От Адама. Начала человеческой истории

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Всемогущий Бог создал мир и человека для того, чтобы они соединились с Богом. Бог-Троица - Отец, Сын и Святой Дух, будучи по Своей природе Любовью, стремится к тому, чтобы вместе с Ним радость благобытия разделило как можно больше существ. Однако как Он это мог сделать? Ведь Бог неизменен. Он не может ни размножится, ни разделиться. Поэтому Бог и творит наш мир, который ни в чем не является Богом, ни в чем не сходен с Богом по природе, и затем этот непохожий тварный мир Бог стремится включить в Свою Жизнь, сделать нас, не являющихся по природе богами, - «богами по благодати».

Это чудесное превращение возможно лишь потому, что если Бог неизменен, то наш мир изменчив, если Бог уже есть, то мы еще можем стать кем-то, кем мы не являемся. Причем можем стать совершенно свободно, поскольку без свободы такое изменение просто бессмысленно. В этом заключается величайшее счастье, ведь что может быть лучше, чем свободно соединиться с Самим Богом. Но в этой же свободе заключен и величайший риск - ведь свобода это, в том числе, и свобода уклониться от истинного пути.

Именно это несчастье и произошло в начале времен с миром. Один из высших ангелов, призванный надзирать за всеми делами на Земле - Денница, восстал против божественного замысла о мире и стал диаволом. Диавол предпочел не соединение с Богом, а попытку установить свою власть над миром как он есть - изменчивым и несовершенным. Он стал изобретателем того, что мы зовем злом, то есть всевозможных отклонений от того пути движения к Богу, который был предначертан для нас создателем. Он увлек за собой и часть других ангелов, ставших бесами, но, по сути, ничего не смог бы изменить в Божием замысле о мире, если бы не сумел вовлечь в свое зло человека - центр мироздания.

Человек был сотворен «по образу и подобию Божию» и призван был к тому, чтобы совершить великое дело соединения Бога и мира. Именно для этого Бог заповедал людям плодиться и размножаться и владычествовать над землею и всеми её созданиями. Именно он, согласно учению преп. Максима Исповедника, должен был соединить Рай и остальную землю, мир земной и мир небесный, мир чувственный и мир ангельский и, наконец, творение и Бога нетварного. Сотворенный для этой цели человек был во многом не похож на нас нынешних, - он имел гораздо более сильный разум и знал истинные имена вещей, он обладал значительно более легким и не подверженным нашим повседневным страданиям телом, он вкушал в саду Эдемском от Древа Жизни и обретал через него бессмертие. Да и весь мир был устроен во многом иначе, чем сейчас, животные говорили с человеком и подчинялись его воле, земля плодоносила для него.

Однако диаволу удалось обмануть и соблазнить человека, заставить его поверить в то, что есть какой-то другой путь «быть как боги», кроме того, который указан Самим Богом. Первые люди Адам и Ева поверили и вкусили от «древа познания добра и зла», плоды от которого Бог запретил им есть. Что такое было это древо? Оно символизирует признание людьми «равноправия» добра и зла в мире, признание того, что как можно идти заповеданным Богом путем добра, так и изобретенным обманщиком и «человекоубийцей» диаволом путем зла.

После вкушения от «Древа познания» у Адама и Евы открылись глаза и они поняли, что они наги. К первым людям пришло осознание того, что «естественный человек» без помощи Божией и в самом деле нагое существо, не обладающее многими полезными свойствами, которые есть у животных - у людей нет ни рогов. Ни хвостов, ни копыт, ни теплой шерсти, ни умения быстро бегать. И не случайно Писание говорит о том, что, осознав свою наготу «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3, 7). Это был первый акт культурной деятельности в истории человека, восполнение своей естественной недостаточности при помощи создания материальных предметов.

Благодаря ошибке и ложному выбору первых людей, наущенных завистливым диаволом, в мир вошли зло и смерть. Разумеется, после этого Бог не мог оставить человека прежним, не мог допустить, чтобы существо, призванное владычествовать над землею и подчинившееся воле врага теперь стало самым могущественным орудием зла. Поэтому Бог произнес над Адамом свой приговор.

Прежде всего, призванный к бессмертию человек стал смертным. Именно поэтому смерть вызывала и вызывает у нас такой ужас, - наша душа знает, что мы могли бы и не умирать. Причем смерть не есть какой-то одномоментный и легкий акт - она сопровождает собой всю жизнь человека в виде болезней, скорбей и старости. «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь» (Пс. 89, 10). Для этого Бог одел изгнанных Адама и Еву в «ризы кожаные», то есть плотные тела, отягощающие и ум, и волю человека, испытывающие усталость, голод, жажду и неудобство.

