Чего хотел Мирзаев
Автор: Матвей Цзен в чт, 01/12/2011 - 20:10.
Позволю себе некоторые рассуждения на тему:
Деяние Мирзаева в первом приближении может попасть под одну из стрёх статей Уголовного Кодекса:
105 - убийство - умышленное лишение жизни - от 6 до 15 лет;
111 ч.1 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, по неосторожности повлекшее смерть - от 0 (нет низшего предела наказанию) до 15 лет;
109 - причинение смерти по неосторожности - от 0 до 2 лет;
Как вы видите, в самом деянии не меняется ничего, меняется только юридическая квалификация вины Мирзаева.
Для того, чтобы признать Мирзаева виновным в убийстве Агафонова, следствию нужно установить причинно-следственную связь между Мирзаевым и Агафоновым, то есть:
Мирзаев ---(1?)--->удар---(2?)--->падение---(3?)--->травма---(4?)--->смерть Агафонова
Знаками вопроса я и собственно наличие токой связи и обозначил. Вопрос №1 самый очевидный - Мирзаев ударил Агафонова умышленно (то есть не случайно - не смахивал у него с плеча пылинку, не показывал, как пройти в библиотеку). На вопрос номер 4 ответила экспертиза - травма была несовместима с жизнью, на вопрос № 3 экспертиза тоже ответила - травма возникла в результате падения, а упал Агафонов в результате удара. Таким образом:
Мирзаев ---(умысел)--->удар---(неизбежное последствие)--->падение---(неизбежное последствие)--->травма---(неизбежное последствие)--->смерть.
Так должна выглядеть причинно-следственная связь для того, чтобы Мирзаева можно было бы признать виновным в убийстве (ст. 105 УК) Агафонова. Нетрудно заметить, что самое "узкое место" это связь между падением и травмой - если падение Агафонова Мирзаев обязан был предвидеть (учитывая свою квалификацию как спортсмена), то доказать, что Мирзаев обязан был предвидеть и получение Агафоновым травмы довольно проблематично.
Однако, квалификация по ч.4 ст. 111 требует того, чтобы был умышленный тяжкий вред здоровью. Здесь у следствия есть два варианта: утверждать, что получение травмы при падении охватывалось умыслом Мирзаева или утверждать, что удар Мирзаева нанёс Агафонову тяжкий вред здоровью сам по себе.
Для второго варианта нужно знать как оценены с судебно-медицинской точки зрения последствия удара Мирзоева (не падения, а именно удара), а об этом информации нет.
Слова о том, что "установлено, что телу было придано значительное ускорение в виде сильного удара в скуловую область лица" говорят о том, что следствие пойдёт по первому варианту - умысел Мирзоева был направлен на нанесение Агафонову тяжкого вреда здоровья путем нанесения последнему сильного/профессионального удара в скуловую область лица, таким образом, чтобы Агафонов потерял сознание и с ускорением упал на асфальт, что с достаточной степенью вероятности приводило к получению им тяжких телесных повреждений.
Вырисовывается и предположительная линия защиты - отсутствие умысла на тяжкие телесные повреждения, а следовательно, квалификация по 109 УК. Смелым ходом была бы защита, направленная на то, что Мирзоев умышленно причинил Агафонову лёгкий/средний вред здоровью, а смерть была результатом неосторожности. В этом случае наказание будет значимо меньше, чем при варианте квалификации по 111-ой.
Матвей Цзен, юрист
Опубликовано в блоге автора