100 русских книг. Список Чудиновой

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Елена Чудинова рассуждает о современной программе литературы и предлагает свой список для обязательного изучения в школах.

Прочтя официальный список рекомендованной по внеклассному чтению литературы, я в очередной раз ощутила себя в какой-то чужой и неуютной стране.

То ли в Совдепии, то ли в Дружбанародии. Но определенно не в России.

А тут уже люди, к которым в нашем русском мире прислушиваются, начали понемногу составлять списки альтернативные.

Исполать! Не могу не присоединиться.

Дня два думала над «списком Чудиновой», результаты каковых размышлений предоставляю вниманию читателей.

Итак, чем руководствовалась я?

Прежде всего, я выступила в не совсем обычной для себя роли. Я не люблю выделять русское из общеевропейского, ибо культуры всех христианских стран – сообщающиеся сосуды.

Но, коль скоро мы столкнулись с очередной попыткой покушения на нашу идентичность, я задалась целью очертить именно русский ментальный контур. Вычленить то, что причисляет человека к русскому культурному полю. Произведения, упоминаемые мной, не только написаны на русском языке, но и темой их является русское пространство. Или взгляд в иные области русскими глазами.

Мне хочется, чтобы моя попытка не оказалась последней. Пусть будет много споров, много сломанных копий, но, в конце концов, мы можем прийти к общему «русскому списку». Это нужно делать, кроме нас самих сего не сделает никто.

Мое несогласие со «списком Холмогорова»: не стоило, пожалуй, ставить рядом произведения художественной литературы и исторические труды.

Литература больше обращается к воображению, питает чувства.

История предоставляет факты и учит их объяснять.

Если я встречу общественный интерес к моей затее, то список 100 исторических трудов, необходимых для полноценного существования в русском культурном поле, я составлю отдельно.

Веселовский, Кобрин, Павленко, Шильдер, Рыбаков, Мельгунов, Калкин, Зирин – это все жизненно нужно, но это не сюда. (По этой причине я не включила сюда Деникина и ряд необходимых вещей Краснова).

Также не стала я валить в одну кучу поэзию и прозу.

100 русских поэтических шедевров, на мой взгляд, тоже отдельный список. Как и 100 философских и богословских произведений. Я включила в свой список лишь те богословские произведения, что являются фактом литературы. А если мы сойдемся все еще и на сотне русских живописных полотен, сотне музыкальных произведений – мы получим замечательную сумму, крайне полезную в работе с юным поколением.

«Список Волкова» вызвал у меня печальное недоумение. Глубоко уважая Сергея Владимировича, ограничиваюсь сказанным выше.
Кого-то, безусловно, шокирует почти полное отсутствие в моем списке книг советских писателей. Что поделать, я это я, взгляды мои известны. Если я перегибаю палку, это не страшно. Это пока «список Чудиновой», а не купный «Русский список».

Перегну уж палку до конца. Я не люблю «деревенщиков». Мало не люблю, ненавижу. Всегда считала, что если мужик бросает пахать и берется за перо, то надлежит ему переобуться из лаптей в штиблеты, научиться отирать губы салфеткой и освоить литературный русский язык. Ибо перемена ремесла должна здесь автоматически переводить человека из мужицкого стана в господский. Когда этого не происходит – мне недоуменно. Царь жанра, Виктор Астафьев, кроме того вызывает у меня сильнейшее нравственное неприятие. Опять же – будем спорить.

В моем списке не очень много фантастических произведений. Не по причине их недооценки, поверьте! Но «Трудно быть богом» – книга антисоветская, «Поколение П» – отражение постсоветской эпохи. Как большинство наших фантастических произведений, значимые фантастические книги лежат вне собственно русского поля. Кто сказал, что на эти поля не надо ходить? Сама там брожу с превеликим интересом. Но сейчас мы занимается проблемой национальной идентичности.

Также я сделала необходимую вещь, которой нанятые официальные анонимы сочли нужным пренебречь. Список разделен на три возрастные группы. Понятно, что учитель сам не дурак, догадается, но все же это стоило сделать. Проблема восприятия – важнейшая.

Кстати, о проблеме восприятия. На мой взгляд, такие литераторы, как Шаламов и Платонов, для школьного возраста преждевременны. Есть вещи, для которых душа должна созреть.
Если отрицать «красный век», как отрицаю его я, то приходится признать печальную данность, недоданность. У нас не очень много литературы для младшего возраста. Не страшно! Та, что есть, превосходна. Изъяны мы приучились заполнять общеевропейскими «Нарниями» и «Фаунтлероями».