Затем, Бог изгнал человека из Эдема, «и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24). Можно предположить, что в этих словах указано на еще одно ограничение возможностей человека, на преграды, которые возникают для силы его мысли, понимания и воображения, обрекают человека на невозможность думать и делать всё идеально» без помощи свыше.

Также Бог разрушил власть человека над землею - отныне она уже не с радостью дарит ему свои плоды, а сопротивляется его власти неурожаями и дождями, землетрясениями и бурями. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19).

После грехопадения над людьми возобладал «первородный грех». Очень многие часто неправильно воспринимают его как то, что Бог несправедливо возложил вину за преступление Адама и Евы на будущие поколения. Но смысл перевородного греха совсем не в какой-то юридической вине. Поддавшись обольщению зла и оказавшись вследствие этого под проклятием первые люди, разумеется, могли воспроизводить лишь только себе подобных - детей зачатых в заставляющей терять разум страсти, рожденных в боли и крови и воспитанных отнюдь не всеведущими и не всепрощающими родителями...

Один раз проломив защитную оболочку человека грех и зло начали воспроизводить в ней сами себя и даже усиливаться. Сын Адама Каин совершил первое в истории человечества убийство. Причем возможно это было не просто убийство, а первый в истории ужасный акт каннибализма, на что косвенно указывает библейское предание «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?  И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 9-10). Современные исследователи, в частности выдающийся русский ученый Б.Ф. Поршнев указывают на огромную роль каннибализма в становлении предшественников современного человека, но только объясняет это в соответствии с популярными в XIX-XX веках «эволюционистскими» теориями происхождения человека.

Понятно, что потомки Каина внесли в жизнь первых поколений человечества атмосферу особой жестокости и кровожадности. Иначе существовало потомство другого сына Адама - Сифа. Этот род людей жил долго, многие сотни лет, старался сохранять благочестие и «призывать имя Господа». По всей видимости, эти люди сохраняли некоторую часть способностей и возможностей первых людей и обладали частичной властью над природой, ведь они, в отличие от потомков Каина, не услышали над собой нового приговора: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя» (5, 12).

Однако постепенно между «сынами Божьими» и «дочерями человеческими», то есть потомками Сифа и других детей Адама и потомками Каина начало происходит смешение от которого начали родиться «исполины», существование и деятельность которых и заставили Бога «раскаяться», что Он создал людей. «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11-12). Что же это было за растление? Из легенд и преданий о Потопе, которые весьма многочисленны у самых разных народов, мы можем предположить, что в древности на земле существовала магическая цивилизация, во многом не похожая на нынешние, можно условно назвать её «цивилизацией атлантов», то есть тех самых библейских исполинов. Будучи потомками Сифа они обладали некоторыми первоначальными человеческими способностями, а будучи потомками Каина употребляли их во зло.

Скорее всего, динозавры и многие другие отвратительные существа, которых мы считаем «стадиями» эволюции были ничем иным, как результатами магико-генетических экспериментов этих исполинов. Эту нашу гипотезу косвенно подтверждает и факт всеобщей веры людей в магию, в сверхспособности людей, в «магических животных» вроде драконов, одновременно с отсутствием каких-либо значимых эмпирических подтверждений этой веры в нашей повседневной жизни. Речь в данном случае идет о родовой памяти человечества о той эпохе, когда подобные способности и явления были действительно распространены.

Событие, которое мы именуем Всемирным Потопом, как можно судить, было не просто громадным разливом вод (на этом основании некоторые пытаются отнести потоп к эпохе мезолита, грандиозного таяния ледников), но фундаментальным изменением законов нашего бытия - физических, химических, биологических и других. На мир и человека, вновь уклонившегося во зло, были наложены еще более жесткие ограничения, лишавшие людей возможности повелевать природой, заключившие нас в жесткие рамки наших физических  возможностей. Ною и его потомкам было дано новое право обладания землею и новые условия существования и, в частности, было разрешено охотиться и вкушать мясо, употреблять животную пищу, возможно, - в качестве вытесняющей замены каннибализма, которому были привержены «каиниты».

Человеку дается новое благословение на заселение земли и покорение природы. Но уже не как высшему, обладающему сверхспособности существу, а как охотнику, собирателю и земледельцу. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все... Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 10, 1-4).

