Глобальное соперничество христианства и ислама в цифрах и фактах. Аналитический обзор

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Вопрос глобального соперничества христианства и ислама сильно увеличил свое значение в последние годы. Активная христианская миссия по всему миру среди последователей всех других религий, влияние исторически-христианских стран и их культуры на мусульманские народы и ответная реакция ислама на это становятся все более заметными. В части традиционно-христианских стран происходит постепенная секуляризация населения. В странах ислама отмечается рост радикализма одних и такая же секуляризация других. Рост эмиграции из мусульманских стран привел к появлению заметного числа мусульман на Западе. Это вызывает рост национализма, подкрепляемый различными версиями видения будущего. С другой стороны в странах ислама растет количество христиан. Картина мировых взаимоотношений меняется и будет впредь сильно меняться в ближайшие десятилетия.

Вопрос глобального соперничества христианства и ислама покрыт различными мифами. Самые опасные среди них – это мифы небольших групп радикальных исламистов и, вместе с ними, таких же небольших групп европейских и российских националистов. Особенно прискорбно, что средства массовой информации часто повторяют различные сказочные картины и невольно помогают подобным радикальным группам.

Данное исследование имеет целью предложить аналитические и статистические сведения для всех заинтересованных в этой проблеме.

 

В последние годы в мире было принято опасаться любых сравнений христианства и ислама. Эти опасения понятны. Однако беспристрастное аналитическое обозрение в цифрах глобального соперничества христианства и ислама необходимо. В первую очередь это нужно для того, чтобы соперничество двух крупнейших мировых религий не переросло в открытую вражду или войну. Во вторую очередь это требуется потому, что религиозный фактор в России нарастает и полноценное понимание мировых процессов и роли России в них невозможно без понимания этого важного вопроса. На основе информации, собранной в нашем обзоре, значительно более легким и точным оказывается прогнозирование процессов мировых взаимоотношений в будущие 10-20 лет.

 

Ниже мы предлагаем подробный аналитический обзор мирового соперничества христианства и ислама в цифрах и фактах с описаниями основных закономерностей.

 

Мы намеренно уходим в этой работе от описания вероучительных различий, от религиозной полемики и основанных на этом суждениях. С другой стороны мы не скрываем в этом обзоре своей православной христианской идентичности.

 

В главе 1 «Ислам на Западе. Огромные потери и скромные приобретения» анализируется количество мечетей в различных странах Запада, посещаемость мечетей и религиозность мусульман. Производится оценка количества мусульман, перешедших в христианство, ставших безрелигиозными, а также оставшихся верными исламу на Западе. В главе делаются выводы о мере религиозности мусульман Запада и о том, насколько мусульмане сохраняют на Западе свою религию.

 

В главе 2 «Где десятки тысяч новообращенных в ислам?» проводится анализ данных по количеству коренных жителей стран Запада, принявших ислам. Количество жителей Запада, принявших ислам сравнивается с количеством мусульман, ставших христианами на Западе.

 

В главе 3 «Межрелигиозные браки на Западе. Как теряется мусульманское наследие в смешанной семье» приводятся данные по бракам мусульман на Западе и оцениваются процессы ассимиляции мусульманской общины в Европе и США на основе имеющихся статистических данных.

 

В главе 4 «Демография мусульман в странах Запада. Страхи и реальность» приводятся данные об иммиграции мусульман на Запад в сравнении с иммиграцией из других христианских народов. Рассматриваются вопросы, действительно ли может ислам изменить религиозную карту Запада.

 

В главе 5 «Демография стран ислама. Является ли ислам по-прежнему самой быстрорастущей мировой религией или уже потерял это звание?» даются вычисления и оценки по скорости роста христианства и ислама по разным континентам. Оценивается рождаемость в христианском и мусульманском мире и изменения рождаемости. Даются прогнозы о будущем росте христианства и ислама.

 

В главе 6 «Наступление атеизма на ислам. Потери, которые все труднее скрывать» говорится о росте атеизма среди мусульманских народов.

 

В главе 7 «Миссионерство христианства и миссионерство ислама. Семидесятикратное превосходство» подробно описывается рост христианства за счет миссионерства в мире на основе официальных данных по разным странам. В подробностях описывается рост христианства по различным странам Африки.

 

В главе 8 «Распространение христианства в Азии. Христианство, как самая быстрорастущая мировая религия в исламских регионах» в подробностях говорится о распространении христианства в Азии на основе официальных государственных данных и имеющейся статистики. Делаются прогнозы о будущем соотношении между христианством и исламом.

