Актуальность консерватизма

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Кинорежиссер Никита Михалков опубликовал "манифест просвещенного консерватизма". 

Консерватизм актуален сегодня и как мировоззрение, и как политическая позиция, и как историческая стратегия.
Сначала о мировоззренческом, даже психологическом аспекте.
 
Неправы те, кто говорят, что консерваторы «против перемен». Точнее сказать иначе — консерваторы против перемен ради перемен. Против того, чтобы новизна считалась самоцелью или преподносилась в качестве решающего преимущества. А это часто происходит в современном обществе, пронизанном своего рода индустрией новизны, которая развивается очень часто в ущерб индустрии качества. Это проявляется и в наших сегодняшних дискуссиях, где технологический прогресс подменяется гаджетоманией, гонкой бесконечных маркетинговых усовершенствований. А политическое развитие сводится к требованию «перемен», воспринимаемых банально как «движуха».
 
Поэтому консерваторы призывают: хватит уже говорить об открытости новому, давайте говорить об открытости лучшему, открытости нужному, открытости главному. Призыв такого рода вполне своевременен. И я нисколько не считаю, что он антимодернизационен. Речь просто о том, чтобы модернизация не стала просто очередным гаджетом в этой индустрии непродуктивной «новизны».
 
Теперь о политической актуальности консерватизма. Политика — это продолжение войны другими средствами, это игра общественных интересов. Причем очень часто — игра с нулевой суммой. Какие общественные интересы представляет консерватизм в ситуации, когда мы уже не можем говорить ни о феодальной аристократии, ни о традиционном крестьянстве, ни о династии или военном сословии, т.е. о тех социальных референтах, с которыми связывал себя консерватизм раньше?
 
Я думаю, что в сегодняшнем европейском обществе консервативная политика — это политика отстаивания интересов национального, социального, морального большинства, которым угрожает коалиция самых разнообразных меньшинств. Причем другие идеологии — либерализм и социализм — слишком увлечены и ангажированы сегодня именно интересами агрессивной коалиции меньшинств. Они утратили свой первоначальный смысл и поступили на службу новой тоталитарной идеологии — идеологии политкорректности. Консерватизм в этой ситуации является идеологией обуздания меньшинств и эмансипации репрессированного большинства, точнее, репрессированной нормы, репрессированного эталона европейской, христианской цивилизации. Для России сегодня это становится не менее актуально, чем для Европы.
 
Наконец, консерватизм актуален как историческая стратегия. Но это актуальность еще большего масштаба, она задается на отрезке той эпохи, которую мы называем эпохой Модерна. Модернизация разрывает с традиционным обществом, но не может обойтись без его наследия. Например, без трудовой и семейной этики, без аскетизма общественного служения, без групповой солидарности, без религиозно обоснованной концепции человека и так далее. Без всех этих ресурсов современная цивилизация нежизнеспособна, но она же их и размывает. Это дилемма. И на мой взгляд, миссия консерватизма как раз и состоит в том, чтобы делать культурные ресурсы традиционного общества доступными в современном обществе, способствовать их воспроизводству. Консерватизм как бы предлагает вторичное открытие ценностей и механизмов традиционного общества в современном.
 
Так, например, нация приходит на место прежних форм солидарности (локальных общин, сословий) и на место прежних концепций легитимности власти (династия, Божественное право). Нация — это консервативный проект вторичного открытия органического сообщества. Хотя термин «нация» фигурирует в революционных декларациях прав, полноценный смысл ему придали немецкие консервативные романтики.
 
Другой пример — профессиональные корпорации, на которые так рассчитывал Эмиль Дюркгейм в плане преодоления аномии. Помимо всего прочего, они выполняют очень важную функцию, которую выполняли средневековые гильдии, но с которой часто не справляется рынок — делать постыдной плохую работу. Сейчас, кстати, этой традиции явно не хватает многим профессиональным гильдиям, в том числе, Союзу кинематографистов.
 
Одним словом, консерватизм как историческая миссия, — это противодействие саморазрушению современности, к которому она в целом склонна. И это также делает консерватизм актуальным как минимум до тех пор, пока актуальна современность и ее дилеммы.

Михаил Ремизов, директор фонда поддержки гражданских инициатив "Стратегия-2020"

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.9 (15 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Вот вот главное "актуальность" для михалковых. Как у Пелевина гомосексуалисты бывают активные, пассивные, и актуальные. Так что господа "актуальные консерваторы" гомосексуалистами вы можете не быть, а актуальными быть обязаны....

[ответить]

Если к Михалкову и даже Холмогорову есть вопросы по существу, то единственная "претензия" к Ремизову - чрезмерная тезисность заметки. Ведь очевидные попытки либерастов "опустить" Манифест Михалкова - это не просто визги ненавидящей его бесовщины. Это говорит нам, что бесы очень побаиваются появления консервативного документа, могущего стать своего рода "Консервативным Манифестом", на манер марксова Манифеста. А ведь Манифест не только "обличает, но и выводы делает" ("О бедном гусаре...")....И пусть в нем много того, что не всех (включая автора этой реплики) устраивает. В том и задача Манифеста, что его обсуждение - это платформа, на которой могут и должны объединиться подавляющее большинство русских людей (великороссов, украинцев, татар, etc.). Представляется, что и Михалков на это рассчитывает. Так что, давайте "протянем ему руку."

[ответить]

Чересчур умно, чтобы быть полезной теорией (хотя бы даже тезисно) общественного состояния и развития. Посчитал (бессознательно, конечно) невозможным для себя излагать вроде как общепризнанное, ну и оторвался по личному - создал свою версию "консерватизма" на ходу. А поучилось нечто наукообразное и тавтологическое.

[ответить]

Да, написано умно. Несколько усложненно. Но написано правильно. Править, излагать доходчивей - это техника. Хотелось бы добавить, что Россия ведь всегда была, и , надеюсь, будет страной консервативной. И слава Богу.

[ответить]

Немного исправляя Шпенглера под конкретную ситуацию:

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...