Тариф «Разумное, доброе, вечное…»

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Когда садишься смотреть «Тариф новогодний», нехорошие подозрения закрадываются уже в первые минут десять: когда главгерой заходит в фирменный салон МТС купить мобилу. Такого «прдктплсмнта» еще не видел свет. Не видел его даже Горсвет в обоих «Дозорах», прославившихся размещением рекламы в кадре ничуть не меньше, чем спецэффектами.

«Тариф новогодний» в качестве «лица» рекламируемого МТС предлагает нам целую добрую волшебницу. Она подсовывает герою в нагрузку к телефону красненькую коробочку с яйцом, содержащую, якобы, «тариф его мечты». И ты уже готовишься смотреть нудный рекламный ролик МТС, которые под новый год решили выделить на рекламу столько денег, что ролик растянулся на полтора часа и обзавелся мелодраматическим сюжетом о любви. Как бы не так!

После выдачи герою специального мобильного, из-за которого «все заверте…» МТС из кадра напрочь пропадает и не появляется там до самого-пресамого финала. Зато еще минут двадцать спустя оказывается, что сюжет сценаристы спи… во многом позаимстововали из фильма «Дом у озера» с Киану Ривзом и Сандрой Баллок. Герой, значит, звонит героине, назначает ей свидание, а когда они пытаются «свидаться» - выясняется, что героиня живет на год раньше, и у нее сейчас только начался 2008-й год, тогда как у героя уже вовсю 2009-й.

Иногда доходит до совсем уж прямого цитирования «прототипа», как, например, в сцене с рестораном. Тут, по-моему, все, кто «Дом у озера» видел, должны со смеху упасть под стол. Очень уж забавно из актера Максима Матвеева (который тоже работает архитектором, вот ведь удивительно!) пытаются сделать Ривза с помощью свитера и отсутствия крупных планов. Хотя фильм, определенно, является типичным представителем жанра «новогодняя комедия», этот момент все-таки задумывался как «романтическая сцена», и желание поржать явно говорит нам, что спи… экстраполяция сюжета съемочной группе удалась не очень.

Опять же, в ходе экстраполяции и смены жанра исчезла большая часть и без того незатейливого психологизма, сюжет стал топорнее и предсказуемей, а история двух людей превратилась в шумную вечерину с друзьями, в которой, помимо героев, участвуют еще полсотни человек, включая вагоновожатую и таджи… дорожных рабочих. И хотя ко второй половине фильм сюжетное сходство с «Домом у озера» безвозвратно утрачивает, осадочек, как ему и положено, остается.

Естественно, как это принято во многих современных российских фильмах, половина актеров играет плохо. И это можно было бы списать на жанр, который подразумевает гротеск и схематичность персонажей… Но некоторые сцены совсем уж явно напоминают капустник нижнеподтахтинского кружка художественной самодеятельности, и это, конечно, очень огорчительно и дурно.

***

А теперь забудьте все, что написано выше. Потому что «Тариф новогодний» - очень хорошая новогодняя романтическая комедия, которую непременно надо смотреть и получать удовольствие. Лучше всего, если вы при этом еще забудете о существовании фильма «Дом у озера», страшном слове «прдктплсмнт» и вообще обо всем, что может как-то смазать вам просмотр.

«Тариф новогодний» – фильм попросту удивительный. Там – кто бы мог подумать! – продвигаются вполне себе «традиционные» ценности: моногамные отношения, трудолюбие с профессионализмом, дружба и человечность… Я, признаться, долго терла глаза и все ждала подвоха: ну вот сейчас, сейчас главгерой изменит своей любви с бывшей пассией… ну вот сейчас, сейчас они решат не спасать 40 человек, а ограничиться своим личным счастьем, потому что «судьба»… ну вот сейчас уже произойдет что-нибудь такое, брутально-либеральное, потребительски-толерантное…

Но оно, вы представляете, так и не произошло! Вот на сайте журнала «Афиша» некто пишет, что ему весь фильм хотелось, чтоб герои умерли мучительной смертью. И я некта очень хорошо понимаю, некту, как и многим современным людям, с одной стороны, воспринимать людей с таким ценностным рядом, такими мыслями и такими поступками – противоестественно, они ему кажутся пластиковыми, с другой же стороны – некту наверняка в глубине души завидно, что у них все вот так вот, а «в жизни так не бывает».

В жизни, например, водитель бензовоза наверняка изнасиловал бы подругу главгероини, которая полезла в кабину к небритому мужику ночью одна. Вообще, жизнь – она суровая штука. И все «съемщики» новогодних комедий старались как-то об этом не забывать. Любая постсоветская новогодняя комедия должна начинаться именно с того, что жизнь – штука суровая. Скажем, так: «мать-одиночка с тремя детьми, измученная и всеми покинутая, однажды 31 декабря…»

Или так: «уволенный с работы спивающийся продюсер за неделю до нового года…» Смысл дальнейших событий – в том, чтобы «страшная реальность», каковой и является жизнь на самом деле, превратилась в «новогоднюю сказку», которой на самом деле не бывает. Вот и славно, трам-пам-пам, все ликуют и поют.

Впрочем, чтоб народ совсем уж не обплевался от сусальности концовки, можно добавить реализму и в финал. Тогда главгерою/главгероине положены такие «реалистичные» ценности, как чемодан бабла, слава и известность… или финал должен быть чем-нибудь подмочен, типа пятилетнего тюремного заключения, выйдя после которого он все-таки жил долго и счастливо, или, на худой конец, потолок в квартире у главгероев должен протечь. Ну и, понятным образом, на всем протяжении предновогоднего действа центральных персонажей сопровождают реалистичные же элементы среднерусского быта: алкоголики, менты-козлы, бандиты, злые жестокие люди, безденежье и подлость…

В «Тарифе новогоднем» ничего этого нет, представляете? Там все, в общем, неплохие люди, хотя многие – не без недостатков, не лезет из щелей мрачная бытовуха и все стараются делать хорошие дела. Истинная небывальщина. Именно такая, какой должна быть новогодняя комедия в стране, где Новый год – правопреемник Рождества, где от него все ждут настоящего, доброго чуда и человеческого тепла.

Наконец-то кто-то умудрился это чудо и тепло нам предоставить, без сатиры, без «правды жизни», без интеллигентствующих расшаркиваний и экивоков «ну, мы-то знаем, что все не так, но тут, понимаете ли, заказик-с»… Просто добрый фильм. «Тариф новогодний» по форме и содержанию приближается даже не к «Иронии судьбы», отягощенной уже позднесоветской усталостью, а к «Карнавальной ночи», где все так же молоды и задорны, веселый праздник – это, без дураков, веселый праздник, хорошо – это хорошо, а плохо – это плохо.

Тем обиднее, что фильм в тяжелой форме страдает всеми генетическими недостатками современного отечественного кинематографа. И он, такой болезный, такой один. И, скорее всего, никаким «новым новогодним хитом» он не станет. Остается только уповать на то, что это – «первая ласточка» и что-нибудь столь же разумное, доброе, вечное появится через год-другой в лучшайшем исполнении.

А «Тариф новогодний» вы все равно посмотрите. Он это вполне заслужил.

Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...