Осторожная перезагрузка

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

 

Стратегический диалог между Россией и США, о котором ещё за несколько дней до приезда американского президента в Москву говорили с некоторым пессимизмом, оказался неожиданно плодотворным. По крайней мере, США могут записать на свой счёт ясные обязательства России прийти к несколько более низкому порогу по стратегическим вооружениям, а также — расширение российского участия в афганском урегулировании. Важные достижения имеются и у России.

В диалоге по стратегическим вооружениям американцы согласились на увязку вопросов снижения потенциалов ядерного сдерживания с вопросами о стратегической противоракетной обороне. Это согласие было публично подтверждено президентами на их совместной пресс-конференции, данной после встречи. В связи с этим было выражено желание работать совместно над оценкой ракетных угроз в мире. Американцы также приняли обязательство в течение ближайших месяцев сформулировать новую позицию по «третьему позиционному району» стратегической ПРО в Европе.

Вместе с тем, учитывая, что окончательно позиция США по ПРО не сформулирована, Москва повела себя осторожно. Если настоящие цели сокращения, установленные дополнительным договором СНП 2002 года составляют 1700-2000 единиц стратегических ядерных зарядов при максимальном числе носителей 1600, то теперь декларирована цель в 1500-1675 единиц для каждой стороны при числе носителей от 500 до 1100. Эти цифры означают, что именно в этом промежутке будут искаться окончательные договоренности. Очевидно, что разница по сравнению с уже действующими договорённостями может оказаться небольшая. Таким образом, российское руководство не согласилось с призывом Обамы сократить ядерный потенциал в несколько раз. К тому же, данные цифры соответствуют тому порогу (1500 боеголовок), который озвучил незадолго до встречи президентов российский генштаб, и ниже которого, по мнению военных, Россия не должна опускаться.

Россия со своей стороны заявила о своём стремлении к максимальному сокращению (до 500 единиц) именно носителей, поскольку это уменьшает опасность так называемого «возвратного потенциала», когда одна из сторон возвращает складированные боеголовки на носители. Эту позицию в своем интервью одному из российских телеканалов разъяснил министр иностранных дел Сергей Лавров. Он также подтвердил, что в соглашении, вопреки прогнозам скептиков, России удалось зафиксировать понимание сторонами связи между наступательными и оборонительными (ПРО) стратегическими системами.

Также России удалось добиться ещё одного важнейшего пункта, признающего то, что эвентуальное развертывание стратегических носителей с неядерными боеголовками повлияет на стратегическую стабильность. Напомним, что администрация Буша разрабатывала планы по оснащению части стратегических ракет обычными боеголовками, которые якобы необходимы для борьбы с террористами и «безответственными режимами». Однако Москва сразу выступила резко против таких планов, поскольку с одной стороны подобные ракеты невозможно отличить в полете от  ракет в ядерном оснащении, а с другой — точность перспективных систем позволяет наносить обезоруживающие удары и в обычном оснащении.  

Впрочем, несмотря на явные успехи, об окончательной судьбе нового соглашения говорить рано, поскольку это будет зависеть от того, насколько американцы и русские смогут сотрудничать в рабочих группах по выработке конкретных параметров соглашения. И здесь можно ожидать всяких неожиданностей.

В любом случае новый договор не будет предполагать обвального сокращения ядерного потенциала и вряд ли потребует существенной коррекции уже принятых российских программ ядерного перевооружения. Ведь в отличие от советских времён, когда руководство страны могло позволить себе волюнтаристские действия — скоропалительные соглашения с американцами, потребовавшие массивных вложений и впоследствии тяжко сказавшиеся на экономике, — сегодняшнее российское руководство жестко связано рядом экономических и политических обстоятельств.

Во-первых, Россия просто не может себе позволить серьёзно корректировать уже намеченные программы, убирая одно за счёт другого, если бы даже этого настойчиво требовали американцы. Для этого попросту отсутствует экономический и технологический задел, существовавший в СССР. Во-вторых, российская политическая структура, сложившаяся в последние несколько лет, существенно сильнее ограничивает свободу рук президента системой сдержек и противовесов. Чувствительность власти к возможной критике её решений в обществе также гораздо выше, чем это было в СССР. В связи с этим США не могут ожидать от России радикальных и малообоснованных уступок, наподобие тех, которые ими были «выжаты» в своё время из Горбачёва или Ельцина. В настоящий момент невозможно представить себе отказ России от разработки какой-либо из перспективных стратегических систем, способных преодолевать стратегическую противоракетную оборону США, будь-то новая тяжелая ракета наземного базирования или вариант ракеты «Тополь» с разделяющейся головной частью.

По информации Центра международной безопасности, Россия на середину прошлого года обладала 4147 стратегическими ядерными зарядами, а США — 5914. В западной печати приводятся и существенно более низкие оценки настоящего потенциала обеих сторон. Впрочем, настоящие цифры ядерных потенциалов засекречены, и известны лишь двум договаривающимся сторонам. Отсюда — широкий простор для спекулятивных оценок, появляющихся время от времени в печати.

