Святая Русь и Великая Россия

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

На протяжении нескольких столетий существует трагическое напряжение между двумя ипостасями Русской Цивилизации - «Святой Русью» и «Великой Россией». Существует оно и сегодня, причем дело дошло уже до открытого и концептуально оформленного противопоставления Руси и России. В определенных кругах, малочисленных, но информационно активных, родилась концепция, согласно которой бытие русского народа расколото едва ли не вечной борьбой между собственно русским началом (которое накрепко связывается с Европой) и началом российским, «византийско-ордынским», имперским (его относят к Азии). В этой оптике «Святая Русь» низводится до узкоэтнического образования, являющегося всего лишь частью Европы и Запада. В то же время «Великая Россия» подается как образование наднациональное, типологически схожее с некоторыми цивилизациями Азии.

Это уже самая нижняя точка расхождения между двумя бытийными ипостасями русскости. Сегодня оно существует на «маргинальном» уровне, но завтра может стать «актуальной политикой». И это требует самого тщательного осмысления двух ипостасей Русской цивилизации.

***

«Святая Русь» - это вертикальное устремление русской нации, ее духовное бытие. Основным моментом здесь является хранение Истины. Допетровская Русь считала себя «святой» именно в силу того, что хранила «древнее благочестие», отказавшись заключить компромисс с западным христианством, которое отошло от незыблемых решений Вселенских Соборов. Русские осознавали, что Русь является неким островом Вечности в океане всеобщего изменения, отступления (как в Европе, так и в Азии) от Божественной Истины. Именно это и питало священный национализм эпохи Московского царства, которое было в высшей степени национальным.

Верхи не были отделены от низов железной стеной отчуждения, как это было в Европе, где оказались возможны такие вещи как тотальный сгон крестьян с земли и уничтожение сотен тысяч людей, нарушивших законы раннего капитализма. (Англии). На Руси существовала развитая система земского самоуправления, которая давала огромные прерогативы сельским и городским общинам. Показательно, что без санкции земского старосты власти не могли арестовать никого из членов общины. Показательно и то, что при составлении Соборного уложения 1649 года глава «О посадских людех» была составлена при живейшем участии выборных представителей городских общин.

Русь сумела преодолеть страшнейший кризис Смутного времени именно при опоре на земское самоуправление - в условиях отсутствия законного Государя и единого государства.

Эти, и многие другие, факты делают абсурдными все утверждения о тоталитарном («азиатско-ордынском») характере московской государственности. Более того, они наглядно иллюстрируют всю силу национального единства, существующего в московский период. А возникло оно, прежде всего, благодаря осознанию себя «Святой Русью», хранительницей благочестия.

***

«Великая Россия» - это горизонтальное устремление русской нации, выражающее ее волю к экспансии, распространению «на все четыре стороны». Здесь присутствует аспект материального могущества.

Россия возникла в результате великого движения русских на север. Собственно говоря, само название «Великороссия», являющееся синонимом слова «Россия», означает северное, верхнее расположение - относительно Южной (Киевской) Руси, «Малороссии».

Занятно, что в свое время на территории Киевской Руси также существовала некоторая оппозиция севера и юга. После разгрома могущественного Скифского царства сарматами в районе Нижнего Днепра и Буга, а также в крымских степях возникло образование, именуемое античными авторами «Малой Скифией». Но позже в Приднепровье возникла держава со столицей в Киеве, которую византийцы звали «Великой Скифией» («Скуфью»).

То есть мы видим все то же самое движение на север. (Очевидно, что часть скифов, судя по всему - большая - была славянами.) Оно направлено на то, чтобы достичь некоторого особого положения. Близость к северному полюсу символизирует стремление быть полюсом мира, по отношению к которому все остальные регионы - юг. А последний  символизирует множество, легко перетекающее в хаос и подверженное соблазнам «декадентства».

В течение нескольких столетий Россия сумела стать уникальной империей. Существовали  империи, в которых не заходило солнце, но они, разделенные морями и океанами, были разбросаны по всему земному шару. И только русские сумели объединить столь грандиозные земли в единый территориально-пространственный комплекс, сделать их «одной землей», моделью всего мира (так как его видят русские). По сути, Россия творила себя как отдельный мир.

Этот мир представляет собой совокупность политико-экономических условий, необходимых для сохранения вечных ценностей в масштабах, сопоставимых с глобальными. Русскому же народу это грандиозное пространство, изобилующее разнообразными ресурсами, дает грандиозные возможности для национальной реализации.

