Салют Адмиралу
Автор: Дмитрий Володихин в вт, 14/10/2008 - 03:16.![Салют Адмиралу []](/files/solonin.jpg)
Фильм «Адмиралъ» с первых дней показа вызвал бешеные дискуссии. Иначе и быть не могло.
Так вот, желающих покритиковать его найдется более чем достаточно и без меня. Я же, напротив, выступлю его апологетом.
Прежде всего, я искренне благодарен режиссеру фильма Андрею Кравчуку за то, что он не превратил свою картину в монографию. Его уже ругают и еще будут ругать: он-де не учел того и не учел сего, без должной полноты отнесся к такой-то линии, не вставил в фильм такой-то факт. И особенно бранят за то, что в «Адмирале» нет «положительных красных». Ах, как это необъективно! Ах, не стоило бы в духе нашего времени так откровенно становиться на одну из сторон! И почему нет зверств колчаковского режима? И за кого вообще воевал Колчак, который, дескать, предал монархию, став утлым «февралистом».
И так далее, и тому подобное.
Так вот, очень хорошо, что режиссер не стремился к объективности. Очень хорошо, что он не ползал по бескрайней Сибири с микроскопом. И очень хорошо, что в фильме нет положительных красных.
Поскольку «Адмиралъ» все-таки не о гражданской войне и не о «русской истории вообще». Он – о Белом Деле. О борьбе людей, поднявшихся против революционной чумы и стоявших, пока хватало сил. О русских 300 спартанцев, сложивших головы в сибирских Фермопилах.
Да, Белое Дело собрало пестрое скопище людей. Там было немало «героев», о которых язык не поворачивается сказать что-либо доброе. И даже откровенные «февралисты» -- да, были, хотя и сравнительно немногочисленные. Но все-таки лучшие из лучших, носители идеала всей борьбы, сражались за православную веру и русское отечество. Немалое число этих людей хранило имя последнего государя в сердце и уходило к Омску, на Дон, в Крым, веря в грядущее торжество монархии.
Фильм таких людей показал – Колчака, Каппеля, Пепеляева. Разумеется, мягче, идеальнее и легче, нежели они были в реальной истории. Но ведь главный смысл картины (помимо чисто коммерческого) был – перевести очень сложные смыслы трагической поры в нашей истории на крайне простой язык массового кино. «Адмиралъ» -- не для интеллектуалов.
Но в отношении миллионной аудитории он «работает» грамотно и сделан профессионально. Да, потребовалась душещипательная «лирическая линия» -- эпическая любовь Колчака и Анны Тимиревой «в огне войны». Лишнее? Вовсе нет. С массовым зрителем сыграли на его поле. Требовались красивые персонажи, способные на яркие чувства, и режиссер со сценаристами их дали, «нагрузив» эстетикой великой России, России сильных мужчин и прекрасных женщин, военных мундиров и бальных платьев. Оно и хорошо. Чем красивее выглядит наша родина в исторической ретроспективе, тем легче наш современник прикипает к ней сердцем, выныривая из черной ледяной грязи девяностых.
В течение многих десятилетий кинематограф тиражировал полноценную красную трактовку Гражданской войны. Ни у кого не возникает вопроса: «Почему в фильме «Чапаев» не показаны зверства большевистского режима?» И никого не цепляют факты и фактики «упущенные» братьями Васильевыми, когда они снимали эту картину. Более того, никто не укоряет их в том, что нет ни в одном кадре «положительных белых». Да почему? Потому что «Чапаев» воспринимается как великая красная легенда о Гражданской войне.
Ну а теперь представим себе, как реагировали на «Чапаева» те, кто воевал не на стороне большевиков, но выжил, стал гражданином СССР и увидел как-то в кинотеатре вот это…
Горе побежденным!
Теперь пришло время великих белых легенд. Тот «красный перекос», который был в нашей литературе, в нашем искусстве, в том числе и в кино, исправить объективизмом невозможно. В обществе есть ощутимый запрос на полноценные художественные образы белых. Пора неврастеников, бренчащих «Поручика Голицына» с экранов советского ТВ, давно миновала. К бесу «Поручика Голицына»! «Адмиралъ» -- белый «Чапаев». Фильм-миф. Фильм, показывающий красоту и трагедию белой России. Фильм, беспощадный к «революционной романтике».
