Не мечите бисер перед ерофеевыми

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Меня сначала насторожило, что Андрей Ерофеев, судящий с «Народным собором» по поводу скандальной выставки в Музее имени Андрея Сахарова, увидел в новой выставке в Татьянинском храме шанс для актуального искусства.

«При всем консерватизме, — говорит Ерофеев, — Православная церковь оперативно реагировала на появление новых течений в светском искусстве и следовала их влиянию, даже когда эти веяния шли вразрез с каноном. Так появились храмы в стиле барокко, рококо, модерн, Исаакиевский и Казанский соборы, фрески Врубеля и Васнецова... Было бы логично, чтобы православие и современное искусство опять встретились и появились бы храмы в стиле поп-арта или минимализма».

Думаю, что мечты Ерофеева несбыточны. Но если православие действительно пойдет по пути взаимопроникновения с поп-артом и минимализмом, это будет означать стилистический коллапс православия.

Я не искусствовед, но как философ изучал историю стилей. Думаю, что этот человек, Ерофеев, из своего комментария к татьянинской выставке вновь сделал «перформанс» в духе кощунственной выставки в сахаровском музее. Свой комментарий он скабрезно завершает таким образом: «Хочется верить, что в скором времени архитектор Евгений Асс построит храм в стиле минимализма, который распишет в духе новой волны Гоша Острецов».

Диалог Церкви с современными художниками, наверное, возможен и в чем-то полезен. Но диалог с подобными искусствоведами, на мой взгляд, недопустим. В соответствии с евангельским принципом: не мечите бисер. А также согласно с принципом, также новозаветным, поведения в отношении неблагочестивых: «таковых удаляйся».

Виталий Аверьянов, православный публицист, писатель, директор Института динамического консерватизма

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.4 (7 голосов)

Вот уж нет. Я бы предпочел, чтобы у нас нашлись православные искусствоведы, которые смогли бы не уклониться от обсуждения, а вступить в открытый принципиальный спор о том, что два века следования русской православной церкви светским европейским, неправославным веяниям, все эти Казанские соборы и фрески Врубеля, были периодом системного кризиса православия, трагического псевдоморфоза, приведшего к революции и погибели церкви. И возвращаться на этот путь, вновь "сливаться в экстазе" с "современным искусством" - значит вновь выпасть из своего времени.

 Где всё это? Пока этого нет - выставки в приделе Татьянинского храма будут случаться неизбежно.

[ответить]

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код