Про добро, зло и историю позднего СССР

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]
Только так же от боли там плачут, так же в муках рожают детей.

Когда я был молодым и глупым (с тех пор я не поумнел, но научился казаться умным), я был выездным с легкими ограничениями. Большинство моих друзей думало о загранице с придыханием (увидеть Париж и умереть), как о мире с молочными реками и кисельными берегами, а меня удивляло то, что там все, как у нас: газовые колонки с пользованными консервными банками для сгоревших спичек, текущие унитазы, маленькие комнаты, промозглые зимы с плохим отоплением, перехватить пятерку у соседа до получки, а у соседки попросить соли (правда, у нас за это давали копеечку, а у них не понимали этого), беспросветная удручающая невыносимость ежедневной работы и радость выходным, тупой телевизор, но концерты Генделя и музеи по вечерам и в свободные дни, цены, заставляющие экономить на самом нужном (правда, у них в магазине, а у нас - на рынке), безумное пьянство по пятницам, игра в шахматы по субботам... Все как у нас.

Отличие было в красивых упаковках в магазинах и многих удобных мелочах типа специального пластилина, предназначенного приклеивать ключ, чтобы не потерялся на столе. Правда, у них тогда уже были лаптопы (здоровенные такие). У некоторых моих друзей в СССР тоже были, но безумно дорого, и это были неофициальные (и официальные - у меня были друзья - официальные советские миллионеры) богачи.

А добро и зло, подлость и благородство, любовь и ревность не отличались вообще. Правда, женщины, мне казалось, умели там любить как-то более бескорыстно что-ли, но это, скорее юность моего восприятия, умноженная на невозможность долгой совместной жизни из-за разной государственности (это я себе оправдания придумывал, потому что жениться тогда не хотел вообще и искренне полагал, что государство в постель пускать незачем).

В общем, совсем не похоже на голливудское кино. А еще я видел нищету, и понимал, что это совсем не пропаганда. Меня всегда интересовала и до сих пор интересует жизнь простых, рабочих людей. И еще жизнь обездоленных, хотя от нее мне больно на сердце. Бродить по улицам в рабочих предместьях Мадрида или Бангкока, заглядывая в окна в чужих домах, мне интереснее, чем посетить Уффици, Прадо или храм какого-нибудь Будды. Поэтому-то я и видел то, что советский командировочный или турист просто не замечал.

Когда я пытался рассказывать про это своим советским друзьям, мне никто не верил. Или силы убедительности не хватало, или тех людей убедить было невозможно в принципе.

Но я тем, незрелым умом видел две вещи, кардинально отличавшие наше общество от тех: у них исходили из того, что человек, любой человек по умолчанию зол. Он при принятии выбора будет исходить из приоритета злодеяния перед добродетелью. Соответственно его надо ограничивать, и кнутом, и пряником заставляя творить добро. У нас же исходили из примата добронравия человека. Что зло - случайный недостаток, недоработка общества. Отсюда эти странные собрания с обсуждением морального облика, апелляция брошенных жен к начальству мужа, признания "выговора без занесения" за страшное наказание, невыносимо занудные проповеди моральных императивов советского человека и т.д. Общество добрым путем защищалось от отклонений от доброго пути доброго человека.

Оказалось, что для "среднего класса" гораздо удобнее жить из примата злонравия человека, а советская социальная система, исходившая из добронравия, казалась "репрессивной", а, может, ей и была - если мелкое зло - норма, то за него не следует наказывать, а если девиация, то следует.

Меня это очень сильно смущало, но часто казалось верным и истинным. И я до сих пор не уверен, какая система более жизнеспособна. Но, скорее, будущее общество будет учитывать зло, как базовый постулат человеческой социальной жизни. Мне так кажется. Это его сделает более устойчивым...

Иногда я думаю, а, если бы не было этого полузапрета на поездки за границу, если бы люди могли видеть ту нищету, которая является оборотной стороной благосостояния богатых, то, может быть, и не было бы катастрофы 1991 года. Впрочем, она была вызвана причинами экономическими, а, как утверждают многие знающие люди, в 80-ые выезд за границу советских людей ограничивали, главным образом, из экономии валюты. Так что увеличение международного туризма в те скудные годы вряд ли было возможным. История не знает сослагательного наклонения...

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.3 (47 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Катастрофа 1991 года в этом случае все равно поизошла бы, потому что в ходе нее учитывались не желания 99 процентов населения, а возможность для 1 процента населения распилить всю страну.

[ответить]

Вы правы, это всего лишь один из факторов, но я всегда ужасался близорукости и трусливости позднесоветской власти. Разрешив свободный выезд из страны они выбили бы мощнейший козырь из рук противника. Но похоже они и сами твёрдо верили, что только разреши они это как "все сбегут".

[ответить]

Вспомните 1991 год - много тогда советских граждан поддержали ГКЧП?! Почти никто даже косвенно не поддержал! Много тогда хотели чёткого и однозначного возврата к догорбачёвскому образу жизни?!... А сейчас многие ли такого хотят, чтобы всё было как раньше, вплоть до расписания трамвайных остановок?!... Вымирают на помойках, но обратно в "совок" не желают, сволочи!!!...

[ответить]

прихожу я утром на работу, а по радио говорят: президент болен, для его замены создан целый комитет. я сразу сказал: дворцовый переворот. (слово "путч" прозвучало позднее, как бы не на следующий день) т.е. с самого начала было видно, что шито белыми нитками. вероятно, это одна из причин отсутствия поддержки. или во "Времени" показывают танки с арматурой между катков - кто ж так перевороты делает? в 93-м аратуру не втыкали.

но что мне больше всего понравилось, так это 19-го в прогнозе погоды объявили погоду в Туруханском районе.

[ответить]

По-моему автор очень даже прав: советский социализм - это извращенная форма Русской Цивилизации, в основе которой человек духовный(совестливый), в отличие от Евро-атлантической Цивилизации, в основе которой человек экономический (то есть животное, которое дрессируется с помощью кнута и пряника). Советско-социалистическое извращение состоит в том, что большевики пытались создать нового человека и новое общество на рационально-рассудочной основе - давили на "сознательность" и наказывали очень больно "несознательных". А это пустое дело. Нужны и чудо православия (дух святой), и тайна человеческого счастья (браки на небесах заключаются) и авторитет духовной власти (православной идеологии добра и искупления) - мечта и жертвенность. А это по душе русскому человеку - он на такое способен!

[ответить]

В Восточной Сибири, где-нибудь в Забайкалье, отъедешь эдак на километров 400-500 от областного центра, в сельскую местность. Выть хочеться от разрухи, перекошенные от спирта немногочисленные аборигены,с плотностью 8 чел./1кв.км., брошенные на произвол судьбы, без нормального водаснабжения,энергоснабжения, новостей, вспоминают как было хорошо при советской власти. "Жирная" Москва нещадно эксплуатирущая природные запасы края, не оставляет никакого шанса местному населению. Что толку, что через твою местность идут московские проекты (нефтепроводы и прочая дрянь).Голодные аборигены скачащие вокруг "золотой" трубы.

[ответить]

Все правильно. Купили нас за полфунта изюма. Открывать "железный занавес" надо было раньше и больше. Наивные аборигены купились за фантики и стеклянные бусы, заложили души за жевачку, не зная что будет дальше. В 91 году никто не хотел назад в СССР по той же причине, что и 21 году. Подавляющее большинство опять верило в светлое будущее, но уже капиталистическое, где все пьют мартини, курят мальборо а между этими занятиями самореализуются за бешенные деньги.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...