Архиерейский собор РПЦ подводит итоги

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Завершил свою работу Архиерейский собор Русской Православной Церкви.

Его основными итогами стали принятие концепции РПЦ по правам человека, создание церковного суда, подтверждение единства Русской Церкви и отпор украинскому церковному сепаратизму, прещения против внесшего смущение в Церковь епископа Диомида и празднование 1020-летия Крещения Руси.

28 июня, после молебна в Успенском соборе Московского Кремля, в Государственном Кремлевском дворце состоялся торжественный акт, посвященный 1020-летию Крещения Руси. На торжественном акте, который открывает череду праздничных мероприятий, посвященных 1020-летию Крещения Руси, присутствовали участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, пленарные заседания которого завершились накануне. Кроме того, торжественный акт посетили политические и общественные деятели, представители христианских конфессий и других вероисповеданий, духовенство города Москвы и прихожане столичных храмов.

На торжественном акте выступил с приветственной речью премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, отметивший, что «государство и впредь намерено поддерживать инициативы Церкви, направленные на укрепление гражданского и межрелигиозного согласия, ее социальную, культурно-просветительскую, благотворительную миссию». Святейший Патриарх Алексий в своем слове отметил важность сохранения церковного единства, которое созидалось многими поколениями наших предков. «Будем же всегда помнить — вместе мы необоримы, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Общность, взаимная помощь и братская поддержка принесут нам достойное будущее».

29 июня, в день завершения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в сослужении всей архиерейской полноты Русской Православной Церкви. Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. После Литургии в храм прибыл президент Российской Федерации Дмитрий Медведев с супругой. После краткого молебна Д.А. Медведев обратился с приветственным словом по случаю завершения Архиерейского Собора и продолжения празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси. Отмечая, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности, церковные святыни, президент России совершил церемонию передачи святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля.

Каковы же церковно-общественные итоги собора и его важнейшие решения?

О правах человека

В четверг 26 июня был единогласно утвержден документ под названием "Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека". По словам председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который и представил этот документ участникам Собора, он разрабатывался с лета 2006 года по июнь 2008 года рабочей группой, в которую входили православные священнослужители, богословы, ученые и общественные деятели. Принятый документ является дополнением к основам социальной концепции РПЦ и «официальной позицией Московского патриархата по теме прав человека», - говорится в определении Собора. Председатель Собора - патриарх Московский и всея Руси Алексий II - ранее неоднократно высказывал озабоченность тем, что многие международные организации, занимающиеся вопросами прав человека, пытаются" отделить их от нравственных ограничений", сделать права человека "стимулом эгоизма и гордыни". Патриарх заявил: "Мы свидетельствуем: такая свобода есть рабство греху, разрушительное для личности и общества".

Согласно документу, РПЦ "усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков - например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия". "Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного", - подчеркивается в нем. Помимо этого, опасным и недопустимым полагается "является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика". "Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми," - указывается в документе.

Изучение "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" постановлено включить в учебный план духовных школ Московского Патриархата, а также рекомендовать светским учебным заведениям ознакомление с этим документом в рамках учебных курсов, посвященных РПЦ. Верующим и всем церковным подразделениям велено руководствоваться "Основами учения РПЦ о правах человека" во взаимоотношениях с государством и обществом.

О церковном суде

Также в четверг было принято положение о церковном суде и избран его состав на ближайшие четыре года. Проект Положения о церковном судопроизводстве членам Собора представил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.

Председателем суда стал митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, его заместителем - митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Кроме того в состав церковного суда вошли архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и епископ Дмитровский Александр, избранный секретарем суда.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе был принят Устав РПЦ, предполагающий возродить институт Церковного суда, существовашего до революции, и создать трехинстанционную церковно-судебную систему.

Согласно проекту, судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора ,помимо этого - высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Ведению епархиальных судов, функции которых в исключительных случаях по благословению Патриарха Московского и всея Руси могут возлагаться на епархиальные советы, подлежат дела в отношении клириков, монашествующих и мирян из разряда церковно-должностных лиц епархий, приходов, епархиальных монастырей и подворий. Общецерковный суд же является судом первой инстанции по делам в отношении архиереев, а также руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений. В качестве суда второй инстанции он будет рассматривать апелляционные жалобы на решения епархиальных судов, а также высших церковно-судебных инстанций Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей. Также Общецерковный суд вправе пересмотреть в порядке надзора решения епархиальных судов, вступившие в законную силу.

Как говорится в положении, церковные суды предназначены "для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений православной церкви". Им подсудны дела в отношении лиц, находящихся в юрисдикции РПЦ. Перечень правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, включает пять категорий дел: дела по церковным правонарушениям против веры, против ближнего и христианской нравственности, против правил о монашестве, против иерархического порядка и против пастырской службы.

Напомнив, что Русская Церковь осуществляла миссию в Китае, Корее, Японии, на Алеутских островах, Аляске, митрополит Кирилл выразил недоумение в связи с тем, что, с точки зрения Константинополя, "результаты миссионерской деятельности Русской Церкви должны быть направлены на то, чтобы создавать в этих странах юрисдикцию Константинопольского Патриарха". По словам митрополита Кирилла, именно в этом состоит принципиальное расхождение Русской и Константинопольской Церквей.

