Вероятно, уже в следующем году станут впервые платными некоторые участки
ключевых федеральных трасс: М10 «Москва — Петербург», «Дон», «Украина», ЦКАД, М5 «Урал», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия», М6 «Каспий».
На самом деле введение платных дорог вполне
ожидаемо и предсказуемо. И почему-то совсем не удивило меня после недавнего
грабительского повышения проезда в пригородных электричках — когда совершенно
неожиданно для жителей Подмосковья проезд подорожал почти втрое.
Достаточно сравнить стоимость проезда из точки А в точку Б на
своем авто и другими видами транспорта — автобусами, поездами, самолетами и
пр.
Это раньше поездка на машине была дороже поездки, например, на поезде
и «рентабельность» машины была на уровне 3-4 человека на машину.
Уже
давно это соотношение стало меняться в пользу машины, и на сегодняшний день
поездка на машине — даже одному — наиболее выгодный вид транспорта. То есть
поездка на личном автомобиле стала не только не роскошью, не средством
передвижения, а скорее средством экономии.
Любопытно, что то же самое
становится характерным и для крупных городов (я не имею ввиду Москву — но Россия
вообще Москвой не ограничивается) — затраты на общественный транспорт выше, чем
при перемещении на своей машине. Это не говоря о комфорте, удобстве, выигрыше во
времени и пр.
Наприме, с Нового года вонючая зеленая электричка из Москвы
в Обнинск стоит 190 рублей 50 копеек. И вроде как в феврале планируется
очередное повышение цен на проезд в пригородных поездах. Чуть дешевле билет на
скоростной поезд-экспресс — если вы счастливый обладатель банковской карточки (в
билетной кассе сильно дороже). Еще есть маршрутка — 150 рублей. И автобус — 130
рублей. Затраты на бензин будут стоить 120-150 рублей в зависимоти от марки
машины, загруженности трассы и пр.
Летом плацкарт (!) до Костромы на
троих стоил около двух тысяч рублей в один конец. И это поезд, который
довольно неудобно уходит и приходит — он уходит в пол-одиннадцатого с Ярославского вокзала,
в 11 наконец откроют туалеты, в 11.20 проводница милостиво выдаст белье и к 12
вы, может быть, уснете. А в 5 утра поезд уже прибудет на конечную станцию — значит
вам нужно встать в 4, т.к. туалет опять закроется за полчаса до остановки. На
машине — 1000 рублей на бензин в оба конца.
Ну а дальше все просто.
Несмотря даже на завышенные цены на бензин, в России поездки на личном автомобиле
в силу их антимонопольной природы стали самыми доступными и дешевыми — это не
тарифы РЖД, которые можно повысить росчерком пера.
А поездка на автомобиле не может быть доступной. Ну... примерно как иномарка не может быть дешевле изделия отечественного автопрома «конструктор "сделай сам"». Не мытьем так катаньем, не тушкой так чучелком — не может. Не положено.
Ну, раз мы ничего не
сможем сделать со стоимостью проезда — значит, мы введем такой особый налог (а по сути это именно
налог) за проезд по дороге.
В законе, конечно, есть оговорка, что
платная трасса может быть только при наличии дублирующей бесплатной — но что
помешает повесить знаков ограничения скорость 30 км в час, поставить ДПСников за
каждом кустом, ямы, колдобины — в общем, максимально затруднить по ней проезд.
Ведь у вас всегда есть право выбора — рядом проходит прекрасная платная
трасса.
Мой знакомый предложил дополнить сие рацпредложение тематическим
креативом. Если на платной трассе из проезжающей машины что-то выпало, то
упавшее становится собственностью федерального чиновника, отвечающего за данный
участок трассы.
В общем, видимо, теперь за передвижение по бывшей нашей
стране надо платить.