Ответ Ивану Семенову: Рассуждения о блеске и нищете – признак духовного нездоровья

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Отвечая на вопросы слушателей в молодежного лектория, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что считает, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви. «Люди как правило несут самое дорогое в храмы, священнику, люди совершенно естественно хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели лучше, чем резиденции светских властителей, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», – сказал отец Всеволод.

Слова отца Всеволода были подхвачены СМИ и уже через день оказались на первых полосах светских изданий.

В ответ на слова отца Всеволода обозреватель ВГТРК и ведущий еженедельной программы «Церковь и мир с митрополитом Иларионом (Алфеевым)» написал Открытое письмо протоиерею Всеволоду Чаплину, в котором предположил, что либо новостные издания исказили слова отца Всеволода, либо он выразил не вполне то, что думал и предложил отцу Всеволоду извиниться за слова, вызвавшие столь широкий резонанс.

Протоиерей Всеволод отвечает на открытое письмо Ивана Семенова.

Дорогой Иван!

Рад возможности дискуссии и, раз Вы с самого начала развернули ее в публичном пространстве, принимаю этот формат.

Украшение не только храмов, но и одежд священнослужителей, в том числе одежд внебогослужебных, а также предметов, которые окружают священнослужителей в официальной обстановке (у иерархов практически любая обстановка официальная) – это не придуманная мной вещь, это традиция Церкви. Мы знаем, что и иерархи христианской древности, и практически все архипастыри Церкви Русской имели и резиденции, не уступавшие или немного уступавшие царским и княжеским, и соответствующие колесницы. Мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и передвигался на личном пароходе. Мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос посещал ужины в домах людей, которых нынешние интеллигенты назвали бы «совершенно нерукопожатными» – роскошествующих воров, да и не просто воров, а сборщиков оккупационного налога с собственного народа. Мытаря Закхея, например. Стол при этом наверняка был богатым и оплаченным на нечестные деньги.

Какой ужас для привыкших к диссидентским кухням интеллигентов! Какое разочарование для тех, кто привык любить Церковь только слабой, не говорящей с телеэкранов, одетой в драный подрясник, ютящейся в скрытом от нечистого объектива Китеже, за покосившимся забором полуразрушенного храма. Вот там благодать – ни мерседесов, ни мигалок, ни позолоченного иконостаса, ни «нерукопожатных» спонсоров…

Да, такая Церковь тоже у нас есть. Только ее положение совершенно ненормально. В стране где миллионы людей именуют себя (кто с большим основанием, кто с меньшим) православными христианами, Церковь должна быть в центре народной жизни. Полуразрушенных храмов у нее быть не должно. Наоборот, ей приличествует обладать современными и солидными зданиями, красивыми облачениями, золотыми иконостасами (что не должно означать – безвкусными). А также достаточными знаками материальных возможностей, чтобы на равных говорить с теми, кто «встречает по одежке» и, быть может, пытается вести себя с позиции силы, опираясь на свое богатство и влияние. Будь то глава инославной либо иноверной общины, чиновник или бизнесмен. Не случайно все христианские сообщества – от Ватикана до самой бедной нашей епархии – стараются, общаясь с подобными непростыми собеседниками, «не ударить в грязь лицом». И так было во все века христианской истории.

Мне самому приходилось и при полном параде входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам. Убежден, что для Церкви нужно и то, и это. Но ни на том, ни на этом не нужно слишком заострять внимание. Когда христиане без конца рассуждают о «блеске и нищете» одежд и часов – это признак духовного нездоровья. Или зависти. Или вечной квази-диссидентской привычки ругать все сильное, дорогостоящее, властное. Привычки, к счастью, уходящей в прошлое вместе с левацким пониманием христианства.

Между прочим, тридцать лет живя в Церкви и зная очень многих, подметил одну особенность: все – подчеркиваю, все! – священнослужители, которые, имея возможность прилично одеваться и иметь приличный быт, постоянно подчеркивали свою «нищету» старыми подрясниками и убогими бытовыми условиями – были съедаемы, а часто и съедены изнутри гордыней. Не буду называть их имен. Но многие из тех, кого сейчас интеллигенция именует «святыми бессребрениками», в беседах «для своих» откровенно намекали, за что именно их надо после кончины канонизировать…

Ну и, наконец, о пресловутых мерседесах.

Да, Святейший Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания Церкви ее Предстоятеля. Верующие – среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты (пост)советского типа давно уже не составляют большинство – скорее не понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на более престижной машине, чем Патриарх. Такой уж у него крест. Помогает его нести, наверное, одно: основное жизненное пространство Святейшего – это небольшая келлия в Москве. До недавнего времени была такая же в Смоленске. Больше ему не надо – не как Предстоятелю, для которого нужны внушительные представительские резиденции, а как монаху и человеку. И тем, какие на руке часы, он, по-моему, озаботился лишь после того, как это стало сильно волновать медиазавистников, в том числе (около)церковных.

Итак, дорогой брат… Церковь, ее храмы и священнослужители – иконы Христа, Царя царствующих, – всегда будут украшаться драгоценными предметами, которые жертвуют именно на такое украшение верующие люди. Такова традиция Церкви. А логика Иуды: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8-9) – иудиной навсегда и останется. И извиняться по этому поводу Церкви нечего. Да и мне, наверное, тоже. Разве вот только извинюсь перед Вами за то, что поспорил с вещами, которые Вам почему-то кажутся бесспорными. Что ж, служитель Христа всегда виноват, да и перед всеми… Такова еще одна церковная традиция.

Ваш во Христе

протоиерей Всеволод Чаплин

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Эх, не то, не то говорит протоиерей. Вот бы послушать мнение самого патриарха на эту тему. А то Иосиф Волоцкий сам говорил, а не посылал иноков изъясняться.

