В защиту Церкви и святынь. Москва, 1918

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.
 
Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
 
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.
 
Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
 
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.
 
Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.
 
Наше слово. 1918. Среда. 15 (2) мая



Обращение святителя Тихона к православному народу
града Москвы о принятии участия в крестном ходе и молебне


Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, православному верующему народу града Москвы

Благодать Вам и мир от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
9 сего мая с Нашего благословения состоится торжественный креcтный ход и всенародное молебствие у Никольских ворот перед иконою Святителя и Чудотворца Николая, ныне, как и встарь, дивно охраняемою Промыслом Божиим в настоящие дни скорби и смуты.
Призываем православных верующих жителей Москвы собраться вместе со святынями своих приходов на это церковное торжество и слиться в общей молитве, да сохранит Господь и впредь Своею милостию на радость и укрепление православного народа сию святую икону, осеняющую вхождение к святыням древнего Кремля.
Пусть это светлое торжество не омрачится никакими проявлениями человеческих страстей и объединит всех не в духе злобы, вражды и насилия, а в горячей молитве о небесной помощи по ходатайству святого угодника Божия, молитвенным предстательством коего да оградится от всех бед и напастей Церковь Православная и многострадальная наша Родина.

Смиренный Тихон,
Патриарх Московский и всея России.
8/21 мая 1918 года, Москва



Демонстрация стяжателей

Сегодняшний крестный ход является не столько церковным торжеством, сколько, применительно к условиям момента, очередным ходом в процессе собирания сил организующей контрреволюции.
Им очень выгодно было бы, чтоб мы их запретили, разогнали и т. п. Но мы не доставим этого удовольствия, – как бы ни выпирала из этого «невинного» крестного хода самая злокачественная контрреволюция.


Известия Советов рабочих, солдатских
и крестьянских депутатов. М., 1918
Среда, 22 (9) мая



В Московском совете р. и к. депутатов
О крестном ходе

В начале вчерашнего собрания совета председательствующий г. Смидович заявляет, что на Николин день предполагается выступление духовенства на улицу. Считая это выступление контрреволюционным и направленным против советской власти, председатель совета призвал московский пролетариат провести этот день как день будний, не участвовать в шествии и не отходить от станков.
– Вероятно, меньшевики и правые с.-р. будут недовольны таким решением, – говорит Смидович, – но пусть они вспомнят, как в своих официальных органах призывали не участвовать в первомайской демонстрации.
Постановление Николин день считать рабочим днем возражений не встречает.

Раннее утро. 1918. Среда, 22 (9) мая


Николин день. Крестный ход

Вчерашнее церковное торжество, устроенное по инициативе союза православных приходов Москвы, оказалось по количеству участников и по той стройности, с какой оно прошло, беспримерным в истории церковной жизни последнего времени. Возможно, что только в древней Москве бывали такие церковные процессии, создаваемые религиозным порывом народных масс.

Торжество было подготовлено на местах целым рядом проповедей, в которых разъяснялось значение этого крестного хода. Накануне 9 мая во многих церквах происходила всенародная исповедь – возрожденный из древности христианский обычай.

Утро Николина дня как нельзя более соответствовало предстоящему торжеству: прохладное и солнечное. Сверкающими лентами тянутся с различных сторон по направлению к Кремлю хоругви, сопровождаемые несметными толпами богомольцев. Стройное пение пасхальных напевов не заглушается даже шумом города.
К 11 часам Красная площадь настолько переполнена, что все прибывающие крестные ходы с трудом продвигаются сквозь живую чащу народа. Трамвайное движение прекратилось.

Спокойно, как живая стена, стоит народ. Белые, желтые, розовые платки преобладают в этой неисчислимой толпе. Над ними целый золотой лес хоругвей. Почти все взоры обращены на двери Казанского собора, где идет обедня, совершаемая патриаршим служением. У соборной паперти огромный золотой киот, богато украшенный цветами. Икона из него находится сейчас в соборе. Напротив, над Никольскими воротами, белая хоругвь, на которой написан тропарь святителю Николаю.

Ровно в 12 часов, по окончании Литургии, из Казанского собора, с трудом продвигаясь сквозь толпу людей, процессия проходит к Никольским воротам, где и начинается молебствие, длившееся около часа.

Во время этого молебна крестные ходы с разных сторон продолжают прибывать. Процессии прибывали до часу дня, проходя мимо Патриарха. Настроение молящихся изумительно спокойное, сосредоточенное.

