Проповедь в неделю Торжества Православия

Версия для печатиОтправить по emailВставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Проповедь в кафедральном соборе Южно-Сахалинска. 13 марта 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Преосвященнейший владыка, всечестные отцы, братья и сестры. Сегодня, в первое воскресенье Великого поста наша святая Православная Церковь празднует День Торжества Православия.

Мы вспоминаем в этот день, как в далеком 843 году 11 марта по приказу благочестивой императрицы Феодоры, уничтожившей и отвергшей ересь иконоборчества, епископы и священники православной Церкви собрались в городе Константинополе в церкви Святой Софии для того, чтобы утвердить почитание православными христианами святых икон, для того, чтобы прославить новомучеников и исповедников, которые в большом количестве явились в годы иконоборческих гонений на православную Церковь и для того, чтобы придать анафеме тех еретиков, которые перед этим несколько десятилетий терзали Церковь иконоборческими гонениями.

С тех пор в память об этом дне каждый год в первое воскресенье Великого поста Церковь напоминает нам о том, как важно хранить православную веру; о том, как важно следовать всем догматам, которым учит нас православие; о том, как важно, подражая примеру мучеников и исповедников первых веков христианства, мучеников и исповедников эпохи иконоборчества, наших почитаемых в России новомучеников и проповедников, быть верными до конца Христу и Церкви.

Если мы не слушаемся Церкви, если мы не принимаем и нашим умом, и нашим сердцем всех догматов, всего православного учения, то в этом случае нам нет надежды и нет спасения. Какими бы великими грешниками мы не были, всегда Церковь открывает нам дорогу к покаянию. Даже если случиться с нами страшная беда, даже если мы умрем без покаяния - как очень часто случается с людьми, как, например, недавно случилось с жителями Японии, внезапно ставшими жертвами стихии - даже в этом случае, если мы умерли, твердо исповедуя православную веру, Церковь и устами своих верных священников и епископов, и устами своих святых на небе может быть вымолит нашу душу даже в самых страшных грехах.

Но если мы не исповедовали православной веры, если мы ее в чем-то отвергали, насмехались над ней, если мы соблазняли других людей, вводя их в грех сомнения, в соблазн какого-то еретического учения - в этом случае, когда мы предстанем перед Христом на Страшном суде, Он скажет:, что не знает нас так же, как мы не знали Его.

Надо понимать, что православие, православная вера, православное вероучение – это не какой-то свод абстрактных философских норм, правил, заумных текстов и т.д. Совершенно необязательно быть великим богословом для того, чтобы придерживаться православного вероучения и искренне верить в догматы православной церкви.

Православие – это живая вера в то, чему нас учит Церковь, в то, что именно Христос является главой Церкви, что Церковь нас учит не по человеческому разумению, не по разумению священников и епископов, а по разумению Христа и Святого Духа. Именно Бог научает священников и епископов учить нас, поэтому для нас очень важно следовать учению Церкви.

Торжество Православия было установлено в честь победы над ересью иконоборчества. До сих пор, мы с вами это прекрасно знаем, именно почитание святых икон является очень характерной, очень резко отличающей от многих других конфессий, в том числе и называющих себя христианскими, чертой православной церкви.

Почему для нас это так важно? Очень часто еретики, следуя древним иконоборцам, хулят православную веру, православную Церковь, наши иконы, говоря, что перед нами идолы, что мы, вместо того, чтобы поклоняться Богу живому, поклоняемся якобы неодушевленной материи.

Это ложь, клевета и богохульство.

На самом деле, именно еретики, именно те, кто отвергает иконы, тем самым расписываются в том, что они не знают истинного Бога, не веруют в истинное воплощение Христово на земле. Они не веруют в то, что все те события, которые нами узнаются из Евангелия, апостольских посланий - всё то, что мы знаем о Христе, о Божией Матери - всего этого как бы не было. Потому что если все это действительно было, если сам единородный Сын и Слово Божие воплотился от Пресвятой Богородицы, если, в самом деле, Он пришел на нашу землю для того, чтобы исцелить наши немощи, принять на себя все грехи нашего мира, если Он действительно был осязаем в плоти и крови - то тогда под силу иконописцу, под силу тому, кто научен на это Духом Святым, изобразить Господа таким, каким Он явился во дни своей земной жизни.

И напротив, если изобразить Господа, каким Он был во дни земной жизни нельзя, невозможно, то значит, никакого действительного воплощения и не было и спасение наше не совершилось.

Именно поэтому мы почитаем и икону Господа нашего Иисуса Христа, и икону Божией матери и иконы всех святых, всех тех людей, которые хорошо послужили Господу во дни своей земной жизни и прославлены Им на небесах.

Как же могло так случиться, что некогда благочестивой верой, славной подвижниками, благочестивыми императорами Византии - в той самой Византии, где, например, правил благочестивым император Юстиниан, написавший песнопения об Единородном Сыне и Слове Божием, которое мы с вами исполняем за каждой литургией - как же могло случиться, что спустя всего несколько столетий могла стрястись такая беда, как много десятилетнее торжество ереси иконоборства?