«Чапаев» был удивительно хорош, при том, что абсолютно красен. И «Адмиралъ» хорош тем, что он абсолютно бел. Еще не пришло время для примирения, и всё розовое просто никому не нужно и никого не интересует. Гораздо интереснее проекты, доносящие до массовой аудитории какую-то одну точку зрения в концентрированном виде.
Главные роли в «Адмирале» сыграли актеры, давно известные России по наиболее «финансовоемким» кинопроектам. Хабенский (Колчак), Боярская (Анна Тимирева), Безруков (Каппель) и несколько других. После рекламной бури, предшествовавшей фильму, многие шли смотреть его с большим предубеждением – в том числе и автор этих строк. Не те люди… не те лица… Но, как видно, сама тема большой русской трагедии настолько подняла актерскую команду, настолько оторвала ее от нашей неказистой действительности, что никто не сфальшивил. И это – одно из величайших достоинств фильма. Тем более не мог сфальшивить Николай Бурляев, сыгравший эпизодическую роль Николая II с необыкновенной точностью – со знанием грядущей гибели в глазах, с предвидением грядущих мук для тех, кто пожелает исполнить свой долг до конца, когда встанет великая смута…
Одна лишь деталь скрипнула стеклом по стеклу, политкорректненько. За спинами колчаковцев показывают веер российских флагов, а рядышком – на одно мгновение – «звезды и полоски»… Зачем? То, что обеим сторонам в титанической борьбе помогали иностранные «доброжелатели», известно, думается, всем. Немцы и китайцы «ассистировали» большевикам, англичане, французы, американцы и японцы стояли за спиной белых. Все правда. Но фильм-то рассказывает о русской трагедии, о русской борьбе. И звездно-полосатый флаг на втором плане воспринимается то ли как подмахивание продюсерской фирме «Двадцатый век Фокс СНГ», то ли как подмигивание «современным друзьям». Нелепо, в общем, выглядит.
Однако эта деталь хоть и неприятна, а все же отнюдь не губительна. Общее восприятие фильма испорчено ею быть не может.
Одна из последних сцен «Адмирала» -- расстрел главного героя большевиками. Над прорубью звучит залп, тело Колчака падает в воду… И до сих пор не слышно пристойного «эха» после этих винтовочных хлопков – не было воинского салюта, не было почестей, отданных героям Белого Дела, легшим в сырую землю на вечный сон.
«Адмиралъ», по сути, и есть такой салют – стреляные гильзы падают на землю, свинец уходит в небо…
См. также:
Н.В. Устрялов. Адмирал Колчак
Михаил Диунов. Адмиральский калибр
boris_vit
#1, 14/10/2008 - 10:01Володихин, Вы меня поражаете...
//Да, Белое Дело собрало пестрое скопище людей. Там было немало «героев», о которых язык не поворачивается сказать что-либо доброе. И даже откровенные «февралисты» -- да, были, хотя и сравнительно немногочисленные. Но все-таки лучшие из лучших, носители идеала всей борьбы, сражались за православную веру и русское отечество. Немалое число этих людей хранило имя последнего государя в сердце и уходило к Омску, на Дон, в Крым, веря в грядущее торжество монархии. //
сражались за православную веру и русское отечество... хорошо хоть про "царя" ничего не вставили...
Володихин, Вы меня поражаете...
//Да, Белое Дело собрало пестрое скопище людей. Там было немало «героев», о которых язык не поворачивается сказать что-либо доброе. И даже откровенные «февралисты» -- да, были, хотя и сравнительно немногочисленные. Но все-таки лучшие из лучших, носители идеала всей борьбы, сражались за православную веру и русское отечество. Немалое число этих людей хранило имя последнего государя в сердце и уходило к Омску, на Дон, в Крым, веря в грядущее торжество монархии. //
сражались за православную веру и русское отечество... хорошо хоть про "царя" ничего не вставили...
Я стоял в "демократических" толпах в 1990-1993. И уверяю Вас, там тоже было немало идеалистов. Откровенных смердяковых или шкурников было очень мало. И основная масса нас думала, что дерет глотки на этих митингах за "процветающую и справдедливую Россию".
Однако это не делает нас героями, не особо уменьшает мой стыд и раскаяние за те времена и не заставит меня обратно признать, что в моем тогдашем выборе было что-то хорошее, кроме отдельных (действительно благородных) наших душевных порывов, не уравновешенных трезвостью и разумом и не подтвержденных реальностью.
