Иудина Пасха

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
Праздник 1 мая имеет языческие корни. Еще древние римляне поклонялись богине Майе, покровительницы весны и плодородия. В ее честь они назвали месяц май - самый весенний месяц. Первомайских же торжеств в Риме не было - их родиной стала Европа. Первый день мая европейцы чествовали как праздник настоящей весны, вступившей в свои права, как начало сева, как праздник плодородия, изобилия, солнца и тепла - что-то вроде нашей красной горки. 

Католическая Церковь пыталась сделать этот праздник своим и признала 1 мая днем святой Вальпургии, племянницы св. Бонифация, «апостола Германии». В этот день традиционно вспоминали и Нагорную проповедь Спасителя. Знаменитая «Вальпургиева ночь», празднуемая на первое мая приверженцами язычества, считалась временем разгула колдунов и ведьм, но с другой стороны в ту же самую дату праздновали и защиту от всякой нечисти, с разжиганием костров и другими подобными обрядами.

На протяжении веков первомай оказался необыкновенно живучим праздником, став днем весеннего всенародного гуляния. Этот обычай сохранялся в Европе столь долго, что немцы принесли его в петровскую Москву и оставили его москвичам. Эти первые на Руси «маевки» проходили в Сокольниках, которые тогда называли «немецкими станами». По преданию, именно в Сокольничьей роще были первые поселения («становища») немцев, добровольно приехавших в Россию по зову Петра Великого. По своему обычаю иноземцы стали гулять в первый день мая в этой роскошной роще, притянув к сему времяпрепровождению и любопытствовавших москвичей. Или же по версии ученых, сей праздник был заимствован у немцев, живших в Немецкой слободе и Лефортово, и имевших обыкновение гулять в первый день мая в близлежащей Семеновской роще. 

Туда наведывался со всем семейством и сам Петр, а потом перевел гуляния в обширные Сокольники, где любил угощать немецких мастеров на их майский праздник. Отсюда явилось другое прозвище Сокольников - «немецкие столы». Петр I заложил и традицию русских первомайских гуляний - в этот день устраивались воинские потехи, сражения, осады «крепостей» и рукопашные бои, в которых участвовал сам царь. Его венценосная дочь Елизавета, конечно, доспехи на себя не надевала, но узаконила первомайское гуляние в Сокольниках, и знать прибывала туда веселиться в таком количестве, что места для прогулок не хватало. Окончательно же гуляние в Сокольниках на 1 мая было установлено во времена Екатерины II, и на него официально съезжалось высшее общество Москвы. Однажды здесь заметили гарцующего на коне графа А.Орлова, в окружении свиты. Вельможи приезжали со своими шатрами в восточном стиле и с трапезою в многочисленных корзинах. Москвичи попроще укрывались в шалашах, довольствуясь сбитнем из самовара. 

Сокольники долго назывались «Немецкими станами» - это прозвище сохранялось до второй половины XIX века. Однажды туда привезли престарелую Татьяну Шлыкову, шереметевскую актрису, которая была свидетельницей невесты на тайном венчании графа Н.П.Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Ей было под 90 лет, и она ни разу не посещала Москву после 1812 года, так что очень дивилась названию «Сокольники» (как, впрочем, и отсутствию Кузнецкого моста) и ворчала: «Что за Сокольники такие! У нас назывались они Немецкие Станы». Во второй половине XIX века брат знаменитого коллекционера С.М.Третьяков выкупил у казны Сокольничью рощу для устройства общедоступного парка и здесь стали гулять в любые праздники, но первомай оставался главным. А.П.Чехов красочно описал майское гуляние в Сокольниках, где в изобилии подавались горячительные увеселения, и где расхаживали разносчики, пытавшиеся с выгодой всучить свой товар подвыпившему отдыхающему. 

Теперь первое, что видят посетители Сокольников - красивейшую в Москве Воскресенскую церковь, построенную в стиле модерн в начале ХХ века. Ее алтарь обращен не на восток, а на юг, в сторону Палестины, земной родины Иисуса Христа. С этой церковью, точнее, с ее основателем и первым настоятелем протоиереем Иоанном Кедровым связана легендарная история празднования первого первомая в революционной Москве, прозванного «Иудиной пасхой». 

Напомним, что трудовые мотивы в празднике 1 мая появились тоже в Европе. В бурном конце XIX века праздник весны стал символом борьбы пролетариата за свои в общем-то вполне законные права- и прежде всего за сокращение рабочего дня до 8 часов. Федерация профсоюзов США приняла резолюцию: с 1 мая 1886 года работать не больше 8 часов и добиваться узаконения этой меры всеобщей забастовкой. Умные предприниматели, конечно, решили не доводить дело до стачки и сами ограничили рабочий трудовой день, но не все проявили такое благоразумие. Самая массовая забастовка прошла в Чикаго, где 1 мая не работало ни одно предприятие. Полиция разогнала демонстрацию, многие были ранены, многие - уволены, но бастующих поддержали члены анархистской Международной Ассоциации Рабочего Народа. Их мирный митинг кончился провокацией - кто-то бросил бомбу - и кровопролитием. Зачинщики попали под суд, а все присяжные сами были владельцами предприятий, так что приговор был вынесен обвинительный. 

