Выселение Института философии РАН — это трагедия

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Когда я десять лет назад впервые пришел в Институт философии РАН по адресу ул.Волхонка, 14, то первое, что я услышал – это что сам Институт могут выселить в какое-то другое неведомое здание и чуть ли не на окраину.

В качестве инициаторов этого выселения назывались самые разные структуры, но однажды стало ясно, что речь идет о ГМИИ им. Пушкина, желающем собрать практически все соседние здания. При этом Институт философии занимает здание на Волхонке по договору аренды до 2019 года, а это значит, что до этого срока никаких разговоров о переезде в другое здание быть не должно.

Для любого человека, имевшего хоть какое-то отношение к Институту философии, это выселение представляется реальной трагедией, мысль о которой хочется отодвинуть подальше. Каждый год говорили о том, что вот-вот это выселение произойдет, что мы чуть ли не в последний раз заходим в здание на Волхонке, и вот эти предупреждения стали реальностью — теперь уже почти никто не верит, что катастрофа обратима.

Почему это выселение Института философии является катастрофой? Потому что Институт философии располагается в здании на Волхонке все 80 лет своего существования и другого места у него никогда не было. С тех пор, как постановлением ЦИК СССР от 24 апреля 1929 года Институт философии тогда ещё Комакадемии разместили в этом здании, это место стало центром научно-философских исследований, и для многих поколений это здание стало родным домом, — здесь учились и сдавали экзамены, поступали и выпускались, защищали дипломы и диссертации, а те многочисленные и весьма драматичные мировоззренческие баталии, которые проходили здесь все 80 лет, стоят отдельного многотомника.

Конечно, колоссальное значение имело обаяние самого этого места — c этим домом, бывшим изначально усадьбой Голицыных, связано много легенд из истории русской культуры: в XVIII веке здесь останавливалась Екатерина II, в 1812 году этот дом чудом спасся от пожара, потом здесь квартировали разные мыслители и писатели. Например, в 80-е годы XIX века здесь жили славянофил Иван Аксаков и либеральный консерватор Борис Чичерин, — с 2004 года Институт украшают две мемориальные доски в их честь. Что касается ХХ века, то вся история русской философии прошла через этот дом.

Кроме этого, необходимо также учитывать два принципиальных факта. Во-первых, Институт философии — это не просто замкнутый на самом себе НИИ, это центр философской мысли России вообще, — здесь регулярно, практически ежедневно проходятся открытые семинары и конференции самого разного уровня, в том числе международного, и на самые разные темы, в том числе остро социальные и политологические.

Редкий московский интеллектуал не участвовал в этих семинарах и конференциях, и не имеет представления о научных масштабах этого Института. Во-вторых, в здании Института философии работают не только ученые-исследователи, здесь еще располагается два факультета, а именно философский и политологический Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), где студенты учатся пять лет по классической программе, а некоторые из них потом продолжают обучение в аспирантуре этого университета, созданного специально для обновления кадров РАН. Таким образом, выселяя Институт философии, государство выселяет два университетских факультета, которым нужно достаточно много просторных помещений. В здании на Волхонке эти помещения есть, а вот хватит ли их в другом здании, это большой вопрос.

Чем грозит выселение Института философии в другое здание? Во-первых, как я уже сказал, дефицитом академического пространства, — перенести Институт собираются в какое-то из зданий РАН, что, с одной стороны, унижает сотрудников Института философии, поскольку 80 лет они работали в отдельном здании, а с другой стороны, притесняет сотрудников того института РАН, куда переведут Институт философии, то это этот переезд чреват психологическим конфликтом.

Во-вторых, есть еще одно следствие, о котором наша власть, по всей видимости, не догадывается — это потенциальное возрастание оппозиционных настроений в философской среде, что, на первый взгляд, звучит довольно смешно, но на выходе может обернуться тем, что идеологическая поддержка власти в философских кругах будет выглядеть моветоном. Конечно, философски мыслящим людям не свойственно поддаваться временным эмоциям, но все-таки психологический фактор нужно учитывать.