Афганский прорыв

С довольно осторожным продвижением сторон в вопросе стратегических вооружений контрастирует серьёзный скачок в уровне сотрудничества, который наблюдался по афганскому вопросу. В обмен на большую роль в афганском урегулировании Россия согласилась разрешить широкий транспортный коридор для поставки в Афганистан американских военных грузов. Договоренность предусматривает до 4500 полетов американских транспортных самолетов над российской территории без всякой оплаты за транзит. Это соглашение предоставляет США транзитные преимущества, которыми уже обладают такие европейские страны, как Германия, Франция, Италия и Испания. По признанию американской стороны, соглашение позволит США сэкономить 133 миллиона долларов в год.  Российская сторона во всех случаях сохраняет за собой право посадки самолетов и проверки груза на соответствие декларации.

Кроме того, стороны согласились с тем, что необходимо поощрять третьи страны оказывать содействие международным усилиям в Афганистане. Таким образом, Россия возвращается из режима противодействия развертыванию американской инфраструктуры в Центральной Азии к более терпимому отношению к действиям США, когда это касается обеспечения нужд афганской операции. Это должно облегчить американцам переговоры по привлечению усилий центральноазиатских государств к афганскому урегулированию. Вместе с тем, судя по текстам отчета о договоренностях, Кремль настоял на том, что американцы в данном случае не будут действовать сепаратно, и участие третьих стран в международных усилиях по Афганистану будет проходить в координации с уже существующими неподконтрольными США политическими структурами. Прежде всего — с Шанхайской организацией сотрудничества.

Дословно в подписанных документах отмечена важность Специальной конференции по Афганистану стран ШОС (март 2009), Гаагской международной конференции по Афганистану (март 2009) и встреч «Большой Восьмёрки». Особо отмечена новая роль Москвы в афгано-пакистанском диалоге, который получил своё развитие на тройственной встрече в Екатеринбурге. Таким образом, США продемонстрировали Москве, что не собираются, подобно предыдущей администрации, действовать в Афганистане унилатерально, и согласны включить Кремль в число ведущих игроков с правом принятия решений.  

Впрочем, от предыдущей администрации у американцев осталась «сильная карта», которая, как нам представляется, могла заставить Россию более активно искать сотрудничества с Вашингтоном. Эта карта — массивный наркотрафик, который растет из года в год, и который не смогли остановить никакие усилия, предпринимаемые Москвой. Вашингтон в последние годы президентства Буша не только не делал достаточных усилий по снижению производства в Афганистане наркотического сырья, но и открыто попустительствовал этому. По некоторым сообщениям американцы даже «крышевали» наркотический бизнес, когда он являлся основой хозяйственной деятельности союзнических им афганских племён и группировок.

Возможно, что такое попустительство было частично связано и с раздражением Вашингтона противодействию Москвы американской политике развертывания баз в Центральной Азии. Покрывая афганский наркотический бизнес, американцы давали Москве понять, что без сотрудничества с ними её ожидают большие проблемы. И действительно, число тяжёлых наркоманов в России стало быстро расти, а органы наркоконтроля забили тревогу. Теперь, как кажется, к взаимному удовлетворению сторон, удалось наметить пути выхода из тупика, в который российско-американское сотрудничество по Афганистану было заведено во времена Буша.

Теперь американская администрация подписалась под обязательствами уничтожать не только посевы наркокультур, но и нарколаборатории, а также — препятствовать поставкам в Афганистан из других стран (в основном из Европы) так называемых «прекурсоров», применяемых в производстве героина. Для сравнения: администрация Буша это делать отказывалась. В случае успеха такой политики появляется шанс существенно снизить уровень наркоугрозы для России.

И наконец, ясным индикатором улучшения отношений стало возобновление прямого диалога между российскими и американскими военными. Этот диалог включает возобновление практики совместных антитеррористических манёвров по ликвидации последствий захватов самолетов в национальном и международном воздушном пространстве, проведение совместных военных игр, обмены визитами военных делегаций и курсантами военных училищ.

Так, российская Военно-морская академия им. адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова с Военно-морским колледжем США организуют в этом году совместные военно-морские командирские учения. Российские курсанты пройдут курс подготовки в американской военной академии в Вест-Поинт. Российская военная делегация посетит центр вооружений американской армии в Форт-Ливенворт. Всего до конца этого года планируется провести около двадцати подобных мероприятий. На 2010 год намечены ещё более впечатляющие акции.

Данный размах военного сотрудничества, конечно, не поставит Россию на тот уровень, которым обладают ближайшие союзники США. Он в общих чертах всего лишь соответствует тому уровню взаимоотношений, к которому вернулись США и Китай после нескольких лет охлаждения периода президентства Буша. Вряд ли в настоящее время российская стороны хотела бы ещё более тесного военного сотрудничества с США. Ведь у России существуют серьезные обязательства по отношению к другим странам. В частности, слишком тесные публичные объятия с Вашингтоном могли бы подтолкнуть Пекин к тому, чтобы начать более независимую от Москвы политику в Центральной Азии. Слишком увлекшись, Москва в какой-то момент может обнаружить, что проблемы Центральной Азии и Афганистана решаются Вашингтоном и Пекином за её спиной. Избежать подобных издержек можно, лишь проявив осторожность и благоразумие.

