По мнению все большего числа экспертов, скорый (в историческом масштабе, но с большой вероятностью, что и в масштабе нашей собственной жизни) глобальный кризис, в терминологии ХХ века именуемый мировой войной, неизбежен. Формы ее в XXI столетии, естественно, будут совсем иными, нежели в ХХ веке. Речь пойдет, скорее всего, об использовании высокотехнологичных видов оружия и о «конфликтах малой интенсивности» или «мятежевойне» (определение русского военного теоретика Е.Э.Месснера), технологии которой отрабатываются сейчас в «горячих точках» и так называемыми «международными террористами».
Настоящая публикация ни в коей мере не является в полном смысле слова авторской. Здесь лишь делается попытка своего рода инвентаризации идей развития, выдвигаемых сегодня русской консервативной мыслью, такими авторами как Олег Генисаретский, Вячеслав Глазычев, Юрий Громыко, Татьяна Гурова, Сергей Кургинян, Александр Неклесса, Михаил Ремизов, Валерий Фадеев, Сергей Чернышев и другие.
Саров, 1 сентября 2008 года
Продолжение. Начало см. О промышленной политике. К постановке и продвижению общенациональных задач развития
6. Военная и гражданская составляющие промышленной политики
По мнению все большего числа экспертов, (1) скорый (в историческом масштабе, но с большой вероятностью, что и в масштабе нашей собственной жизни) (2) глобальный кризис, в терминологии ХХ века именуемый мировой войной, неизбежен. Формы ее в XXI столетии, естественно, будут совсем иными, нежели в ХХ веке. Речь пойдет, скорее всего, об использовании высокотехнологичных видов оружия и о «конфликтах малой интенсивности» или «мятежевойне» (определение русского военного теоретика Е.Э.Месснера), технологии которой отрабатываются сейчас в «горячих точках» и так называемыми «международными террористами».(3)
Военное вмешательство, изменяющее геополитический баланс, вновь легализовано в мировой политике. Только что завершившаяся на Кавказе «пятидневная война» показала это со всей возможной отчетливостью.(4) Поэтому в число императивно необходимых технологий входит и развитие вооружений, адекватных масштабам нашей территории и нашей самостоятельности.
Россия – самостоятельная цивилизация, особый и суверенный центр силы. В памятной мюнхенской речи Президент Путин напомнил об этом.(5) Сегодняшние слова и действия Президента Медведева недвусмысленно подтверждают этот исторический выбор.(6) Нынешняя Россия однозначно претендует на полноценный суверенитет, на защиту своего исторического выбора и территориальной целостности.
Это означает, что поддержание оборонной достаточности и полного набора необходимых для нее технологий для нас необходимо и неизбежно. При нашем относительно небольшом на сегодняшний день населении удержать унаследованную нами территорию, включая историческую сферу влияния, мы сможем лишь в одном случае: если будем иметь как эффективное оружие стратегического сдерживания, прежде всего ядерное, так и все иные высокотехнологичные вооружения и другие технические средства, прежде всего средства связи и навигации, необходимые в современных конфликтах.
Если мы имеем претензию и впредь оставаться самостоятельной цивилизацией, а значит восстановить Россию в качестве центра силы и влияния мирового масштаба (убежден, что иной способ существования России просто невозможен), опережающее развитие науки, образования и промышленности в интересах обороны для нас остается на все обозримое время абсолютным приоритетом. Такова реальность.
Этот императив, естественно, ни в коем случае не исключает необходимости удовлетворительно решить не новую для нас проблему оборонной достаточности и соразмерности военных расходов экономическим силам страны.
Резкое изменение позиционирования России на мировой арене, произошедшее в самое последнее время, к сожалению, не получило своевременного сопровождения в виде модернизации промышленности, образования, всего народного хозяйства. Образно говоря, сейчас на дворе 1939 год, но еще не было сталинских пятилеток. Последние события повелительно предписывают изменить приоритеты и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации («Концепция 2020»). (7) По убеждению такого апологета этой концепции как Глеб Павловский, основное место в новой модернизационной программе должны занять усовершенствования в военной сфере. (8)
Инновационное развитие России во всех его аспектах должно приобрести мощную военную составляющую, армия должна получить новейшие навигационные приборы, средства связи, высокоточное оружие, экипировку. Наряду с этим значительно большее внимание должно быть уделено материальному положению и социальному статусу как военнослужащих, так и работающих на оборону ученых, инженеров, рабочих. Военная и военно-техническая элита России не должна долее быть «неполноценной» среди российских элит, ей пора вновь приобрести положение и лоббистские возможности, соответствующие роли вооруженных сил в сегодняшнем и завтрашнем дне России.(9)
Так что инновационная экономика, о которой столько говорят сегодня, в России может существовать только в виде двух сообщающихся контуров: военных и гражданских инноваций.