Летом того же 1886 года «чикагские мученики» были казнены, но позднее амнистированы посмертно за недоказанностью вины. Есть даже версия, что фраза одного из них, сказанная на суде: «Повесив нас, вы погасите искру, но здесь и там, повсюду вокруг вас разгорается пламя» - породила название газеты «Искра». ( На самом деле ее имя явилось от знаменитых строк декабриста А.Одоевского «Из искры возгорится пламя», которые были избраны девизом газеты). В декабре 1888 года Американская Федерация Труда вынесла решение назначить 1 мая в память погибших днем всеобщей борьбы рабочих за свои права. А в июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала по предложению Поля Лафарга, зятя Карла Маркса, постановил отмечать 1 мая как день Международной солидарности трудящихся в их борьбе с эксплуататорами - и тоже в память о борьбе американского пролетариата. Главное требование не изменилось - 8-часовой рабочий день. 

В России, как и во всем мире, этот день впервые отпраздновали в 1890 году стачкой рабочих в Варшаве, а на следующий год и маевкой в Петербурге. В иных европейских странах праздновали вечером после работы или в ближайшее воскресенье, в других - демонстративно устраивали себе 1 мая дополнительный выходной. Стачки русских рабочих все более сопровождались политическими требованиями, не ограничиваясь вопросами улучшения условий труда. Особенно сильно эта тема прозвучала в мае 1912 года, сразу после Ленского расстрела, когда рабочие требовали помимо восьмичасового трудового дня свержение самодержавия и конфискацию помещичьих земель. 

Ленин очень любил посещать маевки. Этот праздник впервые отметили в России свободно после Февральской революции, под лозунгами «Вся власть Советам!» и «Долой империалистическую войну!». Понятие весны надолго отступило перед понятием труда. Настоящий первомай как государственный праздник отмечали в 1918 году - первый после Октябрьской революции. Это был самый памятный первомай. «Праздник победившего социализма» стал и первым официальным празднованием советской власти - до годовщины революции оставалось еще полгода - и первым советским праздником в красной Москве как «столице мирового коммунизма» после переезда в нее большевистского правительства в марте 1918 года. Отныне трудящиеся в день 1 мая выражали свою солидарность с трудящимися капиталистических стран в преддверии мировой революции и в деле построения коммунистического общества. С тех пор он стал вторым по статусу праздником после 7 ноября. 

Власть готовилась основательно. В апреле 1918 года появился судьбоносный для Москвы декрет СНК РСФСР «О памятниках республики»: была поставлена задача немедленной ликвидации к 1 мая «наиболее уродливых» памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг» с целью их замены на памятники революционерам в курсе плана монументальной пропаганды. Главное же, была намечена огромная праздничная демонстрация на Красной площади. Там по указанию Ленина образ святого Николая Чудотворца на Никольской башне - тот самый, давший имя Никольской улице, - уже был завешен красным полотнищем. Тут-то все и случилось. 

1 мая тогда выпадало на Великую Среду страстной седмицы. Оттого и было у того первомая прозвище «Иудина пасха». Власти призывали трудящихся придти на Красную площадь. Церковь же обратилась к верующим с просьбой исполнить в этот день свой христианский долг, обратить помыслы к Господу и не участвовать в празднике. Именно тогда протоиерей Иоанн Кедров обратился в Воскресенском храме к пастве с горькой и взволнованной проповедью, которую в виде листовки тайком распространяли по Москве: 

«Христиане! 1 мая по новому стилю нас зовут на гражданский праздник... Что теперь стало с нашей когда-то Святой Русью? Куда девался русский человек - христианин и патриот, для которого Отечество было всегда предметом его любви и святых подвигов?!.. Русский православный человек! Если ты не хочешь быть рабом других народов, для которых Россия, наше Отечество - лакомый кусок, а мы все - рабочая сила...- опомнись, пойми, что ты русский и никакие другие народы не дадут тебе защиты и спасения... Дошли мы до великих ужасов: кто может поручиться за жизнь на завтрашний день!» 

Того, что произошло на праздновании первомая, не ожидал никто, но верующие восприняли это как настоящее чудо. Когда колонны демонстрантов проходили по Красной площади, полотнище, которым был завешен образ св. Николая Чудотворца, разодралось само собой, и открылся лик святого. И несколько дней паломники шли молиться к образу со всего города, а в вешний праздник святителя сюда был совершен крестный ход с пением «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!». Со стены Кремля Ленин глядел на многотысячную толпу... 

Это, конечно, испортило ему настроение, но ненадолго - «суеверия» Ленин во внимание не принимал. 1 мая 1918 года он собственноручно свалил в Кремле васнецовский крест, установленный на месте убийства великого князя Сергея Александровича («с глаз долой безобразие»). 1 мая 1919 года произнес речь с Лобного места, где уже стояла фигура Стеньки Разина с ватагой работы С.Коненкова. А 1 мая 1920 года отметил сразу тремя историческими событиями: заложил вместе с Луначарским монумент «Освобожденный труд» на месте разоренного памятника Александру III у храма Христа Спасителя, и памятник Карлу Марксу на Театральной площади, уже носившей имя Свердлова - самый долгий советский монументальный долгострой, завершившийся лишь в 1961 году творением Льва Кербеля. В тот же день вождь трудящихся объявил первый Всероссийский коммунистический субботник, где сам таскал бревно на уборке в Кремле. 

Вскоре пошла традиция приурочивать к первому мая трудовые достижения страны. А пролетарский богостроитель Луначарский вовсе предложил отмечать 1 мая как «красную пасху» в пику христианству, как весенний праздник «победы света и тепла». Последний раз День солидарности трудящихся праздновали 1 мая 1990 года. Теперь в «первомае» соединились оба исторических направления праздника - и весны, и труда. Что кому ближе - каждый выбирает сам..
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...