«Вечный огонь» против поминальных свечей?

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Православный журналист Сергей Чапнин назвал традицию «вечного огня» языческим ритуалом. Официальные представители Церкви, в том числе председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, поспешили опровергнуть его заявление, призвав не рассматривать светское действие как религиозный ритуал и напомнив о том, что в его основе — попытка советского осмысления церковной традиции возжжения поминальных свечей.
Однако проблема неприятия символов Дня Победы остается весьма актуальной для всего общества. Достаточно вспомнить активную кампанию против «георгиевских» ленточек. Для нашего сайта проблему прокомментировал публицист и активный апологет Дня Победы Егор Холмогоров.

Новость о том, что в Москве может появиться второй вечный огонь, посвященный героям 1812 года, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. В частности, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин подверг эту идею критике, заявив, что празднование Дня Победы превратилось в подобие «гражданской религии», ритуальные формы которой предполагают «всеобщее поклонение огню». Однако официальный представитель Русской Православной Церкви, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда опроверг слова журналиста.

— Церковь, в том числе в лице Патриарха, приходя к «вечному огню», тем самым проявляет любовь и уважение к тем, кто защищал нашу страну. Мне кажется, что в этом вопросе чувства людей, которые кроются за символами, выше, ценнее самой символики как таковой, — подчеркнул Легойда. При этом он напомнил, что советская власть очень часто создавала новые символы взамен христианской символики: кресты повсеместно заменялись на пятиконечные звезды и так далее.
— Вечный огонь, по сути, заменил собой лампады, всегда горевшие и перед иконами, и над раками с мощами святых. Традиция зажжения огня — лампады, свечи — в память об усопших, была принята Церковью много раньше советской эпохи, — напомнил официальный представитель Московского Патриархата.


Так получилось, что в это самое время мы готовим в июньский номер ряд материалов, посвященных Войне и в первую очередь переживанию памяти о ней современными поколениями. Позиции и авторы получились разнополярные. Буквально сегодня статью для нашего номера прислал известный публицист Егор Холмогоров, который не смог обойти в ней ставшую вдруг актуальной проблему «вечного огня» и других символов праздника.

Мы решили привести короткий отрывок из его текста:

«Вокруг этого светлого дня — в блогах, а иногда и в прессе, идет целый поток откровений относительно «трупами закидали», «миллионы сражались в армиях Власова», «войну выиграли штрафбаты под угрозой заградотрядов», «немцы шли нас спасти от богоборцев», «победа СССР привела к порабощению православных народов», «вечный огонь — это сатанинский символ», «георгиевская ленточка — это язычество». В основе этого, на мой взгляд, лежит серьезный психологический стресс — ужас носителей элитаристского мировоззрение перед зрелищем миллионов людей объединенных и уравненных общей скорбью и общей радостью. Скажу резче — это ужас тех, кто привык считать всех вокруг себя «хамами» и «быдлом», при виде Нации. Нации — как сообщества не знающих друг друга лично людей, объединенных общими символами, общим горем, общей радостью общими праздниками, общими историческими достижениями и общей надеждой на будущее. Нация существует тогда и там, где люди, живущие за тысячи километров друг от друга и ни разу не родственники, в определенные моменты воспринимают друг друга как родные, как братья и сестры. Нация — это попытка средствами политики и культуры внести в жизнь современного общества незнакомцев теплоту и эмоциональную близость.

Средства, которыми это чувство общности достигается, разумеется, технологичны, как технологично все в нашу эру. Они используют инструменты и механизмы воздействия на человеческое сознание, монументализацию, театрализацию, культурный и исторический миф. Тем, кто изображая из себя сокрушителей идолов, торопится объявлять все это язычеством и богословствует молотом, спешу напомнить, что и христианский культ, если разбирать его на составные части, может показаться совокупностью таких же технологий. И, собственно, так его и представляли публике безбожники-просветители в духе Гольбаха, а затем кощунники, организовавшие кампанию по вскрытию мощей.

Однако если мы внимательно приглядимся к тому, как русская культура использует применяемые везде технологии поддержания чувства национального единства, то мы заметим, что наше отличие — именно в необычайной теплоте, воспитанном в нас именно православием чувстве человечности. Чтобы понять эту разницу достаточно сравнить могилы Неизвестного Солдата в Париже и в Москве и их восприятие культурным сознанием. Неизвестный Солдат Первой мировой — это великий немой, это нуль, на месте которого мог бы быть любой другой из превращенных в нули на этой войне людей, это одна из анонимных жертв Войны, ставшей величайшей в истории человечества бессмысленной мясорубкой. Осипа Мандельштама ужасала эта анонимность жертвы массовых трагедий ХХ века «Будут люди холодные, хилые // Убивать, голодать, холодать, // И в своей знаменитой могиле // Неизвестный положен солдат».

Неизвестный Солдат в Москве — полная смысловая противоположность парижскому, при идентичности культурной технологии и заведомом культурном заимствовании. Это не никто, это каждый. Это не он, это ты. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен».