 

 

Глава 1. Ислам на Западе. Огромные потери и скромные приобретения.

 

В самом начале рассуждений на тему миссии христианства и миссии ислама надо опровергнуть одно устойчивое заблуждение, присущее среднему обывателю. Это заблуждение состоит в том, что ислам в странах Европы и Нового Света часто представляется как огромная растущая сила, в то время, как христианство иногда рисуется как религия, якобы неуклонно теряющая своих последователей. Несколько раз были даже слышны заявления отдельных мусульманских лидеров о чуть ли не победном шествии ислама по Европе. На самом деле рост ислама и на Западе, и во всем остальном мире происходит за счет иммиграции или рождаемости, но не за счет обращения в ислам из других религий. Далее мы приведем достаточное количество цифр о реальном росте ислама на Западе, а пока мы отметим, что европейская пресса обычно сильно переоценивает успехи ислама, количество прихожан мечетей, а также количество обращающихся в ислам коренных жителей Европы. В рассуждениях о роли выходцев из мусульманских народов очень сильно недооцениваются процессы ассимиляции. Вкратце нарисуем действительную картину на основе имеющихся цифр и фактов.

 

Описание положения с исламской миссией в Европе мы начнем с отклика на один из материалов английской прессы. В британской прессе недавно было сообщено, что количество постоянных прихожан мечетей в Великобритании, посещающих мечети каждую неделю, якобы превзошло количество таких же прихожан англиканских церквей. На этой основе был сделан вывод о том, что ислам якобы превзошел христианство в Англии или вот-вот сделает это. Сообщалось, что количество еженедельных прихожан англиканских церквей составило 960 тыс. человек. Напечатавшее сенсацию уважаемое английское издание не оценило количество прихожан мечетей, видимо предполагая, что прихожан мечетей больше 960 тысяч.

Постараемся восполнить это упущение популярной британской газеты. Итак, сделаем попытку оценить цифры посещаемости мечетей. По сообщениям Лозанна Уорлд Палс зарегистрированных мечетей в Великобритании, в том числе отдельно стоящих зданий мечетей, на 2002 год было 618. А вместе с незарегистрированными местами молитв мусульман и домовыми мечетями в 2004 году было 1550 по мусульманским данным. На 2008 год их стало чуть больше 1600. (Ссылка: Количество мечетей в Великобритании в сравнении с католическими церквями http://www.lausanneworldpulse.com/research.php/654/?pg=all  ) Сами цифры количества мечетей на 2004 год 1550 и на 2008 год чуть более 1600, уже позволяют получить общую картину. Мы видим рост чуть больше, чем на 50 мечетей за 4 года или годовой рост меньше, чем на 15 мечетей.


Данные Лозанна Уорлд Палс говорят нам, что 932 мечети на 2004 год -- это незарегистрированные помещения, домовые мечети или комнаты молитв. Эти мечети не могут вместить большого количества молящихся. Средняя посещаемость мечетей в неделю Лозанна Уорлд Палс оценивает в 180 человек для зарегистрированных мечетей. Это означает, что количество прихожан зарегистрированных мечетей (их имелось 618) в неделю составляет всего лишь 111 тыс. человек.

Оставшиеся 932 домовые мечети или небольшие залы вмещают гораздо меньше молящихся. Обычная домовая мечеть – это зал типового английского дома с площадью не больше 30 кв. метров, который просто не может вместить больше 30 мусульман для совершения намаза. Незарегистрированные домовые мечети Великобритании вмещают вряд ли больше 28 тыс. человек из расчета 932 мечети по 30 прихожан. Вместе с прихожанами зарегистрированных мечетей (111 тыс. человек) это в сумме дает 139 тыс. человек.

Таким образом, исходя из общего количества мечетей Великобритании, общее количество постоянных прихожан мечетей составляет по всей стране вряд ли больше 139 тыс. В противном случае, большее количество мусульман просто не сможет зайти во все имеющиеся мечети. И уж тем более никак не смогут зайти на пятничную молитву 960 тыс. мусульман единовременно, чтобы превзойти количество прихожан у англикан. Если количество мечетей около 1600, то это означает, что большего количества прихожан просто нет. Если бы 960 тыс. мусульман пришли бы на намаз в пятницу, то на каждую мечеть, в том числе и находящуюся в обычной жилой квартире, пришлось бы по 600 мусульман. Предположение поистине фантастическое! Отметим здесь, что даже крупнейшая лондонская мечеть вмещает не больше 3 тыс. прихожан и она далека от заполнения во время пятничной службы по свидетельствам очевидцев.