Последний вопрос, которым я всерьез задалась, был этического характера. Я, как известно, писатель. Этично ли самой вносить собственные книги? Вроде бы надо соблюсти правила игры, подождать, покуда сделают это другие. Но – есть ли толк притворяться? А для чего я, извините, живу? Если кто-то не считает, что мои книги заслуживают упоминания, он едва ли сделает труд ознакомиться, что я вообще рекомендую. Ибо зачем ему мои рекомендации? Мой список для тех, кто меня знает и любит. Кстати, внимательный читатель заметит, что как раз знаменитой моей книги в списке нет. «Мечеть Парижской Богоматери» – книга общеевропейская, что уже успели показать многочисленные иностранные переводы. А мы тут идентичностью занялись. Вернее – формированием таковой.
Так что вперед, благословясь.

I. Младший школьный возраст

1. Антоний Погорельский. Черная курица или подземные жители

2. Владимир Одоевский. Городок в табакерке

3. Николай Лесков. Левша. (Здесь мы, надо сказать, долго спорили с близкими. Младший ли это возраст? Я все же осталась при своем. «Левшу» надо грузить прямиком в подсознание, как сказку. Бывает, когда полное понимание приходит позже. «Детей надо заклясть», говаривала Цветаева).

4. Константин Станюкович. Максимка

5. Павел Бажов. Уральские сказы. (Ох, чего мне стоило вписать это имя! Переступала через себя. Я ведь хорошо помню не только липовые «сказы» про Ильича, но и садистские антиклерикальные страницы. Но Бажов, вполне никакой писатель, что доказывает оригинальное творчество, талантлив как обработчик горняцкого фольклора. Лишить же детей самоцветного мистицизма, которым веет от образов Хозяйки Медной Горы, Огневушки-Поскакушки, Серебряного копытца – было бы неправильно).

6. Александр Куприн. Сашка и Яшка

7. Александр Куприн. Девочка и слон

8. Александр Куприн. Ю-ю

9. Дмитрий Григорович. Гуттаперчевый мальчик

10. Иван Тургенев. Записки охотника

11. Иван Крылов. Урок дочкам. (Эту вещь, кстати, было бы полезно ставить в домашнем театре – постановочных сложностей не много, веселья немеряно).

12. Евгений Шварц. Снежная королева

13. Сергей Аксаков. Детские годы Багрова-внука (Эту немыслимо прекрасную книгу я ставлю на границе двух возрастов).


 
II. Средний школьный возраст

14. Повесть временных лет.

15. Житие Бориса и Глеба

16. Хождение игумена Даниила во Святую Землю

17. Слово о полку Игореве (В оригинале, любой нормальный ребенок способен его осилить).

18. Слово о разорении Рязани Батыем

19. Задонщина

20. Гр. Алексей Толстой. Князь Серебряный

21. Всеволод Соловьев. Касимовская невеста

22. Владимир Одоевский. Сильфида (Как мы увидим здесь –
немало у нас превосходно полезной для юных умов мистики!
)

23. Переписка Иоанна IV с Курбским. (Она очень живая, средний школьный возраст в нее войдет. Важнейшая проблема: что есть патриотизм?)

24. Елена Чудинова. Ларец

25. Елена Чудинова. Лилея

26. Григорий Данилевский. Княжна Тараканова

27. Марина Цветаева. Мой Пушкин

28. Гр. Алексей Толстой. Рассказы (Не любят дети реализма, не нужен он им! А так-то хорошо – «И бабушка внучкину высосет кровь!»)

29. Владимир Соллогуб. Тарантас

30. Иван Лажечников. Ледяной дом

31. Иван Лажечников. Последний новик

32. Тэффи. Рассказы

33. Константин Станюкович. Вокруг света на «Коршуне»

34. Лев Толстой. Севастопольские рассказы

35. Евгений Шварц. Дракон (Это уже посложнее для восприятия, чем «Снежная королева», вступают рифмы с эпохой).

36. Евгений Шварц. Тень

37. Иван Гончаров. Фрегат «Паллада»

38. Надежда Дурова. Записки Кавалерист-девицы

39. Николай Лесков. Белый орел (Опять же – про привидение, а заодно с привидением идет русская старина).

40. Николай Гоголь. Портрет (В первой редакции, до того, как Белинский приложил с обгрызенными ногтями руку реалиста).

41. Елена Чудинова. Держатель Знака. (Сама была полуребенком, когда это писала – другие дети сходили с ума. Юная книга. И опять же – уникальная мистическая история из частных архивов).

III. Старший школьный возраст

42. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати (Школьник уже снабжен историческими фактами о принятии страной христианства. Пора вникать в значение этого события).

43. Поучение Владимира Мономаха

44. Валентин Иванов. Русь изначальная. (Рекомендую как представитель поколения, на которое эта книга оказала огромное влияние. Для справки – Валентин Иванов входил в Общество Охраны памятников. Это был один кружок с академиком Б.А.Рыбаковым. По сути – первое объединение русских националистов. С какими-то положениями (оценка Византии) можно не соглашаться, но произведение проникнуто русским духом и Русью пахнет. Это здоровый, живой запах. Ни тени позолоты, сусальности. Уничтожить бы еще все копии чудовищной экранизации!)