[ответить]

Не то. Особенно коробит сравнение священников с иконой Христовой - явный перебор, скромно так... Храмы, иконостасы - да. Попы - нет. Иоанн Кронштадский получал огромное количество подарков от сильных мира сего и деваться ему было некуда, однако раздавал всё направо и налево, включая немаленькое жалование, чем и был славен. Святые подвижники завещали хоронить себя в грязи, на дорогах, под ступенями храмов, сознавая своё падшее существо более чем обычные люди, поскольку явственно видели свои грехи. А этот :/ Мне абсолютно наплевать на чём ездят раввины и муфтии и ценность священноначалия не в стоимости авто и часов. o tempora o mores. Видно таковы веяния времени, ничего не попишешь, переживём и это.

[ответить]

"...при полном параде входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам. Убежден, что для Церкви нужно и то, и это."

а я не убеждён.

лет 20 назад у нас по местному каналу показывали какой-то "духовный час" от заморских католиков. некий человек в тёмной монашеской посконке, подпоясаной вервием, ходил по кабинету, что-то говорил, иногда присаживался на край стола. однажды разговариваю с другом-атеистом, он со сдерживаемым раздражением спрашивает: не, ты видел? видел, говорю, и чё? а то, что сам в рубище, и вдруг такой офис. я не смог ему что-либо вразумительно объяснить, да, собственно, и не знал, что тут можно объяснять.

[ответить]

Это путь, ведущий туда же куда он и привёл западных попов - к потере паствы и духовной смерти общества.

Я тут сподобился пообщаться с местными атеистами на форуме одного из ведущих европейских либеральных изданий - они там с высокомерным апломбом выясняли кто из них более крутой атеист и заодно мерзко богохульствовали. Ну и захотелось мне бросить булыжник в это мутное болото.

Атеизм, говорю, тоже религия, поскольку доказать небытие Божие вы не в состоянии и можете лишь верить в это со своими "святыми" и своим "писанием", но наша религия сильнее т.к. на нашей стороне Бог, а на вашей Его отсутствие. Батюшки светы, что тут началось, куда подевались вялые бритиши? Вся стая развернулась и давай рвать меня в куски. Но и мы тоже не лыком шитые, по-медвежьи их, по мордам пёсьим.

[ответить]

1. потеря паствы меня не пугает: как известно, лучше меньше, да лучше. то же, кстати, я бы с удовольствием сказал бы насчёт клира.

2. духовная смерть общества? возможно. только надо иметь в виду, что оная смерть приготовлялась ещё с 18-го века - начиная с французской "Энциклопедии".

однако: рискну сказать, что их общество не так уж и мертво. однажды в Германии захожу в супермаркет, на входе стоят какие-то "наши" :-), проводят соц.опрос насчёт педофилов. я не хотел этого говорить, может, чёрт за язык дёрнул, может, ещё кто. говорю: надо восстановить смертную казнь. он аж подпрыгнул: э! мы живём в Германии! мне надо держать масть, говорю: неужели мы оставим этих уродов жить дальше? он растеряно хлопает глазами, не знает, что сказать. я развёл руками, мол, а что делать? и пошёл своей дорогой, удивляясь сам собой.

[ответить]

Закончу - вобщем добил я их (вернее они меня) следующей цитатой: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня". С пожеланием приятных сновидений.

Этого пассажа толерастия потерпеть уже никак не могла, я был приговорён. Перекликается, кстати, с вашими германскими приключениями.

[ответить]

это вы были в Англии, насколько я понял?

недавно я с превеликим удивлением обнаружил, что астрономический символ Земли - крест в круге. это отзвук Арктического материка, согллсно легендам. но есть и второй символ: круг с крестом на "северном полюсе". это самое оно: на полюсе сходятся все меридианы - "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам" Мф 24:14

[ответить]

"Верующие – среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты (пост)советского типа давно уже не составляют большинство"...Непонятно, почему "чураются богатых вещей" только интеллигенты. А так замечание показательное - значит, и в Церкви, по мнению протоиерея, решается все большинством, совсем по-демократически. Но Исус сказал: "Не бойся, малое стадо".

[ответить]

Разочарована и уязвлена словами иерея. Выходит, ВСЯ страна, коли уж представляется такая возможность, готова облечься в наряды, поражавшие воображение ворогов. Вот таково понимание служения Небу. Не спорю, Церкви, Часовни и все, что связано с напоминанием о Царствии небесном, и должно быть великолепным. И в рубища священнослужителей никто не захотел бы переодеть. И машина не роскошь сегодня. Но роллекс за... Зачем?

[ответить]

С точки зрения гражданина Чаплина Франциск Ассизский - "душевно нездоровый и завистливый квази-диссидент".

[ответить]

Всё это, друзья, ведёт к раздору... Русских с русскими. В условиях расслоения общества, как жаль... Вполне возможно, что выступление батюшек http://forum-msk.org/material/news/6047741.html - это очередная провокация. Но место удара выбрано очень удачно.

[ответить]

Бедные, наивные сельские батюшки. Зря они всё это затеяли. Насколько я могу понять их просто играют. Хотели как лучше а получат как всегда. Диомид-2.

[ответить]

Я так понимаю,что это ответ Чаплина на реплику нашей балеринки,только похоже больше на оправдание. И в этом оправдании он ТАКОГО понаговорил,что я теперь совершенно по-другому буду воспринимать всё им вновь сказанное. Мне очень жаль.

[ответить]

Смотрю я на авто наших батюшек и офигиваю. Часто от 700000 тыс. и выше. Можно говорить всё что угодно. Только пустое это. Всм и так ясно. А также понятно, почему русские после Революции с таким ожесточением громили храмы.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...