Православная этика и дух «социального капитализма»

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Один из ключевых антицерковных мифов, пропагандируемых в современной России — это миф о «протестантской этике», как о некоем чудодейственном средстве, с помощью которого современный Запад создал свою индустриальную экономику и процветание

Вульгаризованный вариант теории германского социолога Макса Вебера предполагает, что в основе «духа капитализма» лежит взгляд на спасение души как на результат божественного предопределения, которое выражается во внешнем, мирском успехе «избранного к спасению» человека. Стремившиеся увериться и уверить других в своем спасении протестанты старались добиться относительно честным трудом максимально большего материального благополучия, которое являлось символом их спасенности. Развитие капитализма было связано с необходимостью технологизировать и поставить на индустриальные рельсы процесс собственного спасения, что, якобы и привело к расцвету современного протестантского Запада и, прежде всего, США.

Православию же в этих воззрениях приписывается «негативная» хозяйственная этика, связанная с тезисом, что «духовное выше материального», с тенденцией к оценке труда как неизбежного зла, опрощению, пренебрежению богатством… Отсюда делается вывод, что Православие программирует хозяйственную и экономическую отсталость России и является тормозом на пути развития страны.
Развитие капитализма было связано с необходимостью поставить на индустриальные рельсы процесс собственного спасения

 

Не будем рассматривать сейчас социологическую оправданность теории Вебера и, тем более, её вульгаризованной интерпретации. Не меньшее право на существование имеют и критическая по отношению к капитализму теория Маркса, и теория Вернера Зомбарта о «буржуа» как о социо-культурном типе, не привязанном к протестантизму и вообще к религии. Но, в любом случае, выводы, которые делаются из веберовской теории относительно Православия являются совершенно ложными. Православие было не тормозом, а локомотивом экономического и культурного развития и именно Церковь развивала наиболее передовые для своего времени общественные формы. Подлинное отставание России началось с момента, когда хозяйственные и религиозные мотивации к деятельности были разведены и связь между ними прервана. Напротив, православные группы, которые сохранили единство мотивации, например, русские старообрядцы достигли больших успехов в экономической деятельности.

«Протестантской этика», как и православная, провозглашает приоритет духовного – спасения, над материальным – мирским успехом. Однако предполагает, что спасение символизируется материальным успехом и предусматривает создание определенной «индустрии спасения», производящей материальные символы «спасенности» и «избранности». Для Православия же характерно понимание спасения как соединения с Богом и овладения собой, с целью изгнания греховных страстей. Принадлежность к святым предполагает обладание не символами успеха, а определенным аскетическим типом поведения и духовными навыками, недоступными греховному человеку.

Православие предполагает спасение не как одностороннее и исключающее свободу воли «избрание» человека Богом, а как добровольное личное достижение человека, принимаемое и поддерживаемое Богом, а значит, и более высокую "достижительную" установку, не исключающую даже элемента соревнования. При этом Православие не только не исключает, но и, наоборот, предполагает и требует развития развернутой и рационально организованной индустрии спасения, связанной, однако, не с производством «символов успеха» (то есть, в конечном счете, денег), а с производством «аппаратуры спасения», то есть условий и образа жизни, благоприятствующих спасению максимально большего количества людей. Эти условия являются отнюдь не минималистскими. Православное понимание материальной «аппаратуры спасения» отнюдь не предполагает нищеты (нищета выступает только как один из возможных добровольно принимаемых путей) — напротив, это определенный уровень достатка, освобождающего человека от рабства поиску средств к существованию, это доступ к средствам, содействующим спасению — храму, монастырю, православным святыням, и это определенный уровень избытка, который может и должен быть направлен на содействие спасению других людей. Православные группы, которые сохранили единство мотивации, достигли больших успехов в экономической деятельности

Богатство необходимо не для демонстрации личной успешности и спасенности, а для обеспечения продвижения к спасению и усовершенствованию духовной жизни общества в целом или его частей. «Православная этика» значительно больше способствует развитию социального государства, чем даже этика коммунистическая, поскольку последняя предполагает сковывание естественных сил мелочным планированием, в то время как православная этика способствует спонтанному структурированию национальной энергии на стратегически направлениях.