Теперь возникает два принципиальных вопроса. Вопрос первый — куда конкретно переведут Институт философии? Институт философии нуждается в отдельном здании, ни одно из возможных зданий Москвы не заменит ему Волхонку/14, и если новые помещения будут располагаться где-то на окраине города и их будет не хватать, то это будет реальной катастрофой. Вопрос второй — почему ради ГМИИ им. Пушкина можно будет выселить Институт философии РАН, а вот соседствующий с ним центр Рерихов благополучно сохраняет свои позиции? Ведь рериховщина — это не просто собрание весьма специфических картин, это ещё так называемое «эзотерическое» учение, осужденное Русской Православной Церковью. Эти вопросы остаются открытыми.

Наконец, очень сложно себе представить, что в бывшем здании Института философии будут выставлять слепки с античных скульптур или картины эпохи классицизма, — скорее всего, новые помещения будут отданы на выставки так называемого «современного» или, что еще хуже, «актуального» искусства, и если это будет так, то подлинные заказчики выселения Института философии станут очевидны.    

Аркадий Малер, православный философ, председатель Византийского клуба  

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.3 (14 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Господин Малер взялся защищать Институт философии РАН. Дело, казалось бы правое. Но он выбрал какой-то странный метод защиты, нападая при этом на соседний центр русской науки и культуры – Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Думаю, что такой способ защиты - самый непродуктивный. Тем более, что господин Малер пытается свою личную точку зрения представить общепризнанной. На самом деле все обстоит совсем не так, как он преподносит читателям. Международный Центр Рерихов ежегодно проводит представительные международные научные конференции: http://www.icr.su/rus/work/conferencies При МЦР работает Научный центр космического мышления: http://www.icr.su/rus/departments/nckm/direction/index.php

[ответить]

Центры сайентологов, мунитов и сатанистов тоже регулярно проводят "представительные международные научные конференции" и создают "центры космического мышления", только всё это деструктивные секты в чистом виде.

[ответить]

По поводу саентологов и т.д. и их центров ничего сказать не могу. А вот Вы сейчас явно занимаетесь черным пиаром и нейролингвистическим программированием в чистом виде. И, соединяя в одну цепочку культурные организации вместе с сомнительными, пытаетесь создать заведомо отрицательный образ уважаемой организации.  Что касается Международного Центра Рерихов, то он имеет договор с ИИЕТ РАН. Этот договор предусматривает в том числе и защиту диссертаций в ИИЕТ РАН по рериховедению и космическому мышлению. http://www.icr.su/rus/news/icr/index.php?news=173

[ответить]

Космическое мышление;))))))

Мдям-с, 90-е годы еще не изжиты...

[ответить]

У нас тут обретался один хохол, тоже Алекс, которого интересовала только история борьбы свободолюбивых первобытных укров с клятыми москалями. Но вы на него не похожи. Сударь, развейте мои сомнения :)

[ответить]

Нет, я по другой части) Украина - историческая часть России и точка.

[ответить]

О, цє діло :)

[ответить]

Ну вот, уже пошла и склока. Многие философы любят цитировать Диогена, но мало кто из них желает жить в бочке. Ну оно, по человечески, и понятно.

Впрочем, в обществе, где "философствования" Ксюши Собчак пользуются гораздо большей популярностью, чем труды всего Института философии, место оного института действительно на глухой окраине. Это логично и "экономически целесообразно". Что Вы хотели? Нынче другие "властители дум", их "философия" определяет именно это место для всех остальных. А на Рерихе, может быть, ещё можно немного заработать. "Шамбала" - как звучит- то?;)

Вот интересно, платоновскую Академию, или аристотелевский Ликей кто спонсировал?

[ответить]

[ответить]

"...это потенциальное возрастание оппозиционных настроений в философской среде, что, на первый взгляд, звучит довольно смешно, но на выходе может обернуться тем, что идеологическая поддержка власти в философских кругах будет выглядеть моветоном." К сожалению это звучит не столько смещно сколько грустно - хороша философская среда меняюшая свои воззрения в зависимости от адреса...

[ответить]

это отличается чем-нибудь от философского парохода?

