Борис Акунин: не ври, не бойся, не гугли. ч.2

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Продолжение. Начало здесь.

Астролог Ломов и неоязычество

Фраза про касту волхвов и религии шаманского типа благодаря Александру Дюкову уже широко разошлась по интернетам. Финские волхвы-гипнотизеры прекрасны, спору нет, однако не ими одними отличился Акунин на поприще исследования древних обычаев и религий.
 
Из главы про половцев мы узнаём, что в их обществе «Особенную прослойку составляли шаманы-бахсы, жрецы распространенного у многих тюркских и монгольских народов культа Неба — тенгрианства».
 
Что такое «тенгрианство», нам охотно расскажет тот же Гугл. Изначально оно было смелой, но достаточно хлипкой по аргументации гипотезой Льва Гумилева о доисламских верованиях тюркских племен. Но все меняется, когда приходят неоязычники! Эти ребята любую хлипкую гипотезу сделают истиной в последней инстанции, выпустив тридцать книжек, создав еще больше сайтов в интернете и сославшись на какие-нибудь глиняные скрижали, случайно найденные на чердаке бабушки Гюльнар погожим летним днем (к сожалению, они разбились, так что мы не можем их вам показать).
 
Одним словом, тенгрианцы среди современных тюркских народов занимают примерно ту же нишу, что и родноверы среди русских. И с исламом находятся примерно в тех же отношениях, что и родноверы с православием. Никакого другого тенгрианства, кроме этого, согласно текущим данным официальной науки, не существует. Зачем Акунину понадобилось вписывать в свою чудесную книжку концепт, активно продвигаемый неоязыческими псевдоисториками – тайна великая есть. Возможно, ему было обидно, что религия половцев никак не называется, и он решил это поправить.

Если половцев Акунин обогатил новыми верованиями, то славянам их дохристианскую религию, напротив, решил слегка укоротить, дабы не выглядели чересчур развитыми. «Примечательно, что в языческой русославянской традиции отсутствует осенний праздник урожая, важный во многих земледельческих культурах, — пишет нам руками автор, - еще одно свидетельство того, что на дары земли лесные жители первоначально уповали меньше, чем на рыбную ловлю, скотоводство и охоту». Здесь используется неоднократно примененный Акуниным исследовательский метод, широко известный в узких кругах, как «арагорновы штаны». Впрочем, наш автор не только взял его на вооружение, но и значительно усовершенствовал.

Для тех, кто не в курсе, вкратце расскажу историю «штанов». Термин зародился среди толкинистов при попытке объяснить абсурдность аргумента «У Толкина этого не было!» Неизвестный благородный дон справедливо отметил, что у Толкина ни разу не упоминаются штаны Арагорна, а из этого, по логике фанатичных буквалистов, неизбежно вытекает, что Арагорн штанов не носил вовсе. Слегка подрихтовав логику «арагорновых штанов», Акунин от тезиса «Если этого нет в источниках – значит, этого не было», плавно перешел к тезису «Если я не нашел этого в источниках – значит, этого не было». Как нетрудно догадаться, таким способом можно с легкостью доказать полное отсутствие чего угодно: надо просто это что угодно не искать.

Посему, дабы не разрушать свою замечательную концепцию о недоразвитом русославянском земледелии, Акунин в Гугл на всякий случай не заходил. Потому что если в него все-таки зайти, то по запросу «осенний праздник урожая на Руси» вам немедленно расскажут, что это праздник был, отмечался, как и положено, на осеннее равноденствие, а с приходом христианства стал отмечаться, как Рождество Богородицы, сохранив, впрочем, достаточное количество языческих рудиментов, чтобы говорить о его дохристианском происхождении.

