Когда же придет настоящий день?

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

О смерти Модерна говорят много и часто. Между тем, именно сегодня стоит задаться вопросом – а с какого времени следует отсчитывать начало этой исторической эпохи. К счастью, на этот вопрос имеется совершенно точный и почти однозначный ответ – Модерн, или, как часто говорят, Современность, появился на свет 4 июля 1776 года, то есть ровно 222 года тому назад, когда Второй Континентальный Конгресс американских поселенцев утвердил Декларацию независимости, написанную Томасом Джефферсоном.

Дело не в том, что Америка стала лидером и передовым отрядом современного мира, но в том, что до этого времени ни одна страна не отмечала День своей независимости. Празднование независимости именно как политического события, не как образования суверенной династии, не как время отделения правоверных от неверных явилось главным вкладом Америки в мировую историю. Уже потом Дни независимости стали плодиться, как грибы, за США последовал Эквадор, потом Венесуэла, Боливия, Аргентина, впоследствии Мексика. После Первой мировой независимость стали отмечать чехи, поляки, эстонцы и литовцы, после второй мировой – жители Ближнего Востока, после войны Холодной — страны СНГ. Независимость стала своеобразным паролем современной эпохи, никто не задумывался над тем, что в Средние века она в общем то и не являлась никакой ценностью — вассалитет по отношению к более могущественному сюзерену рассматривался как вполне достойное положение для любого феодала и его людей.

Свобода была уделом городов, но не народов. Америка резко изменила эту традицию: колонисты выступили за независимость от людей, говорящих на том же языке и принадлежащих к той же конфессии, что и они сами. Между ними и британцами не существовало никаких иных различий, кроме политических. Британцы платили налоги и выбирали своих представителей в парламент, а колонистам в праве выбирать депутатов и тем самым самим назначать те же налоги было отказано.

Отсюда, из этого решения, и проистекает новая, политическая цивилизация, которая вскорости сможет стать универсальной, сможет объединить идеей независимости и свободы весь мир. Поскольку идеи политической цивилизации были принесены в западное полушарие из Франции и Британии, то на какое-то время именно этим государствам было суждено перехватить лидерство в процессе политического преобразования человечества. Однако и Британии, и Франции не удалось это лидерство отстоять. Пальма первенства вполне логично опять перешла к Штатам. У этого обстоятельства было несколько причин, главная из которых — противоречие между идеей независимости вкупе с идеей равенства и колониальным миропорядком, отстраиваемым Старым Светом. И США, и Советская Россия уже в XX столетии почти одновременно выступили с идеей национального самоопределения для народов всего мира. Ленин в этом смысле мало отличался от президента Вильсона. Оба искали пути универсализации Просвещения, интернационализации Современности.

***

Сегодня Америка оказалась способна переиграть всех своих конкурентов, и хотя американская империя уже трещит по швам, и даже маститые гуру политологии всерьез рассуждают о «мире без Америки», ее роль в современном мире остается непревзойденной. Именно Америка сегодня является истинной интеллектуальной лабораторией человечества, именно здесь ежедневно выпекаются сотни и тысячи новых идей, теорий, концепций, методологий, технических и социогуманитарных инноваций. Когда-то на ту же роль претендовали Германия и Франция, сегодня они безнадежно проигрывают Штатам, способным почти ежесекундно, в машинном режиме, производить интеллектуальные сенсации разного масштаба и, безусловно, разного качества. Собственно, это и есть постиндустриализм — индустрия производства идей, продукция мыслей, поставленная на конвейерный поток.

Гуляя по Риму, я поймал себя на том, что, подходя к журнальным лоткам, пытаюсь обнаружить и приобрести американские журналы. В Риме ты и в самом деле соприкасаешься с вечностью, но приобщение к современности идет через американский идейный фаст-фуд. Преодолеть этот гегемонизм до сих пор крайне трудно, и не только потому что в этот фаст-фуд вложены гигантские деньги. Еще и потому, что судьба Америки – это судьба Современности, судьба политической цивилизации, цивилизации, провозгласившей независимость от внешней власти своей высшей ценностью. Нельзя быть гражданином своей страны, не будучи немного римлянином, невозможно быть патриотом собственной Отчизны, не будучи чуть чуть американцем. Не в смысле желания непременно дружить с Вашингтоном и выполнять его рекомендации (упаси Бог!), но в смысле готовности подпасть под обаяние американской «мягкой власти». Легко ругать Фукуяму и Бжезинского как псевдоинтеллигентов, стоящих на службе у «мировой империи», но по какой причине не отнестись ровно также, скажем, к Цицерону или Тациту?

Отделиться от «нового Рима» можно лишь став «новым Римом», вторым или третьим, только повторив то, что сделала Америка 222 лет тому назад, и взяв на вооружение идею независимости от любой власти, к формированию которой мы не причастны.

Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...