О епископе Диомиде

В 2007 году епископ Анадырский и Чукотский Диомид опубликовал «Обращение ко всем верным чадам Святой Православной Церкви», в котором подверг резкой критике РПЦ и призвал покаяться в действиях церкви всех архипастырей, пастырей и монахов. Тогда Диомид призвал патриарха "не признавать демократию как политическую систему, а считать богоугодной властью монархию", а также отлучить от церкви "содомитов, сторонников абортов, эвтаназии, алкоголиков и наркоманов".Он упрекал руководство церкви в экуменизме, пособничестве власти, глобализации и «большой восьмерке». Многие из претензий, упомянутых в обращении, предъявлялись РПЦ Русской православной церковью за рубежом на момент решения вопроса о ее воссоединении с Московским патриархатом. Поэтому появление крамольного письма незадолго до подписания Акта о каноническом общении российское духовенство расценило в том числе и как попытку «дискредитировать процесс воссоединения».

Диомида было решено разжаловать в монахи - за культивацию раскола единства церкви. "По исследовании всех документов самую тяжкую вину епископа Диомида собор усматривает в том, что своими заявлениями он культивирует дух раскола в церкви, разрушая ее единство,- говорится в определении собора.- В обращениях Диомида собор нашел много примеров клеветы, дезинформации и прямой лжи относительно действий предстоятеля церкви и отдельных архипастырей". По мнению иерархов, высказывания чукотского епископа "ведут к конфронтации церкви с государством и обществом".

Епископ Егорьевский Марк, зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата высказался следующим образом: «Собор все же дал владыке Диомиду последнюю возможность покаяться, и если он это сделает, решение о лишении его сана не вступит в силу». "Сейчас судьба Диомида в его собственных руках",- сказал владыка Марк, добавив, что решение собора даст понять верующим, что "дискуссия Диомида перешла все пределы допустимого, поэтому кто последует за ним, поставит себя вне церкви". "Соборное определение отрезвит многих верующих, которые попали под дурное влияние раскольников, но дорожат церковным единством",- убежден владыка.

В субботу, 28 июня, Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора отстранил епископа Диомида от управления епархией и запретил ему проводить богослужения. Временно управляющим Чукотской епархией, которую возглавлял Диомид, был назначен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Епископ Чукотский и Анадырский Диомид, отстраненный Синодом РПЦ от управления епархией, не намерен подчиняться синодальному решению, сообщает 29 июня "Интерфакс" со ссылкой на племянника епископа Александра Нестерова. По словам Нестерова, во время воскресной литургии в Преображенском храме Анадыря Диомид объявил прихожанам, что не намерен ни в чем каяться и менять своих взглядов, так как не считает себя виноватым. Епископ также не намерен подчиняться синодальному решению и будет продолжать проводить богослужения.

По мнению руководителя пресс-службы Московской патриархии Владимира Вигилянского, даже если владыка Диомид откажется покаяться, это не спровоцирует массовый раскол в РПЦ. "За ним в лучшем случае последует малая часть маргиналов",- считает он. Того же мнения придерживается и глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич. "Я думаю, что Диомид станет раскольником. К нему уйдет мало народу, но шумихи будет много",- заявил он, подчеркнув, что Диомид стал "жертвой манипуляций сил, которые хотят подорвать единство в РПЦ и рассорить церковь с государством", сообщает газета «Коммерсант».

О конфликте с Константинопольским патриархатом

Еще более серьезная проблема назревает на Украине. Все три президента страны добивались и добиваются создания автокефальной (независимой от РПЦ) церкви. Для укрепления единства с нашими украинскими братьями Святейший патриарх предложил вполне конкретные меры: расширение связей епархий и паломничества в Киев и другие города. Знаковым для верующих стало бы и появление нового общего великого праздника.

В июле в Киеве будут отмечать 1020-летие Крещения Руси. Однако Виктор Ющенко уже сделал немало, чтобы крайне затруднительно стало участие в торжествах Алексия II. Украинский лидер пригласил не только предстоятеля Русской православной церкви, но и Константинопольского патриарха Варфоломея. Мало того, что это нарушение церковного протокола, так еще и отношения с Константинополем сейчас у Московского патриархата, мягко говоря, напряженные. А уж представить себе Патриарха Московского рядом с отлученным от Церкви главой непризнанного "Киевского патриархата" Михаилом Денисенко (Филаретом) и вовсе невозможно. Именно этого скорее всего и добивается президент Ющенко.

"Отделение Украинской Церкви в первую очередь ударит по верующим восточной части Украины, т.е. по русским людям. Введение автокефалии может иметь катастрофические последствия для духовной жизни на Украине. При всех своих проблемах Русская Церковь на Украине - это единственный по-настоящему живой духовный организм", - уверен священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, сообщает Regions.ru.

Андрей Юраш, львовский религиовед, отметил жесткость позиции РПЦ МП по отношению к Константинопольскому патриархату из-за претензий последнего на участие в решении проблем украинского православия. Москва и Константинополь, считает ученый, будут "стремиться использовать Украину, Украинскую Церковь, украинскую ситуацию для укрепления своих позиций".

В «Определении о единстве Церкви», принятом на Соборе, говорится: "Угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви». Далее РПЦ опровергает новую экклезиологическую концепцию, согласно которой предусматривались в числе прочих следующие положения: а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты.

Таким образом, «Собор призывает Святейшую Константинопольскую Церковь впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».

Гая Марина Гарбарук

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...