Мобилизующая сила Православия исключительно велика, для подтверждения можно указать на колоссальный процесс «сакральной индустриализации» Северо-Восточной Руси в XIV-XVI веках, в ходе которого монастырская колонизация обеспечила хозяйственное освоение огромного и казавшегося малопригодным для жизни Русского Севера. Отпочковываясь один от другого, возникали на этом пространстве общежительные монастыри, образцом для которых служила Лавра, созданная преп. Сергием Радонежским, то есть, фактически, товарищества по совместному спасению. Эти монастыри привлекали к себе и мирян, создавая благоприятное и в духовном, и в материальном смысле пространство обитания. Руководствовавшееся идеологией Святой Руси, русское общество делало колоссальные инвестиции в этот процесс «сакральной индустриализации». Расширение государства и хозяйственное освоение территории шли во имя создания благоприятных условий спасения. Лишь колоссальный религиозно-идеологический кризис России в XVII-XVIII вв., приведший к принятию европейской цивлизационной модели, обесценил эти достижения, прервал дальнейший процесс и привел к изъятию материальных средств в пользу государства. Однако уже в XIX веке пошли восстановительные процессы, вновь прерванные большевистской революцией. «Православная этика» значительно больше способствует развитию социального государства, чем даже этика коммунистическая

В столкновении с современной Западной цивилизацией, стоящей уже не на протестантской, а на выродившейся атеистически-секулярной основе, Русское Православие имеет неоспоримые преимущества.

— Идея спасения не как манифестации «избранности» через мирской успех, а как личного «делания», связанного с аскетическим овладением собственным поведением более соответствует ситуации преодоления материального и духовного кризиса, поразившего современную Россию

— В отличие от чисто индустриальной культуры западного протестантизма, Православие обладает культурой, дающей преимущества на постиндустриальном этапе, связанным уже не с техникой материального производства, а с использованием культурных смыслов и символов, и с овладением человеческим поведением. Индустриальный этап предполагает производство «прибавочной стоимости» в денежном выражении, в то время как постиндустриализм предусматривает приращение идей и смыслов.

— Православие обладает не менее эффективной, чем протестантизм, индустриальной культурой, предусматривающей сложную и многоуровневую кооперацию в деле материального или духовного производства. При этом кооперация является не индивидуально, а социально ориентированной, то есть предполагает необходимость честной работы на общее благо.

Если проецировать основы «православной этики» на хозяйственную и социальную жизнь, то можно сказать, что её внедрение (точнее — восстановление) приведет в России к формированию постиндустриального социального капитализма.

Его «постиндустриальность» будет связана с тем, что индустриальная рациональность будет направлена не столько на материальное, сколько на духовное, когнитивное производство, являющееся доминирующей производственной сферой новой эпохи. Капиталистическое начало выражено в установке не на простое воспроизведение необходимых и достаточных жизненных условий, а на создание значительной прибавочной стоимости, получение прибыли, в процессе подобного производства. Социальное же начало задаваемое православной этикой предполагает направление значительной части произведенной прибавочной стоимости не на индивидуальное потребление (точнее – сверхпотребление), а на улучшение общих социальных условий, формирование более благоприятных условий спасения — и в виде обеспечения достойной жизни, и в развитие церковной «аппаратуры спасения». Подобное тройное целеполагание социально-экономической системы не только стимулирует, но и требует инновационного характера во всех областях человеческой деятельности, что прямо отклоняет упреки Православию в противодействии модернизации (точнее, в нашем случае, сверх-модернизации). В столкновении с современной Западной цивилизацией Русское Православие имеет неоспоримые преимущества

Россия не должна ставить перед собой задачу «модернизироваться», то есть перегнать Запад и усвоить парадигму «Нового времени». В рамках этой парадигмы достойного места ни для Православия, ни для России нет. Задача будущей России состоит совершенно в ином — русской цивилизации необходимо осуществить «сверх-модернизацию», то есть создать новую цивилизационную парадигму, привлекательную для других народов цивилизационную модель. На путях навязываемой нам «протестантской этики» это совершенно невозможно, а вот обращение к православному мировидению дает нам прочный фундамент для осуществления подобной сверх-модернизации. Россия не должна быть современной сегодня — тогда она отстанет завтра. Россия должна быть «современной» завтра и тогда она будет современной в вечности.
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.4 (38 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Точки зрения Вебера и Зомбарта не антагонистичны, они описывают одно и то же, но сконцентрированы на разных вопросах. Вебер описывает не сам тип, а процесс и условия становления этого типа, и если рассмотреть данные Вебером характеристики людей, придерживающихся парадигмы "спасения по предопределению" ясно видно, что с точки зрения теории пассионарности эти люди однозначно пассионарны, и этика выступала в роли пассионарной доминанты в деле формирования нового общественно-культурного типа. Другое дело, что этика без системы изменения и формирования подсознания типа исихазма не обеспечивает долговременное воспроизводство этого антропологического типа, что фактически признает Вебер, говоря о том, что современна этика производителя сильно отличается от рассматироваемой в его работе этике.

