Молиться, поститься и слушать "Эхо Москвы"

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Великому русскому композитору-патриоту Бородину удивительно не везет с постановками.

В 1936 году его опера Богатыри была поставлена с новым русофобским либретто, сляпанным пролетарским поэтом Демьяном Бедным. По счастью на прогоне случился В.М. Молотов, который ушел, хлопнув дверью - публика этой мерзости не увидела, а политбюро постановку решительно осудили, а Демьяна даже исключили из партии.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) О ЗАПРЕТЕ ПЬЕСЫ Д.БЕДНОГО «БОГАТЫРИ»
14 ноября 1936 г.
№ 44. п. 202 — О пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного.
Утвердить следующий проект постановления Комитета по делам искусств: Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством А.Я.Таирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина,
а) является попыткой возвеличения разбойников Киевской Руси, как положительный революционный элемент, что противоречит истории и насквозь фальшиво по своей политической тенденции;
б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа;
в) дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа, так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры,
Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР постановляет:
1) Пьесу «Богатыри» с репертуара снять, как чуждую советскому искусству.
2) Предложить т. Керженцеву написать статью в «Правде» в духе настоящего решения.

В 2011-м ни Молотова, ни политбюро не имеется. Поэтому издевательская постановка "Князя Игоря" в Новой Опере будет идти совершенно безнаказанно и даже при аншлагах.

Я  обязан тремя часами потраченного времени и испорченным настроением сценографу и режиссеру Юрию Александрову при некотором участии художника Юрия Окунева.

Именно им удалось испоганить патриотическую оперу Бородина прямым искажением и подменой смысла на уровне сценографии, постановки, костюмов, произвольных сокращений и т.д.

Авторы шедевра не стали, как сейчас водится в современной опере, переодевать Игоря в костюм, давать Владимиру Галицкому мигалку, а Кончака превращать в чеченца. Но лучше бы они сделали это, по крайней мере зрителю быо бы сразу понятно, что дерьмо.

В данном же случае надругательство производится при помощи трюков, за которые в приличном обществе бьют морду, а нормальная публика в былые времена пришла бы на представление и освистала и закидала помидорами.

Итак, перед нами площадь в Путивле - дружинники князя Игоря Северского, одетые по моде 16 века в бехтерцы и шишаки с наносниками с помощью удар булавами по голове (интересно, аффтары хотя бы приблизитеьно представляют себе силу такого удара подобным монархизатором?) вынуждают ободранный и одетый в холстину народ петь "Славу" Игорю. Разумеется, весь пролог оперы, тем самым теряет всякий патриотический смысл. Глупый и амбициозный прожектер Игорь из под палки собирается вести свое войско на убой...

На сцену вытаскивают двух связанных представителей толерантной половецкой национальности, над которыми всячески издеваются, унижают, и только одна монашка дает им напиться. За этим следует затмение - с тонким намеком, что борьба с оными толерантными национальностями Богу неугодна и бессмысленна.

Дальше следует смачный плевок в адрес Церкви. Через сцену шествует старец в холстине и с посохом - Игорь первоначально обращается с просьбой благословить поход именно к нему, но тот отказывает, и тогда Галицкий угодливо подтаскивает к нему икону, архиерея и монашек, которые и дают угодливое благословение. Чрезвычайно популярная в среде любящей прикрываться православствованием интеллигенции идея противопоставления некоей мнимой "духовной церкви" и иерархии.

Потом на сцену выбегает простоволосая (!!!) Ярославна и пытается уговорить Игоря в поход не ходить, но тот все-таки отправляется.

Русские четко поделены на оборванное простонародье (а на дворе Черниговское княжество XII века, где оборванцев если и было, то очень мало) и бояр, одетых вновь по актуальной для эпохе моде XVII века. Бояре ходят строем и явно мыслят против всех недоброе.

После этого пролога я собирался уйти, но заставил себя досмотреть, только для того, чтобы написать этот текст.

Дальше последовали обычные проделки Галицкого (который, со всем своим гопничеством, как-то незаметно превратился в самого яркого персонажа оперы). Вообще, в сатире и юморе наши друзья свободы, как обычно, сильны. Особенно когда они снабжены глупыми намеками на поцелуи мужчин, сексуальный харрасмент, и т.д. В какой-то момент мне показалось, что похищенную Владимиром девку назовут в итоге ее подлинным именем Ходорковский. Ярославна, которая, почему-то, по терему своему (в отличие от площади) ходит при полном параде, пытается Галицкого образумить, но тут приходят бояре и под "Мужайся княгиня" начинают ее затаптывать, вышагивая стройными фашистскими рядами.