Свидетельства бывших мусульман единогласно говорят, что большинство мечетей в пятницу заполнены далеко не до конца, поэтому цифра в 139 тыс. постоянных прихожан мечетей Великобритании скорее даже завышена.


Велика ли цифра в 139 тыс. постоянных прихожан мечетей? На 2009 год выходцев из мусульманских народов в Великобритании по данным Home Office было около 2,4 млн. человек. Простое сравнение 139 тыс. прихожан и 2,4 млн. мусульманского населения Великобритании дает 5,8%. Такова реальная посещаемость мечетей среди мусульман. Получается, что остальные 94% мусульманского населения не ходят в мечети, вопреки пропаганде о сильных успехах ислама в Европе.


Англиканская церковь не одна в Великобритании. Более того, по числу прихожан Англиканская церковь уже не является и самой многочисленной. Кроме данных о количестве постоянных прихожан Англиканской церкви имеются также данные про общее количество прихожан католических церквей в Великобритании в воскресный день. В Католической церкви ведется статистика, говорящая, что при общем количестве католических церквей Великобритании 4700 церквей средняя посещаемость служб составляет 360 человек в неделю. Все Католические церкви -- зарегистрированные вместительные здания. Количество постоянных прихожан составляет 1692 тыс. человек. Таким образом, цифры посещаемости для англикан и католиков следующие:
Англиканская церковь -- 960 тыс.,

Католическая церковь -- 1692 тыс.

Здесь мы видим, что только Англиканская и Католическая церкви в Великобритании имеют общую недельную посещаемость 2632 тыс. человек или 4,17% всего населения Великобритании (63 млн. человек). Здесь надо учесть, что в числе еженедельных посетителей церквей не были учтены прихожане православных церквей (более 100 церквей), а также других протестантских деноминаций (несколько тысяч церквей и молитвенных зданий у методистов, баптистов и других христиан). Другими словами, процент посещаемости церквей у христиан (явно более 4,17%) оказывается весьма близок к посещаемости у мусульман (не более 5,8%), а с принятием во внимание неучтенных нами православных, баптистов и методистов, оказывается даже больше, чем у мусульман. Подобные цифры на первый взгляд кажутся совершенно противоречащими картине западных СМИ, но такова реальность. Одно из объяснений этого феномена в том, что среди христиан Великобритании имеется большой процент прихожан старших возрастов с большей религиозностью, в то время как среди мусульман преобладает молодое население, приехавшее на заработки и имеющее невысокую религиозность.

Общее количество мечетей во Франции тоже дает примерную картину религиозности мусульман. В настоящее время мечетей во Франции имеется 1554. Если предположить среднюю посещаемость мечети в неделю в 200 человек, то окажется, что количество постоянных прихожан мечетей во Франции оказывается около 300 тыс., что, скорее всего, является даже преувеличенным значением. Средняя посещаемость мечети в 200 человек нами была принята как предположение по аналогии с имеющимися средними данными по Великобритании и США. 300 тыс. прихожан во Франции из 6 млн. выходцев из мусульманских стран означает посещаемость мечетей в 5% . Аналогично английскому случаю получается, что 95% выходцев из мусульманских стран не посещают мечети.

Цифры в 5,8% посещаемости мечетей среди мусульман Великобритании и 5% во Франции уже дают предварительный ответ на вопрос успешна ли мусульманская миссия в Европе. Если среди выходцев из мусульманских народов лишь максимум 5,8% регулярно ходят в мечети, то можно ли серьезно говорить об успешности миссии среди местного населения? Если миссия среди своего мусульманского населения приносит настолько скромные результаты, то стоит ли вообще говорить о каких-то ощутимых успехах ислама в Европе?

Здесь может возникнуть предположение, что, быть может, одна лишь низкая посещаемость мечетей не есть доказательство низкой религиозности мусульман Запада. Быть может мусульмане Запада плохо посещают мечети, но сохраняют свою верность мусульманской культуре в остальном? Нет. Ниже мы увидим, что это не так на основе других статистических данных, а сейчас мы подчеркнем, что посещение мечетей на Западе становится одним из основных индикаторов верности мусульман своей культуре, поскольку все остальное вокруг принадлежит западной культуре. Если лишь 5% посещают мечети, то это означает, что 95% мусульман не тянутся к своей культуре и 95% детей мусульман оказываются неприученными к своей религии. В мусульманских странах дети воспитываются в мусульманской культуре всей окружающей их жизнью и в первую очередь школами. Однако в странах Запада часто лишь мечети являются островами ислама на новой родине. Если их мало посещают, то, значит, мало ценят и не прививают своим детям.