[ответить]

А как мусульмане живут без банковского процента? И нормально живут, между прочим, если сравнивать с равными по уровню развития странами в азии, африке и латинской америке, где оный % присутствует. Просто нам преподают "либерально-безальтернативный" взгляд на экономику и банковскую систему.

[ответить]

Интересно, чтобы получить кредит в исламском, православном, иудейском и т.п. банке, нужно доказать свою принадлежность к соответствующей религии? Как это все немного смешно.

[ответить]

Насчет иудейского это Вы как-то "в молоко". У нас тут какой банк не возьмёшь - иудейский. Однако, религиозной принадлежностью неинтересуются. Иудеи - они вообще на том и "поднялись" в европе, что когда католичество ещё запрещало своим чадам заниматься ростовщичеством, тогда иудеи и заняли эту "социальную нишу", за что и были в ранге "неприкасаемых".

  Касательно же мусульманских банков, то там не совсем так, но, по сути, конечно. Надо не к религии принадлежать, а к "умме", т.е. к "обществу", которое за тебя негласно поручится. И заплатишь ты не проценты, а долю от прибыли.

[ответить]

Т.е., потребительского кредитования, авто-, ипотеки и т.п. у них нет (ибо там нет прибыли)? Тогда, для закрытой экономики подобная модель действительно может стать тормозом. Для развития же открытой экономики в наше время это не может играть сколько-нибудь значимой роли (как, собственно, и религия вообще).

[ответить]

Не знаю точно, как они там решают эту проблему, но, в принципе, можно просто заложить прибыль банка в сумму кредита, да и всё. Суть ведь в другом, в ограничении финансовой ответственности заёмщика (проценты не могут начисляться бесконечно, нет возможности образования "долговой ямы"), и усилении ответственности моральной и общественной - если ты не отдаёшь кредит, то за тебя ответит "коллектив", а уж ты потом будешь перд ним отвечать. 

В такой ситуации поле для мошенничества сильно сужается, и никакой "фондовый пузырь" невозможен.

  Мне, в своё время, сильно запомнились слова одного из "чикагских мальчиков", занимавшихся экономикой при Пиночете. Он сказал, что, в принципе, они всё делали правильно, но если бы им пришлось повторить, то он поменял бы принципы банковской системы на исламский банкинг.  С чего бы, вдруг?

[ответить]

Да нет, решается это по-моему просто - банки государственные и вместо кредитов выдают беспроцентный заём. А далее как вы и описывали - ответишь перед коллективом. Вообще непонятен этот "социальный капитализм". В чём его отличие от социализма-то?

[ответить]

Вообще-то потребительское кредитование вопрос ещё тот. Дело в том, что он провоцирует инфляцию. Т.е. создаются деньги из воздуха. Кредитовать нужно  то, что увеличивает объёмы товаров, их качество, ассортимент, т.е. науку и производство. А потребительское кредитование просто провоцирует рост цент, что и показала прекрасно ипотека.

[ответить]

Я никак не имел в виду инициировать дискуссию на тему пользы или вреда потребкредитования :), а хотел лишь подчеркнуть, что ограниченный в источниках дохода банк слабее неограниченного. Бизнес развивается главным образом за счет заемных средств (без них, во всяком случае, все будет происходить гораааздо медленнее); значит, основное условие – наличие у банка средств, которые он может ссудить. А откуда у банка средства – другими словами, на чем он зарабатывает (инвестбанки трогать не будем, это отдельная тема)?

[ответить]

//ограниченный в источниках дохода банк слабее неограниченного//

 Достаточно спорное утверждение, в общем смысле. Такой банк получает временные конкурентные преимущества за счет остальных, не более. В долгосрочной перспективе преимущества неоднозначны. Недаром сейчас США начинают усиленно регулировать банковскую сферу. Потому как ослабление ограничений как раз и привело к выпуску банками неограниченного числа всяческих форвардов, фьючерсов и прочих "деривативов", что дало им (банкам) временный "неограниченный источник доходов", с которым теперь непонятно как быть, чтобы всех этим дерьмом не накрыло.

