Как нам «обесчестить энергетиков»

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

«У любой аварии есть имя, фамилия и должность».
Л.М. Каганович

  
Энергичное обещание нашего энергетического министра Шматко, данное им в предновогоднем угаре: «Публично обесчестить (нерадивых энергетиков) и на работе, и дома», случившееся после известных событий в Московской области, не слишком повлияло на преодоление коммунальной катастрофы, разразившейся этой зимой в энергетическом хозяйстве страны.
 
То ли бесчестили энергетиков недостаточно публично, то ли сам энергетический министр бесчестить провинившихся недрогнувшей рукой не стал, а поручил помощникам, а те обесчестили энергетиков недостаточно основательно, то ли дома подкачали — как бы то ни было, никаких особых перемен в энергетическом хозяйстве не случилось, разве что вместо ранее отключенных, которых частично подключили, появились новые отключенные, но уже «в плановом порядке». Подозреваю, что планово отключенным от этого не легче.
 
 
И неприятно в этой ситуации не то, что провода рвутся — после обильных снегопадов провода будут рваться всегда, хоть в Америках, хоть в Россиях, — а та странная структура реакции нашей государственной машины, которая обнажила системные проблемы всего нашего государственного управления — проблемы, вполне видные всем ещё после летних пожаров, и сейчас — ещё более заметные, ещё более рельефные, если хотите — возмутительные, потому что дым быстро исправить нельзя, и пожар сразу не погаснет, а вот скрутить порванный снегом или упавшим деревом провод, хотя бы по временной схеме, можно достаточно быстро. Говорю это как человек, который в армии сам немало таких обрывов устранил, в том числе и зимой, и провода тянул, и кабель клал, и столбы временные ставил вчетвером — то есть знаю, о чем говорю, «не по книжкам». А уж протянуть проблемный участок кабелем, брошенным прямо в снег — на сутки, пока аврально не восстановлена основная линия — заняло бы у нас, молодых солдат с опытом службы в три месяца, примерно два-три часа времени.
 
А если бы мы провозились больше — и оставили часть без света, а солдат без обеда — вот тут бы нас точно публично обесчестили, причем «и на работе, и дома», то есть в казарме.
 
 
Обрывы электрических проводов обнажили очень существенные обрывы в системе нашего государственного управления, и без устранения этих обрывов устранить обрывы все остальные не представляется возможным.
 
Наверное, никому не надо доказывать, что работа сетевого хозяйства должна быть организована таким образом, чтобы даже самые проблемные обрывы устранялись в течение не более чем нескольких часов — не выдерживает современная инфраструктура более длительных отключений, не рассчитана на них, а если обрыв не устранен — то это уже ЧП как минимум областного масштаба, и требует почти автоматического введения властями режима чрезвычайной ситуации, так как подрываются все современные системы жизнеобеспечения: вода не поступает, канализация не работает, телефоны отключены, а дома довольно быстро замерзают. Более того: и топливные заправки, как правило, не работают, так как также запитаны от электросетей. После исчерпания ресурса своих блоков аварийного питания отрубаются сотовые сети, и так далее, и тому подобное. То есть люди не только бывают лишены и воды, и тепла, и света, но ещё и не в состоянии позвать на помощь — и боюсь, тут даже рындой не поможешь. Напомню, что у нас режим ЧС был введен спустя почти две недели после возникновения описанных чрезвычайных обстоятельств. И то только после получения чиновниками повторной освежающей клизмы от премьер-министра.
 
 
Громадная экономия общественного труда возникает из простого негласного предположения, что энергосети делом отвечают за бесперебойное снабжение потребителей, и имеют ресурсы и резервы для этого, а отключения не могут быть слишком длительными, а иначе нам придется строить запасную электростанцию на каждом коммунальном объекте, а дома держать буржуйку и электрогенератор. А также запас дров и солярку.
 