Посещаемость мечетей в других странах Запада весьма близка по показателям Великобритании и Франции. В США в 2000 году было проведено подробное социологическое исследование мечетей и их прихожан. Исследование проводилось под наблюдением исламского комитета США с использованием списка базы данных американских мечетей. На 2000 год в США имелось по базе данных исламского комитета 1209 мечетей. Социологическое исследование охватило 629 мечетей, то есть более половины всех мечетей США. Исследование получило название «Мечеть в Америке. Национальный портрет». (Мечеть в Америке. Национальный портрет: www.cair.com/Portals/0/pdf/The_Mosque_in_America_A_National_Portrait.pdf Сейчас мы увидим, что результаты этого исследования дают примерно ту же картину, что и в Великобритании и Франции, но с большей точностью. 629 мечетей были опрошены на тему количества прихожан и их национального состава.
По результатам опросов среднее количество прихожан в американской мечети в пятницу -- 292 человека. Среднее количество ассоциирующих себя с конкретной мечетью -- 1625 человек. Это означает, что постоянных прихожан мусульман в США только 377 тысяч, а число просто ассоциирующих себя с мечетью, но в большинстве редко приходящих -- меньше 2 млн. При этом общее число выходцев из мусульманских народов в США - 6 миллионов, как по мусульманским данным, так и по данным государственной статистики. В числе 6 млн. имеется около 2 млн. граждан и резидентов США, прибывших из мусульманских стран, порядка 0,5 млн. нелегалов из мусульманских стран и 3-3,5 млн. легально работающих, учащихся или гостящих в США граждан мусульманских стран. Получается, что две трети выходцев из исламских народов (4 из 6 млн.) уже потеряли всякую связь с мечетями, а посещают мечети регулярно лишь 377 тысяч из 6 млн. или 6,3%. Эти данные также дают все основания утверждать, что мусульманские переселенцы в США достаточно быстро теряют свою мусульманскую идентичность и подвергаются сильной ассимиляции. В значительной части случаев это выражается в принятии ими христианства, о чем мы подробнее поговорим далее.

Низкая посещаемость мечетей мусульманами и быстрая ассимиляция является одной из причин споров о количестве мусульман в США. В печати можно увидеть разные оценки этого количества от 2 до 7 млн. Минимальное значение в 2 млн. мусульман основано на отчетах самих мечетей о количестве мусульман, просто ассоциирующих себя с мечетями и исламом. Однако эта цифра значительно меньше числа выходцев из мусульманских народов или их детей. Так, только количество резидентов и граждан США, родившихся в странах с полностью мусульманским населением составляет около 2 млн., в том числе пакистанцев около 400 тыс., бангладешцев около 110 тыс., иранцев около 360 тыс., индусов-мусульман около 280 тысяч, турок 180 тысяч, индонезийцев 100 тыс., афганцев 65 тыс.  и многих других. Эти приведенные цифры касаются только граждан и резидентов США. Кроме них имеется также значительное число иностранных граждан мусульманского происхождения, работающих или учащихся на территории США. Оценка их количества – дело более сложное, однако данные бюро переписи населения США показывают, что число граждан США, родившихся в мусульманских странах, примерно равно числу неграждан США, также родившихся в мусульманских странах, но работающих или учащихся, или гостящих в США. Так, например, по данным бюро государственной статистики США на 2000 год число родившихся в Азии граждан и неграждан США, проживающих в США, составляло 8,2 млн., а родившихся в Африке – 800 тыс. Если учесть, что мусульмане составляют примерно 25% населения Азии, и 41% населения Африки, цифра мусульман, родившихся за пределами США должна быть примерно равной 2,4 млн. человек. Однако эта цифра в 2,4 млн. не учитывает потомков мусульман родившихся уже на территории США, а также всех новоприбывших мусульман с 2000 до 2010 года, когда иммиграция была особенно сильна. Отдельно надо учитывать нелегалов из мусульманских стран, которых оказывается примерно 5% из общего числа нелегалов в числе 12 млн. человек или около 600 тыс. В итоге общее количество проживающих в США выходцев из мусульманских стран или их потомков вполне убедительно выводит нас на цифру в 6 млн. человек. И лишь 377 тыс. из этих 6 млн. являются прихожанами мечетей. Где же остальные пять с половиной миллионов? Они постепенно растворяются в окружающем обществе.

Разница между цифрами 6 млн. выходцев из мусульманских стран и 2 млн. мусульман по отчетам мечетей уже показывает нам насколько сильны процессы ассимиляции и восприятия мусульманами американских или даже христианских ценностей.

