ВДНХ: in memoriam

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

19 октября 1923 года, в последний раз навестив Москву из Горок, Ленин посетил Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку в Нескучном саду, стававшую первым образом советского экономического парадиза и предшественницей ВДНХ. В этом году первой советской выставке народных достижений исполнилось 85 лет и видимо по этому случаю её лишили ставших уже привычной деталью самолетов и говорят, что скоро она лишится и знаменитой ракеты.

Первая выставка в Нескучном саду была призвана продемонстрировать экономические достижения советской власти за пять послереволюционных лет, особенно в области сельского хозяйства, построенного на «новых началах», и передать этот наглядный опыт союзным республикам на окраинах и в глубинке. А главное, убедить крестьянство, что достойная жизнь достижима лишь кооперативным объединением и внедрением на полях техники.

Выставка была создана по инициативе Ленина. Однако Декрет ВЦИК о ее организации вышел 15 декабря 1922 года, когда больной Ленин, избранный почетным председателем выставки, уже не работал в своем кремлевском кабинете. Он откликнулся лишь приветствием и пожеланием наилучших успехов, но в ночь на 16 декабря у него случился второй удар, и на открытии выставки в августе 1923 года его заменил Луначарский. Вскоре выставку посетила Крупская. Она привезла с собой в Горки множество фотографий и подробно рассказала об увиденном Ленину, когда тому стало несколько лучше. Вероятно, рассказ подогрел желание умиравшего вождя посетить Москву вопреки запретам врачей и товарищей. Он неожиданно приехал в Кремль 18 октября и на следующий день совершил автомобильную прогулку на выставку перед возвращением в Горки.

Многие сейчас ставят под сомнение этот отлакированный факт, ибо председатель был слишком плох для такой поездки, но версия, что Москву тогда посетил призрак, в то время как сам Ленин находился в Горках, тоже устраивает не всех. Наверно, его пытались как-то развлечь, успокоить, порадовать. А может быть, родные Ленина хотели показать окружающим его жизнеспособность и возможность в недалеком будущем вернуться к работе и возили «живой труп» по официально значимым местам. Мария Ильинична вспоминала, что выставка Ленину понравилась, хотя он осмотрел ее не всю, так как начался дождь.

И при хорошей погоде выставку было не обойти за один день - на огромном пространстве были расставлены 196 павильонов, преследующие несколько практических задач: показать успехи советской власти в восстановлении сельского хозяйства после гражданской войны, преимущества социалистического строя и выгоду кооперации мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические хозяйства. Разными способами велась пропаганда за социалистическое переустройство деревни и механизацию сельского труда - говорили, что на этой выставке соха впервые встретилась с трактором. Собственных машин было очень мало, и в Иностранном павильоне посетители любовались заграничной сельскохозяйственной техникой. Первые же отечественные трактора красовались в павильоне «Машиностроении». А павильон «Новая деревня» демонстрировал достижения еще редких коллективных хозяйств для выявления контрастности со старой деревней - клубы, электрифицированные дома, сельские библиотеки, детские ясли.

И еще интересная деталь, предвосхитившая сталинскую выставку - павильоны советских республик были выстроены по их национальным мотивам. Например, павильон Дальнего Востока, построенный Пантелеймоном Голосовым, (будущим автором издательства газеты «Правда»), где угадывались чум, юрта, и прочие элементы дальневосточных традиций. Выставка была всеобщим, всесоюзным смотром сил.

Другой ее генеральной задачей стала демонстрация и пропаганда передовой революционной архитектуры конструктивизма и его апробация перед широким применением в городской застройке. Участие в этой выставке было равносильно признанию. Ее строили лучшие в то время мастерам Мельников, Колли, Щуко, Жолтовский, Коненков, Шадр и Вера Мухина. Главным архитектором выставки был А.В.Щусев, а его помощником - мало кому известный, но опытный Вячеслав Олтаржевский, будущий главный архитектор первой сталинской ВСХВ(ВДНХ). Выставка была построена в рекордный срок - всего за 10 месяцев, и почти вся из дерева - на бетон и железо денег еще не было, зато получился уникальный архитектурный эксперимент. По словам Щусева, это был «колоссальнейшего значения опыт применения в таком обилии дерева для выставочных целей». Кроме того, здесь был реализован один из главнейших приемов монументальной пропаганды. Позднее, в генеральном плане социалистической реконструкции Москвы 1935 года будет обозначен неукоснительный принцип синтеза архитектуры и скульптуры для лучшего усвоения здания зрителем. На выставке же архитектура синтезировались не только со скульптурами Коненкова, но и с монументальной живописью.