Будучи сущностно едиными «Святая Русь» и «Великая Россия» не являются антагонистами. Более того, материально-пространственный вектор русской экспансии символизирует духовное устремление к Небу. Известно, что во многих сакральных традициях Небо связано с восточной стороной. Но именно на Восток, за Урал был направлен самый грандиозный, в истории, колонизационный поток, достигший Тихого Океана. И в сакральной географии нашей страны Русский Север четко соотносится с Русским Востоком. На севере у нас - Архангельск, на востоке - Благовещенск. Это «экстремальные» точки русской географии, которая воспроизводит сюжет о том, как архангел принес Деве Марии Благую Весть. (Россия - Дом Пресвятой Богородицы.) Архангел Гавриил сообщает Деве Марии Благую Весть, а Русь-Россия движется с севера на восток («Архангельск-Благовещенск»)

***

В XVII-XVIII веке началось трагическое удаление Святой Руси и Великой России друг от друга. Оно было обусловлено тем, что русская элита сделала излишний крен в сторону материального, стараясь преодолеть технико-экономическую отсталость от Запада. С этой целью проводился широкомасштабный импорт западных идей, смыслов и технологий. Иноземный, инокультурный поток существенно размыл самость и особость Руси-России. Обе ипостаси вступили в конфликт, который привел к их обоюдной деформации. «Великая Россия», которую попытались поставить над «Святой Русью», стала превращаться в сугубо технократическую империю, а эта империя, в свою очередь, стала давать явственный крен в сторону плутократии. Что же до «Святой Руси», то она все больше стала напоминать этнографический музей-заповедник, на «территории» которого происходила архаизация сакральных смыслов.

Различные интеллектуальные течения славянофильского толка пытались вновь приблизить друг к другу две ипостаси русского бытия - с тем, чтобы они обменялись живительной энергетикой. Однако же эти попытки оканчивались неудачей.

Правота славянофильства (понимаемого в данном случае весьма широко - как самобытный русский консерватизм 19-20 вв.) «гасилась» его неправотой. Славянофилы совершенно справедливо критиковали западничество за «подрыв устоев», но они совершенно зря сваливали всю вину на западников. Трагический конфликт двух ипостасей был, во многом, спровоцирован процессами, протекающими внутри «Святой Руси». Последняя абсолютизировала сохранение, забыв про необходимость развития. И это вызвало мощную и неадекватную реакцию «Великой России».

***

Между тем, трагизм национальной истории вовсе не дает основания для нигилистического ее прочтения. Модернисты-западники типа Петра Великого все же сумели вывести Россию в число экономически развитых стран и, тем самым, спасли ее от неминуемой гибели в круговороте геополитических конфликтов. И сегодня трудно сказать - могла ли допетровская «Святая Русь» преодолеть свою инертность и стать духовным лидером самобытной «модернизации без вестернизации». Если у нее и была такая возможность, то она ею не воспользовалась. (Причем, в ряде случаев имел место быть достаточно резкий переход от архаизма к модернизму, осуществляемый под маской традиционализма. Пример - часть предпринимателей-старообрядцев, поддержавших либеральное, антимонархическое движение). Вот почему абсолютная критика русского западничества несостоятельна.

Возникает вопрос - а может быть западнический откат от «Святой Руси» был даже необходим? Может быть, русской нации нужно было отдалиться от своих основ, чтобы взглянуть на большое с большого же расстояния, выработав своеобразный национальный иммунитет от чужебесия?

Если так, то мы уже достаточно нагляделись на себя со стороны. Пора возвращаться к себе. А для этого нужно сблизить две ипостаси нашего национального бытия, выстроив, в то же время, их иерархию. «Святая Русь» - выше «Великой России», что ни  малейшей степени не умаляет величайшего значения последней.

Также необходимо установить правильное соотношение между сохранением и развитием. Последнему нужно уделять должное внимание, что, впрочем, сделать будет не так уж и трудно. Русские накопили огромный опыт модернизации, который необходимо использовать в целях сохранения.

А в сохранение сегодня необходимо как никогда. Мало того, что вихрь изменений все больше скрывает от глаз людей Истину, убивает и извращает веру. Процесс постоянных перемен, ставший для Запада чем-то вроде квазирелигии, грозит подорвать основы человеческого бытия. Глобализация стирает национальные различия и способствует «отмене» национальных государств - в пользу транснациональных олигархических структур.