А если покопаться в Гугле немного тщательнее, то можно с удивлением обнаружить, что «праздников урожая» на Руси было аж шесть: три Спаса и трое Осенин (рождество Богородицы – вторые Осенины). Все до позднейшего времени сохраняли следы языческой обрядовости, а Спасы сохраняют и до сих пор, с чем периодически пытается бороться РПЦ, ведя разъяснительную работу на тему «освещения яблочек». И если Рождество Богородицы еще надо гуглить, поскольку сейчас его в народе «на старый манер» уже не отмечают, то чтобы обогатиться знанием о яблочном Спасе, нужно просто иногда выходить на улицу и разговаривать с людьми. Однако Акунина, похоже, забанили не только в Гугле, но и в России, и с людьми он разговаривает только на акциях протеста.

К слову, если вам интересно, как выглядит языческий календарь народа, у которого сельское хозяйство действительно неразвито, стоит обратиться к пресловутым варягам. У древних скандинавов было всего два времени года, «зима» и «лето», и они не отмечали ни весеннего, ни осеннего равноденствия, только зимнее и летнее солнцестояние. У кельтов же, например, времен года было четыре, как и основных праздников. Изобретенный Акуниным календарь «гибридного типа» с весенним праздником, но без осеннего, в природе в принципе не встречается.

Цели этого изобретения, в общем-то, понятны: мантру о том, что сельское хозяйство в период ранней русской государственности было развито слабо, Акунин повторяет не менее десятка раз. И не только для того, чтобы убедить читателя в примитивности славянского общества. «На первом этапе своей истории, во времена Олега, Игоря и Святослава, киевская держава была военной и в значительной степени существовала за счет грабежа чужих земель, подчас совершая для этого весьма дальние походы. Ничего удивительного в этом нет — ведь днепровское государство было основано (если называть вещи своими именами) бандой разбойников-варягов, которые еще долго сохраняли приверженность своим хищным обычаям», - уверенно сообщает автор ближе к концу.

Таким образом, и потерявшийся «осенний праздник урожая» нужен ему для того, чтобы снабдить дополнительными аргументами теорию о сильнейшем варяжском влиянии. Оседлая сельскохозяйственная страна, которой и была древняя Русь с самого начала, выглядит недостаточно «варяжистой», поэтому Акунин ее старательно «доваряживает» недрогнувшей рукой. В ту же копилку идет и уже ставшее локальным мемом с легкой руки Холмогорова «славянское свиноводство», указывающее на недоразвитость у славян не только земледелия, но и скотоводства.

Еще одно столкновение Акунина с миром религии и метафизики получилось совсем уж случайным, но оттого еще более удивительным. Он приводит описание шапки Мономаха, сделанное Татищевым в 1696 году, с пояснениями в скобочках: «да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых [рубина] в золотых гнёздах». Поскольку я, как многие девочки, люблю камушки, меня смутило, что «коры яхонтовые» подписаны рубинами, хотя лалы тоже рубины, к тому же рубин обычно называют «яхонт червчатый» (и это было бы уместно по аналогии с «яхонтом лазоревым» из того же описания).

Обследование Гугла показало, что по интернетам кочует описание шапки, где «коры яхонтовые» расшифрованы как рубины, а «лалы» - как шпинель. Других вариантов перевода этого описания в интернетах нет. Разумеется, ни о какой шпинели Татищев знать не мог, поскольку тогда она тоже считалась рубинами, различать научились только когда стал возможен анализ химического состава минералов. Дальнейшее обследование Гугла показало, что смелый переводчик – некто Герман Ломов, обладающий собственной интернет-страничкой http://lomoffart.ru/, где в том числе выложена статья под названием «Шапка Мономаха: царская регалия или алхимический артефакт?».

Еще там имеется исследование по «астрологической христологии» и много других чудесных вещей. В общем, источник был найден, но кто такие загадочные «коры», все еще было неясно. Однако и тут меня спас Гугл, рассказав, что «кора» - это неграненый камень. Встречается это слово, например, у писателя Якова Княжнина: «Хоть не блестит в коре алмаз, но всё алмаз». Таким образом, описание следует читать: «четыре изумруда, два рубина, два неграненых драгоценных камня».