[ответить]

Об исламском банкинге\\Вообще-то в советсткие времена существовала такая форма как кассы взаимопомощи на предприятиях. Сам я никогда ими не пользовался, а вот как родители обсуждали эту тему - слышал.

Заразы работать не дают (бьют по правайдерам).

[ответить]

Там не берут процентов, но - т.к. банки должны зарабатывать - то они берут повышенные комиссионные за различные услуги, а также повышенную плату за "ведение счета", и пр. То на то и выходит.

[ответить]

Точки зрения Вебера и Зомбарта не антагонистичны, они описывают одно и то же, но сконцентрированы на разных вопросах. Вебер описывает не сам тип, а процесс и условия становления этого типа, и если рассмотреть данные Вебером характеристики людей, придерживающихся парадигмы "спасения по предопределению" ясно видно, что с точки зрения теории пассионарности эти люди однозначно пассионарны, и этика выступала в роли пассионарной доминанты в деле формирования нового общественно-культурного типа. Другое дело, что этика без системы изменения и формирования подсознания типа исихазма не обеспечивает долговременное воспроизводство этого антропологического типа, что фактически признает Вебер, говоря о том, что современна этика производителя сильно отличается от рассматироваемой в его работе этике.

[ответить]

Вебер обнаружил определённые особенности в индустриальном переходе стран протестантского региона, не более того. В других регионах тот же процесс шёл иначе, но ничуть не хуже.

Никаких причин считать протестантизм более перспективной в этом отношении конфессией не вижу. Реально первые попытки индустриального перехода имели место ещё в XIV веке, и наиболее передовыми странами тогда были средиземноморские - итальянские города государства, в частности. Процесс был прерван серией природных катастроф XIV века, в первую очередь - пандемией чумы, убившей около трети населения Западной Европы.

[ответить]

Ещё один плюсик ставим Познеру, за то что дал Егору Станиславовичу повод вновь повторить свои куда более интересные (чем у познера) мысли. А повторение, как известно - мать учения.:)

Я же, в поддержку и дополнение, сошлюсь на свой второй комментарий про староверов: http://novchronic.ru/comment1434.htm

[ответить]

Познер, конечно примитивен, хотя и является фигурой, выделяющейся на общем удручающе сером либеральном фоне российской медийной тусовки. Хомогорову, на мой взгляд, надо продолжить свои мысли и не останавливаться на пол-пути - остаётся ощущение незавершённости. Про староверов-предпринимателей интересно, хотя мне-то кажется вы этот "аскетический идеал" слегка приукрасили. Всем известно, что Рябушинский, да и Савва Морозов жили отнюдь не в аскетизме. Один морозовский особнячок чего стоил. Да и неизвестно какой оттенок приобрела бы староверческая деловая этика не будь они гонимы по религиозным мотивам.

[ответить]

Всем решпект. Насчет староверов. Почему неизвестно, как жили бы староверы, если бы "их не гнобили"? Знаете, уважаемый Алексей, хорошо бы и жили. Да и живут. Два раза в году ДОМ свой моют от конька до фундамента. Чистота истовая. БМВ, мерины во дворах. Я про Сибирь. Там-то их не гнобили точно. Правда, бОльшая часть их "ассимилировалась", слилась с "никонианцами".))) Про чудаков из таежных заимок данных не имею.

[ответить]

Но в Сибири не было крепостничества, не было дворянских гнёзд. Поэтому и сравнивать трудно...

[ответить]

Это правда. К тому ж добавлю, не было войн, оккупации. Всего того, что формирует неуверенноссь характера. А опальных вельмож было вдосталь, даже конторам было трудно их истребить. Плюс крепкие корни сибиряков переселенцев, из казаков, смелых трудолюбивых крестьян. Даже каторжане внесли свою мажорную ноту. Я порой думаю, вот оттуда, из сибирских краев-то и поидет Россия. Потому что та сторона, хоть и "спорчена" немного приезжими хапугами. Но стержень крепкий сохранен. Решпект староверам. Я, хоть и крещен в РПЦ, староверов очень уважаю. Да и считаю, мы едины. Давно пора и формальности по воссоединению соблюсти.

[ответить]

Мне кажется, что Путин, путешествуя по Сибири обдумывает и присматривает куда переместить столицу России, если ему удастся стать президентом в 2012 году, конечно. Опыт Назарбаева манит и убеждает - игра стоит свеч. Державное старичье не поедет, конечно, в Сибирь на пустое место. А вот молодежь можно потянуть за собой. Новизна и борьба в суровых краях - это захватывает и очищает. Нужен освежающий молодой порыв русским людям. Ну сколько можно стоять в пробках московских, вдыхая гарь и выхлоп? Пел я когда-то в молодости (50-е годы) в поезде движущемся на восток: "Едем мы друзья в дальние края, станем новоселами и ты, и я". Может так начнется русский ренессанс?

