Тарантино идет на войну

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» парадоксален, как и большая часть работ этого режиссера. Слишком часто он, сознательно снимая трэшевое кино, получал совсем не тот результат, который ожидался. Я, конечно, не считаю, что знаю о замыслах Тарантино больше, чем он сам, но по результатам просмотра фильма уверен, что режиссер хотел снять совсем не то, что вышло в итоге.

Что же предполагалось. Фильм, состоящий из нескольких новелл, каждая из которых стилизована под определенный жанр (причем всегда это очень китчевый жанр) — спагетти вестерн или B movie «про войну». Причем всем фильмам подобного рода всегда свойственно предельно однозначное определение добра и зла. Хорошие парни в белых шляпах всегда должны победить плохих парней в черных шляпах. Вот и в фильме «Бесславные ублюдки» вроде бы все должно быть предельно понятно: положительная героиня — молодая еврейка, мстящая за своих родителей, американские солдаты-евреи, действующие в тылу немецких войск, и противостоящее им СД и пропагандистское ведомство Геббельса.

Но в реальности все получается не так, как, казалось бы, должно быть. Так главный отрицательный персонаж фильма штандартенфюрер СС Ганс Ланда фактически оказывается единственным положительным героем фильма, по крайней мере, единственным, кто может на это претендовать. Посмотрим на этого офицера СД внимательно: единственный в фильме интеллектуал (за исключением разве что доктора Геббельса), все остальные не никак не могут сравниться своим способностями с ним. Ланда вовсе не бездушный монстр, он ищет евреев не потому, что этого требует его «звериная сущность», но потому, что это государственная политика, а он является добросовестным исполнителем приказов. Более того, Ланде не чужд гуманизм, он отпускает еврейку Шошанну, хотя по приказу должен был бы ее уничтожить. Ланда великолепный детектив и аналитик — он раскрывает абсолютно все замыслы своих противников — и евреев во Франции, и американских шпионов.

Блестяще сыгранный как типичный прусский военный аристократ с легкой долей эксцентричности — штандартенфюрер Ланда поистине самый привлекательный герой фильма. Если мы вспомним историю другого знаменитого кинематографического штандартенфюрера — Штирлица, то обнаружим удивительное сходство. В обоих фильмах результатом просмотра становится скорее симпатия к Третьему Рейху, чем его осуждение, что не раз отмечали и кинокритики и социологи. И если «Семнадцати мгновениях весны» это ощущение в значительной степени завуалировано и сюжетом и стилисткой сериала, то в китчевом фильме Тарантино оно с исключительной силой выступает на передний план.

И это не случайно, если мы посмотрим на тех, кто противостоит Германии в «Бесславных ублюдках». Американский лейтенант Альдо Рейн — типичный маньяк, с наслаждением убивающих беззащитных пленных, нарушая тем самым закон и совершая военное преступление. Его отряд, составленный из американских евреев, не отличается от командира — жестокость, пытки, обман, кровожадность и явные психиатрические отклонения — все то, что пропаганда относит к действиям немецкой армии во Второй мировой войне, показано как отличительная особенность американской армии. В то же время немецкие солдаты и офицеры в фильме выведены как люди, похожие на людей. Они не маньяки, они не пытают пленных, они сражаются за свою страну и до конца верны своему долгу.

Даже один из второстепенных героев — немецкий снайпер Фридрих Цоллер, сыгравший самого себя в пропагандистском фильме, выглядит гораздо более живым, чем все бойцы отряда «Бесславные ублюдки». Он чувствует, влюбляется, переживает, да и гибнет, исполнив свой долг солдата. В то время как, казалось бы, положительные герои — представители Сопротивления и американской армии — это не более чем картонные фигурки, наделенные функциями, персонажи комиксов, проговаривающие положенные им небольшие реплики. Шошанна Дрейфус при сопоставлении с Цоллером выглядит как заурядный персонаж пропагандисткой агитки рядом с Гамлетом, а ведь они пересекаются в значительном числе сцен фильма, и такое сравнение зритель может сделать не один раз.

