ от медиаполемики или внятный и подробный диалог. Мне всегда приятнее второе.
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...