[ответить]

Резон есть. В Москве пошевелиться негде, инородцами заполнена. А Сибирь, хоть и многонациональна (в родном Кузбассе и русские, и украинцы, и немцы, и шведы -потомки тех самых, полтавских, поляки, татары, испанцы со времен какого-то там Интернационала, конечно, коренные народы), да истового национализма в ней отродясь не бывало. Все -русские! Эскиз идеальной Руси (Артании). Климат здоровый. Лето, хоть и короткое, жаркое. Зима, хоть и холодная, сухая, без сопливости. Земля чернозем. Люди более добросовестны и честны. К чужакам приглядываются, несколько осмотрительней и степенней "европейцев". Сделано в Сибири - бренд. Новосибирск - чем не столица?

[ответить]

Хоть бы. Я бы первой поехала в Сибирь. Огромная чудесная страна. С отличными людьми. Кстати, Назарбаев не зря новую столицу Астану на севере поставил. По сути на южных сибирских землях. Которые наши правители, как это водилось с незапамятных времен, стали щедро раздариваться. Но назвал он столицу, кто знает татарский язык (о друг мой Орландо, извини, если что не так!) неудачно.

[ответить]

опровергается простой эмпирикой: БМВ - Бавария, МАН - Бавария, Даймлер - Баден-Вюртемберг, VW - боссы хоть и сидят в Ниж. Саксонии, но начинался тоже в Б-В. Мессершмит - и тот Bayerische Flugzeugwerke AG. как известно, юг Германии как был католическим, так и остался. а чем знаменита Голландия? тюльпанами? Швейцария? ролексом? или сыром?

[ответить]

Вюртемберг - колыбель лютеранства. И вообще не суть - после окончания религиозных войн население обязывалось перенимать ту религию, которую принимал сюзерен, тут уже не до принципов.

[ответить]

как бы то ни было, в южных землях Реформация проиграла. \\\ Хеклер и Кох - Баден-В, Бош - Б-В, Хайденхайн - Бавария, BASF - Б-В. портят статистику: Сименс - Берлин, да и у того второй штаб то ли в Мюнхене, то ли где-то там. AEG - Берлин, но и там баварец замешан. Крупп - Рур, я не знаю, католики там али схизматики.

[ответить]

в Северном Рейне - Вестфалии католики составляют большинство http://de.wikipedia.org/wiki/Nordrhein-Westfalen#Religion

[ответить]

nicht verstehen, comrade :)

[ответить]

Рур входит в НРВ. католики - 40% от всего населения, лютеране - 30, безбожники - 25 и ок. 3 - мусульмане. куда делись ещё 2, источник не сообщает.

[ответить]

Может православные?

[ответить]

вероятно, 2% - это "прочие". в Германии не только турки, а каждой твари по паре.

[ответить]

О социализме так ненасытно мечтают только бездельники, или всякие псевдофилософы (в общем то же самое). Хотя были слухи что Холмогоров все таки не побрезгал себе завести iphone? С этим у него никаких проблем, просто очень хотелось бы что-бы не самому ему пришлось выложить за это удовольствие пару сот долларов, а что-бы некое "Государство" ему его подарило. Ну конечно!!! Всем бы так хотелось

[ответить]

Господа, индустриальное развитие была связано с упрочением научного и секулярного мировоззрения. Протестантизм просто оказался наиболее удобным переходным звеном от средневекового мировоззрения к секулярному.

[ответить]

А в Китае, Японии, Индии что оказалось сейчас наиболее удобным переходным звеном? Или Вы им тоже посоветуете протестантскую этику усвоить, для лучшего понимания?

[ответить]

Есть конфуцианская этика... А чаще всего просто заимствование с поправкой на местную специфику западного секулярного и научного мировоззрения. Вот и весь секрет...

[ответить]

Первая попытка индустриального перехода имела место ещё в 14 веке, в Средиземноморском регионе.Помешала ей пандемия чумы, на десятилетия опустошившая регион, но никак не конфессиональные особенности католицизма.