Шапка Мономаха, вид сверху. Рисунок Ф. Г. Солнцева


Гигантские белки, жиды и стрикусы

С древнерусскими словами, архаизмами и их этимологией отношения у Акунина вообще увлекательные, порой не хуже, чем у Михаила Задорнова. Про «бога дождя» Даждьбога, опять же, все давно в курсе, но это далеко не самое веселое, что встречается в книжке. Насчет «бога дождя» - действительно популярная ошибка в этимологии, не удивительно, что Акунин ее нагуглил. А вот как и, главное, по какому принципу он умудрялся выкапывать непопулярные трактовки 19 века и вставлять их в книгу – я не всегда понимаю.

Скажем, слово «пардус» он переводит, как «барс». И тут же приводит цитату: «и быстрым был, словно пардус». Высокоскоростной такой специальный барс, на реактивном двигателе. На самом деле, ученые давно склонились ко мнению, что пардус – это никакой не барс, а вовсе даже азиатский гепард. Во времена Киевской Руси они в большом количестве жили в степях Приднепровья и славянам были хорошо известны. Их даже приучали и охотились с ними. Это экзотическое по нынешним временам зрелище изображено аж два раза на фресках киевской Софии. Но Акунин упорствует в барсах и считает, что охотились тоже с ними: «Держали специально обученных псов, соколов, даже дрессированных барсов (эта византийская наука была утрачена егермейстерами последующих веков)». Логики в предпочтении гепардам барсов я совершенно не вижу, кроме единственной: на что Акунин наткнулся Гуглом раньше, то и записал.


Охота с гепардом, фреска Софийского собора в Киеве.

Точно так же непонятно, по какому принципу из всех многочисленных трактовок одного из сложных мест «Слова о полку Игореве» Акунин выбрал выдвинутую в 1874 году и никогда всерьез не принимавшуюся никем, кроме авторов. Но ведь нашел же, выбрал и внес в свой труд: «Что такое «утр же возни стрикусы», никто не знает. Вероятно, «наутро вонзил шпоры». Хотя откопать ее надо еще постараться. Похоже, это единственный раз, когда Акунин использовал Гугл на всю мощь, вот только как-то совсем не по делу.

Куда понятнее, почему он цепляется за тоже не очень-то популярную «еврейскую» трактовку имени новгородского епископа Луки Жидяты: «Город быстро разрастался. В нем были кварталы, населенные иноплеменными купцами и мастерами: поляками, латинянами, армянами, иудеями (например, епископом в Новгород был отправлен некий киевлянин Лука Жидята, вероятно, крещеный еврей)». Похоже, это единственное доказательство существования евреев в Киеве времен Владимира Красное Солнышко, которое ему удалось обнаружить. Не будем заострять внимание на том, почему он не спешит приводить дополнительные доказательства существования там армян.

Однако подлинная жемчужина этимологии была явлена нам в горностае. Если во всех остальных случаях Акунин опирается хоть на какие-то источники, пусть и плохонькие, тут он решил проявить собственные ум и фантазию. И создал настоящий шедевр: «При том что главной денежной единицей была гривна (в начале XIII века — около 200 грамм серебра), серебро считалось также на куны (от «куница»), векши (старинное название белки) и белы (горностай — «большая белка»)». Действительно, если «белка» маленькая, то «бела» - явно что-то побольше. Значит, горностай – большая белка. Все очень логично. Можно развить мысль и предположить, что где-то в древнерусских лесах скрывалась также гигантская белка, прозываемая «белища». Возможно, так в старину именовали медведя.

Vodka, matryoshka, balalaika!

Только начав читать исторический труд писателя Акунина, я была поражена гренландскими стеклами в самое сердце. Мне казалось, что это чудовищный анахронизм, и я даже шутила про машину времени у викингов, смеясь нервным смехом. Разумеется, я ошибалась. Со стеклами Акунин напортачил всего-то лет на двести. Настоящий разгул временных путешествий начинается в конце, в той самой бытоописательной части. Например, по словам Акунина, русские женщины 13 века повязывали головы платками (это случилось только в 19 веке) и носили сарафаны (появившиеся только в 16 веке), а в избах в те времена стояли русские печи (которых до 18 века не было). К счастью, не упомянуты балалайка, водка и матрешка. Но, думаю, после печей и сарафанов многие их себе мысленно дорисуют.