Потомки сыновей Ноя - Иафета, Сима и согрешившего перед отцом бесстыдного Хама заселили Землю, как о том рассказывают и Библия и многочисленные опирающиеся на нее хроники и летописи, включая «Повесть временных лет», говорящую: «После Потопа три сына Ноя, - Сим, Хам и Иафет, - разделили землю. И достался Симу Восток... Хаму же досталась страна южная... Иафету же достались северные и западные страны...». Это разделение на семитов, хамитов и иафетидов (не путать с современными языковыми группами) представлялось нашим предкам гораздо более фундаментальным, чем изобретенное в наши дни деление на желтую, черную и белую расы, бессознательно воспроизводящее именно этот древний архетип. В основе этого разделения лежали не антропологическое особенности, а нравственные качества и традиции, преемственно передававшиеся в каждой наследственной линии и образовавшие культурный облик каждой из человеческих групп: чувственность и несдержанность у потомков Хама, обостренность духовных интересов и стремление приобрести близость к Богу у потомков Сима, многочисленность и властность потомков Иафиета, которые оказались способны усвоить и сделать своими первоначальные духовные достижения потомков Сима «вселиться в шатры Симовы».

Однако этого нравственно-родового разделения в человечестве оказалось недостаточно. Люди еще сохраняли один язык и предприняли какой-то грандиозный проект, вновь нацеленный на то, чтобы «сравняться» с Богом на пути, указанном диаволом. Библия называет этот проект «городом и башней» до небес, или, как говорят сейчас «Вавилонской башней». Поздние предания не включенные в Библию связывают это строительство с именем потомка Хама Нимрода, которого Писание упоминает как «сильного зверолова».  Возможно, что этот охотничий вождь, царивший в Междуречье, попытался в последний раз восстановить древнюю богоборческую цивилизацию.

С разрушением планов строителей Вавилонской башни Библия связывает тот процесс, который современные ученые называют «глоттогонией», то есть образованием языков и связанного с этим увеличения взаимного непонимания людей. Уже упомянутый нами Б. Ф. Поршнев называл это взаимное отталкивание носителей разных языков «контрсуггестией», то есть «противодействием внушению»: «Язык... - это уже обязательно данный язык в его отличии от другого или других, посредством этого отличия он и складывался как язык, а тем самым - и как сфера непонимания для иноязычных... Непонимание наиболее радикально на уровне фонологическом, когда невозможны вообще восприятие и репродукция слова, а без этого не может быть акта внушения. Контрсуггестия состоит, как бы в фонологической глухоте по отношению ко всем другим способам произносить что-либо - кроме узко ограниченного способа своих ближних».  Не слыша и не понимая друг друга, первые люди оказались неспособны и сговориться на общее зло. Место грандиозных богоборческих проектов заменяет борьба за существование.

Понятно, что первая книга Библии представляет собой сообщение боговдохновенных истин в форме легенд и преданий, во многом похожих на русские былины, в которых разновременные события совмещаются, гипертрофируются, одноименные персонажи объединяются. Однако в этих легендах сохранено главное конкретно-историческое содержание и, в частности, представление о том, что разделение языков было не просто естественным историческим процессом, а еще одним «ограничением», наложенным на человека, чтобы смирить его и минимизировать воздействие зла в человеке на мироздание.

Библейский рассказ, совсем другим путем, чем реконструкции «праистории» сделанные учеными эволюционистами, подводит нас ко всё той же картине первоначального человечества, которая формируется у нас на основании достаточно надежных археологических, исторических и этнографических данных. Каким же мы видим человечество к тому моменту, когда покрывало истории начинает над ним приподниматься? Оно разделено на многочисленные мелкие группы, говорящие на разных и подчас подчеркнуто непохожих языках и эти группы постепенно расселяются по всему земному шару. Оно с трудом добывает у земли пропитание для себя, занимаясь преимущественно заповеданной после потопа охотой, хотя кое-где возможно и сохраняется память о древнем земледелии и скотоводстве. А с другой стороны - о каиническом каннибализме, отвергнутом, однако, большинством народов и о многочисленных изобретениях потомков Каина в области орудий труда и войны, о которых также довольно ясно говорит Писание - это наследие каинитов сохраняется и развивается людьми. Сохраняется и память о древней магии, которая, однако, уже не имеет почти никакой силы. Но только лишь единицы держат предание о едином Боге, Боге Адама, Еноха и Ноя. Большинство же племен усваивает все более и более развивающееся язычество, алчные бесы навязывают людям свои «услуги» в обмен на страшную цену - еще большее развращение людей в сексуальных оргиях и человеческих жертвоприношениях.