Точно также немецкие солдаты и офицеры в фильме живут обычной жизнью, им не чужды простые человеческие радости (вспомним сцену встречи англичан со шпионкой Бриджит фон Хаммерсмарк), в то время как их противники ни в чем подобном не замечены. Весь фильм они с разной долей жестокости убивают своих врагов, или планируют, как будут их убивать. Да и поступки Рейна, Шошанны и других героев фильма далеки от понятий о чести. Шошанна готова (и исполняет это) сжечь заживо множество людей, почти все из которых невиновны в гибели ее семьи (вспомним при этом о поступке Ланды, который оставил ее в живых). Рейн убивает почти всех, кто попадает в его руки, а кого отпускает — делает это лишь в целях устрашения врага и не просто отпускает их, а вырезает на прощание на лбу свастику. Рейн обманывает немецкого солдата, у которого в этот день родился ребенок, и убивает его, положившего оружие и поверившего слову американского офицера, то же самое он делает в финале фильма — убивая шофера штандартенфюрера Ланда, похоже, просто потому, что ему очень хотелось убить самого Ланду, но сделать это запретило командование.

А хотелось убить офицера СД Рейну совсем не случайно. Ведь в интеллектуальном поединке, который показан в фильме, именно он одержал убедительную победу — раскрыв все замыслы врагов, переиграв их и выполнив все свои задачи. Да и ведь войну прекратил тоже немец Ганс Ланда. Ведь это альтернативно-исторический фильм, и в нем война закончилась после того, как все высшее руководство Германии сгорело в парижском кинотеатре. Мне почему-то кажется, что Тарантино хотел сказать своему зрителю совсем не то, что оказалось фильмом «Бесславные ублюдки». Впрочем, это свойство гения, а Тарантино, без сомнения, гениальный кинематографист, и может говорить не то, что хочется самому, а быть транслятором неких скрытых смыслов, многие из которых становятся понятны массам лишь впоследствии.

Да и еще, на месте евреев я бы возмутился. Положительный облик евреев — героев Сопротивления явно не удался.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.1 (16 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Интересная статья, дяденка. Надо посмотреть кино, хоть и  не очень люблю такие фильмы.

[ответить]

Потрясающе. Давно не испытывала такого недоумения.

Это садист Ланда, развлекающийся игрой с противником и любого собеседника готовый взять на мушку - вызывает симпатию? Это зазвездившийся мальчишка Цоллер, отвратительный в своей тупой самоуверенности и угрожающий отказавшей женщине - симпатию вызывает??

 А вот того, кто достоит симпатии - немца с железным крестом за храбрость, эпизодического персонажа, убитого Ублюдками, автор почему-то забыл упомянуть. Вероятно, отказ от предательства, оплаченный жизнью, это мелочь, не стоящая упоминания, то ли дело звездный мальчик Цоллер.

Это Шошанна, нехорошая такая, смеет убивать "непричастных к гибели ее семьи людей" - создателей системы, которая работала, в том числе на уничтожение ее семьи? А ведь ее действия хотя бы понятны, она здесь единственный личный мститель.

[ответить]

а я бы посоветовал марии поменьше давать советов о том, в чем она не разбирается. и побольше просто давать - глядишь личная жизнь наладится и не придется писать дрянные комментарии

[ответить]

Поправка по фактам: Альдо Рейн не убил в фильме (на экране) ни одного человека. Сдавшегося немца пристрелила агент. 

 В принципе главный вопрос фильма - эот почему Ланда оставил в живых Шошанну. В его гуманизм я не верю. Как и в простое "исполнение приказов". Достаточно вспомнить, как он душит предательницу. Ланда Садист, очаровательный садист. 

 Вообще главная идея фильма, если не мудрствовать, формулируется так: "Бог шельму метит". Каждый в итоге получает по заслугам. Кроме Альдо Рейна. Впрочем он здесь выступает в качестве агента фатума, а не живого человека, бывшего бутлегера. 

[ответить]

Да уж, кровожадные евреи получились. Штандартенфюрер Ланда мне тоже понравился.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...