[ответить]

Факты: 1. Здание Института философии заражено грибком и не может быть использовано для хранения картин. 2. В октябре 2009 года совершены акты вандализма по отношению к зданию Института философии. 3. Предложения Института о создании совместных культурно-философский проектов были отклонены ГМИ им. Пушкина. 4. У академии наук нет свободной недвижимости, способной принять 350 сотрудников ИФРАН и 320 студентов ГУГН хотя бы приблизительно напоминающее работы на Кропоткинской. 5. Чиновники форсируют выселение Института на улицу с грубыми нарушениями законодательства - юристами было выявлено более 10 фальсификаций и подделок документов. 6. Расширение музейной зоны ГМИ им. Пушкина намечено перспективным планом на 2012 год и далее. 7. У государства на данный момент нет денег на финансирование расширения музейной зоны ГМИ им. Пушкина.

[ответить]

Вот гораздо более серьезная статья на эту же тему:

Известияю. Ру.

http://www.izvestia.ru/moscow/article3134462

Рустам Рахматуллин

"Музейный городок" возведут на руинах усадеб?В историческом центре Москвы назревает перестройка

 

[ответить]

[ответить]

Уважаемый православный философ Византийского клуба! Согласен с Вами, что вопрос переселения института философии РАН в лоно РАН достаточно сложный. Но совершенно не понятно, зачем при этом невежественно очернять признанное во всём мире мастерство Мастера гор?! Именно так называют Николая Константиновича Рериха за его художественное мастерство! Зачем вешать ярлык эзотеризма на наследие Рерихов, если оно общеизвестно и абсолютно доступно. Выходит эзотеризма нет. Зато есть вопросы к уровню знаний православного философа Византийского клуба! Стыдитесь, философ!

[ответить]

Уважаемый православный философ Византийского клуба! Согласен с Вами, что вопрос переселения института философии РАН в лоно РАН достаточно сложный. Но совершенно не понятно, зачем при этом невежественно очернять признанное во всём мире мастерство Мастера гор?! Именно так называют Николая Константиновича Рериха за его художественное мастерство! Зачем вешать ярлык эзотеризма на наследие Рерихов, если оно общеизвестно и абсолютно доступно. Выходит эзотеризма нет. Зато есть вопросы к уровню знаний православного философа Византийского клуба! Стыдитесь, философ!

[ответить]

Вот напали-то на человека. С точки зрения православия наследие "Мастера гор" ничтожно, бессмысленно, и даже вредно. С чего бы это православному философу стыдиться своей нелюбви к такому наследию?

Признано во всем мире? Да и хрен с ним, с миром-то. "Черный квадрат" тоже признан во всём мире.

"Общеизвестно и доступно"? Так и колдовство нынче общеизвестно и доступно. В любом виде и форме, согласно прейскуранту.

[ответить]

Искусствоведение от РПЦ - это что-то с чем-то! Уж лучше бы молчали. Не так видны были бы  ограниченность восприятия и догматизм кругозора.

А Институт философии РАН - очень жаль. Нужна помощь общественности. Музей Рериха, кстати, именно общественность и отстояла.

http://lib.roerich-museum.ru/node/20

[ответить]

Искусствоведение расцветает тогда, когда кончается искусство. РПЦ пока, слава Богу, не занимается искусствоведением. Но религия всегда является источником и отправной точкой всякого искусства, даже в стадии отрицания религиозности.

Ограниченность - неотъемлемое качество всякой формы, всякого конкретного воплощения, в отличие от абстрактной мысли. Я - русский, а не "общечеловек", значит я ограничен всоей русскостью. Я - православный, а не "абстрактно верующий/неверующий", значит я ограничен православием. Я верую в догмат Св.Троицы, в догмат Воскресения и т.д., значит я догматик. В чём Вы хотите меня ещё изобличить?;)  Приходит, знаете ли, время, и старые шаманские заклинания перестают действовать.

[ответить]

>С точки зрения православия наследие "Мастера гор" ничтожно, бессмысленно, и даже вредно. С чего бы это православному философу стыдиться своей нелюбви к такому наследию?