Если мы не хотим держать в каждом доме все вышеописанное — следует всерьез подумать о структуре нашего сетевого хозяйства в целом, о том, кто и как будет обеспечивать устойчивость всего сетевого хозяйства в режимах ЧС (кстати, устойчивость не только хозяйства электрического), и, главное, кто за это заплатит. По существу, этой зимой перед нами по весь рост поставлен вопрос: энергетика — это главным образом средство зарабатывания денег или главный компонент нашей безопасности, вопрос выживания в северной стране. Потому что если признать, что это компонент безопасности, то его полная коммерциализация «по Чубайсу» так же опасна, как и, скажем, полный перевод вооруженных сил на коммерческую основу. Нет платёжки? Стрелять не будем…
 
Суть реакции власти на чрезвычайные ситуации должна заключаться не в том, чтобы бегать наперевес с трехлитровой клизмой, распугивая чиновников по закоулкам Белого Дома — что  мы наблюдаем всё чаще в последнее время. Не отрицая полезности вышеописанной процедуры, стоит все таки напомнить, что системная реакция на чрезвычайную ситуацию состоит из трёх, всегда почти равно значимых компонентов: реакции административной, реакции законодательной и реакции бюджетной. Эти административная, нормативная и монетарная составляющие образуют хребет любой правильной реакции власти на системное ЧП — то есть такое ЧП, которое имеет у нас все шансы снова повториться, — вроде зимы, лета, или чего-либо ещё, всегда столь неожиданного для чиновников.
 
Летние пожары и зимние снегопады, кажется, определённо показали, что кроме вопросов, решаемых с помощью административной клизмы, у нас обнаружились вопросы, требующие прямого законодательного (нормативного) регулирования, и вопросы, настоятельно требующие бюджетного регулирования. Способность власти в режиме ЧС эффективно привлекать ресурсы предприятий всех форм собственности оказалась заниженной ниже всякого разумного уровня: я не понимаю, как может существовать государство, которое не решается потребовать от частного владельца немедленно и безоговорочно выделить трактор, дорожную технику, автомобили в ситуации ЧС, когда горят населенные пункты, или в зимнее время нарушено функционирование всех систем жизнеобеспечения в целых районах страны. Что может быть более существенным поводом для мобилизации государством людей и техники? Атомная война?..
 
Тем более что мы все знаем, что в иных, гораздо менее критичных случаях государство вовсе не так щепетильно в вопросах охраны права «священной частной собственности», что можно видеть на примере Бутово, Сочи и многих, и многих других.
 
Таким образом, коммерческие интересы являются у нас вполне законным поводом изъятия собственности (как правило, без достойной компенсации), а вопросы жизни людей таким поводом для власти не являются. Но прежде чем говорить, какие плохие у нас чиновники, следует понять, что именно таким образом написано наше замечательное законодательство, и не изменив существенным образом само понятие ЧС, а также не подкрепив его бюджетными резервами и ясно пописанными бюджетными процедурами (все-таки за привлеченную технику и ресурсы, наверное, следует в итоге заплатить), не изменив закон о госзакупках таким образом, чтобы он не являлся препятствием в режимах особой ситуации, не дополнив любимую забаву нашего высокого начальства — публично обесчестить нескольких министров под оком телекамеры на забаву народу,  — не дополнив эти приятные народу экзекуции внятной законодательной и бюджетной реакцией на чрезвычайные ситуации, мы не можем рассчитывать на то, что зима (лето) снова не придет для нас неожиданно.
 
Однако ничего этого мы не наблюдаем, а если наблюдаем, то совершенно в неадекватном исполнении. Хорошим примером подобной абсолютно неадекватной реакции властей являются летние пожары: прошло полгода, все решения вроде бы приняты, «вопрос закрыт», но ни одно из этих решений не устранило ни одной системной проблемы в лесном секторе. Для примера: объём лесоповала в центральном регионе после последнего ледяного дождя оценивается специалистами в районе нескольких сот миллионов кубометров леса и веток — что увеличивает пожароопасность наших лесов в разы. Кто-нибудь может мне рассказать, как этот архиважный вопрос решается? Похоже, что опять никак. Пока опять не погорим.
 
К сожалению, какой-либо адекватной реакции на вызовы этого лета и зимы ожидать не приходится: нас скорее ждет очередной приступ падучей «десталинизации», которая, увы, остается единственным способом для фактически недееспособных руководителей оправдать свое политическое бессилие и административную импотенцию.
 
