Ветер раны...

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Страна готовится к празднованию Дня Победы. Над Москвой который день пролетает боевая техника, на площадях проходят репетиции парадов, города украшают перетяжками и плакатами. В СМИ публикуются новые материалы о ветеранах и о Великой Отечественной, радиостанции выдают в эфир военные песни, по телевидению один за другим показывают новые фильмы о войне. Кинематограф — вообще отдельная тема. Такое ощущение, что в последнее время сняли больше фильмов, сериалов и передач о Великой Отечественной, чем за все годы советской власти. Наверное, это хорошо. Тема той войны находит отражение в искусстве. Во всех его видах. Десятилетия и десятилетия спустя мы видим новый всплеск интереса к теме и к воевавшим за страну людям.

Но в связи с этим, чем не повод, хочется сказать и пару слов о делах насущных, о связи времен, о ветеранах недавних войн, о современной ситуации в отображении войны.

Как у ветерана, у меня нет никакого официального дняМы часто встречаемся с друзьями, кто прошел войны уже после Великой Отечественной. С «афганцами», «чеченцами», «ангольцами», «вьетнамцами» и ветеранами других войн, в которых наша страна принимала участие. И речь очень часто заходит о том, как отличается отношение государства и общества к ветеранам разных войн. Безусловно, масштаб, характер, накал и значимость Великой Отечественной не идет ни в какое сравнение с последовавшими войнами, но возникает ощущение, что сконцентрировавшись только на Великой Отечественной войне, на уже далеком прошлом, на внимании к оставшимся совсем немногочисленным старикам, наше общество закрывает глаза на проблемы поколений новых ветеранов, насущные, актуальные. Празднование и торжества Великой Победы почему-то полностью задвигают на задворки информационного поля наших современников, отбирая у них и у нас самое главное для жизни и для будущего страны — непрерывную связь времен, нить жизни. Вспоминать всегда проще, чем делать сейчас.



Речь даже не идет о каких-то материальных затратах и капитальных вложениях. Речь идет о так часто упоминаемом образе войны, патриотизме, социальной ответственности. Можно начать с того, что у нас нет общей для всех ветеранов Даты. Каждый празднует что-то своё. Кто-то день ввода войск, кто-то день вывода, дату штурма определенного города, день прихода к власти того или иного человека. Как это выразил мой друг, ветеран двух Чеченских войн, писатель и журналист: «Как у ветерана, у меня нет никакого официального дня. У меня нет места, в которое в этот официальный день я мог бы придти с цветами и просто постоять. Нет ленточек, которые я мог бы повесить, и мелодий, которые я мог бы скачать. Нет никаких мероприятий, торжеств, памятных дат, речей, телевизионных программ и прочего. В глазах государства меня не существует. Поэтому Девятое мая для меня день особый. В этот день мне всегда хотелось надеть все свои медали — все обе две, которые, кстати, от общественных организаций, не от государства — придти к Вечному огню и положить цветы. Раньше я не делал этого, потому что стеснялся. Тоже, кстати, показатель. Стесняться своего ветеранства в своей же стране». Так или иначе, о необходимости общей Даты для всех ветеранов разговоры не шатко и не валко, но идут, хотя и среди самих ветеранов пока нет общей позиции по данному вопросу.

как отличается отношение государства и общества к ветеранам разных войнА вот ситуация в освещении и художественном осмыслении недавних войн совсем аховая. Время идет, и история страны все больше уходит в тень, не находя должного внимания. Хотелось бы осветить только три направления: журналистика, литература и изобразительное искусство. Осветить в сравнении с единственной страной, которая воевала и воюет не меньше нашего в XX–XXI веках — с США.

Военная периодика. В России издается всего несколько журналов («Искусство войны», «Братишка», «Солдаты России», «Офицеры», «Военный парад», «Боевое братство», а также с десяток недоступных общественности ведомственных журналов) и газет («Красная Звезда», «Независимое военное обозрение» и ведомственные издания). В США дела обстоят куда лучше. Например, в настоящее время там выходит более 1400 периодических военных изданий, в т.ч. около 400 журналов и свыше 1000 газет с разовым тиражом более 12 млн экз.

Министерство обороны США издает в основном для внутреннего пользования всего 22 журнала, наиболее известным из которых является издание управления по связям с общественностью МО США «Commander's Digest». Министерства видов вооруженных сил издают соответственно: сухопутных войск — 13, ВВС — 38 и ВМС — 27 журналов. Крупнейшие из них — журналы «Soldiers» (сухопутные войска), «Airman» (ВВС) и «All hands» (ВМС), тираж каждого из них — свыше 100 тысяч экземпляров. Т.е. подавляющее большинство периодики  доступно для обывателя, для гражданских лиц. Военная тема постоянно поднимается во всех ведущих неспециализированных СМИ, почти каждое из них имеет своего военного корреспондента, который прикрепляется к воюющим подразделением на продолжительное время, ведя как репортажи чуть ли не в режиме реального времени, так и публикуя различные эссе и очерки. Таким образом достигается широкое и своевременное освещение происходящего в армии, на войне. Страна знает своих героев, страна работает над имиджем своих вооруженных сил, критикует проблемы и восторгается поступками, проводит параллели с участниками Второй мировой. В США, в отличие от нашей страны, нет такого отрыва одного воюющего поколения от другого. Есть преемственность.