Остаются нерешенными и разногласия по ключевым для России региональным вопросам в Европе, в частности, по Грузии и Украине. США не отказываются от возможности принять эти страны в НАТО, в то время как Москва имеет в этом регионе свои глубокие исторические интересы, от которых просто не может отказаться без серьёзных внешне- и внутриполитических последствий. Особенно это касается Украины, где политическая ситуация в среднесрочной перспективе будет оставаться неустойчивой, и где проживают миллионы русских, и на территории которой находятся российские военные объекты. Очевидно, что неурегулированность вопросов взаимодействия двух держав в этом регионе может взорвать российско-американские отношения в любой момент.

Таким образом, можно констатировать, что по основным военно-политическим вопросам Москве и Вашингтону удалось продвинуться в отношениях к точке, далее которой движение возможно лишь после некоторой передышки. Стороны явно хотели бы посмотреть, как соглашения между ними будут работать, и как они повлияют на отношения с другими странами, прежде чем решать, в какую сторону идти дальше.

 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 2 (3 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

«достижения имеются и у России» - сомнительные они, эти ДОСТИЖЕНИЯ. Новые обязательства по разрушению своего щита, хоть и в менее глобальном виде чем предполагалось, т.е. мы себе отрубим одну руку, вместо двух как предполагалось ранее. Бесплатный транзит для США в Афганистан, хотя вроде предполагалось делать на этом деньги чтобы «отбить» вложения в закрытие «Манас-а». И непонятно что за «большая роль в афганском урегулировании» имеется ввиду. Опять «поощрять третьи страны (среднеазиатские) оказывать содействие международным усилиям в Афганистане»... Хотя вроде как предполагалось выбить США из Средней Азии.

[ответить]

"Политика - искусство возможного." Соответственно, надо сравнивать не декларируемые цели, а реально достижимые.

Я не уверен, что теперь Киргизия получит обещанные за закрытие Манаса деньги, вернее получит их от американцев, которые будут экономить на транзите. Одним словом, "от перемены мест слагаемых..."

Не секрет, что многие афганские полевые командиры, в частности, Ахмад Шах Масуд, обучались в советских военных училищах, равно как и чеченские боевики. Все они были нашими агентами?;)

Количество носителей и боеголовок сокращается, как я понимаю, до уровня, который мы технически способны удерживать.

[ответить]

«Соответственно, надо сравнивать не декларируемые цели, а реально достижимые» - даже если «реально достижимые» цели абсолютно противоречат декларируемым? Ведь что получается, были объявлены цели с восторгом встреченные патриотически настроенной частью народа.  1.Декларируется вернуть Среднюю Азию в свою орбиту, как минимум выставить оттуда США. - Подписывается соглашение «что необходимо поощрять третьи страны оказывать содействие международным усилиям в Афганистане». 2.Заявляется о восстановлении ВС РФ в том числе СЯС — идут сокращения и того и другого, причем сокращение носителей гораздо более опасно чем сокращение боеголовок. 3.Декларируется о необходимости возврата к договору о ПРО — в итоговых документах ничего конкретного. Нам всего лишь пообещали «работать совместно над оценкой ракетных угроз в мире».

[ответить]

Гитлер перед войной декларировал стремление к миру. Надо было оценивать декларируемую цель?;)

1. Вернуть Среднюю азию в свою орбиту не равнозначно выдворению оттуда США. Вполне достаточно того, чтобы США договаривались с киргизами не напрямую, а при нашем участии и посредничестве, при соблюдении нужных нам условий.

2. Сокращение старых, отслуживших срок носителей, заменить которые на новые уже нет возможностей, одновременно с разработкой носителей (и прочих средств) нового поколения, никак не противоречит концепции восстановления СЯС.

3. Вы хотите всего и сразу. Подождите.

4.Сравнить обмен военными делегациями с деятельностью НПО - смело, но не очень корректно. Легче завербовать в турпоездке, чем во время официального визита, я думаю.

[ответить]

С чего вы выдумали что Гитлер перед войной Декларировал стремление к миру? И вообще есть очень много мнений фактов как началась эта война и кто ее начал и что подвело нас к этому.

[ответить]

Lotor, согласен. "Достижения" - смех сквозь слёзы, как и статья впрочем. Дмитрий, вы  - оптимист.

[ответить]

Есть некоторые мысли по вопросу приезда Обамы и соглашений новых:

1. Не только у нас орут "ахтунг" - вот и американцы тоже возмущены, что их "выдают тепленькими":

http://www.inosmi.ru/translation/250515.html

[ответить]

Прохожий, ты вздор городишь.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...