Также и идеализм поручиков голицыных и даже монархизм (открытый или латентный) некоторых из них (ежели, конечно, он у них означал русскую соборность и коллективизм, а не желание иметь крепостных), не делает их дело лучше.
"Государства наших дней могут существовать только на прочной демократической основе" (С)Колчак после своего переворота.
Есть эта фраза в фильме? А, ну да, "необязательно"...
//В течение многих десятилетий кинематограф тиражировал полноценную красную трактовку Гражданской войны. Ни у кого не возникает вопроса: «Почему в фильме «Чапаев» не показаны зверства большевистского режима?» И никого не цепляют факты и фактики «упущенные» братьями Васильевыми, когда они снимали эту картину. Более того, никто не укоряет их в том, что нет ни в одном кадре «положительных белых». Да почему? Потому что «Чапаев» воспринимается как великая красная легенда о Гражданской войне. //
Дмитрий, поймите, наконец, что это большевикам такие закидоны (даже такие, которые у них были до 1934-1936 годов) были хоть в какой-то степени простительны.
Во-первых, в силу накала тогдашних эмоций,
Во-вторых, в силу того, что они хоть чего-то созидали. Даже в период Военного Коммунизма и НЭПа что-то строилось. А уж в предвоенный и послевоенный период...
У антисоветской же революции (а за нее надо брать на себя ответственность всем антисоветистам, а не только убежденной ельциноидной демшизе) достижений немного, по большей части - развал, развал, развал.
А посему право на такие фильмы антисоветчики будут иметь лишь тогда, когда у них будет хотя бы своя "лампочка Ильича" и сбор имперских земель по новой. А лучше - своя Магнитка, ДнепроГЭС, свой Гагарин.
[ответить]
Дмитрий
#2, 14/10/2008 - 10:46Да ничего у большевиков не было своего. Все было построено накостях русских и "запасах" России. Много ума не надо собрать крепостных и мобилизовать инженеров и построить Днепрогэс планы , постройке которой вынашивали еще до революции.
Это ремарка к предыдущему комментарию. Откуда такая уверенность , что русские без большевиков не построили бы ничего. Испанцы, немцы, французы американцы построили , арусские нет. Ха
Всегда впрочем было известно что красные это животные русофобы, как и их бпредводитель Бланк
[ответить]
volodihin
#3, 14/10/2008 - 10:55Для Борис_вит
А что это вы вворачиваете 1990-1993 годы? мы с вами были явно по разные стороны. В 91-м я был за танки, СССР, я был абсолютно красен. В 1993 году мне пришлось несколько ночей провести на баррикадах у "Белого дома". А на ваших "митингах" я не был никогда. Красным - был, каюсь. Полосатым - никогда.
[ответить]
boris_vit
#4, 14/10/2008 - 11:152Дмитрий
Ну-ну, все познается в сравнении...
2volodihin
//А что это вы вворачиваете 1990-1993 годы? мы с вами были явно по разные стороны. В 91-м я был за танки, СССР, я был абсолютно красен. В 1993 году мне пришлось несколько ночей провести на баррикадах у "Белого дома". //
За это Вам честь и хвала.
Однако
1)Окуджава тоже фронтовик был, да и за многие песни ему по-прежнему спасибо. Но даже с его седин позору это не снимает
(пожалуйста, не рассматривайте как личный выпад; я о том, что такая аргументация не всегда работает)
2)К тому "вворачиваю", что "отрицание" Чапаева и съемки "белых" фильмов ПОКА ЧТО могут рассматриваться только сквозь призму антисоветской революции. Ибо любая идеология обретает какой-то смысл только когда наполняется реальным содержанием.
2Дмитрий
Ну-ну, все познается в сравнении...
2volodihin
//А что это вы вворачиваете 1990-1993 годы? мы с вами были явно по разные стороны. В 91-м я был за танки, СССР, я был абсолютно красен. В 1993 году мне пришлось несколько ночей провести на баррикадах у "Белого дома". //
За это Вам честь и хвала.
Однако
1)Окуджава тоже фронтовик был, да и за многие песни ему по-прежнему спасибо. Но даже с его седин позору это не снимает
(пожалуйста, не рассматривайте как личный выпад; я о том, что такая аргументация не всегда работает)
2)К тому "вворачиваю", что "отрицание" Чапаева и съемки "белых" фильмов ПОКА ЧТО могут рассматриваться только сквозь призму антисоветской революции. Ибо любая идеология обретает какой-то смысл только когда наполняется реальным содержанием.