45. Валентин Иванов. Русь Великая (Те, кто боятся слишком «языческих» тенденций Иванова, как правило забывают, что за предыдущей книгою следует эта. Обаяние раннего христианства юной Руси – широкое полотно).

46. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского. (Тут уже пока оценить русское барокко, наслаждаться «плетением словес». Епифаний необыкновенно хорош для заучивания наизусть).

47. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского

48. Алексей Иванов. Сердце Пармы. (Интересно рифмуется с житием Стефана Пермского).

49. Житие протопопа Аввакума написанное им самим (Рука противится вписывать, так я его не люблю. Но – факт литературы, яркая историческая иллюстрация, знать необходимо).

50. Александр Суворов. Наука побеждать

51. Кн. Михаил Щербатов О повреждении нравов в России. (Не согласна. Не люблю. Но должны быть представлены все тогдашние точки зрения, общественное борение).

52. Алексей Толстой (не граф) Петр I. (А все-таки книга сильная, ничего особо советского в ней нет, в отличие от большинства его произведений. Эпоха живописана мощно, объемно).

53. Александр Чаянов. Венедиктов или Достопамятные события жизни моей (Опять же – таинственное мерцание).

54. Алексей Иванов. Золото бунта

55. Николай Карамзин. Письма русского путешественника

56. Елена Чудинова. Декабрь без Рождества. (Я обещала взяться за
переоценку декабристов – я это сделала
).

57. Николай Лесков. Соборяне

58. Николай Лесков. На ножах

59. Иван Тургенев. Рудин

60. Александр Островский. На всякого мудреца довольно простоты

61. Иван Гончаров. Обрыв

62. Иван Гончаров. Обыкновенная история

63. Федор Достоевский. Бесы

64. Федор Достоевский. Униженные и оскорбленные

65. Федор Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели

66. Петр Краснов. Цареубийцы

67. Владимир Набоков. Дар (Не гениальные «Камера обскура» или «Король, дама, валет», но виртуозное разрушение народовольческих кумиров).

68. Всеволод Соловьев. Волхвы

69. Михаил Пыляев. Старое житье

70. Павел Мельников-Печерский. В лесах

71. Павел Мельников-Печерский. На горах

72. Иван Бунин. Суходол

73. Мария Башкирцева. Дневник

74. Кн. Владимир Трубецкой. Записки Синего кирасира

75. Владимир Набоков. Другие берега

76. Александр Куприн. Юнкера

77. Марина Цветаева. Живое о живом

78. Иван Шмелев. Лето Господне

79. Николай Гумилев. Записки кавалериста

80. Иван Бунин. Окаянные дни

81. Тэффи. Воспоминания

82. Марина Цветаева. Письма к Анне Тесковой

83. Ирина Головкина. Лебединая песнь (Побежденные).
(Незаслуженно мало известна эта книга. По сути, это наши «Унесенные ветром». Пронзительнейший, восхитительный образ главной героини – Аси Бологовской. Не знаю сопоставимого).



84. Елена Семенова. Честь – никому. (Это не легковесно-истерическая «Щепка», но солидная проработка эпохи, данная талантливо и живо. Елена Семенова – из лучших, пожалуй, на сей день баталистов).

85. Александр Куприн. Купол Святого Исаакия Далматского

86. Владислав Ходасевич. Белый коридор

87. Владислав Ходасевич. О Маяковском. (Это очень жестко, но подростки такую жесткость понимают).

88. Василий Никифоров-Волгин. Дорожный посох. (На мой взгляд, Никифоров-Волгин сильнее Шмелева. Литургичнее, что ли, мистичней. Высокая трагическая судьба).

89. Михаил Булгаков. Собачье сердце

90. Дмитрий Мережсковский. Грядущий хам

91. Евгений Замятин. Мы

92. Архиепископ Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий) Очерки гнойной хирургии (Несомненный факт художественной литературы! Огромное нравственное воздействие).

93. Михаил Булгаков. Роковые яйца

94. Александр Солженицын. Архипелаг Гулаг

95. Александр Солженицын. В круге первом. (Исключительно первая редакция, без чепухи с бомбой, низводящей повествование на уровень шпионских страстей).

96. Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича

97. Борис Васильев. А зори здесь тихие… (Самое, пожалуй, свободное от советской идеологии произведение о войне).

98. Ирина Ратушинская. Тень портрета. (Виртуозное изображение жизни интеллигенции в 70-х гг. ХХ столетия, описание технологий работы КГБ).

99. Аркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света… (В перекличку с предыдущей книгой – жизнь людей семидесятых, ее зависимость от внешних сил).

100. Юлия Вознесенская. Мои посмертные приключения. (Книга, положившая начало новому жанру – православному фэнтези).

Елена Чудинова, писательница, автор повесть "Мечеть Парижской Богоматери"

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.7 (38 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...