Цифры о количестве мечетей в странах Запада нуждаются в дополнительных уточнениях. Во время горячих общественных обсуждений проблемы минаретов в Европе многие не представляли себе о численности каких мечетей идет речь. Многим представлялись огромные вместительные здания с куполами. Однако на деле лишь малое меньшинство мечетей выглядят классически. Большинство же являются маленькими залами в частных домах или в неприспособленных помещениях. Большая доля европейских и американских мечетей снимаются только на пятничную молитву по договорам коммерческой аренды.

Опрос американских мечетей в подробностях показывает количество прихожан в мечетях, разделяя их по группам. В 27% мечетей количество прихожан на самой посещаемой недельной службе – менее 50 человек, в 17% мечетей – от 50 до 100, в 18% мечетей – от 100 до 200, в 26% -- от 200 до 500 и только в 12% мечетей свыше 500 человек. Получается, что в 43% американских мечетей на самых посещаемых молитвах присутствует менее 100 человек в каждой мечети. Эти цифры также достаточно убедительно показывают действительную картину религиозности мусульман США.

Полученная опросом мечетей цифра в 6,3% регулярных посетителей мечетей затрагивает еще один важный вопрос религиозной статистики. Это вопрос соотношения количества лиц, утверждающих о своем регулярном посещении храмов или мечетей, и количества лиц, в действительности их посещающих. В российских средствах массовой информации часто можно услышать о малой посещаемости российским населением православных храмов в отличие от якобы высокой посещаемости храмов, например, в США или мечетей в мусульманских странах. Утверждая это, средства массовой информации не знают, что они сравнивают два совершенно разных показателя. В России СМИ учитывают в этом случае количество прихожан на воскресной службе в переполненных храмах, а в США или мусульманских странах – количество лиц, утверждающих при опросах, что они посещают церковь или мечеть каждую неделю. Средства массовой информации попросту не догадываются, что если полученный при опросе процент жителей США или мусульманской страны действительно придет на службу как было заявлено при опросе, то молитвенные здания не вместят и трети пришедших. Как правило, верующий человек при опросах склонен значительно преувеличивать частоту его посещения храмов или мечетей. Это правило действует для всех религий и конфессий и его объяснение лежит в общих свойствах человеческой религиозности. Не имея цели объяснять это свойство человека сейчас, мы должны лишь отметить, что обычно при ответах на вопросы как часто они посещают молитвенные здания, люди на улице преувеличивают эту частоту в несколько раз. В качестве примера можно привести данные предрождественского опроса в Великобритании, когда 46% жителей ответили, что собираются пойти в церковь на Рождество. Однако 30 млн. жителей Великобритании из 63 млн. не пошли одновременно в церкви на Рождество и не заполнили толпами все церковные ограды. Более того, во многих англиканских церквях на Рождество даже были свободные сидячие места. Быть может лишь одна десятая от обещавших 30 млн. посетила церкви на Рождество. Мы также можем привести данные регулярных опросов жителей США. Недавно Геллап опрашивал жителей США на предмет посещаемости молитвенных зданий. Так, по данным Гэллапа 41% называющих себя мусульманами в США посещают мечеть каждую неделю. По данным того же опроса процент для  американских протестантов оказывается таким же (41%) и чуть выше, чем у американских католиков (37%). Здесь мы видим, что мусульмане США оказываются не более религиозными, чем американские протестанты и лишь чуть более религиозны, чем американские католики. Одновременно мы видим достаточно большой разрыв между процентом говорящих, что они посещают мечеть каждую неделю (41%) и процентом тех (мы видели его раньше), кто в действительности посещают мечеть каждую неделю (6,3%). Мы можем только подтвердить, что если бы 41% американских мусульман действительно приезжали бы в мечеть каждую неделю, то потребовалось бы во много раз больше мечетей в США, чтобы просто вместить всех приехавших. В действительности оказывается, что для мусульман разница между заявленной и действительной посещаемостью молитвенных зданий даже выше, чем у американских христиан. Одних только баптистских церквей в США – около 40 тысяч и это при том, что мечетей – всего лишь 1209 на 2000 год. Эти данные заставляют нас сделать вывод, что страхи об огромном росте ислама в странах Запада очень сильно преувеличены.

Надо отметить, что показатели заявленной посещаемости мечетей тоже постепенно падают. Так, специальный голландский опрос показал, что в 1999 году 47% голландских мусульман заявляли о посещении мечети хотя бы раз в месяц. В 2004-2008 году таких мусульман оказалось всего 35%. В 2009 году таких уже было 29%. (Ссылка на результаты опроса.
http://www.cbs.nl/en-GB/menu/themas/vrije-tijd-cultuur/publicaties/artikelen/archief/2009/2009-2853-wm.htm )

Как выше было уже сказано, действительная посещаемость мечетей гораздо ниже заявленной, однако мы можем видеть, что заявленная посещаемость тоже неуклонно снижается, что говорит о заметной ассимиляции иммигрантов-мусульман.