Сенсацией стал павильон «Махорка», выполненный К.Мельниковым для Всероссийского махорочного синдиката - один из первейших образцов революционной авангардной архитектуры и первая постройка Константина Мельникова. Махоркой там, простите за каламбур, не пахло. Никакой классики, резных табачных листьев и фигурок крестьянина с солидной трубкой или папиросой. Заказчик-синдикат хотел иметь довольно неприхотливое одноэтажное здание, где в одном помещении демонстрировался бы фабричный цикл производства махорки, а в другом - оранжереи с табачными растениями и прочими экспонатами. Посетители должны были плавно, в одном направлении обходить эти павильоны. Мельников же выстроил конструктивистский гигант, где движение осуществлялось ...по вертикали, как и расположение помещений, застекленных, сдвинутых от основной оси, с открытой винтовой лестницей, а на сплошь остекленных фасадах красовались рекламные плакаты махорочного синдиката. И все это из дерева! Заказчик был крайне недоволен этими новаторствами, но Мельникова поддержал сам А. В. Щусев. А другой очень именитый архитектор В.Щуко, будущий соавтор Дворца Советов и здания библиотеки Ленина, увидев «Махорку», стал спешно перерабатывать фасады собственных павильонов. Попытки восстановить уникальную «Махорку» делались даже в наше время, но пока, увы - безрезультатно.

Выставку посетило почти полтора миллиона человек - это за два месяца работы. Она закрылась в том же октябре 1919 года, положив начало выставочного дела в Советском Союзе. И в 1928 году на ее месте открылся первый советский парк культуры и отдыха - «гордость пролетарской Москвы», как выразился Луначарский. Интересно, что парк посетил Герберт Уэллс, в свое время назвавший Ленина « кремлевским мечтателем». Ленин не совсем убедил его в грядущем торжестве коммунизма, но зато парк привел великого фантаста в восторг и он сказал: « Когда я умру для капитализма и воскресну снова для советской системы, я хотел бы, чтобы мое пробуждение состоялось только и именно в парке культуры и отдыха». Побывали тут и П. Дегейтер, автор музыки «Интернационала» и Бернард Шоу и Ромен Роллан. Это был, так сказать, советский парадиз отдыха. Парадиз труда открылся спустя десятилетие в Останкино.

Если первая выставка была выставкой еще единоличного хозяйства и только наметившейся кооперации, то сталинская выставка открылась после всеобщей коллективизации и индустриализации, продемонстрировав всем достижения высокомеханизированного колхозного строя, и его преимущества перед единоличниками. Страна нуждалась в постоянной выставке, которая была призвана сосредоточить в себе все новейшее и передовое и распространить этот опыт по всему Союзу. Сам факт участия в ней подогревал социалистическое соревнование - надо было повысить удои, уборы урожая и тд, а участие в ней было делом чести для каждого хозяйства. Эти задачи нашли отражение в архитектурной идеологии выставки, где создавался идеальный город- символ будущего, образ коммунистического рая на земле. Разумеется, с его материальными составляющими: индустрией и сельским хозяйством.

Решение об открытии выставки было принято по всем советским канонам. В феврале 1935 года II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обратился в ЦК и СНК с просьбой основать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), дабы отобразить в ней достижения социалистического сельского хозяйства и в перспективе устроить Всесоюзный дом колхозов. В том же августе вышло постановление СНК СССР о создании выставки в районе Останкинского парка и о выделении для подготовительных работ 3 млн. рублей.

Место для нее выделили рядом с бывшими владениями Шереметевых в деревне Алексеевка, где были просторы, пустыри и болота. До революции в тех краях обитал выездной цирк, чуть ли не с конца 18 века. Говорят, один московский властитель тех времен хотел нагадить графу Шереметеву за его легендарный театр, и отдал соседние с ним владения цирку. А потом состоявшуюся сталинскую выставку сравнивали с усадьбой Шереметева, разумеется, не в пользу последней: «Какими убогими излишествами кажутся нам теперь все эти позолоченные завитушки Останкина деревянной резьбы, все эти затейливые двери и плафоны, стекляшки грузных люстр и портреты темного письма».