Иллюстрация из Изборника 11 века

На фоне этого великолепия упоминание кик и кокошников, появившихся всего-то на сотню лет позже описываемого периода, можно вообще за ошибку не считать. Как и «узкие рукава» на нижнем «платье» жены Святослава Ярославича. Хотя достаточно просто внимательно посмотреть на картинку, чтобы понять, что это не узкий рукав, а браслет. Облегающих рукавов тогда кроить не умели. Впрочем, их в русском костюме, в отличие от европейского, так и не появилось: крестьянки до 20 века носили рубахи с широченными рукавами, присобранными у запястья.


Специальная иллюстрация к художественной книжке Акунина

В общем-то, идеально проиллюстрировать весь этот «русский народный» балаган можно картинкой из второй книжки Акунина, вышедшей сразу вслед за первой. Там имеются художественные рассказы писателя о жизни в домонгольской Руси и живописные иллюстрации художника о ней же самой. Там есть не только узкие рукава, но и мужские сапоги 16 века, и столик в стиле рококо, и характерный для ар-нуво орнамент на стене, изящно дополненный гигантской схемой вышивки крестиком. Одним словом, иллюстратор большой молодец: он очень точно передал восприятие древнерусского быта писателем и общую атмосферу хронологического и фактологического безумия.

Разумеется, в бытописательной части Акунин не может жителей домонгольской Руси чего-нибудь не лишить. Лишает он их много и со вкусом, старательно перечисляя, чего в русском государстве в те времена не было.

Помимо уже упомянутых раньше отсталых земледелия и скотоводства, а также отсутствия стекольного производства, здесь можно встретить отсутствующий экспорт ремесленных товаров: «Вся продукция русских артелей и мастерских была рассчитана на внутреннее потребление. …Пожалуй, единственным промышленным товаром, вывозившимся за рубеж, являлась юфть — мягкая кожа особой выделки, очень ценившаяся в Европе».

Разумеется, это далековато от истины: Русь активно экспортировала, как минимум, сукно и льняное полотно. И ряд других вещей. Также у русских были постоянные проблемы с конницей и вооружением: «Однако вооружены ополченцы были плохо (смерды — только топорами), доспехов они не имели, сражались по преимуществу пешими. Особенной стойкости от такого войска ожидать не приходилось. Поскольку кавалерии в русской армии недоставало, важную роль играла азиатская конница».

Это от истины еще дальше, поскольку русское ополчение было в том числе и конным, одоспешеным (и умело воевать со щитами) и на качество оружия не жаловалось. Правда, воевали они действительно преимущественно топорами – оружием довольно грозным и опасным. Не было и светских культуры и искусства: «Церковь была главным двигателем культуры и искусства — в ту эпоху оно могло быть только религиозным». Очевидно, «Слово о полку Игореве» следует считать религиозной литературой, а скоморохи в 17 веке были галлюцинацией Никона. Ну и в самом конце, уже не зная, чего бы еще лишить жителей Руси, рассказывая о древнерусской кухне, Акунин снова включает принцип «арагорновых штанов» и в качестве вишенки на тортик лишает их супа: «Не было щей и борщей (да, кажется, и вообще супов)».

Завершить свой в высшей степени познавательный и поучительный текст я хотела бы еще одной цитатой из удивительной книжки писателя Акунина. Я не буду ее никак комментировать, поскольку она говорит сама за себя. Эта цитата, хоть и не содержит, как ни удивительно, ни единой фактической ошибки, в остальном довольно емко выражает смысл и суть «Истории Российского государства».

«До 1237 года Русь была хоть и отдаленной, но органичной частью европейского мира, в своем культурном развитии не уступая, а в некоторых аспектах — например, по части грамотности — и опережая многие страны континента (что, однако, не может считаться очень уж большим достижением, поскольку раннесредневековая Европа пребывала в варварстве…»

Добавить к этому мне, в общем-то, нечего.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.4 (37 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...