Банальный поиск в интернете американских или английских книг о современных войнах выдает тысячи наименованийЛитература. Банальный поиск в интернете американских или английских книг о современных войнах выдает тысячи наименований, от Кореи и Никарагуа, до Сомали и нынешнего Ирака. Только вьетнамская война дала как минимум с десятка два произведений, считающихся в США литературной классикой. Сколько классических произведений мы знаем о нашей Афганской или Чеченской войне? В США созданы и поощряются все возможности для ветеранов и, что самое главное, для действующих военнослужащих, активно публиковаться, а издательства готовы вкладываться в раскрутку и пиар военных произведений. Мало того, понимая важность художественного изображения войны, государство организовывает хорошо оплачиваемые визиты и мастер-классы ведущих в стране писателей в зону боевых действий. Мэтры проводят специальные курсы писательского мастерства для рядовых солдат в Афганистане и Ираке. Трудно представить хоть что-то подобное у нас в стране. На моей памяти, в Чечню ездил только один современный российский писатель, за свой счет, естественно, чтобы написать книгу о той войне. Сколько классических произведений мы знаем о нашей Афганской или Чеченской войне?Недавно созданная в России Студия военных писателей в Союзе писателей не нашла поддержки у государства и Министерства обороны и почти полностью парализована. Тем не менее, военная современная литература в России есть, но она в основном окопалась в интернете на сайтах www.artofwar.ru и www.okopka.ru. Авторы данных сайтов, ветераны различных войн, периодически публикуются небольшими тиражами в военных и военно-детективных сериях крупнейших издательств, но этого явно недостаточно для развития целого направления российской литературы.

Изобразительное искусство. Несколько лет я собираю виртуальную коллекцию сканов художественных картин на военную тематику. На данный момент в коллекции есть произведения около ста (!) современных военных художников. И это я беру только тех, у кого в интернете есть сканы хорошего качества. Как минимум мне знакомы ещё художников 50, просто нет доступа к крупным изображениям. В США существуют даже школы военного искусства,  галереи, а художники, как и журналисты, прикрепляются к воюющим подразделениям и проводят многомесячные командировки на текущих войнах, возвращаясь оттуда с коллекцией картин, рисунков, портретов и т.д. Рисование всячески поощряется в вооруженных силах, а работы непрофессионалов, солдат и офицеров с передовой пользуются популярностью в выставочных залах крупнейших центров в США и Великобритании. В России я, занимаясь военной темой более 5 лет, знаю только 6-х художников, кто пишет на тему Афганистана и Чечни и хоть как-то известен публике.  И это давно уже уволившиеся из рядов вооруженных сил ветераны. Ничего подобного же известной на весь мир советской Студии военных художников имени М.Б.Грекова в современной России так и не появилось.

Помимо сугубо государственных программ по развитию художественного освещения военной темы, надо сказать, самим обществом в США востребованы работы такого рода, будь то в области журналистики, литературы, кинематографии, изобразительного искусства. Начинания снизу, от энтузиастов, поддерживаются частным бизнесом, профессиональным сообществом. Когда умрет последний ветеран Великой Отечественной войны, что останется у государства, кроме воспоминаний?

В России государство никак не участвует в пиаре, пропаганде и развитии данного направления, несмотря на все громкие фразы о создании привлекательного образа армии, предпочитая просто ритуально и всё в больших масштабах вбухивать средства в День Победы, отдавая дань памяти прошлому, плюя на настоящее и будущее. Когда умрет последний ветеран Великой Отечественной войны, что останется у государства, кроме воспоминаний?

Но если такой подход государства давно никого не удивляет, меня лично удивляет другое. Удивляет, что не наблюдается никакого общественного интереса ни со стороны  профессиональных сообществ, ни со стороны самих официальных ветеранских организаций, ни со стороны состоявшихся бывших воевавших или просто адекватных предпринимателей с хоть малой долей интереса к чему-то в жизни кроме денег, ни со стороны обывателей, ни со стороны СМИ. Полная аморфность и равнодушие нашего общества. Тема не разрабатывается и даже не оговаривается и не обсуждается. Хочется верить, что это только потому, что люди заняты выживанием и своими личными проблемами, что это временно. Хочется верить.

А пока же целый пласт человеческой культуры уходит в прошлое. Навыки, умение, мастерство. Исчезает из исторической памяти страны. Неизвестные, нерассказанные, ненарисованные и незапечатленные войны в тени Великой войны. Уходят молча, тихо, незаметно и, увы, бесследно. Без торжественных проводов, в отличие от нашего без сомнения великого Дня Победы.

Илья Плеханов, главный редактор альманаха «Искусство войны»

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (3 голоса)

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код