Будут достижения (или хотя бы РЕАЛЬНЫЕ планы и поддержка в народе, позволяющие заявить "Есть такая партия!") - будем проходить в школе, что "хотя и строился ДнепроГЭС, но все же большевики были гады", пожалуйста; коли кому не нравится - могут и потерпеть, как терпели поношение коммунистами царского периода (хотя в идеале я за взвешенное и лишенное излишней части эмоций отношение ко всем периодам в истории страны).
Но пока ничего особо внятного не видно, потому идеология таких фильмов, ПМСМ, смотрится как жалкая бравада.
[ответить]
volodihin
#5, 14/10/2008 - 17:54Для Борис_вит
Антисоветская (ради справедливости, хотелось бы напомнить: и антикоммунистическая) революция была давно. И сейчас речь идет о выборе этики и эстетики для дальнейшего развития России. На мой взгляд, красная эстетика умерла с этикой заодно, им уже не подняться, худо ли, хорошо ли Вы или я к этому относимся. СИСТЕМА мертва. И отдельные "уточнения" в лучше случае могут вынуть гвоздик-другой из гроба, где покоится труп. Смысл?
Для Борис_вит
Антисоветская (ради справедливости, хотелось бы напомнить: и антикоммунистическая) революция была давно. И сейчас речь идет о выборе этики и эстетики для дальнейшего развития России. На мой взгляд, красная эстетика умерла с этикой заодно, им уже не подняться, худо ли, хорошо ли Вы или я к этому относимся. СИСТЕМА мертва. И отдельные "уточнения" в лучше случае могут вынуть гвоздик-другой из гроба, где покоится труп. Смысл?
Реальный выбор идет между белой и полосатой Россией. Фильм снимался под этику и эстетику белой России, и пафос его с этой точки зрения абсолютно оправдан, поскольку направлен не только в прошлое, но и в будущее. Общественных организаций, сильных и вполне "белых" по своему образу действий в стране достаточно, партия -- если желаете непременно партию -- будет. "Новым белым" делать уступки "новым красным" в настоящее время -- преступно, поскольку у "новых красных" провести какой-то проект относительно будущего России шансов нет (да и проекта как такового нет), а у новых белых возможности такого рода есть, да и суть их проекта вполне ощутима.
Ну а если вам мил "полосатый", т.е. либерально-западнический маршрут для России -- тогда другое дело, тогда я понимаю. Тогда для Вас вполне правильно критиковать "белую" эстетику фильма с любой позиции.
Я поставил на белое. И я надеюсь на то, что это цвет будущего для всех нас. Поэтому, с моей точки зрения, постановщики "Адмирала" больше всего правы там, где меньше всего объективны. Да, красивая легенда. Да, так и нужно.
[ответить]
cyber-valenok
#6, 14/10/2008 - 18:00Красные в 1917 - это не то что красные в 1941-1945.
Красные в 1917 - это действительно сила, разрушающая страну, государство, нацию, веру. Понадобились сталинские чистки, чтобы превратить красных в патриотическую силу.
В 1920 в "красных" уже появилась некая двойственность, на польском фронте они уже должны бороться за российские земли. В это время, кстати, к красным приходит и много "не-красных": казаков, военспецов и т.д.
Сталинский СССР в 1941-1945 разве он уже только "красный"? После уничтожения ленинской гвардии, после возрождения казачьих частей, офицерства, церкви, после возрващения многих атрибутов и земель российской империи СССР уже имеет мало общего с интернационалистами-разрушителями 1917 года.
Красные в 1917 - это не то что красные в 1941-1945.
Красные в 1917 - это действительно сила, разрушающая страну, государство, нацию, веру. Понадобились сталинские чистки, чтобы превратить красных в патриотическую силу.
В 1920 в "красных" уже появилась некая двойственность, на польском фронте они уже должны бороться за российские земли. В это время, кстати, к красным приходит и много "не-красных": казаков, военспецов и т.д.
Сталинский СССР в 1941-1945 разве он уже только "красный"? После уничтожения ленинской гвардии, после возрождения казачьих частей, офицерства, церкви, после возрващения многих атрибутов и земель российской империи СССР уже имеет мало общего с интернационалистами-разрушителями 1917 года.
Поэтому надо смотреть не на названия: "красные" и "белые", а на то, что реально эти силы делали в тот или иной период. Тупой механический подход тут не нужен.