Вообще-то речь идет о нашем национальном культурном наследии и достоянии. Если Вы - не в курсе.

Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Все - как и раньше. Партия сказала - "фас". Комсомол ответил "есть".
И не надо приватизировать точку зрения Православия. В данном случае имеет место элементарный церковный догматизм (не путать церковность с Православием, как явлением мировой кульутры). До чего же верно замечание: "Что бы у нас в России не начали новое  строить - все КПСС получается".

[ответить]

Философ любит Истину, а наследие хранит музейный работник. Разницу улавливаете?;)

Я тут уже и "прапорщик", и "комсомолец" и "приватизатор православия". Во многих чинах, есть повод к самоуважению.:)

А я и не путаю церковность с "явлением мировой культуры", т.е. не путаю внутреннее содержание с внешним образом. Внешний образ более важен неуверенным людям, типа Горбачева, который тоже хотел быть "явлением мировой политики", потому как был полностью несостоятелен в политике внутренней.

Да, замечание верное, сколько ни пытайся из русского сделать "общечеловека", он всё одно непонятной (для европейца) сущностью останется.

[ответить]

ответ господину witeman:

С такими формулировками, witeman, можно превратиться в ничтожество. Надеюсь, этого не произойдёт. А православному философу нужно прежде всего стыдиться отсутствия у себя в голове элементарных знаний, понятий и определений.

[ответить]

Ну вот опять, начинаем бросать какашки в качестве последнего аргумента. Что такое ничтожество в Вашем понимании? Может мне будет приятно им оказаться в такой формулировке?;) И потом, не я же православный философ, а я, напротив, вовсе не философ. Я физик, переквалифицировавшийся в управдомы, извиняюсь, в управфинансы, получающий доход от нещадной эксплуатации наёмного труда. Где я и где Рерих?:)

[ответить]

Я бы по-другому сформулировал критерии:"во имя мое" и "во Имя Твое". Они творили не для себя и не ради себя, а от себя. Поэтому Вечность и сохранит их имена. А вот наши - вряд ли....

[ответить]

Мало что понял, но тут уж ничего не поделаешь. Для меня, как всякого "человека расы": крестьянина, аристократа, военного, политика и т.д. "вечность" в крови, в моих детях, а для "человека духа" - истинного интеллигента, философа, священника, художника, учёного "вечность" в Идее. Для одного ужасна смерть без наследников, для другого - без учеников.

Один производить от себя кровь, а другой - мысль, вечность одного в потомках, вечность другого в книгах. Один живёт ради Жизни, другой ради Вечности.  Media vita in morte sumus "Посреди жизни мы пребываем в смерти." (лат.)

[ответить]

Вы, товайищ, всё же опгеделитесь - ви гусский или ви-таки пан :)

[ответить]

Как-то даже обидно в статье человека, душой болеющего за философию и развитие человеческого сознания, видеть нападки на философскую концепцию Рерихов. Любой человек, изучающий эту концепцию не через мыльно-едкую линзу догматики, понимает, что в ее основании лежит утверждение единства человечества, искреннего стремления к общему благу, нравственности и красоты. Я не говорю, что выселение Института философии РАН есть дело хорошее - напротив, всецело за позицию автора! Но цеплять при этом, если хотите, коллег по мысли, весьма и весьма неэтично. Представьте, что несправедливо наказывают невиновного малыша. Тому обидно, и в раздражении он восклицает - а почему, собственно, меня?! Вон Петька ничем меня не лучше, а может даже и хуже, так почему его не наказывают?! И Петька при том ни в чем не виноват, однако отчего бы не выместить на нем свое раздражение, а?

[ответить]

Полностью поддерживаю. Склочность какая-то получается. Не радение за культуру, а местечковый эгоизм.

[ответить]

А что, любой философ обязан уважать рериховщину? Тем более православный философ?

[ответить]

Думаю, что любой культурный чловек, в первую очередь философ, обязан уважать другую точку зрения и не оскорблять оппонента неологизмом "рериховщина".