 

Очень низкую посещаемость мечетей можно увидеть также из цифр роста количества мечетей. Так, например, в США количество мечетей на 2000 год составляло 1209, а на 2008 год – 1462 мечети. Это означает среднегодовой рост примерно на 30 молитвенных зданий.  При средней посещаемости мечетей в 292 человека это дает средний возможный годовой рост в 9 тыс. мест в мечетях. Но при этом в 2005 году в США стало резидентами 96 тыс. выходцев из мусульманских стран. Если учесть, что по данным бюро переписи США, количество граждан США азиатского происхождения примерно равно количеству неграждан того же происхождения, то получается, что общая численность жителей США мусульманского происхождения должна была увеличиться минимум на 96 тыс. приезжих. К этой цифре надо добавить порядка 84 тыс. родившихся мусульман исходя из средней рождаемости 14 человек на тысячу при крайне низкой смертности. Из этих цифр мы опять видим, что при увеличении численности мусульманского населения США на 190 тыс. мусульман в год, вместимость мечетей выросла лишь на 9 тыс., что составляет значение около 4,7%. Можно смело предположить, что если бы все новоприезжие из мусульманских стран стали бы усердными прихожанами мечетей, то свободные места в мечетях сразу бы закончились. Однако на деле они способны лишь частично заполнить 30 небольших мечетей. Другими словами, в действительности лишь небольшая часть мусульман становится прихожанами мечетей, в то время как большинство ассимилируется и частично принимает христианство.

Положение с посещаемостью мечетей в США и Европе сродни положению в России. Во всей Москве имеется лишь 5 мечетей с общим числом прихожан в неделю не более 2 тыс. человек. В Петербурге – 2 мечети с общим числом прихожан немногим больше 500 в неделю.

 

Положение во Франции аналогично. На конец 2000-го года во Франции проживало около 4,2 млн. выходцев из мусульманских стран и их потомков. При этом уже в 2000 году лишь 36% мусульман назвали себя практикующими мусульманами. Это соответствует цифре в 1,5 млн. Еще примерно 1,5 млн. были редко практикующими. И более миллиона на 2000 год уже не связывали себя с исламом по опросам. За последнее десятилетие число выходцев из мусульманских стран выросло и должно достигнуть уже цифры в 6 млн. за счет новой иммиграции и рождаемости, однако опросы населения показывают, что мусульманами сейчас называют себя лишь 3% всего населения Франции, а не 10%, как должно быть. Это означает, что порядка 7% выходцев из мусульманских стран уже не ассоциируют себя с исламом. Большую силу процессов растворения показывают и цифры распределения выходцев из мусульманских стран по возрастам. Так, на 1999 год во Франции было 1,7 млн. выходцев из стран ислама в первом поколении, 1,7 млн. детей иммигрантов и 300 тыс. внуков иммигрантов. Большинство детей и почти все внуки уже полностью являются представителями французской культуры и не связывают себя с мусульманской культурой. (Michele Tribalat Counting France's Numbers -- Deflating the Numbers Inflation

http://www.thesocialcontract.com/artman2/publish/tsc1402/article_1210_printer.shtml).

Социологическое исследование во Франции в 1992 году получило данные, что 30% детей алжирских иммигрантов не считали себя мусульманами. Не имея таких данных за последние годы, мы можем лишь предположить, что этот процент просто обязан был вырасти за последние 18 лет. Если в 1992 году не считали себя мусульманами 30% детей алжирцев, то в 2010 году их должно быть заметно больше.

Данные о религиозности мусульман в Германии приводит сайт ЕвроИслам. Публикуемое этим сайтом исследование в Германии также позволяет сделать вывод о достаточно сильных процессах ассимиляции и принятии местной культуры мусульманами. (Данные последнего исследования.

http://www.euro-islam.info/2009/07/17/muslim-life-in-germany/ )

Так, результаты опроса показали, что хотя мы все знаем иранцев и турок как исключительно мусульман, но 38,4% выходцев из Ирана в Германии – атеисты, а 10,3% выходцев из Ирана в Германии считают себя христианами. Соответственно 14,7% турок в Германии – тоже атеисты, а 3,1% турок в Германии -- христиане. Кроме того, 19,5% выходцев с Ближнего Востока (арабы) – атеисты, а 17,4% выходцев с Ближнего Востока (арабы) -- христиане.