Поэтому сегодняшнему российскому патриоту адмирал Колчак в принципе ближе чем какой-нибудь товарищ Троцкий или Бела Кун
[ответить]
Евгений
#7, 14/10/2008 - 19:43Дмитрий, спасибо вам большое за статью.
До сего момента я пребывал в некотором смятении. Посмотрел фильм - очень понравилось. Именнно пафосом понравилось, тем, что создатели кино нарочито и умело бьют по нервам. Потом стал читать многочисленные рецензии, и не мог не согласиться с тем, что фильм полон недостатков. В конце концов, согласился и с тем, что "Адмиралъ" - просто красочный буклет, качественная белая агитка (весьма и весьма профессионально сработанная). Но фильм продолжал мне нравиться, вот в чем штука.
Сейчас вы разрешили для меня это противоречие. Согласен: это особый жанр, и такие фильмы необходимы, чтобы не через голову, но через сердце уравновесить ту чашу, на которую 70 лет валили тонны советского самопиара, причем практически безальтернативно.
Еще раз спасибо!
[ответить]
И. Крылов
#8, 14/10/2008 - 23:44Еще раз адмирала грохнули. Теперь уже жирным поцелуем. Ах хорошо, ах показали ... правду. Правду? А в чем она правда? А может надо было истину поискать? Опять пошлость и ложь, фальш, мерзость глумления. Кино - выше истории и правды. Кино - сама правда в ее нецитируемом художественном смысле. Если этого смысла нет - нет художественного, а есть гниль, подлость, мерзость и та самая, опускающая человека пошлость, когда не надо ни суда, ни оправдания, ни наказания, ни справедливости. Все позволено, никто не виноват. Все были правы. Все были не правы. Как мило. Какой бальзам на души нынешних устроителей нового гламурного порядка. Оказывается все можно списать, только надо дожить то такого времени, когда придет новое поколение историков, которым ну надо как-то реализовать свои пристрастия и свои амбиции. И уж они то постараются, отмоют черное до белого, а белое до красного.
Господа, смотрите нормальное кино, настоящих художников и подлинных националистов, хотя бы и польских. Например наш современник Кшиштоф Занусси. Вот у кого нашим доморощенным националистам от сохи надо учиться любви к отечеству.
[ответить]
Константин
#9, 15/10/2008 - 01:51Автор очень верно заметил: "«Адмиралъ» - белый «Чапаев». Фильм-миф. Фильм, показывающий красоту и трагедию белой России. Фильм, беспощадный к «революционной романтике». Действительно, это один из кирпичиков в новой "белой" мифологии. Это, конечно, не объективно, как и всякая мифология. Но эта мифология гораздо более прекрасна и ПРАВИЛЬНА, чем мифология "красная".
Мы неизбежно живём в мире мифов, и лучше, право, жить в мире белых мифов - полных русского духа и русской тоски, чем в мире мифов красных - набухших от крови и ненависти и где от русскости не осталось ничего, кроме размаха и мессианства.
Кстати, наряду с "Адмиралом", его предтечей во многом, таким кирпичиком белого мифа стал недавний фильм "Господа офицеры".
[ответить]
Наум
#10, 15/10/2008 - 03:19[ответить]
Анатол
#11, 15/10/2008 - 13:41Любители красненького, идите на hell.
Обнимитесь с Зюгановым, не нравится Зю - обнимитесь с Анпиловым. А больше от вас ничего и не осталось. Идея мировой коммуны настолько свята и масштабна, что стоило государству прекратить ее навязывать, как она тут же сложилась карточным домиком.
От вас остался лишь смрадный пшик.
Не мешайте народу искать новые ориентиры и новые ценности. Это и так дело нелегкое и небыстрое.
[ответить]
Artur
#12, 15/10/2008 - 15:37Если задуматься над авторской позицией она неминуемо приводит к очень странным вопросам.
Револлюция в России была вызванна реакцией народа на петровские и последующие реформы, вызвавшие у народа резкое неприятие сущетвующго порядка и устойчивые ожидания появления скрывающегося "подлинного царя", который должнен восстановить порядок в обществе представлящийся справедливым и нарушенный предоставлением дворянам привелегий. Об этом очень подробно пишет М.Саркисян в 6 главе своей книги "Россия и мессианство". Даже такая смешная как нам кажется сегодня вещь, как запрет на бороды воспринималось народ как запрет людям иметь богоподобный образ.
