Про то, как Нанотолий уху ел

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

 

Комиссия, состоящая из профессиональных политиков-думцев, завершила расследование аварии, случившейся 17 августа на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате техногенной катастрофы были разрушены или получили серьезные повреждения семь из десяти гидроагрегатов, а самое страшное — погибли 75 человек.

Депутаты определили «расстрельный список из примерно двадцати людей, которые теперь понесут ответственность за случившееся. И — кто бы сомневался?! — в списке виноватых нет бывшего главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Кстати, стоящего третьим в другом, определённом Ростехнадзором списке ответственных за Саяно-Шушенскую трагедию.

Видимо, парламентарии гораздо более профессионально, чем специалисты Ростехнадзора, разобрались, кого можно назначать «стрелочником», а кто, как всегда, во всём не виноват.

 

 

«Что за комиссия, Создатель...»

Главный вывод парламентской комиссии: руководство «РусГидро» не обеспечило должного внимания к безопасности функционирования Саяно-Шушенской ГЭС. Низкое качество ремонта второго гидроагрегата СШГЭС, проведённого аффилированной с руководством станции организацией в марте 2009 года, по заключению думцев, способствовало разрушению шпилек крышки турбины гидроагрегата, в результате чего на станцию хлынула вода.

Парламентарии гораздо более профессионально, чем специалисты Ростехнадзора, разобрались, кого можно назначать «стрелочником», а кто, как всегда, во всём не виноват

 

В числе причин также называются недостатки при проектировании плотины и отсутствие в системе управления станцией необходимого комплекса защитных мер в отношении персонала и оборудования.

«К причинам аварии следует отнести снижение уровня квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли, и принижение роли инженерных служб, — говорится также в итоговом докладе. — Технические специалисты с опытом работы и специальным инженерным образованием представляют в составе правления "РусГидро" абсолютное меньшинство. Должность главного инженера в этой крупнейшей российской генерирующий компании отсутствует.

Свои выводы думские комиссионеры представят Следственному комитету при Генеральной прокуратуре РФ, которая и примет окончательное решение по персоналиям, виновным в аварии, и установит степень виновности каждого.

Сами депутаты в своём докладе определили более двадцати лиц, ответственных за катастрофу (см. Справку).

 

 

Во всём не виноват Чубайс

Между тем, в «чёрном списке», представленном депутатами, не оказалось бывшего главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса.

Мало того, сам сопредседатель парламентской комиссии по расследованию причин аварии на ГЭС Владимир Пехтин (кстати, ранее работавший в структурах РАО ЕЭС, а в 1997 году вошедший в Совет директоров корпорации) особо отметил, что нынешний руководитель Роснано не несёт никакой ответственности за произошедшее, ибо в 2000 году просто не мог не подписать акт о приемке в эксплуатацию злосчастной Саяно-Шушенской ГЭС.

По словам сопредседателя, станция, на которой последний гидроагрегат был введен в строй еще в 1985 году, не могла «оставаться незаконнорожденной».

 

Однако ранее фамилия «Чубайс» фигурировала в списке причастных к аварии, приложенном к опубликованному в начале октября «Акте технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС», © Ростехнадзор. В документе, подписанном не самыми последними профанами в области гидротехники, бывшему главному энергетику всея Руси ставилось в вину не просто подписание «свидетельства о рождении» станции, а утверждение акта Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса «без всесторонней оценки имеющихся на тот момент сведений о его функционировании». В акте также отмечалось, что руководством РАО ЕЭС не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС.

Чувствуете разницу?

На техническом языке непосредственная причина катастрофы, установленная в результате проверки Ростехнадзора, звучит так: «Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через нерекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата».

 

Именно при Чубайсе из штатного состава станции были выведены инженеры-ремонтники, регулярно и планово осматривавшие оборудование и отвечавшие за качество ремонта

Глава Ростехнадзора Николай Кутьин, комментируя результаты проверки для журнала «Профиль», перевел эти формулировки на общедоступный язык. По его словам, после пожара на линии связи Братской ГЭС 16 августа вся нагрузка по регулированию энергосистемы была перенесена на СШГЭС. В результате в гидроагрегатах возникла нештатная вибрация, и за несколько часов до аварии один из них — гидроагрегат №2 — шесть раз (!) проходил опасную зону работы. За это время уровень вибрации повысился в четыре раза. В итоге 17 августа крепления не выдержали, крышку сорвало, не устоял и сам агрегат, вода хлынула в машинный зал, где погибли 75 человек. Оборудованию станции около 30 лет, и то, что за такую нещадную эксплуатацию оно «отомстило», никого не удивляет.