Второй акт, происходивший в половецком стане, был достоин первого. Сначала перезрелая Кончаковна, которая раза в два выше ростом чем Владимир Игоревич, буквально насилует его, сладострастно усевшись на него в позу сверху. Девушку можно понять, - надо поскорее выходить замуж, потому что скоро никто не возьмет. Но вот заговоздка, расист Игорь против межрасовых браков, особенно пока он находится в плену, а вот Кончак совсем даже не против (вообще, характерная ситуация, не правда ли?). Стастное соитие пополам с пением прерывает Игорь, решивший спеть "О дайте мне свободу". При этом он выламывается во все мыслимые позы и кажется пытается заколоться сломанным мечом. Но сломанный меч оказывается пластмассовым и с характерным пустым звуком падает на сцену. Думаю, что эта деталь вполне сознательная, поскольку дальше Кончак размахивает вполне себе  нормальной металлической саблей - но это ведь Кончак.

Русским в этой постановке мечей иметь не положено. Им вообще ничего не положено. В противоположность русской голытьбе-оборванцам все половцы до последнего в золоте, шелках и самурайских доспехах. Становится понятно, что как-только самый распоследний русский пленник поступает на баланс к князю Кончаку он тут же получает полкилограмма золотом. Кончак эту версию подтверждает, пытаясь соблазнить Игоря вином, девками и баблом. Соблазняет кстати весьма успешно - Игорь напивается, обряжается в половецкий халат и т.д. Вообще, сцена половецких плясок превращена в дешевый тупой цирк, в котором совершенно элиминировано главное - противостояние песни русских невольников "Улетай на крыльях..." и половецкой "Славы" Кончаку. "Улетай" вообще очень смазана, аффтары явно ее убрали бы совсем, если бы была полностью их воля (кстати, пока писал этот текст накопал интересный факт, оказывается Толкиен говорил, что именно этот хор вдохновил его на написание Властелина колец). Но никакой русскости в тех жирных нескладных невольницах в восточных костюмах, которым приписана эта песня, просто нет.

Еще одна откровенная мерзость на уровне сценографии проделана с Овлуром - из сочувствующего русским крещеного половца он превращен в коварного ревнивца мечтающего о Кончаковне и устраивающего побег Игоря и его сына для того, чтобы устранить соперника. Соответственно все его уговоры к князю предпочесть чести заступничество за Русь превращаются из мудрых советов в коварную интригу.



Поскольку оптимистический патриотический финал Бородина в общую русофобскую концепцию постановки никак не укладывается, то он полностью изуродован и искорежен. Ярославна (опять, как она и привыкла появляться на публике, простоволосая)  одетая так, что каким-либо бебряным рукавом тут и не пахнет, плачет по Игорю отнюдь не на стене Путивля, а в некоем пространстве проекции серого неба с тучами. Входит Игорь, более похожий на освободившегося зека, или даже скорее каторжника XIX века. Без всякого Овлура. Ярославна его не узнает сперва. Потом Игорь начинает размахивать своим картонным мечом, угрожая врагам Руси дорогу заступить и в этой угрожающей позе со сломвнным картонным мечом замирает. Вновь появляется блудный (ибо он все время блуждает по сцене) "старец", выстраивается ряд теток в одеждах, изображающих нечто вроде креста (в совокупности они более всего напоминают кладбище), которые заводят некий хор, происхождение которого я не опознал - но то, что он не имеет отношения к финалу оперы Бородина - несонменнно. Под эти квазиправославные завывани старец медленно подходит к Игорю. Я подумал, что если он сейчас вынет у него меч из ножен и бросит на пол, то я не выдержу и вспомню о старых театральных традициях - сниму ботинок с ноги засандалю лжестарцу  (хотя актер не виноват - все претензии к постановщику).  Но старец счастливо избежал угрозы, просто опустив руку Игоря, выпершись на передок сцены и встав там на колени.



Занавес.

Для сравнения напомню как выглядит 4 акт в оргинале:

Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет. Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются ближе, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана. На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Вообще, это очень характерная черта современного этапа.

В оригинальном виде либеральная отрава больше не проходит. И ее начинают заворачивать в как бы русскую упаковку, со следующим примерно смыслом - ваша, русачков, вина за то, что вы русачки и обижаете толератные народы, неизбывна и почти неискупима. Будете вылезать - Боженька вам накостыляет. Но у вас есть средство спасения - Православие. Не то, которое в Церкви, а Истинное, Настоящее, состоящее в сироубогости, безобидности, безгласности, покорности, и ободранности, в бесконечном страдании от самих себя. Вот этим, правильно прописанным православием, вы и спасайтесь, пока другие, более успешные народы запада и востока будут купаться в золоте и делать на вас набеги, похищая женщин и сжигая деревни и города.

Молитесь. Поститесь. И слушайте Йеху Масквы.

Полагаю, что проповедников подобного "православия", уродующих ради своей идеи великую русскую классику, следовало бы отлучать и от Церкви и от культуры.

 

P.S. Если слушать только музыку и пение, закрыв глаза, то впечатление среднее. Только партия Галицкого реально хороша и Кончак на уровне. Исполнение половецкого блока откровенно скомканно, если не сказать запорото.

Егор Холмогоров

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (20 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Ребятки....

А всеж-таки кому-то надо заэто дать такой..... пизды..... чтоб больше не повадно было

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...