Такой человек - слабый, смертный, ограниченный в возможностях, ничтожный сам по себе, достаточно безопасен для мироздания, не может стать причиной тотальной катастрофы мира и быть полноценным орудием диавола. Но достигнута эта безопасность за счет отчуждения человека от его подлинной природы, за счет того, что божественная воля надевает на него множество «смирительных рубашек». Но цель Бога остается неизменной - приведение мироздания к соединению с Собой, осуществление этой цели с помощью человека, по прежнему остающегося центром вселенной. Из бездны ничтожества, из глубины, начинается восстановление человека, постепенно вновь становящегося величайшей силой истории. История этого восстановления более менее и совпадает с известной нам по письменным, археологическим и этнографическим данным историей человечества.

Человек прекрасно сознает все свои несовершенства и мучится от этого сознания. Не случайно его страдания Блез Паскаль называл "муками царя, лишенного короны". Человек постоянно ощущает несоответствие между той первозданной природой, в которой он создан, и той физической природой, которая является единственно известным нам сейчас способом нашего существования, между своим призванием и своей реальностью. Именно эта боль, в каком-то смысле, и делает человека человеком.

Однако человек не был бы человеком, если бы только мучился и страдал, не пытался бы ничего предпринять, не искал бы путей для преодоления разрыва между своей идеальной природой и реальностью. И действительно, история человеческих обществ является прежде всего историей поиска путей преодоления этого разрыва.

История человечества с точки зрения человека, - это попытка тем или иным способом преодолеть трагический разрыв между действительными условиями существования человека и ощущаемыми нами идеальной человеческой природой и идеальным призванием. Создание великих государств и империй,распространение земледелия и создание промышленности, развитие науки и совершенствование искусств, полеты в космос, создание интернета и даже, как ни парадоксально, изобретение атомной бомбы - это все попытки человека приблизится к ощущаемому им своему идеалу. Но попытки успех которых весьма ограничен - ангел с огненным мечом не позволяет и не позволит создать Рай без Бога.

История человечества с точки зрения Бога - это история Откровения и спасения. Попытка привести человека путем апостольской проповеди к единственно возможному для людей способу полного и окончательного преодоления этого разрыва -  вхождению в Церковь Христову и стяжанию Святаго Духа.

См. также:

Егор Холмогоров. WHO WANTS TO LIVE FOREVER?

Егор Холмогоров. ЛЮДИ-ИНВАЛИДЫ

Егор Холмогоров. МИР ВО ЗЛЕ ЛЕЖИТ

Картина: Евгений Смолик. Запах серы
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.2 (5 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Так выходит, что в Раю Адам и Ева не имели физических тел? Тогда как они увидели свою наготу, как сделали себе "опоясания"?

[ответить]

Вся эта ваша теософия это вечные попытки выжать из нескладушной библейской мифологии хоть какой то практический смысл. Средние века искали метафизический смысл, нынче модно искать смысл психологический. Но всё так же выходят лишь кривобокие спекуляции.

Или уж просто уверуйте, или бросьте свои ереси ейбогу!

[ответить]

"Ризы кожаные" на человеке после грехопадения - это не  физическое тело как таковое, а его особые свойства - усталость, утомляемость, болезненность, повышенная чувствительность к температуре, голоду и другим физическим воздействиям.

Е.Х.

[ответить]

В который раз убеждаюсь, что христианство - первейшая и последняя религия. Христианство сказало  то, что науке еще только предстоит оформить в виде знаний и теоретических концепций. Другой, более высший полюс, но не отрицающий "низший", базовый - религиозную форму объяснения мира. У Холмогорова безупречный религиозный слух.

[ответить]

Цит: "И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11-12). Что же это было за растление? Из легенд и преданий о Потопе, которые весьма многочисленны у самых разных народов,"

Зачем привлекать какие-то "легенды и  предания"?  - когда есть предыдушее библейское повествование, из которго ясно, что Бог предначертал для всякой плоти плодиться и размножаться, по роду своему. Разве это нельзя извратить? Это извратить можно. Например, скрещивая лошаль и осла, получают мула, или лошака, соответсвенно. Это и есть "растление плоти", о котором идёт речь в повествовании. Ни мула, ни лошака Господь не создавал.

Цит: "мы можем предположить, что в древности на земле существовала магическая цивилизация". 

[ответить]

ПОДЛИННОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...