 

Однако, обращает на себя внимание тот факт, что не выдержал как раз гидроагрегат, который отремонтировали в феврале 2009 года. И вот тут-то специалисты усматривают определенную вину Чубайса, отмечает журнал.

Именно при тогдашнем руководителе РАО ЕЭС из штатного состава станции были выведены инженеры-ремонтники, регулярно и планово осматривавшие оборудование и отвечавшие за качество ремонта перед начальством ГЭС. Если же такой осмотр и контроль производится от случая к случаю, то всегда есть соблазн сэкономить на привлеченных услугах, и риски значительно повышаются.

«Ключевой смысл в том, что авария случилась на только что отремонтированном агрегате», — подчеркнул Кондратьев. То есть желая сэкономить на качестве ремонтно-эксплуатационных работ и выведя за штат людей, несущих персональную ответственность за техническое состояние станции, Анатолий Чубайс поставил под угрозу и существование СШГЭС, и жизни её сотрудников. Что впоследствии и обернулось катастрофой, в списке виновников которой фамилии Чубайса нет.

Получается, что
после 20 лет бесперебойной, но нелегальной работы СШГЭС должна была вдруг осознать всю бессмысленность своего функционирования без подписи Чубайса и внезапно остановиться?

 

Сам «реформатор» российской электроэнергетики и ликвидатор «естественной монополии» РАО ЕЭС, отвечая на обвинения, крупным оптом признал свою вину за всё, что происходило в электроэнергетике во время его пребывания во главе РАО ЕЭС. А заодно и впервые озвучил версию, прозвучавшую ныне  в выводах думской комиссии: мол, он был просто обязан подписать акт приема Саяно-Шушенской ГЭС в эксплуатацию в 2000 году.

«Станция к тому моменту уже отработала более 20 лет. А работающая станция, не введенная в эксплуатацию, — это худший из вариантов, который может быть», — заверил человечество экс-глава РАО ЕЭС (при этом не преминув пожаловаться, что вверенная ему отрасль в те годы работала в условиях хронического недофинансирования).

То есть получается, что после 20 лет бесперебойной, но нелегальной работы СШГЭС должна была вдруг осознать всю бессмысленность своего функционирования без подписи Чубайса и внезапно остановиться? Разрушиться? Перестать давать стране электричество?

Или подпись Чубайса должна была укрепить плотину, обновить механизмы, повысить КПД станции и, в конце концов, зафиксировать, что, наконец, появился человек, взявший на себя ответственность — и призванный впредь нести её — за дальнейшее функционирование СШГЭС?

Однако ни одного из этих чудес не произошло. Включая главное: Чубайс, как всегда, формально признал свою вину за всё подряд и ни за что в частности и остался юридически невиновен в разрушениях и массовой гибели людей.

И РАО ЕЭС съесть, и на «Роснано» сесть

Анатолий Чубайс, нынешний руководитель «Роснано» (из-за чего его иногда называют «Нанотолием»), обрёл горячую «любовь» россиян ещё в приснопамятные 90-е, став отцом грабительской «ваучеризации». Результат: подавляющая часть населения страны в кратчайшие сроки была сброшена в нищету, несколько тысяч «вовремя подсуетившихся» приватизировали большую часть экс-общенародного имущества... А Чубайс как бы и не виноват. 

 

 

Покончив с перераспределением госсобственности, Анатолий Борисович с головой окунулся в политику. Совместно с г-жой Хакамадой и г-дами Кириенко и Немцовым он создал удивительное политобразование под названием Союз правых сил.

СПС, позиционировавший себя как единственную силу, выражавшую интересы «нарождающего среднего класса», жил как на вытащенные из госбюджета РФ, так и на привлечённые с Запада средства, и зарабатывал политические висты на популистских социальных левацких лозунгах.

Результат: СПС развалился, Хакамада из политика снова стала женщиной, Немцов превратился в политического бомжа, и лишь Кириенко, после «чёрного вторника»-98 ненавидимый народом лишь немного меньше самого Чубайса, высасывает деньги из бюджета РФ на свой «Росатом». Чубайс перед бывшими соратниками по СПС и обманутым «средним классом» не виноват.