Можно полностью согласиться с мнением исследователя Ирины Чередниной. Идеальный город-мечта, образ грядущего изобилия и счастливой жизни создавался в те годы, когда в Москве полным ходом шли сталинские преобразования -метро, канал Москва-Волга, генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, сталинский помпезный архитектурный стиль, план монументальной пропаганды. То есть в те времена, когда мечта оформилась, но еще не была достигнута. ВСХВ и стала образом этой мечты.

К советскому парадизу отныне вела Святая дорога Москвы, по которой путники с древности ходили на богомолье в Лавру. ЕЕ стали спешно перестраивать согласно новому назначению: сносили храмы, (тогда погибла церковь Адриана и Наталии, выстроенная в память венчания царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной), сломали две водонапорные башни на Крестовской заставе, имевшие историческую ценность. Фасады домов покрасили, устроили парадные витрины, и всячески благоукрашали улицу как дорогу к новой советской, «своей» святыне.

Главное, усилиями современных исследователей выяснен идейный образ выставки, запечатленный в ее первоначальной архитектурной модели. Ее первым главным архитектором был Вячеслав Олтаржевский, тот самый, что помогал Щусеву строить первую выставку в Нескучном саду.

Здесь-то ученые и ахнули. Во-первых, на схеме генплана выставки они явно узрели православный крест. Во-вторых, в центре креста расположился образ-подобие солнечной системы, заверченный вокруг статуи Ленина. Площадь Механизации, где сейчас стоит ракета вместо статуи, символизировала солнце. Вокруг нее были выстроены девять павильонов-"планет". В центре этого солнца и стояла статуя Ленина в качестве светила нового мира. Учитывая, что павильоны были республиканскими, получался образ коммунистического рая, равенства и братства. Есть мнение, что именно за крест в планировке Олтаржевский был отстранен от строительства и попал в лагеря. Существует и другая, боле приземленная версия. Олтаржевский попал в немилость за то, что Сталину, посетившему выставку незадолго до открытия, не понравились легкие павильоны, в которых не было монументальности и торжества, должных для его эпохи. К тому времени и оголтелый конструктивизм раздражал Сталина, он потребовал вернуться к освоению классической архитектуры, и «сталинский ампир» уже набирал силу. Олтаржевского же обвинили в том, что он проморгал вредительство, за счет которого выставка не была продумана, и в ней не отразили сравнения новой и старой деревни. Павильоны были перестроены заново, хотя общая планировка сохранилась. Главным архитектором ВСХВ стал Сергей Чернышев, который был и одним из автором генплана 1935 года. И теперь лучшие официальные мастера В.Щуко, В.Гейльфрейх, Д.Чечулин, скульпторы С.Коненков, Г.Мотовилов, художник А.Дейнека создавали идеальный город-сад, с регулярной планировкой, аллеями и площадями, где демонстрировалось и как нужно работать, и как отдыхать. Павильоны должны были создать ощущение путешествия по стране Советов, и воочию показать братство народов на практике. Они строились с применением природных материалов, характерных для каждой из республик ( например, для Армении -туф), и по мотивам национальной архитектуры, но творчески переосмысленной в единстве искусства социализма. В этом был и политический важный момент. Так разоблачалась «пошлая клевета на социализм», якобы насильно стиравшего национальные границы и отрицавшего культурную самобытность народов - объясняли пропагандисты. А выставка - лучший способ переубеждения.

Ее намеревались открыть к 20-летию советской власти в 1937 году, но перестройки заняли еще два года. 1 августа 1939 года состоялось торжественное открытие ВСХВ - «начался всесоюзный смотр побед нашего социалистического сельского хозяйства», сообщалось в газетах. Посетители шли через арку, построенную в античных традициях триумфальных арок. При въезде на Выставку установили скульптуру «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. На ее место, кстати, претендовали «Девушка с веслом», «Трактористы» и даже башня III Интернационала, но в творении Мухиной все было подходящим именно к выставке и классовый состав героев, и революционная патетика, и наличие орудий труда». Эмблемой выставки стала другая скульптура тракториста и колхозницы, поднявшие над головами плод своего труда - сноп пшеницы, и символизировавшие победу колхозного строя. Тогда она была установлена на 50 -метровой башне. Главный павильон с колоннадой, увенчанный гербами союзных республик и нагруженный статуями Ленина-Сталина, символизировал главную идею выставки - союз свободных народов под руководством партии большевиков. Отсюда посетитель попадал на главную площадь Колхозов. («площадь народов мира» по замыслу Олтаржевского). Вокруг этой площади разместились республиканские павильоны-дворцы. Обходя их, посетитель как бы совершал путешествие от Арктики до Кавказа, от Камчатки до Балтики. Здесь было много оригинального. Например, башню павильона «Поволжье» венчала конная статуя Чапаева. А фасад Московского павильона (московской области) был украшен горельефами с фигурами доярок, трактористов, садоводов, коров и даже огурцов с помидорами, под лозунгом: «Создадим вокруг Москвы и других крупных городов картофельно-овощные и животноводческие базы».