Сохранение должно встать на первое место. Подчинив себе развитие. России-Руси пора сосредоточиться на себе, отгородив себя крепостью изоляции от волн глобального потопа.

Восстановление, на новом уровне, прежнего единства «Святой Руси» и «Великой России», сделает нас центром, полюсом мира, хранящим его бытие. Хранящим не силой внешней экспансии - главное внимание надо уделять экспансии внутренней, например, освоению Сибири или реинтеграции Империи. Россия станет источником сверхполитического влияния. Ее образ жизни, ее смыслы, ее символы станут могучей притягательной силой.

«Святая Русь» и «Великая Россия» вновь проявят глубинную сущность Русскости. 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.7 (12 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Мыслей нет, только схемы...

[ответить]

А Елисеев всё выдумывает и выдумывает..

Лучше б слушал свои советские песьни сталинских времён - то что ему на самом деле по сердцу.

[ответить]

Очень много замечательных песен Сталинских времён, в отличии от песен сегодняшнего дня.

[ответить]

Вообще-то Россия может называться одновременно и Святой Русью и Великой Россией, и Российской Империей. лишь бы СССР не называлась больше никогда. Статья раздувает  несуществующую проблему.

[ответить]

проблема есть и это называется глобализация и автор делает акцент на этом. Пытается тем самым предостеречь наш русский народ и сохранить свою идентификацию. Если ты хочешь раствориться и стать иваном не помнящий своего родства тогда тебе, как говорится и флаг в руки

[ответить]

Статья Александра Елисеева хорошая. Прав он и в том, что Святая Русь всегда противостояла Великой России. Это нормально. Это надо для того, чтобы Великая не забывала о своей Святости. Ведь быть Великой – соблазн гордыни большой. А великость нужна, чтобы распостранить скромность святости, которая может и затеряться среди других провозглашающих себя великостей. « …Восстановление, на новом уровне, прежнего единства «Святой Руси» и «Великой России», сделает нас центром, полюсом мира, хранящим его бытие..» Вот об этом соблазне и говорю. России нет надобности слыть центром, полюсом мира. Россия не одна хранит единство мира, его бытие. Даже ей одной – это не под силу. Единство мира, его бытие мы храним всем миром. Ибо святость есть у всех. И больше ее в мире, слава Богу, чем , зачастую мнимого, величия.

[ответить]

возможно святость есть у всех, но не все ее старались сохранить и сохранили. По поводу понятий России и Руси, то не вижу большой разности Русь по гречески вроде бы и есть Россия. Великая Россия была и раньше, это Великая Скифия или Скуфия. Автор чуть не силен в истории русского народа. сарматов отделил от скифов, а нужно читать еще историков, хотя бы того же отца истории Геродота. скифы саки сарматы роксоланы это и есть славяне

[ответить]

Статья правильная, и говорит именно о существе проблемы. Но проблема требует духовного, интеллектуального решения - нужна  русская философия, а не русифицированная европейская версия, во что выродился весь пыл устремлений русской интеллигенции 19 века.  И эта философия по построению и охвату проблем должна быть больше похожа на азиатские, чем европейские. Ведь марксизм/диамат тоже не смог полноценно решить все проблемы и  примирить конфликты, так как он был рожден в Европе.

[ответить]

Саша ,очень хорошая статья.Фактически указал два самых центровых положения нашего  мирооущения ,отличия от Запада . 

[ответить]

Замечательный комментарий фрола - 

Гордости и пафоса надо по меньше, а ПРАВДЫ и смирения по больше.

Русскость зиждится на правде. Правде не нужно никакого пафоса, и христианской любви не нужно никакого обращения внимания на себя типа "я пуп земли".

Бог любит не только русских и не только о них печётся и их спасает. Каждый человек имеет право смотреть на свою страну, также как на свою семью, как самую ему родную и дорогую. И в этом воля Божья. Что не значит, что её надо идеализировать и не видеть недостатков и пороков, дабы их исправлять. Но впадать в какие-то утопии, типа, моя семья спасёт весь мир - это грех. Это не угождение Богу, а своей городости. Золотой, средний, царский путь, основанный на смирении и любви по мере возможности, есть единственный верный. Делай только что можешь - остальное предоставляй Богу.

[ответить]

[ответить]

"России ... предстоит найти компромисс между восточным и западным вариантами"

зачем нам компромиссы? мы не Восток и не Запад, мы - Север. а на Севере сходятся все меридианы.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...