Чубайс, как всегда, формально признал свою вину за всё подряд и ни за что в частности и остался юридически невиновен в  массовой гибели людей

 

Ещё не до конца придушив СПС, Чубайс переквалифицируется в главные энергетики всея Руси и начинает реформу РАО ЕЭС. Результат: некогда стройная энергетическая система страны раздроблена на многие фирмы, фирмочки и фирмищи, которые в рамках «рынка по-чубайсовски» конкурируют между собой в стремлении извлечь из предприятий и граждан как можно большую прибыль, продавая втридорога некогда самую дешёвую в мире электроэнергию.

И — пик карьеры: «уделав» РАО ЕЭС, Чубайс становится главой госкорпорации «Роснано». Той самой, которой, несмотря на весьма спорные успехи в деятельности,  государством были выделены колоссальные деньги: 318 млрд рублей до 2015 года!

 

 

Что интересно, новость о 318 миллиардах для  «Роснано» была озвучена руководством страны именно 6 октября — в день, когда был опубликован подготовленный Ростехнадзором акт расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. В которой Анатолий Борисович называется одним из лиц, причастных к катастрофе и к гибели 75 человек.

Результат вы уже знаете: Чубайс снова оказывается ни в чём не виноват!

Чубайс вышел из саяно-шушенской воды — с ухой, как тот хитроумный Иван в старой советской киносказке — помните? — избежав ответственности за катастрофические результаты своей бурной деятельности: и за финансовые потери, и за загубленные жизни. Мало того — уже в который раз он умудрился из этой ухи всю рыбку съесть, вовремя поменяв горячее местечко на тёпленькое и получив в своё распоряжение миллиарды бюджетных рублей.

Остаётся надеяться на уже привычное — Бог всё видит. Не воздаётся Чубайсу по «трудам» его властями предержащими — так Он воздаст.

 

Справка:

Парламентская комиссия предлагает отстранить от занимаемых должностей директора Саяно-Шушенской ГЭС Николая Неволько, первого заместителя директора ГЭС Андрея Митрофанова, заместителя главного инженера по эксплуатации Евгения Шерварли, заместителя главного инженера по технической части Геннадия Никитенко, начальника службы мониторинга оборудования Александра Матвиенко, начальника оперативной службы ГЭС Игоря Погоняйченко.

Кроме них причастными к аварии комиссия назвала начальника производственно-технической службы ГЭС Александра Пересторонина, начальника службы надежности и техники безопасности станции Николая Чуричкова, начальника службы технологических систем управления ГЭС Андрея Чупрова, члена правления «РусГидро», руководителя бизнес-единицы «Производство» Бориса Богуша, заместителя руководителя бизнес-единицы «Производство» Тимура Юсупова, члена правления «РусГидро», руководителя дивизиона «Сибирь» Александра Толошинова, заместителя начальника службы экономической безопасности и режима ГЭС Михаила Чиглинцева, начальника департамента технической инспекции «РусГидро» Николая Дорофеева, начальника департамента планирования ремонтов «РусГидро» Романа Клочкова, руководителя МТУ (межрегионального территориального управления) Ростехназдора по Сибирскому федеральному округу Леонида Баклицкого, замруководителя МТУ Ростехнадзора по СФО Анатолия Коновалова, а также гендиректора НПФ «Ракурс» Леонида Чернигова и гендиректора ООО «Промавтоматика» Александра Ларионова. Об этом сообщает РБК-daily.

Полный список виновных — по версии депутатов — станет известен после обнародования итогового доклада комиссии 25 декабря.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.9 (12 голосов)

надо народу собраться,разогнат всех посредников,по электричеству,чтобь народ платил по 0,20 за киловат. чубайса и его поделников. посадит пожизнено с конфискатсией имущества.увидете что народ заживет немного легче.

[ответить]

я одного не понял: динамические нагрузки не смогут разрушить качественно отремонтированые шпильки?

[ответить]

Если в технической спецификации написано, что качественно отремонтированные или вовремя сменённые шпильки способны противостоять динамическим нагрузкам, значит, так оно и есть. Проблема же в том, что не было человека, ответственного за соблюдение техрегламента.

[ответить]

в советское время грузоподъёмное оборудование делалось с 6-кратным запасом прочности, "пассажироподъёмное" - 12-кр. это я знаю доподлинно, поскольку работал докером и крановщиком. могу предположить, что любая техника конструируется с запасом, вероятно, не ниже 6-кр.

