Скончался Андрей Плигузов

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Прислали такой вот печальный пресс-релиз.

В воскресенье 27 марта скончался Андрей Плигузов, специалист по истории Русской православной церкви, истории Руси и древнерусской литературы. Об Андрее Ивановиче вспоминают историки Елена Белякова и Людмила Комисарова.

К.и.н. Елена Владимировна Белякова, автор работ по истории Русской церкви:

Андрей Иванович Плигузов — очень значимая фигура в нашем историческом мире, в каком-то смысле символическая. Мне он всегда напоминал ярко вспыхнувшую лампочку. Он выпустил «Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века» — очень нужное издание. Оно было сделано, конечно, наскоро. Издано на плохой бумаге, примечания уходили назад. Но все равно это был новый этап, потому что очень многое ожило в его трудах. Всё то, что являлось уже устаревшим, омертвевшим, у него чуть ли не в детектив превращалось. События XV–XVI века, особенно полемика по церковным вопросам, борьба с «жидовствующими» — всё это становилось у него очень ярким.

Он обращался непосредственно к рукописям, писал о скрипториях. У нас до сих пор очень немного историков, которые этим занимаются, их можно перечислить по пальцам. Его статьи, очень интересные, издавались в 1990-е годы, в небольших сборниках маленькими тиражами. Сейчас издан уже сборник его статей.

Его судьба оказалась страшно горестна. Я до сих пор не знаю, почему он оказался в Америке. Понятно, что там можно работать с книгами, но нельзя работать со славянскими рукописями, их там нет. Затем болезнь, которая прекратила его работу. Это все очень трагично и жаль, потому что он очень много мог сделать.

Людмила Владимировна Комиссарова, зав. Богословским колледжем СФИ, преподаватель «Введения в историю Русской православной церкви»:

Андрей Иванович преподавал у нас спецкурс «Проблемы истории Русской православной церкви». Он был замечательным специалистом по концу XV – началу XVI в., исследовал проблему ересей на Руси этого периода и борьбы двух направлений: стяжательного и нестяжательного. Потом уже, после окончания института, я читала его труды, он достаточно много писал на эти темы, и всегда это были очень интересные книги, очень качественно написанные. Он был настоящий историк — не просто преподаватель истории. Все его работы всегда были очень обоснованны. Он не продвигал какие-то свои идеи, поэтому к нему было очень большое доверие как к историку. При этом у него не было желания быть отстраненным и объективным, т.е. давать фактический материал, не давая ему никакой оценки. Часто бывает так, что, излагая какие-то факты, историк хочет остаться объективным и никакого своего отношения к ним не высказывает, не анализирует материал и не строит гипотез. И, конечно, это очень нетворческий подход. Андрею Ивановичу удалось избежать этого.

Он никогда не говорил о своей вере, но его подход к церковной истории был подходом верующего человека. Он не боялся острых вопросов, не боялся полемики, дискуссий. В то же время никогда не был агрессивным, никогда не стремился приукрасить русскую церковную историю или, наоборот, показать все в черном цвете. И любовь к истории Русской церкви привил мне именно он.

Информационная служба СФИ

А.И. Плигузов - историк, который произвел практически коперникианский переворот в нашей историографии средневековой русской Церкви, поставив под сомнение незыблемую догму о "борьбе иосифлян и нестяжателей возглавляемых Нилом Сорским".

Им были показаны:

1. Отсутствие каких-либо оснований дл мифа о существовании у Ивана III плана секуляризации церковных земель.

2. Отсутствие оснований считать. преп. Нила борцом с церковными имуществами, а преп. Иосифа защитником церковного землевладения от мнимых нападок преп. Нила.

3. Решающую роль политических амбиций князя-инока Вассиана Патрикеева в формировании "мифа о нестяжательстве".

4. Реальность фальсификации Вассианом и Максимом Греком греческих кормчих с целью доказательства неканоничности владения Церковью "селами".

Тем самым, центральный миф русской церковной историографии о борьбе двух направлений, созданных двумя преподобными, был поставлен под обоснованное сомнение. А этот миф был одной из чрезвычайно важных составляющих всего либерально-церковного дискурса последних полутора столетий, основанием для нападок на преп. Иосифа и его церковную традицию.

Впрочем, сам А.И. Плигузов никаких идеологических выводов из исследований не делал. Просто грамотно и тщательно работал с текстами.

Очень жаль, что выдающийся исследователь ушел из жизни так рано.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (6 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...