Звук как предназначение

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

За Алексеем Архиповским надежно закрепился титул "Паганинни русской балалайки". Выпускника «Гнесинки», солиста ансамбля Людмилы Зыкиной и просто лучшего балалаечник России и мира ждут с концертами дома и за границей, в США, Европе и Японии.

О звуках, творчестве и о том, чем скрипка сложнее балалайки с музыкантом разговаривала Елена Чаусова.

Род занятий Алексея Архиповского – где-то на границе между музыкантом и волшебником. В выдержке из райдера на его официальном сайте есть строчка: «Рабочее место – стул стандартных размеров без подлокотников». Собственно, этим «реквизит» на выступлениях Архиповского и ограничивается. На сцене есть стул, есть он и есть его балалайка. Иногда присутствует еще свет, но это совсем не обязательно. И, тем не менее, стоит только появиться первым звукам, как на пустой сцене начинает происходить самое настоящее шоу, яркое, феерическое представление. Алексей создает его звуком и, пожалуй, самим собой.

Иногда балалайка в его руках даже похожа по звучанию на то, что мы привыкли считать балайкой. И это так неожиданно, что ты еще несколько минут не можешь прийти в себя от удивления. Как, впервые услышав выступление Архиповского, не мог прийти в себя от удивления, что балалайка способна на такое.

Этот вопрос вам, наверное, всегда задают. И все же: почему именно балалайка, как это получилось?

Каждый ищет свой звук, как способ достижения своего предназначения. Я родился у моря и его шум в детстве был моей своеобразной игрушкой перед сном. Я вслушивался в него – и он вдруг превращался в музыку, похожую на хоралы. Когда я взял в руки балалайку, я почувствовал, что с
ее помощью смогу проникать в эти таинственные звучащие миры.

Когда читаешь статьи о вашем творчестве, почти всегда натыкаешься на фразы о том, что балалайка в глазах большинства – примитивный и незатейливый инструмент. Почему, на ваш взгляд, сложился такой стереотип?

Изначально все инструменты являются незатейливыми и примитивными, потому что все они вышли из народа. Чем скрипка сложнее и затейливей балалайки? Дело все в том, что над многими из них очень хорошо потрудились и великие исполнители, и великие мастера-изготовители. Это
продолжалось веками, и сегодня та же скрипка или гитара являются одними из самых распространенных инструментов в мире.

Балалайка в том виде, в котором мы все знаем ее, гораздо моложе, и у нее совершенно другая биография, гораздо более печальная. Не успев появиться во второй половине 19 века в андреевских оркестрах и начать очаровывать публику не только в России, но и в Европе, особенно во Франции, балалайка после 17 года на долгое время превратилась в некий идеологический сувенир советского государства, а в эмиграции осталась, скорее, своего рода ностальгическим атрибутом.

Музыку для своих попурри как выбираете?

Дело в том, что я, мягко говоря, не люблю слушать музыку и предпочитаю тишину. Но, поскольку транслируемая музыка имеет характер назойливый и даже агрессивный, какие-то мелодии и темы попадают в мое подсознание. Поэтому все мои так называемые попурри – это лишь попытка навести чистоту в подсознании. В некотором смысле, освободить свое жилище от непрошеных гостей.

С кем из музыкантов, ныне живущих или живших в прошлом, вам больше всего хотелось бы сыграть вместе? Какую мелодию?

Я бы мог начать с тех, с кем обычно меня сравнивают: Никола Паганини и Джимми Хендрикс. Но, сравнивая с ними, мало кто подозревает, что у нас есть еще одна общая черта: мы не очень-то расположены играть с кем-либо, так как слишком погружены в свои инструменты, которые, по сути, и являются нашими самыми желаемыми и единственными партнерами в музыке.

В наше время даже весьма консервативные музыканты идут на смелые эксперименты: симфонические оркестры играют с рок-группами, фольклорные ансамбли сотрудничают с диджеями. А что для вас могло бы стать таким смелым экспериментом? Что хотелось бы осуществить?

Ответ на этот вопрос не займет больше одной фразы: мне пока просто хватает балалайки.

Ваши выступления очень лаконичны внешне. Почему именно такая форма?

Я сознательно не нагромождаю шоу на сцене, чтобы дать возможность пробудиться "шоу" внутри каждого человека в зрительном зале.

Вы постоянно выходите за привычные границы, разрушаете стереотипы, да и в технике игры, кажется, для вас нет невозможного. А что в музыке до сих пор остается для вас загадкой? Тайной, которую хотелось бы постигнуть, или которая, может быть, в принципе непостижима?

Звук. Он и проводник, и тайна одновременно.

«Хороший зритель» - он какой?

Готовый слышать и слушать.

Ближайщий концерт Алексея Архиповского в Москве состоится 28 апреля в «Доме музыки». Расписание гастролей в других городах можно узнать на официальном сайте.

Фото: russian-format.ru

 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (9 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Алексей просто молодец -- выжимает из незатейливого инструмента практически максимум. Хотя для США, Европы и Японии это не более чем экзотика.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...