работал я не только докером, шпилек этих перекрутил достаточно. нигде никогда я не видел срезаных их или болтов или ещё чего-то. стропы рвались - этого насмотрелся, а вот ни одной срезаной шпильки так и не увидел.

теперь такой вопрос: шпильки срезало поперёк или разорвало на растяжении? до ремонта их не срезало а после срезало? ну и наконец: что это за нагрузки такие, превысившие все запасы прочности?

[ответить]

Вопрос автору: поясните, пожалуйста, связь между наличием в штате ремонтников, соблюдением сроков ТО и качеством ремонтов. У Вас автомобиль имеется? ТО проходит? Люди, которые это ТО делают, в Вашем личном штате находятся? Или все-таки Вы покупаете эту услугу? И особо ценное замечание – про отсутствие в штате РусГидро должности главного инженера. Т.е. в РусГидро нет человека, отвечающего за производство? Да есть, конечно. Просто должность его называется не «главный инженер». Все, причина аварии найдена. Срочно всех переименовать в инженеров. А Чубайса повесить. Гайдара достать и тоже повесить. И Ленина тоже, это он план ГОЭЛРО придумал. А Путина с Медведевым? Да тоже найдем за что. В общем, не надо писать статьи о предмете, в котором не разбираетесь.

[ответить]

Не могу понять: Вы лишь изображаете детскую наивность или на полном серьёзе рассуждаете?

Вы разницу между личным автомобилем и общественным транспортом понимаете? А между аккумулятором для Вашего сотового и гидроэлектростанцией? Если да, то зачем все эти рассуждения про ТО? Если нет, то ваши родители должны ограничить Вам доступ к взрослым сайтам.

Что касается главного инженера -  это вопрос к думской комиссии, которая принимает решение касательно предметов, в которых не разбирается. Я на её мнение не полагаюсь, см. контекст.

[ответить]

Во-первых, в отличие от, вероятно, Вас, я в свое время на СШГЭС бывал, и вообще довольно уже давно работаю в производственных компаниях; и хотя сам не производственник, примерно понимаю, как осуществляется управление производственными операциями. Пример с авто - максимально наглядная иллюстрация нелогичности Ваших рассуждений. В ответе другому пользователю Вы сами пишете «не было ответственного за соблюдение техрегламента». Т.е. проблема не в том, в штате ремонтники или выведены в аутсорсинг, а в соблюдении регламентов. Если они не соблюдаются – наличие ремонтников в штате не спасет. При этом прошу обратить внимание, что я не обсуждаю, является ли сам по себе аутсорсинг вспомогательных и непрофильных видов деятельности правильным или нет (мое мнение – не везде и не всегда).

[ответить]

Аналогия с авто неудачна. Одно дело - личная ГЭС или личная машина, за которую отвечаете лично вы, другое - огромная СШГЭС, на которой работают многие тысячи людей, или, например, метро, которое перевозит миллионы человек ежедневно. В первом случае решение и ответственность лежит на вас лично, а смысла иметь штат ремонтников нет никакого. Во втором же должен быть ответственный за принятие решений, за сохранность оборудования и жизнедеятельность станции или (метрополитена), за жизни людей, наконец. Распоряжением Чубайса люди, ответственные за техработы, были выведены за штат, что само по себе не страшно - есть же аутсорсинг!, - однако в сложившейся ситуации ответственного за это решение (и за подпись Чубайса) не нашлось.

[ответить]

Вы пообщайтесь с Ростехнадзором, а потом будете говорить про авторитетность. В середине этого года была интересная ситуация – почти все руководители управлений Ростехнадзора федеральных округов находились под следствием. Ростехнадзор – фуфло, такое же, как Роспотребнадзор или трудинспекция. Они сами понимают, что глупо и невозможно соблюдать замшелые советские нормы, но ничего не делают для их изменения, предпочитая стричь понемногу с организаций за невыполнение этих норм. К реальному обеспечению промбезопасности и охраны труда их деятельность не имеет отношения. А по ТВ чиновники демагогически рассуждают про негодяйский бизнес, преступно не соблюдающий нормы.

[ответить]

очевидно на ету сволочь ни одного тромба не осталось-даже снайперы все спились наверное--почему этот сэр не сидит-??

[ответить]

По советским законам "Ржавый Толик" уже неоднократно заработал целую серию "расстрельных статей". Однако, он находится под защитой вашингтонского обкома. Толик посильнее всех ВВП и прочих медведевых, это ясно.

[ответить]

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код