За полгода так и не были приняты хоть какие-то решения о расчистке заросших за последние двадцать лет лесных просек — их как не чистили, так и не чистят, не изменилось ровным счётом ничего. А ведь частью этой системы просек, частью системы пожаробезопасности являются и многочисленные просеки под ЛЭП — и, если бы адекватные решения были приняты вовремя, прошлым летом, и просеки были бы расчищены, пусть хотя бы вначале в наиболее населенных регионах, вроде Московской области — мы сегодня не имели бы и половины проблем с нашим электрохозяйством.
 
Однако случилось то, что случилось. И адекватной реакции на случившееся как не было, так и нет. Так что, по-видимому, даже если очень основательно и вдумчиво обесчестить наших энергетиков, а также ещё раз осудить Сталина — проблема, увы, не решится. Возможно, следует подумать о том, чтобы обесчестить и осудить лиц гораздо более высокопоставленных. В конечном итоге, именно они одобрили «реформу по Чубайсу» и именно они теперь за все это и отвечают. А не Сталин.
 
Разве не так?
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.1 (20 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Да, кстати: в неприватизированной РЖД, в отличие от приватизированной энергетики расчистка полос вдоль ЖД от опасных деревьев в прошлом году шла полным ходом - лично наблюдал это в разных районах страны. И пережили железные дороги ледяной дождь куда как быстрей и легче чем энергетики. А там ведь тоже сотни тысяч км таких же электрических проводов. Но ничего - справились. Отчего так, как вы думаете?)

[ответить]

Тут можно много говорить. В теории – в теории! – и приватизация хороша, и расчленение монополий с целью создания конкуренции, и аутсорсинг, и т.д. и т.п. На практике – это хорошо работает в рыночной среде с соответствующим регулированием. В условиях экономики, условно говоря, советского типа все это будет только осложнять ситуацию. В условиях российской экономики, к минусам советской добавившей черты дикокапиталистические, это логично превращается в п*здец. Остается расчитывать на добрую волю и продвинутость в управлении кризисными ситуациями отдельных акционеров/менеджеров, но и того и другого у нас дефицит. В общем, проблемы системные, и именно поэтому решаться они не будут. Будут лататься дыры, ставиться клизмы, и когда-нибудь рванет так, что рухнет вся система государственного устройства (впрочем, она может рухнуть и до того).

[ответить]

Ни хрена это не хорошо работает в рыночной среде - я уже сто раз упоминал как это НЕ работает в Штатах, где всё что можно расчленили - нехочется повторяться. Другое дело, что там на ликвидацию аварий бросаются сразу и массированно и ликвидируют достаточно быстро, а в нынешней РФ обленившихся и обнаглевших чинушь только клизмой и поднимешь. Но это уже вопрос политический.

[ответить]

РЖД по другой части отличилась - не так давно Якунин ВНЕЗАПНО обнаружил что из Красноярска (ЕМНИП) чугуниевые чушки в Чехию выгоднее возить автотранспортом, а не по Ж/Д

[ответить]

обесчестить в сортире!

[ответить]

Интересно, а автор статьи представляет себе последствия времянки проложенной по земле кабеля по которому проходит несколько десятков киловольт? А представляет сколько по времени занимает установить вышку высоковольтного напряжения? Слова «техника безопасности» автору тоже явно не знакомы. Не дай бог произойдет несчастный случай, то при таком напряжении от человека останется горстка пепла. И вот за такое посадят уже самих энергетиков.

[ответить]

Автор вполне себе представляет, и даже делал это на практике. Про «несколько десятков кв.» - это ваши фантазии, вы и комментируйте свой бред. Для разных напряжений - разные решения. Спец. кабелем можно пустить по земле и до 6/10 кв. Также законно существуют времянки, пущенные по деревьям. Если это не линия высокого напряжения - то решение существует.

[ответить]

Насчет фантазий про «несколько десятков кв.» цитата с википедии: "- распределительные ВЛ напряжением 35, 110 и 150 кВ (предназначены для электроснабжения предприятий и населённых пунктов крупных районов — соединяют распределительные пункты с потребителями) - ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям"

Да действительно высоковольтным кабелем в защите обычно пускают, только не по земле, а под землей на глубине около метра. Но к сожалению при таких расстояниях (в пределах нескольких районов МО) реализовать подобный вариант затруднительно, как с экономической точки зрения, так и практической.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...