[ответить]

А это смотря к какой культуре он принадлежит. Может мы с Вами просто в разных культурных мирах живём?;)

[ответить]

Культура имеет разные проявления, которые всегда  созвучны друг другу.  А вот виды бескультурья бывают разные...

[ответить]

По секрету, рериховцу от шпенглерьянца.:)

Нет никакой единой "общечеловеческой" культуры. Как нет никакого единого "человека". Как человечество - состоит из отдельных Личностей, каждая из которых со своей Судьбой (и отдельным набором хромосом), так и "культурный мир" человечества состоит из отдельных культур.

"Культуры суть организмы. История культуры - их биография. Данная нам, как некоторое историческое явление в образе памяти, история китайской или античной культуры морфологически представляет собой полную аналогию с историей отдельного человека, животного, дерева или цветка...   История культуры есть осуществление ее возможностей. Завершение равнозначаще концу...  Культура есть прафеномен всякой прошедшей и будущей мировой истории....

[ответить]

" Необозримое множество человеческих существ, безбрежный поток, истекающий из темного прошлого: таков фон картины истории человечества. Однообразный прибой бесчисленных поколений волнует широкую  поверхность. Мы  называем их родами, племенами, народами и расами. Они охватывают ряд поколений в узком круге исторической поверхности. Когда угаснет в них созидающая  сила, угасают также и физиогномические, филологические и  умственные признаки, и само явление вновь растворяется в хаосе поколений. Арийцы, монголы, германцы, кельты, парфяне, франки, карфагеняне, берберы, банту -  таковы имена в высшей степени разнообразных образований этого порядка.

[ответить]

А что, у православных философов есть какое-то преимущество перед другими философами? Они что, под другим небом ходят, на другие звезды смотрят? Откуда такая нетерпимость и желание принизить других? Может, от собственного бессилия и неспособности ответить на животрепещущие вопросы бытия? Народ ведь не может долго верить в сказки и выдумки двухтысячной давности. Ему научное объяснение происходящих в социуме процессов необходимо.

[ответить]

Философы-марксисты при советской власти развивали такие лже-науки, как диалектический материализм, исторический материализм, политэкономия, ленинская теория отражения, марксистская диалектика и т. д. Они грузили студентов галиматьёй и абракадаброй. Они душили социологию, кибернетику, генетику и другие науки. Они клеймили позором западные общественные науки, вместо того, чтобы учиться у Запада и изучать великие теории западных авторов. Именно за это сегодня история мстит философам-марксистам. Институт философии в "Жёлтом доме" на Волхонке 14 - это штаб лже-учёных, который нужно закрыть. Маркса, Гегеля и нынешних философов-марксистов нужно выселить на свалку истории и пусть они оттуда вещают о диалектике.

[ответить]

 

 

Марксистскую философию – на свалку истории!

[ответить]

Самое главное сохранить исторический центр не переделанным на новый лад даже культурными проектами Пушкинского. Это всё одно новодел. Даёшь музеи народу, а Пушкинцев в массы... !Это страшно но факт: для сына искала спортивную секцию вроде борьбы или единоборств в моём районе (м Кропоткинская и в округе), увы в ЦАО спорта нет. Обзвонив все клубы из ассоциации таэквондо я получила страшную картину конца 80-ых начала 90-ых: все единоборства, борцовые и бойцовые клубы сосредоточены на юго-востоке Москвы и тому "благополучных" окраинах. Такое впечатление что там растёт армия. Этакие казармы в масштабе отдельно взятого округа столицы. Или силовой перевес для альтернативных высказываний? Музеи (даже современного искусства) весьма разнообразят их мрачное житие, просветят и приоткроют иные перспективы. Пушкинский! ЮВАО ждёт тебя

[ответить]

It seems excellent idea to me is [url=http://thefitpeople.com/index.php/index.php/topic,3157.0.html]audrina patridge naked[/url] Your idea is magnificent [url=http://browseelpaso.com/browseelpasov1/forums/index.php?topic=378481.0]billie piper pictures[/url] Also that we would do without your remarkable phrase [url=http://totaltalkfootball.com/index.php?topic=15132.0]brooke burke porn[/url] secret film

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...