Церковь - не КПСС

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Пожалуй, наиболее частое обвинение церкви - а точнее, православию - со стотоны либералов а ля Познер и прочей прогрессивной общественности Новодворская-style - заключается в «тоталитаризме», в том, что церковь - вторая КПСС во главе с генсеком-патриархом, убивает свободу мысли, недопускает дискусии etc. «Шаг влево, шаг вправо - расстрел», а свобода выбора пути отрицается.

И дело тут даже не в том, что такое утверждение не соответствует истине. Такие утверждения говорит не столько о церкви, сколько о тех, кто делает подобные заявления - вопиющее невежество из серии не знаю и знать не хочу.

Истина не рождается в споре, но в споре она осознаетсяС самого начала своей истории, то есть со времен Господа Иисуса Христа и святых Апостолов, Церковь жила соборно. Основание этой соборности - общение Лиц Святой Троицы. На всех уровнях - и предстоятелей поместных церквей, и епископов, и священников, и мирян - Церковь живет как Собор, общество личностей, свободно собранных Христом и во Христе. Люди, составляющие церковный собор, опытно ощущают то, что они соработают Богу, выражая и утверждая истины Церкви.

Действительно, для любого христианина одним из основополагающих элементов его мировоззрения является представление о том, что Истина может быть только одна, поскольку един Господь - источник всего бытия. Однако Господь создал человека свободным, и в стремлении обрести Истину, понять и принять волю Бога, христианин неизбежно проходит через сомнения и необходимость совершения выбора.

История христианства - это история полемики Еще апостол Павел сказал в первом Послании к Коринфянам: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Что имел в виду Павел, говоря эту фразу? Разумеется, он не оправдывал разделений и бессмысленных споров - в том же самом Послании он чуть ранее говорит, казалось бы, прямо противоположное: «Умоляю вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».

Зачем же в разномыслиях должны быть «выявлены искусные»? Вероятно, затем - и это доказывает последующая история христианства - чтобы христиане исповедовали свою веру осознанно, чтобы неизбежно возникающие сомнения и споры были разрешены и не смущали следующие поколения христиан. Истина не рождается в споре, ибо она существует независимо от спорящих, но в споре она осознается.

История христианства - это история полемики. Первые века христианской истории - это века обсуждений, порой весьма горячих, тех предметов, которые современным либералам кажутся либо абсурдными, либо напротив, очевидными. Как представить себе непостижимость Троицы? Как сочетаются Божественная и человеческая сущность Христа? В чем тайна Воплощения и Распятия Сына Божьего? Семь Вселенских Соборов и множество частных дискуссий проходили в обстановке отнюдь не похожей на тоталитарное «одобрямс» воли какого-либо императора или патриарха. Многие высокопоставленные церковные и светские сановники готовы были идти на тюремное заключение и пытки, но не поступиться своим представлением об Истине. И среди простого народа эти споры рождали самый живейший отклик. Св. Григорий Нисский писал о том времени: "Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь: сколько оболов надо заплатить, - философствует о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб - отвечают: Отец больше Сына. Спрашиваешь: готова ли баня? Говорят: Сын произошел из ничего".

В многовековом горниле общественной жизни Византийской Империи, а вовсе не по указке некоего церковного или светского начальства, возникли те догматы, которых придерживается Православная Церковь и по сей день. И в более поздние времена ни один из вопросов, касавшихся не только догматической, но и внешней стороны церковной жизни, не был утвержден без предварительного обсуждения. Можно вспомнить и споры о нетварных энергиях и учении св. Григория Паламы в последние десятилетия существования Византии, когда, казалось бы, христиан должны были волновать куда более насущные заботы. О великом русском расколе XVII века, когда оппоненты готовы были насмерть стоять «за единый аз». О поместном соборе 1917 - 1918 года, когда в обстановке начинающейся Гражданской войны и отсутствии в стране государственной власти почти целый год решались вопросы дальнейшего существования Православной Церкви в России. О дискуссиях, прошедших в православных странах Юго-Восточной Европы в 1920-х годах по вопросу о переходе на новый календарный стиль, приведших к до сих пор не преодоленным расколам.

Возможно, не все эти «разномыслия» равно пошли на пользу Церкви, не везде «открылись искусные». Возможно, соборный механизм принятия любых решений в каких-то случаях может быть менее эффективным, чем, к примеру, католическое единоначалие. Но такова реальность, и даже такой краткий обзор показывает, насколько абсурдно обвинение Церкви в тоталитарном характере принятия решений.

Кроме того, стоит упомянуть о таком понятии православной мысли, как «теологумен». Этим термином обозначается частное богословское мнение по спорным вопросам, которое не является ни ересью, ни догматом. Теологумен может признаваться большинством христиан как часть церковной традиции (например, учение о посмертных мытарствах), но может быть и оспорен любым членом Церкви. Так что слова апостола Павла о грядущих разномыслиях относятся не только к истории Церкви, но и к ее будущему. Искусным среди нас предстоит открываться и сейчас, и позже, до скончания веков.

Возможно, как раз это и пугает адептов глобального, политкорректного и единообразного «дивного нового мира», в котором, по словам Фрэнсиса Фукуямы, история уже завершилась?

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.8 (5 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Ольга Гуманова: - «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Что имел в виду Павел, говоря эту фразу?" Вот сейчас, в ходе обсуждения нескольких неувжительных фраз о нашей Вере, брошенных невеждой, мы наблюдаем, как много открылось интересных авторов, защищающих то, что всем нам дорого. Сколько нового о нашей религии узнала лично я, вот и эта статья осветила новые стороны Православия, о которых раньше многие даже не задумывались. Для того и нужны нам "искусные", чтобы всем приддти к согласию в истине. Как хотел того Апостол Павел и просил нас: - «Умоляю вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...