Исходя из всего этого важнейшим для формирования национальной инновационной промышленной политики именно в России является представление о том, что существуют инновации двух типов, в равной мере нам необходимые, в равной мере первоприоритетные.
Это военные инновации, целиком, на всем их жизненном цикле осуществляемые нерыночным путем за счет средств государства.
И это гражданские инновации, целиком осуществляемые в рыночной среде, получившей сейчас наименование «инновационной экономики».
Инновации этих двух типов требуют принципиально разных подходов, компетенций и даже личностных характеристик работников. Однако существуют они в одном национальном пространстве, экономическом, социальном, культурном, и имеют между собой немало общего. Прежде всего то, что и военные, и гражданские инновации могут осуществляться, как уже говорилось, лишь на основе полномасштабных производительных сил, то есть согласованного комплекса фундаментальной науки, развивающего образования и инновационной промышленности.
Один из существенных и нетривиальных вопросов инновационного промышленного развития состоит в том, как именно промышленность, наука, образование и будут конфигурированы в пространстве «военное – гражданское».
Советский опыт здесь известен. Вряд ли его возможно и целесообразно воспроизводить в наши дни. Это значит, что современные механизмы распределения ресурсов – не столько даже финансовых, сколько в первую очередь политических, интеллектуальных, человеческих – между военным и гражданским секторами еще только предстоит построить. Пока что очевидные перекосы советского времени сменились иными перекосами, не менее вредными и болезненными. Но если мы всерьез, а не для красоты слога говорим о возвращении нашей страны в число мировых лидеров, мы должны обеспечить нашу военную науку и высокие технологии лучшими в России кадрами. В условиях демографического провала эта проблема обостряется.
Мировой опыт показывает, что изобретения и открытия, способные произвести очередную технологическую революцию, чаще всего совершаются именно в военной сфере. Совместное существование военной и гражданской промышленности означает, в частности, что наряду с развитием военной науки, образования и промышленности надо одновременно отстраивать систему передачи созданных там знаний, опыта, и конкретных технологий в гражданские сферы. Эта система должна целенаправленно строиться на основе партнерства государства и предпринимательства. Наличие такой системы – один из важных источников развития США. Практически полное отсутствие такой системы – одна из существенных причин глубокого «кризиса неспособности к модернизации», разрушившего в свое время Советский Союз.
7. Способы и пределы государственного участия в промышленном развитии
Масштабную задачу, которая стоит сегодня перед Россией в целом, можно определить как реиндустриализация страны. При технологическом отставании, которое в настоящий момент очевидно, эта задача может быть решена лишь на основе масштабного и в короткие сроки технического перевооружения практически всей промышленности. В полной мере этот тезис относится и к двум другим секторам полноценных производительных сил – образованию и науке.
Подобное действие может быть произведено только при непосредственном участии государства, осуществляемом в следующих формах:
- выдвижение доктрины развития, содержащей политические цели;
- проектирование общенациональной инфраструктуры и основных экономических пропорций, в том числе территориальных;
- организация переговорного процесса и экспертной работы для определения приоритетных технологических коридоров;
- инвестиции в общенациональную инфраструктуру;
- регулирование.
Избежать воспроизводства технологического отставания, что вполне возможно в случае преобладания локальных бизнес-интересов, можно путем определения решительно во всех областях техносферы инновационных технологических коридоров – набора перспективных технологий с конкретными техническими параметрами, которые устанавливаются по соглашению между разработчиками новых технологий и ведущими предпринимателями. Освоение этих выделенных перспективных технологий стимулирует государство всем набором доступных ему инструментов – условий и гарантий кредита, налоговых преференций, государственного заказа, инвестиций, доступа к инфраструктуре.(10) Запуск этого механизма будет означать формирование совместной технической политики государства и предпринимательства.
Определение технологических коридоров может быть произведено лишь на основе экспертной работы, по определению имеющей общественный жанр. Это означает необходимость консолидации профессиональных экспертных сообществ решительно во всех областях знания и практики, установления партнерских отношений государства и независимых экспертных сообществ. Этот процесс неразрывно связан и с формированием профессионального самоуправления, в ведение которого поэтапно могут передаваться вопросы аттестации и лицензирования.
Отдельного пристального внимания требует проектирование пропорций между военным и гражданским секторами инновационной экономики. Размеры государственного оборонного заказа и связанные с участием в его выполнении социальные гарантии должны обеспечивать конкурентоспособность военной промышленности, образования и науки на рынке труда. Гособоронзаказ, в идеале размещаемый на конкурсной основе, должен быть выгоден исполнителю, за его получение должна идти борьба.