Ни о каких беспорядках, о которых много говорилось накануне, не могло быть и речи.

Кое-где, главным образом по краям человеческого моря, были вспышки негодования против нарушителей порядка. В одном месте закричали и зашикали на солдата, который уселся на мотоциклетку, с треском тронувшуюся с места. Кое-кого заставляли снимать шапки.
Советскими властями никакой вооруженной силы не было выслано на площадь. Только несколько солдат смотрели со стороны Кремля на Красную площадь, просунув голову между зубцами стены.
Только с 2 часов дня начался отлив. Еще в 3 часа дня на Красной площади стояли группы людей. Наконец появились патрули, которые постепенно начали очищать площадь.

Заря России. 1918. Четверг, 23 (10) мая


Преображение души народной

Социалисты обещали русскому народу чудо интернационала. Но интернационал не наступил. И праздник первого мая, который должен был увековечить его торжество, вместо этого остался в памяти народной со знамением у Никольских ворот.

Если кто сомневается в том, что для православного религиозного сознания в этот день произошло памятное событие, ему нужно только прочесть советские газеты, чтобы убедиться, что тогда нечто знаменательное в самом деле совершилось. Ведь не стали же бы большевики посвящать длинные статьи с рассуждениями тому, чего не было вовсе. Социалисты раньше относились к религии с бесконечным презрением. Теперь мы видим, что религиозные вопросы обсуждаются ими с величайшим интересом и страстью. Правда, в передовицах «Известий» с пеною у рта обрушиваются на верующую Россию. Но раз на нее обрушиваются, раз ее громят, значит, ее боятся, значит, ее признают, значит, она есть.

И всякий, кто был на Красной площади вчера, должен сказать, что для русского сознания чудо в самом деле совершилось. Я не знаю, произошло ли именно то чудо с полотнищем, завесившим образ святого Николая, о котором говорят в народе. Но я знаю, что совершилось и совершается чудо преображения народной души. Я знаю, что на Красной площади была новая Россия – Россия возрождающегося в вере русского народа, воскрешающаяся в образе древнего единства и благочестия Святая Русь. Не в «контрреволюции», конечно, дело. То, что происходит, совершается в духовной области, куда не следует вносить политику. Обновляется сокровенная глубина русского миросозерцания.

И пусть редакции официозов утешают себя и свое начальство уверениями, что идет за священными хоругвями «чистая публика» и «темный, невежественный сброд». Вся Москва и, вероятно, вся Россия, за исключением заинтересованных в благонамеренности, состоит теперь в этой публике и в этом сброде. И те из социалистов, кто был когда-то близок к народу, кто в самом деле владел массами, вероятно, понимают это и в глубине сердца ощущают действительную и основательную тревогу пастырей, теряющих свое стадо. Они понимают, что нечто совершилось новое, что душа народа для их идей безвозвратно потеряна. Веления Промысла неисповедимы, и их нельзя обойти никакой подтасовкой событий. Праздник первого мая должен был показать торжество интернационала – вместо этого оказался началом возрождения.

И что бы ни говорили, что бы ни делали идейные властители русской действительности, они не в силах изменить направление народных помыслов. Они не в силах затемнить те духовные образы и идеи, что заменяют все явственнее материалистическую идеологию социализма. Она умирает и ее не оживить никакими декретами и репрессиями.
Так же, как девятого мая, социалисты не могли помешать крестному ходу, они не могут помешать начавшемуся внутреннему воскресению великой России. Прошлое в виде обстрелянного Кремля с остатками красных флагов остается с ними. Но будущее с Кремлем колокольным, с Кремлем пасхальным, со свежими цветами, увенчавшими иконы, – это будущее им уже не подвластно.


В. Муравьев
Заря России. 1918. Четверг, 23 (10) мая


Николин день
9 мая


Несмотря на декрет, признававший день 9 мая непраздничным и призывавший в этот день к работе, вчерашний день – «вешний Никола» вышел по обыкновению праздником.
Не работали почти ни на одной из крупных фабрик, было закрыто большинство торгово-промышленных фирм.
Однако и в большинстве казенных учреждений вся работа шла не в полном объеме, так как по просьбе служащих совершались молебны.
С полудня почти все магазины были закрыты.
Свобода России. 1918. Четверг, 23 (10) мая

Источник: http://www.diary.ru/~sundayschool/p163510127.htm?oam. По ссылке ещё немало газетных статей, описывающих этот крестный ход.

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...