Если задуматься над авторской позицией она неминуемо приводит к очень странным вопросам.
Револлюция в России была вызванна реакцией народа на петровские и последующие реформы, вызвавшие у народа резкое неприятие сущетвующго порядка и устойчивые ожидания появления скрывающегося "подлинного царя", который должнен восстановить порядок в обществе представлящийся справедливым и нарушенный предоставлением дворянам привелегий. Об этом очень подробно пишет М.Саркисян в 6 главе своей книги "Россия и мессианство". Даже такая смешная как нам кажется сегодня вещь, как запрет на бороды воспринималось народ как запрет людям иметь богоподобный образ.
А более формально это было сознательное нарушение живой связи народа с религией, сознательное уничтожение существующего антропологического типа, точно так же как и в Европе, так как такой тип человека по представлениям властей не соответствовал их представлениям о потребностях страны в данный период времени.
А разобранное общество повело так как и должно было, как происходит, когда исчезает сила, которая связывает и формирует энергию людей - страна и взорвалась. И это прямой результат политики элиты и царей, значит за это ответственно и белое движение.
Красные же спасли как сумели уничтоженное до этого отнюдь не ими общество. И кстати говоря, по всем ключевым компонентам своего мировоззрения они наследовали специфичным для России трактовкам христианства, достаточно почитать того же М.Саркисяна.
Еще можно как то согласится с тем, что царская элита не понимала, что она делает, и хотела как лучше. Но получилось отнюдь не как всегда, и получилось невероятно плохо .
Если же исходить из Кургинановского представления, что и элита хочет интегрировать страну в Запад, и потому разобрала СССР, и соответственного советский антропологический тип, то следует признать, что политика элиты та же самая, что и 200 лет назад - и сейчас то уже понятно, к чему она должна привезти.
Пропаганда белового движения по сути есть пропаганда политики, которая ради сомнительных эксперементов уничтожила страну . Но это далеко еще не всё - с учетом того, что тот же эксперемент проведится над людьми и сейчас, получается, что эта пропаганда политики нынешних властей, причем её худших частей, её сердцевины.
И всё сказанное, естественно никак не меняется при предположении о самых бескорыстных и честных намерениях царской элиты и белого движения
[ответить]
Bronevik095
#13, 15/10/2008 - 17:56Поразительнее всего, что это написал историк.
Впрочем,
"тьме низких истин нам дороже
нас возвышающая лесть...."
[ответить]
Bronevik095
#14, 15/10/2008 - 18:11«Все дело в смешении понятий Отечество и народ. Россия еще не есть народ. Россия – это наша культура, это русская мысль, русский язык, русское искусство, наука… Народ сегодня не тот, что был вчера и будет завтра. Народ не бог, и служу я не ему, а служу России как идее».
Пилкин В.К., контр-адмирал, морской министр Северо-Западного правительства.
[ответить]
Захар
#15, 15/10/2008 - 20:01[ответить]
Гость
#16, 15/10/2008 - 22:56Захар, все наоборот. НОРМАЛЬНЫЕ люди как раз не понимают, как красные умудрились победить. Видимо, объяснение одно: "мое кунг-фу (читай - террор) лучше твоего кунг-фу". Человек, стремящийся все разрушить до основанья (ц), находится в более выигрышной позиции, чем тот, кто стремится хоть что-то сохранить. И вот не надо про победу "красного проекта". Он победил не больше, чем Гитлер брестскую крепость. Захватил территорию - да, но овладел ли умами? Едва ли. Это уже следующие поколения приняли совдепы как данность, у них выбора не было даже в теории. А бабушки и дедушки, которых я внимательно слушал, плевались на советскую власть до конца дней. Хотя они у меня были из крестьян.
[ответить]
Гость
#17, 16/10/2008 - 21:28Не могу не привести несколько цитат из М.Саркисяна "Россия и мессианство"
Вся задача [дворянской — М. С] литературы сводилась к тому, чтобы показать неправомерность и социологическое банкротство... правящего класса», — к такому заключению относительно русской литературы последующего периода пришел Венгеров. «Никто не наносил таких ударов идее своего сословия, как именно дворяне. И какие дворяне? Лучших, древнейших родов»[665].