Неизвестный Солдат — это не «один из многих», а «тот самый» — тот самый наш брат, который лежит и под Крюково, и под Сталинградом, и в Крыму, и в Полесских болотах, и у Балатона, и под Берлином. Сотни тысяч людей приходили к этой могиле для того, чтобы поговорить со своим убитым на этой войне и так и не найденным родным, близким, однополчанином».

 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.9 (18 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Да, Неизвестный Солдат — «это не "один из многих", а "тот самый" — тот самый наш брат...», который, как и каждый из нас, создан по Образу и Подобию! Посему, «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» – глубоко православный, ПО ДУХУ, каковой «дышит идеже хощет» (!), способ культивирования «переживания памяти» о Великой отечественной Войне «современными поколениями»! Ибо технологии – это не только "обезличивающее", "бездуховное" и т.п. Это, т.ж., именно – КУЛЬТИВИРОВАНИЕ, и именно – «переживания памяти», коллективной памяти. И посему, да – «технологии поддержания чувства национального единства», на основе культивирования «необычайной теплоты», «воспитанного в нас именно православием чувства человечности»!

[ответить]

Ну, языческая и языческая. И - ЧТО?

[ответить]

Не, ну как же, одно дело, Создателю поклоняться, который «из ничего» сотворил мир и который человека по Образу и Подобию Своему сотворил, другое – чему-то созданному, стихиям, например. Т.е., одно дело, поклонение тварному, другое – использование его как то, что символизирует нетварное. Я не богослов, конечно, так что, пожалуйста, критикуйте, обрушивайте «богословский молоток» на голову мою бестолковую... ;)

[ответить]

Если у вас есть потребность "поклоняться верхнему начальнику", что же, поклоняйтесь Создателю. А Вечный огонь это символ памяти павшим. На вечном огне поклоняются не Огню, а отдавшим свою жизнь за правое дело. Вечный огонь павшим не религиозный символ, а светский. Поэтому не надо с "религиозным уставом" лезть в "светский монастырь" ...

[ответить]

Речь не о потребностях. Конечно, "лезть с уставом" не след, а т.ж. не должно быть эклектики "религиозного&светского". Но в то же время не следует и допускать жесткой конфронтации, т.к. есть История с ее смыслом и с актуальным и метаисторическим измерениями этого смысла. И есть культурный опыт с его религиозным и светским измерениями, которые не распределяются жестко таким образом, что первый выражает мета-историческую компоненту смысла, а второй актуально-историческую. Тогда, так же, как "технология" может пониматься в культурно-историческом смысле (ср. мой первый пост, да и, собственно, саму обсуждаемую статью, конкретнее, приведенную в ней выдержку из текста Е.Холмогорова), и религиозность можно понимать шире, чем только в конфессиональном отношении.

[ответить]

Вечный огонь - можно так еще рассмотреть: Святогор богатырь - после ухода его , иногда прорывается в виде огня и наделяет богатырской силой или пассионарностью его внутренняя природа спасителей земли Русской. Один из двух Основопологающих Русских богатырей - стихия огонь. Второй богатырь был хлебопашцем. .

[ответить]

Просто у человека своих позитивных мыслей нет,а поговорить хочется,или ещё больше,очень хочется унизить- принизить кого-то,чтобы вознестись самому (только ведь это он может сделать только в своих глазах),отсюда и возникают такие никому не нужные разговоры на пустом месте,а заодно и отрицание истории.Просто обидно,что такие темы подхватывают,тут и обсуждать-то нечего,ну,сказал и сказал,мало ли кто что говорит.

[ответить]

Слов нет, скоро в сортир без комментариев РПЦ не сходишь...Вовсе достали...Ну,везде, везде,как оводов ...Противно.

[ответить]

Не, все-таки, "православный" журналист С.Чапнин – это ведь далеко не РПЦ, согласитесь. Хотя, да, журналюги эти, типа, "православно" ангажированные, явно в "рупоры" РПЦ метят. Весьма достает. И весьма противно, – духу этой структуры! Так что, да – в сортир их. И там – мочить. ;))

[ответить]

бросьте. попы задницу вам подтирать не будут, ибо противно.

[ответить]

Люди добрые! Смотрите, что творится! Русоненавистники совсем охренели http://bohn.ru/news/destalinizacija_borodina/2011-05-18-456 Десталинизация Бородина

[ответить]

Да, я уже читал у Холмогорова в ЖЖ. Ну чего же удивляться. Это кстати практическое пособие к тем КАТЕХОН. Вот кто не совсем понимает что это такое сравните 2 классических примера. Эта постановка и та постановка: <<В 1936 году его опера "Богатыри" была поставлена с новым русофобским либретто, сляпанным "пролетарским поэтом" Демьяном Бедным. По счастью, на прогоне случился В.М.Молотов, который ушел, хлопнув дверью - поэтому публика этой мерзости не увидела, на политбюро постановку решительно осудили, а Демьяна даже исключили из партии.>>

Вот отсутствие катехона и его наличие. Почуствуйте разницу.

[ответить]

Трагедии превращать в глумление и фарс им, русофобам, нет равных!

[ответить]

"И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает.

...

место, на котором ты стоишь, есть земля святая." Исх 3:2;5

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...