На другой по значимости площади Механизации к которой вела Большая Аллея высилась статуя Сталина, исполненная С. Меркуровым. «Отец всех наших побед» словно увенчивал собой достижения и призывал к покорению дальнейших высот. Здесь была представлена техническая реконструкция сельского хозяйства, осуществленная на базе индустриализации. Союз города и деревни, науки и труда, крестьянина и рабочего, - эти сюжеты развивались в разделе «Новое в деревне».

Выставка стала не только смотром колхозных успехов, но и школой, в которой и демонстрировали и перенимали опыт передового хозяйства, подавали пример отстающим в социалистическом соревновании, показывали достижения экспериментов Лысенко и Мичурина. Например, на выставочных лекциях рассказывали, как удалось «повенчать» пшеницу с ее злейшим врагом, сорняком пыреем, и получить новую многолетнюю пшеницу, одаренную ценнейшим качеством пырея, - «способностью одинаково успешно бороться с засушливым зноем и леденящей стужей».

Повторимся, подводя итоги, что коренным отличием сталинской выставки от ленинской состояло в том, что выставка 1923 года проводилась, когда коллективные хозяйства - «крепости социализма» только нарождались. Вторая же выставка, преследовавшая ту же цель «агитации и пропаганды» советского строя, уже была смотром «величественных итогов» социалистической реконструкции сельского хозяйства после проведения всеобщей коллективизации и демонстрацией преимуществ колхозного строя. Художественным приемом для выражения этой идеи стал монументальный архитектурный стиль павильонов, за что выставку называли городом чудесных дворцов. Было еще одно призвание выставочной архитектуры - опробовать масштабное высотное строительство и перенести его опыт на строительство Дворца Советов.

С 1 июля 1941 года выставка была закрыта. После войны с Дворцом Советов было покончено, а выставка открылась в 1954 году, демонстрируя успехи восстановленного хозяйства и даже его выход на более высокий уровень по сравнению с довоенным. Конечно же, эта была выставка 10-летнего мирного труда победившей страны. Ее задачей было подбодрить, подтянуть отстающие области. Все было бы хорошо, если бы не идеология. Построение социализма было признано завершенным, и провозглашалась эпоха перехода к коммунизму.

В архитектуре вновь перестроенной выставки главной стала тема великой победы. Отсюда ее особенная торжественность и монументальность. К тому же в связи с появлением в Москве семи высоток, изменился высотный силуэт города и новые выставочные дворцы были вписаны в общую структуру города. Именно тогда арку Главного входа украсили тракторист с колхозницей, которые остаются на ней по сей день. Главный павильон построили заново, с главным залом Сталинской Конституции по аналоги с дворцом Советов, а другой зал посвящен борьбе за мир. Павильон был призван представлять все исторические преобразования и достижения, которые произошли в стране после Октябрьской революции. Символика его убранства демонстрировала, как советский народ под руководством партии строит коммунизм, - ведь рабочие и колхозники признавались творцами всех жизненных благ.

Тогда же появился торжественный, праздничный фонтан «Дружба народов»: (16 девушек-колхозниц, олицетворяющие союзные республики, ведут хоровод), и менее идеологизированный фонтанчик «Каменный цветок» по мотивам бажовских сказок. Лишь его бассейн украсили декоративными натюрмортами из плодов и овощей, отражавших идею выставки. Чтобы бегло осмотреть все павильоны, потребовалось бы около пяти дней.

В мае 1958 году ВСХВ была переименована в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ) в ней объединились сельскохозяйственная промышленная и строительная выставки, что размещались прежде на Фрунзенской набережной. От идеи Всесоюзного дома колхозов отказались - острота момента пропала. Статую Сталина демонтировали и на ее место водрузили ракету такой же высоты. Павильон Механизации потом был переделан в павильон «Космос». Со временем ВДНХ превратилась в любимое место прогулок (помните, показаться в автовагончиках) потом во всероссийскую барахолку, что угрожающе сказалось на состоянии памятников, и лишь совсем недавно ее стали превращать обратно в выставочный центр - она действительно заслуживала большее.
Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...