Основные вопросы промышленного развития и технологической модернизации могут быть решены лишь на основе частно-государственного партнерства. Крупнейшие частные корпорации изначально участвуют в этом взаимодействии, складываются и разнообразные ассоциации предпринимателей, часть из них приобрела политическую субъектность.
Реальные процессы с взаимопроникновением интересов действующих лиц и их сложной многосоставной идентичностью, постоянно идущей приватизацией государственной и огосударствлением частной собственности, значительно сложнее простого разделения на «государственное» и «частное». Интересы общества, прежде всего необходимость избежать коррупции, требуют, чтобы эти процессы опубличивались. Для этого надо формировать открытые переговорные площадки.
Разворачивать работы по названным направлениям – обязанность структур государственного управления, как федеральных, так и региональных. С их самоопределением пока что есть большие проблемы. Федеральные ведомства и региональные власти пока что не осознали свою роль регулятора и организатора взаимодействия, оставаясь в унаследованном от советских времен убеждении, что они-то и суть субъекты развития. Дееспособность государственного управления резко ограничена его отраслевой и ведомственной структурой, очевидным отсутствием штабной конструкции, через которую в повседневном режиме можно удерживать целое, координируя программы и проектные схемы, быстро реагируя на обнажаемые разрывы.(11)
Многократно анонсированная реформа госуправления не дала здесь ничего.
Формирование подобных штабных конструкций в сфере выработки и реализации промышленной политики является первоочередной совместной задачей государства, предпринимателей и экспертных сообществ.
8. Социальное строительство как базовый процесс инновационного промышленного развития
Отдельное проблемное поле исключительной важности (быть может, главное) связано с решением кадровых и социальных вопросов. Кто именно будет разрабатывать и осуществлять промышленную политику России? Кто будет работать в науке, образовании, инновационной промышленности? Представляется, что острая нужда в привлечении и подготовке кадров может быть удовлетворена лишь на пути социального строительства – целенаправленного и последовательного формирования привилегированного научно-технического сословия.
Задачи по строительству конкурентоспособной в мире инновационной экономики никогда не смогут быть решены без формирования корпорации людей общенационального масштаба – со своим корпоративным (сословным) духом, острым и живым чувством принадлежности к этой корпорации (сословию) как особой избранности, а также с уверенностью в том, что эта избранность признается и поддерживается всем обществом.
Верхняя часть корпораций промышленников, ученых и педагогов должна входить в национальную элиту. А чтобы элитные круги не застаивались, необходимо формировать каналы социальной мобильности (социальные лифты).
Современные институты, в совокупности составляющие национальную инновационную систему, остро необходимы. Однако проблему формирования человека нельзя подменить проблемой формирования институтов. Все попытки создать институты при отсутствии адекватных им людей обречены на полную неудачу.(12) Адекватность же в данном случае означает не только набор необходимых компетенций, но не в меньшей мере социокультурное соответствие открытому и мобильному информационному обществу, способность быстро включаться в сетевые отношения, приобретать новую квалификацию, передвигаться.(13) В связи с этим стоит и задача формирования потребительского рынка высокого качества.(14)
Все это, в частности, означает необходимость воссоздания практически утерянных за последние два десятилетия особых механизмов социокультурной переработки – как собственных граждан, так и (с особенным тщанием) мигрантов.(15)
Простое калькирование механизмов СК-переботки советского типа(16) здесь ничего не даст. Фактически, речь идет о проектировании нового социально-культурного уклада специально под задачи инновационного развития.(17)
В этом системном движении, охватывающем многие стороны жизни, очевиден приоритет политических и культурных задач. Деятельность по подготовке кадров для инновационной экономики должна стать убедительным и наглядным примером формирования современной национально-государственной идентичности России на основе привлечения и активизации «лучших людей». Вот лишь часть конкретных направлений, по которым сегодня нужна работа:
1. Поддержание уровня заработной платы в инновационной промышленности на уровне, сопоставимом с наиболее привлекательными секторами экономики и опережающем их, придание этому процессу убедительного публичного характера в долгосрочной устойчивой перспективе.
2. Формирование кадрового резерва инновационной промышленности с публичным статусом принадлежности к нему, создание корпоративных школ кадрового резерва.
3. Широкое внедрение публичных конкурсных процедур при занятии ответственных и руководящих должностей (создание «карьерного лифта» для молодежи сиспользованием опыта ПФО 2001-2002 гг.).
4. Выработка современных форм социального контракта государства, предпринимательства и работников с решительным повышением роли профсоюзов.
5. Формирование современных сетевых университетов с приоритетным развитием научно-образовательных площадок в провинции; значительные инвестиции в их учебную, научную и опытно-производственную базу.