Это случилось из завести, потому, что в какой-то момент императоры, бывшие главами светской власти и руководителями государства, позавидовали Церкви в ее силе, влиянии на души людей, богатствах монастырей - тех самых богатствах, которые жертвовали сами верующие для того, чтобы молились монахи об их грехах, об их душах после смерти.

Светскую власть охватила страшная, чудовищная зависть. Именно через эту зависть, через то, что преемник древних римских императоров, изображениям которых поклонялись язычники, вдруг видел, что теперь люди поклоняются изображению небесного царя, Христа, ложь и советы еретиков проникли в души императоровт и светских правителей.

Началось ужасное гонение: и знатные вельможи, и воины, и военноначальники, и купцы, и священники, и монахи, и иконописцы, и простые верующие женщины падали под ударами мечей, если они отказывались отречься от святых икон. Многие люди сложили свои головы на плахи или были растерзаны, многие были отправлены в далекие ссылки или вынуждены были бежать за пределы государства. Многие, у кого не хватало духу противиться открыто, но хватало духу и верности поклоняться святым иконам тайно, хранили православную веру в тайне.

Были, конечно, и те, кто отрекся от православной веры и таких было достаточно много. Они верили той лжи и клевете, которую распространяли о уеркви иконоборцы и еретики.

Тогда точно так же, как и сейчас, как и во все времена много и часто находились клеветники, которые находили дурные, поносные слова о Церкви. То же самое мы можем услышать и сегодня. Постоянно с радио, из телевидения, из газет, из интернета, из досужих разговоров мы можем слышать клевету на Церковь, услышать, как клеветники выдают какие-то частные грехи, частные ошибки священников за то, что вся Церковь такова.

Сейчас я хотел бы вас специально об этом предупредить: очень много именно в последние месяцы распространяется и лжи против Церкви, и клеветы, потому что отнюдь не все в нашем государстве хотят того, чтобы голос православия, голос православной Церкви и Святейшего Патриарха звучал бы в нашем обществе так громко, так влиятельно, так твердо, как он должен звучать.

Происходят совершенно вопиющие случаи, когда открыто в печати с обличением священников и с поучением выступают, прости господи, женщины, торгующие своим телом. Когда не брезгуют абсолютно никаким оружием, абсолютно никакой низостью для того, чтобы оклеветать Православие и священнослужителей. Поэтому я вас призываю ни в коем случае не поддаваться на эту ложь.
Церковь пережила уже больше двух тысячелетий, она знает, как справляться с проблемами, в том числе и самыми сложными. Она знает, как справляться с теми в рядах священнослужителей, кто вносит, скажем так, те или иные соблазны. Она знает, как это сделать мирно и к нашей с вами пользе.

Если же мы будем поддаваться на эту клевету и открывать с помощью этой клеветы ворота своей души, то так же как некогда у императоров-иконоборцев, мы откроем врата не только человеческой зависти, злобе, глупости - мы откроем врата и ереси. Мы откроем врата тому, что если мы поверим клевете на Церковь, то поверим и еретикам в клевете на Христа. Если мы поверим клевете на Христа, то отречемся от него, и наша душа погибнет навеки.

Поэтому я призываю вас быть твердыми, с особым вниманием, с особой тщательностью относиться к тому, что мы говорим между собой о Церкви, ее иерархах, священнослужителях, друг о друге, о нас, православных христианах.

Очень часто соблазн даже не в том, что мы соблазняемся на какие-нибудь гадости, а в том, что мы видим друг друга в церкви, что-то нас не устраивает, и мы говорим: «А вот я его видел, такого нехорошего… вчера он мне гадость сказал, а сегодня стоит со мной в храме. Не пойду больше туда». Иногда человеческое недомыслие доходит, к сожалению, до такого.

Давайте прибывать вместе в духе любви, взаимного доверия между нами, православными христианами; давайте почитать и наших священников, и наших епископов прежде всего как тех, на ком почивает благодать Духа Святого.

Давайте будем защищать нашу веру перед своими собственными братьями, если они в чем-то соблазняются, и перед внешними; не останавливаться перед возражением и  жестким словом, если кто-то без вины и нужды клевещет на Церковь.

Давайте защищать нашу Церковь, потому что только она является единственным кораблем спасения в нашем мире.

Если мы будем следовать именно этому пути, то тогда наша награда на небесах будет высока. Если же мы отступим от этого пути, то мы уже здесь, на земле начнем гибнуть.

Поэтому давайте сегодня, вспоминая мучеников и исповедников Православия, которые были явлены не в языческом мире, не в богоборческой после переворота, а вроде как формально себя всегда считавшей православной стране Византии. Будем себя подражать этим мученикам, которые не поддались ни на какие соблазны и будем вместе с ними молить и восхвалять Отца и Сына и Святого Духа.
 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.1 (18 голосов)

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...