Качество среды? Качество жизни?

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

5 июня 2013 года, в годовщину смерти Вячеслава Леонидовича Глазычева, прошли первые Глазыческие чтения "Качество среды Качество жизни". Чтения прошли в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, на базе кафедры, созданной Вячеславом Леонидовичем, под эгидой Фонда Вячеслава Глазычева. Ведущим мероприятия был ректор Московской Высшей школы социальных и экономических наук, декан факультета государственного управления РАНХиГС при президенте Российской Федерации Сергей Зуев. В фойе размещалась фотовыставка работ ученого "Четвертое измерение города".

На чтениях выступили декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, Начальник управления координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы Михаил Прядильников, исследователь географ-экономист Наталья Зубаревич. Среди слушателей чтений были политолог Глеб Павловский, член общественной палаты Мария Слободская; присутствовало много архитекторов и урбанистов из регионов - из Чувашии, из Поволжья - участвовавших в проектах вместе с Глазычевым.

Темы, вынесенные на первые глазыческие чтения "Качество среды и качество жизни" были выбраны неслучайно - именно они были в центре внимания Вячеслава Леонидовича последние годы жизни. Глазычев был пионером - по крайней мере в России - разработки средового подхода с точки зрения человека. Ученики, соратники, а порой и оппоненты Глазычева вспоминали о том, каким он был человеком - в работе и в жизни - говорили о творческом и интеллектуальном наследии этого уникального человека - архитектора, не построившего ни одного здания и урбаниста, не спроектировавшего ни одного квартала городского застройки - но навсегда оставившего свои след и в архитектуре, и в урбанистике. Как заявили сами организаторы, им хотелось бы в этот памятный день собрать людей, которых Вячеслав Леонидович считал близкими по духу, по интересу и отношению к жизни, а саму дискуссию не делать чисто теоретической, а привнести в мероприятие чисто глазычевскую стилистику, синергию и взаимное пересечение тем. Первый кофе-брей
к, на котором помимо традиционных напитков, гостям также был предложен коньяк, был назван Адмиральский час - ритуал, хорошо известный каждому, знакомому с Вячеславом Леонидовичем.

"Транспортник" Михаил Блинкин напомнил о планировочной и правоприменительной практике разделения улиц и дорог, существующей на Западе уже больше полвека. Например, в США это было принято на конференции по безопасности дорожного движения, которую проводил Гарри Трумэн в 1946 году. И о том, что плотность дорожной сети между ТТК и МКАДом - 6%, что, если честно, на уровне заводской слободы.

Другие докладчики обращали внимание на то, что, к сожалению, Москва, да и большинство российских городов построены по принципу нет-нет: город, в котором нет приоритета исторической идентичности, но в то же время нет приоритета и транспортной составляющей - извечная дилемма урбанистики, чему отдает предпочтение - транспорту или исторической застройке. Говорили о том, что в архитектурном университете учат ансамблям, панорамам, и кулисам - а не плохо бы еще учить планированию городской среды, пониманию взаимосвязи объектов.

Очень интересным был доклад Михаила Прядильникова, работающего в правительстве Москвы, о ценности общественных пространств - парков, скверов и пр. Его презентация сопровождалась слайдами с конкретными данными исследований - рост цен на недвижимость, дополнительный доход городского бюджета, падение уличной преступности от наличия парка около жилого квартала или организации вместо парковки публичного городского пространства с газоном и шезлонгами, как например это было сделано в Нью-Йорке. Падение затрат на здравоохранение и на лечение на селение за счет того, что теперь есть возможность регулярно заниматься спортом в ближайшем парке. Также чиновник привел интересный факт из новейшей истории городской застройки, когда на 7 млн квадратных метров жилья было построено всего 12 км дорог и пообещал, что теперь девелоперов будут обязывать, помимо квадратных метров, строить также парковки и некоторые другие сопутствующие соцобъекты.

Жесткими цифрами и конкретикой отличалось выступление Натальи Зубаревич о развитии крупных городов России. Она работала со статистическими данными по всем российским городам с населением больше 100 тысяч человек. Первый тезис звучал довольно парадоксально - принципиальной разницы между российскими городами нет. Они все примерно одинаковы. Все города стареют, все города растут только за счет замещающей миграции - исключением здесь являются пожалуй только пара городов Северного Кавказа. Далее был назван фактор, который необходимо учитывать: материковое положение города - это дефект. Южное, приморское, приграничное положение - преимущество в развитии. Также отчетливо снижается промышленная, индустриальная ориентация российских городов - городов с Уралвагонозаводом (и соответствующим контингентом) в России немного; а те немногие, которые остаются, непривлекательны для населения и "аутсайдеры" в рейтинге городов.

Безработица в Российских городах примерно одинаковая и очень небольшая, 5-7%, гордым исключением в этой низкой челюсти виднеется город Грозный - 12%. Самая эффективная стратегия развития города - клянчить спецфинансирование на что-либо (Сочи, Грозный, Владивосток). Альтернативная стратегия требует сочетание двух фактов - умная муниципальная власть, которая будет развивать город, и умная региональная власть, у которой хватит ума этот город не грабить, а "столько умных у нас нет".