6. Создание привилегированных школ-интернатов для талантливых детей, формирование на их основе всероссийской сети поиска и отбора школьников, в первую очередь в провинции, малых городах, на селе, а также в странах СНГ.
7. Развитие корпоративной системы долгосрочного образовательного кредита для обучения в лучших вузах России и мира со значительными льготами в случае последующей работы в инновационной промышленности.
8. Широкое внедрение именных корпоративных стипендий и образовательных грантов на основе публичных конкурсных процедур.
9. Решительная гуманитаризация образования, внедрение системы нравственного и патриотического воспитания, формируемой на основе глубокого овладения культурной и духовной традицией России, на всех этапах образования, переподготовки и повышения квалификации кадров.
10. Проведение в молодежных лагерях, в том числе организованных молодежными политическими организациями, лекций, семинаров, дискуссий, игр по актуальной и перспективной проблематике инновационной промышленности.
11. Переход к современным подходам и технологиям обеспечения секретности и безопасности, снятие отживших, мешающих развитию ограничений личной свободы и гражданских прав.
12. Развитие корпоративных пенсионных программ, использование опыта и компетенций работников пенсионного и предпенсионного возраста на работах, не связанных с занятием руководящих должностей, в том числе по договорам.
13. Введение публичного статуса «инновационных городов» как особого типа производства и расселения, продвижение их как всероссийских образцов социального и культурного развития, личной безопасности и благоустройства.
14. Развитие ипотеки и расширение корпоративных льгот по ипотечному кредитованию наряду с массовым строительством служебного жилья для сдачи внаем.
15. Повышение стандартов в сфере жилищного строительства и социальной инфраструктуры, проведение российских и международных конкурсов на планировку и застройку «инновационных городов» с привлечением проектировщиков с мировой известностью и публичным продвижением результатов.
16. Формирование в «инновационных городах» высококачественного потребительского рынка.
17. Обеспечение в «инновационных городах» высоких стандартов правопорядка и личной безопасности.
18. Организация корпоративных и общественных творческих конкурсов на лучшие социальные, культурные, художественные, информационные, образовательные проекты в области инновационной промышленности с убедительными премиями, громкими процедурами награждения, продвижением лауреатов.
19. Продвижение «фоновых» культурных проектов в современных форматах (кинофильмы, телесериалы, ток-шоу, фэнтези, ролевые игры) с целью изменить общественное отношение к труду инженера, ученого, высококвалифицированного (overqualified) рабочего.
Примечания
1. См. например: Третьяков В.Т. Будущее России. – http://v-tretyakov.livejournal.com/150201.html.
2. Холмогоров Е.С. Кому мать родна… – http://novchronic.ru/1742.htm.
3. Холмогоров Е.С. Атомное православие: Саровская лекция. – http://www.specnaz.ru/article/?1118.
4. Геополитика грузинской операции. – http://multipolarity.go.ru/.
5. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 года. – http://www.kremlin.ru/appears/2007/02/10/1737_type63374type63376type6337....
6. Медведев Д.А. Заявление по ситуации в Южной Осетии на встрече с ветеранами Курской битвы. 18 августа 2008 года. – http://www.kremlin.ru/appears/2008/08/18/1818_type63374type63376type8263....
7. http://www.oilworld.ru/news.php?view=29599.
8. http://www.vz.ru/politics/2008/8/29/202125.html.
9. Развить русскую победу. Коммюнике Русского Клуба. – http://www.rus-obr.ru/ru-club/510.
10. Гурова Т. и др. Вернуть лидерство. – http://expert.ru/printissues/expert/2005/45/45ex-doct/.
11. Глазычев В.Л. «Многое зависит от того, пойдет ли высшая власть на разрушение региональных 'пирамид'». – http://kreml.org/interview/189143575.
12. Кургинян С.Е. Медведев и развитие. Часть 13. – http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/08/760/21.html
13. Архангельская А. Где живет свободный агент. – http://expert.ru/printissues/expert/2008/07/interview_zuev/
14. Гурова Т. и др. Вернуть лидерство. – http://expert.ru/printissues/expert/2005/45/45ex-doct/.
15. Градировский С.Н. Тезисы к докладу «Государство и антропоток». – http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a002.htm; Градировский С.Н., Лопухина Т.В. Исторические типы СК-переработки. – http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a007.htm.
16. Градировский С.Н., Лопухина Т.В. Советские институты СК-переработки. – http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a008.htm.
17. Громыко Ю.В. Что такое новый техно-промышленный уклад? – Альманах «Восток», выпуск № 4 (40), сентябрь 2006. – http://www.situation.ru/app/j_art_1147.htm.