Среди оставшихся мусульманами в Германии совсем не религиозными назвали себя 30,4% выходцев из Ирана и 3,1% выходцев из Турции. Скорее не религиозными назвали себя 24,6% выходцев из Ирана и 8,7% выходцев из Турции. Также среди тех, кто все-таки считает себя мусульманами, никогда не молятся 54,4% иранцев, 15,7% турок и 33,7% выходцев с Ближнего Востока (арабы). Еще раз отметим, что высокий процент никогда не молящихся был рассчитан среди тех, кто все-таки еще считает себя мусульманами и сюда не входят те, кто называет себя атеистами, или принял христианство.

Очевидно, что опрос мусульман в Германии показывает сильный отход от ислама среди выходцев из мусульманских стран.

Из данных опроса в Германии получается, что 84 тыс. турок в Германии и 11 тыс. иранцев в Германии называют себя христианами, а 411 тыс. турок и 42 тыс. иранцев в Германии заявляют, что покинули ислам.

Кроме того, по данным опросов 2001 года 46 тыс. пакистанцев и 16 тыс. бангладешцев в Великобритании предпочли скрыть свою религиозную принадлежность, одновременно не назвав себя мусульманами. При этом более 8 тыс. пакистанцев и более 1600 бангладешцев еще в 2001 году заявляли открыто о своем переходе в христианство. За последнее десятилетие количество перешедших в христианство заметно увеличилось. Большое количество мусульман скрывают свой переход в христианство из опасений наказаний со стороны своих бывших единоверцев.

Соотношение числа уходящих из ислама мусульман и числа переходящих в христианство держится примерно на одинаковом уровне для всех стран Запада. Лишь примерно четвертая-пятая часть уходящих из ислама сразу присоединяется к христианству, а некоторая часть делает это позже и постепенно. Также заметная часть бывших мусульман постепенно ассимилируется и принимает христианство вместе со всей системой ценностей новой страны пребывания. В той стране, где христианство имеет большее влияние в общественной жизни, например в США, процент христиан из бывших мусульман выше, чем в Великобритании или Франции.

В США было отдельно проведено социологическое исследование иранской диаспоры.
Всего в США иранцев 691 тысяча, из них граждан и резидентов США от 326 до 413 тыс. по разным оценкам. Социологическое исследование выявило, что из них 40% уже говорят о себе, как об атеистах, только 40% считают себя мусульманами, 10% -- христианами и примерно по 5% зороастрийцами и бахаистами. Необычным является также то, что некоторые иранцы-мусульмане переходят из ислама не только в христианство, но даже и в зороастризм.

Особое социологическое исследование арабской диаспоры в США также показало сильное изменение в самосознании арабов. Христианами назвали себя 76% арабов США, в то время как мусульманами – только 23%. Из 76% христиан было выявлено:
католиков, включая маронитов и греко-католиков -- 46%, православных -- 23% и протестантов -- 12%. Большой процент католиков объясняется большим количеством выходцев из Ливана, где марониты имеют значительную долю в христианском населении. Ливанское происхождение имеют также многие православные арабы. Из 76% христиан некоторые уже были христианами во время своей эмиграции в США, однако доля протестантов в 12% показывает, что, по крайней мере, значительная часть мусульман приняла христианство. Совершенно очевидно, что мусульмане принимают не только христианство в форме протестантизма, но также и католицизм и православие. Но, по крайней мере, точно более 12% арабов США приняли христианство, исходя из данных этого социологического опроса.

Для оценки взаимоотношения христианства и ислама в США и Европе интересны также данные о количестве христианских церквей для выходцев из мусульманских стран. Эти данные позволяют увидеть действительную картину распространения христианства среди мусульманских переселенцев. Ведь одно дело сухие цифры статистики, а другое – действительные христианские церкви для бывших мусульман. Так, например, в одном только Лондоне имеется три иранских христианских церкви. Кроме Лондона иранские церкви имеются в девяти городах Англии и в 14 европейских странах. Иранские христианские церкви имеются в 22-х штатах США, а также в Канаде (8 церквей в крупных городах), в Австралии (4 церкви) и в Новой Зеландии. База данных иранских христианских церквей дает адреса около 150 церквей на Западе (http://www.iranianchurch.org/). Надо учесть, что по статистике иранской христианской сети, количество иранцев, принявших христианство и посещающих другие интернациональные церкви, оказывается, по крайней мере, не намного меньшим, чем посещающих национальные иранские церкви.