Распределение денег не поменялось с советских лет - это Север и Москва. Но на Севере, где зарплаты пока большие, уже нет прежнего количества вакансий - за деньгами уже туда не поедешь. Остается только столичная агломерация. Эта специфика денежного потока накладывается на недоразвитие функций в нестоличных городах. А альтернативы "московскому пылесосу" нет - большинство жителей России хотят переехать в Балашиху, Железнодорожный и Подольск (в Москве нереально дорого) и изменить эту тенденцию нельзя никак, "даже Набиуллина это поняла". Каждый, кто хоть раз проезжал эти города и видел 22-30 этажные муравейники новостроек, вынужден будет согласится с этим фактом.

Некоторой полемикой и нотой оптимизма рядом с исследованием Натальи Зубаревич было выступление Ирины Стародубровской из института экономической политики имени Гайдара "Креативный класс и креативный город". Она рассказывала об исследовании молодого (20-25 лет) креативного класса, преимущественно в провинции - Новосибирск, Пермь, Набережные Челны - и ее респонденты говорили о том, что для них Москва и Московский регион не являются приоритетными городами для миграции. Ради интересного проекта и самореализации молодой человек готов например из Санкт-Петербурга переехать за Урал, а традиционные критерии городской жизни - школы, больницы, качество жилого фонда, даже транспортная составляющая и уровень преступности - не так релевантны, как наличие велосипедных дорожек или возможность заниматься спортом с друзьями и наличие культурного досуга. И, что характерно, эта молодежь сравнивает не российские города друг с другом - для нее они все примерно одинаковы - а российские города с городами Западной Европы.

Здесь, конечно, у автора этой колонки возникает вопрос - вот эта креативная молодежь, которая работает и самореализуется по городам и весям - где она осядет в итоге, когда обзаведется семьей и детьми, и наличие своевременно доезжающей скорой и детского садика, а также гарантия того, что ваш возвращающейся с хореографии ребенок не повторит судьбу Василисы Галициной, станут приоритетами жизненной необходимости, и не пополнят ли они толпы тех россиян, которые нынче стремятся в Подольск, Балашиху и Железнодорожный. К сожалению, мне еще помнится презентация Вячеславом Леонидовичем доклада "Глубинная Россия" в осенью 2002 года в Высшей школе экономики, когда он сказал, что отток населения из Москвы уже начался, молодые и динамичные (тогда еще не было термина "креативный класс") стремятся к самореализации за пределами столичного региона - прошло 10 лет, а воз и ныне там, и все кто только может покупают жилье настолько близко от Москвы, насколько возможно.

Выступление вице-президент Союза Архитекторов Максима Перова называлось "Проектирование городской среды в условиях неопределенности" но говорил он о вещах более определенных и понятных. О том. что современный градостроительный кодекс нужно переписать, потому что он исходит из того, что в городе есть сильное городское сообщество, оно образует муниципалитет, а у муниципалитета есть приоритет перед региональной властью. Но поскольку в реальности этого нет, то нынешний кодекс обслуживает интересы крупных застройщиков, а вся структура управления обслуживает антиобщественные цели. Прозвучал справедливый упрек от ведущего Сергея Зуева, что вот мол надо бы на конкретных кейсах показать - но жители города Обнинска собственно живут в таких кейсах.

Достаточно посмотреть на текущую городскую застройку, особенно на "социальное строительство" в Старом Городе, когда на месте двухэтажных домов строятся 12-ти этажные с той же плотностью, безо всякого намека на парковки, и никакие протесты местных жителей, общественные слушания и обращения к губернаторы не могут возыметь эффект. Качество среды? Качество жизни? Нет таких понятий в нашем градостроительном кодексе, а вот новыми построенными квадратными метрами мы с удовольствием отчитаемся - и плевать как будет складываться жизнь дальше в районе, построенному по колониальному латиноамериканскому санитарному стандарту. Какой там будет уровень преступности, смогут ли гулять дети в 7 метрах от оживленной дороги, и будет ли где пройти - и будет ли хотеться гулять - посреди одной большой повсеместной парковке и с трудом разъезжающихся машин.

Когда проспект Ленина и улица Курчатова стремительно превращаются из улиц в дороги, а дорог как дорог, для сквозного проезда в городе не строится и в часы пик проспект Маркса встает, а когда достроят новые многоэтажные жилые комплексы - встанет в два раза сильнее и ресурсов развязать эту петлю уже не будет. Когда новый микрорайон, вроде бы элитного жилья 51а имеет насколько непродуманную, неудобную и антиобщественную систему проездов, что кажется что ее проектировал безграмотный болван и профессиональный вредитель, в новые ПИКовские микрорайоны не имеют сквозного проезда - город стремительно теряет свою транспортную проницаемость.

Парки, газоны, общественные пространства? Дорогие местные жители, о чем вы вообще, у вас зеленых насаждений и так по нормативу больше чем положено, о чем вы волнуетесь.

Качество среды? Качество жизни?

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...