Не могу не привести несколько цитат из М.Саркисяна "Россия и мессианство"
Вся задача [дворянской — М. С] литературы сводилась к тому, чтобы показать неправомерность и социологическое банкротство... правящего класса», — к такому заключению относительно русской литературы последующего периода пришел Венгеров. «Никто не наносил таких ударов идее своего сословия, как именно дворяне. И какие дворяне? Лучших, древнейших родов»[665].
На заре зарождения русской политической мысли Радищев стал фигурой «символической для истории русской интеллигенции, она же история кающегося дворянства... В момент торжества только что дарованной «вольности дворянской», представлявшей одни права, без всяких обязанностей, Радищев испытывает только жгучий стыд за свое сословие и весь переполнен любовью к крепостному мужику». «Психология кающегося дворянства... проходит через всю историю многострадальной интеллигенции»[666].
В наследство интеллигенция оставила мечты о подвижничестве и героизме, о самопожертвовании и страдании за правду и волю, о проповеди правды и добра, о забвении себя во имя других, — писал А. Скабичевский[667].
А К. П. Победоносцев, самое имя которого было символом консерватизма, жаловался на то, что нередко встречаются люди, которые словом и делом, можно сказать, с гордостью протестуют против собственного имени, против собственного сословия, против профессии, которая их кормит. Можно услышать, например, как офицер нападает на тех, кто отстаивает необходимость дисциплины в армии, как священник, с высшей точки зрения, высказывается против обедни в праздник, как судья или адвокат называет «реакционерами и обскурантами» тех, кто требует наказания для воров и послушания от слуг[670]. И действительно, не только один из высших офицеров царской Охраны жаловался, что даже императорские прокуроры часто вели себя не как обвинители, а чуть ли не как защитники подсудимых-революционеров. Да и среди самих высокопоставленных жандармов была тенденция к своего рода восхищению революционерами — за их идеализм[670a].
Генерал А. И. Деникин, в 1918—1919 годах стоявший во главе антибольшевистской Добровольческой армии, сражавшейся на юге России, говорил Крамарю, что для него так и осталось загадкой, почему имущие классы России, подвергшиеся уничтожению после большевистского переворота, не оказали, по существу, реального сопротивления[671]. Да и сам Крамарь, чешский либеральный журналист, был немало удивлен недостатком инстинкта самосохранения у российской элиты. Генерал Деникин по этому поводу писал, что особенно странной показалась ему позиция большинства буржуазии по отношению к режиму, который восстанавливал буржуазный порядок и частную собственность: помощь, которую оказывали имущие классы армии и правительству (правительству Деникина), была ничтожно мала[672].
У Ленина действительно были все основания сказать Горькому, что самым удивительным во всей этой истории казалось ему то, что их до сих пор еще не прикончили[673].
Н. А. Бердяев утверждал, что борьба большевиков за власть оказалась столь «легка» потому, что те, кто управлял Россией, сами не были абсолютно убеждены в святости собственности, власти и права наслаждаться жизнью, чтобы отстаивать их всеми своими силами[674]. Сходные воззрения выражал и А. Ф. Керенский и М. Шелер[675]. Бердяев пошел еще дальше: по его мнению, в России вообще не было истинно ожесточенной борьбы в защиту собственности и привилегий.
---------------------------------------------------------------
Т.е Деникин,человек, борющийся за восстановление "законной" по его представлениям власти, не понимал, почему общество его не поддерживает, а Бердяев понимал, это и есть трагедия страны и его лично.
А из статьи Володихина возникет ощущение, что все уже забыли, как рождалась революция в России, такое ощущение, что читаешь какую то сказку...
[ответить]
Гость
#18, 16/10/2008 - 22:57Делая историческое кино (а оно таковое: ведь "герои" - реальные исторические персонажи), необъективным быть нельзя, это путь лжи. Раз авторы встали на этот путь, значит им хорошо заплатили заказчики. Заказчики стоЯт как раз под сенью того самого звёздно-полосатого флага, который Вам так не понравился в фильме. Поэтому весь Ваш контрреволюционный пафос просто пшик, хотя и тоже наверняка высокооплаченный. С революционным приветом. Чапаев В.И.