Далеко не только иранцы активно принимают христианство на Западе. Численность индонезийских христианских церквей в США выросла очень значительно. Только в одной Калифорнии индонезийских христианских церквей и мест христианских собраний можно найти более 50 в 42-х городах штата.

(Indonesian Churches in America http://www.newsantara.com/usa/GerejaDiArCa.html) В штате Нью-Йорк - 7 индонезийских церквей, в Нью-Джерси - 3 церкви. В Техасе - 9 церквей, в Песильвании 7 церквей, в Джорджии 6 церквей. Всего в США насчитывается около 150 индонезийских христианских церквей.

Интересно, что в США численность индонезийцев-христиан превзошла численность индонезийцев-мусульман. Всего гражданами и резидентами США являются около 100 тыс. выходцев из Индонезии. Кроме того, среди примерно 200 тыс. граждан и резидентов США албанского происхождения, наиболее часто встречающимся исповеданием является Православие, на втором месте Католицизм, а ислам в настоящее время занимает третье место. Аналогично тому среди американцев суданского происхождения в настоящее время имеется больше христиан, чем мусульман.

Приводя данные о количестве христианских церквей для традиционно-мусульманских народов, мы должны отметить, что в противовес этому, мечетей для европейцев-мусульман не имеется. Даже одно это достаточно ясно показывает, что мусульмане гораздо чаще обращаются в христианство, чем христиане в ислам. Недавно появлялось сообщение об устройстве одной небольшой мечети для новообращенных мусульман в Центральной Америке. В сообщении говорилось об уникальности этого явления. Мы можем прокомментировать это словами, что налицо исключение, подтверждающее правило.

 

У нас также имеется еще одна необычная возможность оценить приверженность мусульман Запада своей религии.  Эту оценку мы можем сделать на основе данных о количестве религиозных обрезаний мальчиков. В данном вопросе США не является характерной страной, поскольку США – это единственная страна европейской культуры, где обрезание производится над большинством новорожденных мужского пола по чисто медицинским установкам. Для выявления более точных данных по религиозному обрезанию лучше подходит Великобритания. 10 лет назад было проведено исследование по операциям обрезания в Соединенном Королевстве. Исследование показало, что в 1999 году в среднем производилось около 32000 операций обрезания в год. Большинство из них проводилось не по религиозным мотивам, а по причине диагноза фимоза. По религиозным причинам было совершено не более 12% всех обрезаний, то есть в абсолютных значениях не более 3840 обрезаний. При этом в Великобритании проживало на тот момент 2 млн. мусульман и 350 тыс. иудеев. При рождаемости в 1999 году 11,8 на 1000 человек (по Review of the Registrar General on births and patterns of family building in England and Wales, 1999) количество рожденных мусульманских и иудейских детей должно в первом приближении составлять 27730 человек, из них мальчиков – примерно половина или 13865 человек. Получается, что лишь не более 3840 из 13865 или не более 28% мальчиков мусульманского и иудейского происхождения проходят операцию обрезания. ( Ссылка: http://www.norm-uk.org/circumcision_media_resources.html?action=showitem&item=66 ) При этом при внимательном изучении данных исследования можно предположить, что действительное количество религиозных обрезаний значительно меньше указанного, поскольку религиозная причина операции отмечается в процентном соотношении по разным отчетам местных советов и меняется от менее 1% до 12%. Скорее всего цифра 12% относится к Лондону и включает сюда и приезжих мусульман из других районов страны. Другими словами цифра в 28% мальчиков, проходящих процедуру обрезания, является максимальной и, скорее всего, завышенной. Остальные мусульманские мальчики не проходят обряд обрезания и это может быть достаточно сильным свидетельством постепенного отхода мусульман Европы от своей религии.

 

Все эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что мусульманская община на Западе оказывается весьма сильно подверженной ассимиляции и другим подобным воздействиям окружающего западного мира. По крайней мере, с учетом приведенных цифр совершенно неубедительными оказываются заявления радикальных мусульман о якобы имеющем место триумфальном шествии ислама по Европе. На деле оказывается, что ислам в процессе сопротивления западному либерализму не может достичь заметных успехов даже в среде собственно мусульманского населения. Иначе не объяснить того, что две трети мусульман вообще потеряли всякую связь с мечетями.

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

"На деле оказывается, что ислам в процессе сопротивления западному либерализму не может достичь заметных успехов даже в среде собственно мусульманского населения." - ну, и кто-то еще сомневается в том, что будет с т.н. "исламскими странами" по мере проникновения в них т.н. "либеральных ценностей"? Они держатся только на закрытости.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...