[ответить]
Наум
#19, 17/10/2008 - 11:19[ответить]
Захар
#20, 18/10/2008 - 09:04Гостю от 15.10.08.Победа она и есть победа, о чем тут спорить. Брест - не Россия. А Россия была СССР долгие и успешные годы. Что же касается кунг-фу и того, кто разрушал, а кто строил, почитайте дневники М.Пришвина, человека, который, во-первых, был очевидцем, а во-вторых, беспристрастным, поскольку большевиков терпеть не мог.Например,Пришвин, мечтавший о приходе белых,4 июня 1920 г. записал в дневниках:"Рассказывал вернувшийся пленник белых о бесчинствах, творившихся в армии Деникина, и всех нас охватило чувсво радости, что мы просидели у красных". Цитировать можно долго. В фильме "Чапаев" один эпизод "психической атаки" достаточен, чтобы понять и и пафос, и героизм, и трагизм, и безнадежность Белого дела ( но никак не убогость). А в "Адмирале" красные показаны как стая обезьян, что вопиющая ложь. Поэтому "Чапаев" - фильм на все времена, а "Адмирал", сорвав денежную мзду, будет забыт.
[ответить]
Гость
#21, 19/10/2008 - 22:19Сколько бы мы не говорили, что пора заканчивать Гражданскую войну, какие бы контрреволюционные символы не принимались в качестве официальных символов сегодняшней России, сколько бы не опускался электоральный рейтинг компартии в последние годы, параметры внутренней, личностной оценки народом сторон, противоборствовавших в годы Революции остается далеко не в пользу белых. Для объективности предлагаю авторам фильма сделать следующее кино про Н.Щорса (так же талантливо и красиво), а главную роль поручить тому же К.Хабенскому. Слабо?
[ответить]
СПб Наблюдатель
#22, 20/10/2008 - 11:10[ответить]
iSynth
#23, 22/10/2008 - 12:30[ответить]
Своё мнение!
#24, 26/10/2008 - 22:11ПРочитала все 23 комментария!У меня есть на это всё своё мнение!после просмотрал фильма Адмиралъ осталась в огромном вострге оч понравился как снят как всё!да щас этот фильм осуждают а за что осуждают за то что с каждым годом нам Русским всё больше открывают правду истории и показывают её!В этом фиьме нам показали историю Колчака и Белой Армии....Я просто смотрю щас разне комментарии что некоторые говорят АДмирал просто напросто Оскарбил красную армию а чем оскарбил тем тчо показал исторю белой армии?никто так и не ответил на вопрос почему в фильме Чапаев не показано агресия большевиков на белую армию!Да потому что фильм снят в те времена после самой войны можно когда красные были на первом месте и не могли после выиграша показать в фильме что вот красные такие плохие расстреливали своих русских ну е что что они были белая армия ну они же были Т
ПРочитала все 23 комментария!У меня есть на это всё своё мнение!после просмотрал фильма Адмиралъ осталась в огромном вострге оч понравился как снят как всё!да щас этот фильм осуждают а за что осуждают за то что с каждым годом нам Русским всё больше открывают правду истории и показывают её!В этом фиьме нам показали историю Колчака и Белой Армии....Я просто смотрю щас разне комментарии что некоторые говорят АДмирал просто напросто Оскарбил красную армию а чем оскарбил тем тчо показал исторю белой армии?никто так и не ответил на вопрос почему в фильме Чапаев не показано агресия большевиков на белую армию!Да потому что фильм снят в те времена после самой войны можно когда красные были на первом месте и не могли после выиграша показать в фильме что вот красные такие плохие расстреливали своих русских ну е что что они были белая армия ну они же были Тоже русскими!!!Щас я смотрю и начинается война между мнениями !!!я не буду говорить вот белые были правы или красные нет!До того как убили царя у всех русских была одна цель выиграть у немцов а РУсские начали убивать воевать против русских вот это меня удевляет Брат мог пойи против Брата!Ведь КОлчак в самом начале до Гр.войны столько всего сделал для России когда сражался против немцев и его поддчиненые а потом резко решили что всё армия белая это враги так они же ничего плохого не сделали!!!Все сражались за Россию протиив немцев а потом начали друг против друга!Я считаю что фильм Чапаев и Адмиралъ две истории красной армии и белой!только фильм Чапаев снят в то время когда от нас много что скрывалось а фильм Адмиралъ щас когда многие факты о войне всплилы и открыли нам на многое глаза!
[ответить]
Юрий
#25, 30/10/2008 - 17:35Убогий фильм вследствие убогого знакомства с историей. Идеей воспитания патриотизма можно оправдать любую халтуру.
[ответить]
Курбский
#26, 02/11/2008 - 19:38Неравнодушным к теме Колчака советую спокойно почитать "Дневник белогвардейца" Будберга. А потом спорить...
[ответить]