В 16 веке первой по уровню социального развития была Испания, и движение "коммунерос"  - попытка буржуазии подвинуть от власти дворянство -имело место ещё в 1520-х гг, за полвека до Нидерландской революции. Онопотерпело поражение потому, что дворяство резко усилилось за счёт ограбления Америки. Тольк после разгрома собственно испанской буржуазии поднялась занявшая её место фламандская.

[ответить]

//Первая попытка индустриального перехода имела место ещё в 14 веке, в Средиземноморском регионе.Помешала ей пандемия чумы, на десятилетия опустошившая регион, но никак не конфессиональные особенности католицизма.//

 

   На эту тему есть интересный текст в интернете. Эпидемия чумы - лишь последнее звено цепи, а что ей предшествовало - весьма любопытно.  "Золотая сеть". Сравните с настоящим.

  Увы, сылку где-то потерял, осталась только часть текста:

[ответить]

Классный фрагмент. Сюда же отнесем крушение тамплиеров. Заметьте, однако (коль Вы предлагаете сравнить с настоящим), что рухнули отнюдь не несостоятельные должники, а кредиторы.

[ответить]

Да-да, увы, именно так. Т.е. сегодняшний мир держится на страхе Китая, Японии, России и т.д. лишиться основного должника. Но тут, для нас, по крайней мере, ситуация не столь безвыходная. Если дефолт будет всеобщим, то у нас примерный паритет долларовых вложений и займов.  

 Касательно должника. К сказанному следует прибавить, что в 1337 году началась Столетняя война между Англией и Францией. Т.е. аглицкий король, насосавшись и кинув всех своих кредиторов, почувствовал себя самым крутым и ввязался в борьбу за кусок, ставший ему поперёк горла. Чем кончилось - Вы знаете.

[ответить]

Сложно сказать. Если будет всеобщий дефолт, доллары превратятся в бумажки и мы останемся при своих, это да. Но и спрос на энергоносители упадет многократно. Т.е., если Запад ждет снижение жизненного уровня, то нас оно тем более ждет :) А вообще, в ситуации всеобщего дефолта выиграет тот, у кого армия сильнее (ну это как водится).

Насчет аглицкого короля - а у нас кто Францией будет? Иран, что ли? Или Китай?

[ответить]

Огромное спасибо автору за статью. Значит все-таки есть люди знающие и понимающие в каком направлении должна развиваться наша страна. Это дает большую надежду. На этом сайте вообще немало прекрасных авторов - умных и честных. Умеющих донести свои знания до других людей. Я так рада, что попала сюда. Комментарии тоже есть очень интересные, особенно понравился исторический экскурс Stirlitz-а. Я не знала про Движение "коммунерос" в Испании в 1520 году. Читала только, что испанцы выгнали от себя иудеев, которые принимая христианство, продолжали тайно исповедовать иудаизм. Те ушли на север, в Нидерланды, где были приняты ради их огромных капиталов. Вскоре там прокатилась волна иконоборческих восстаний, а затем дошло и до революции, основной целью которой был отьем земель у Церкви.

[ответить]

Спасибо. Евреев из Испании действительно выгнали. Но тут надо учитывать, что это решение по крайней мере отчасти было пролоббировано конкурентами евреев - итальянскими банкирами, чьё финансовое могущество уходило корнями чуть ли не в эпоху Древнего Рима, и уж во всяком случае на тот момент оно еврейскому, мягко говоря, как минимум не уступало. Т.е. вместо евреев пришли итальянцы - принесли, кстати, с собой основы культуры Возрождения (Италия, как-никак). Так что влияние изгнания евреев на события в Испании переоценивать не стоит.

[ответить]

Stirlitz: "...Так что влияние изгнания евреев на события в Испании переоценивать не стоит." - Бог с ней с Испанией вместе с ее событиями. Важно, что за возникновением протестантизма явственно просматриваются интересы иудеев, подчеркиваю - не евреев, а именно носителей иудаизма, которые были поставлены перед необходимостью мимикрировать под христиан, сохраняя при этом полную свободу жить по своим правилам внутри христианского мира. Напомню, что это привело к войнам между католиками и гугенотами (протестантами), охватившим всю Европу. Все последующие протестантские революции приводили к ослаблению позиций Христианской Церкви. Также и у нас в 1917 г. главный удар был направлен именно против Церкви. Надо хорошо понимать, кем и как используется протестантская религия, которая так мила нашим западникам, типа Познера.

[ответить]

Я думаю что Холмогорову было бы правильно написать соразмерную статье Вебера статью "Этика деятельного исихазма и дух предпринимательства" - он достаточно подготовлен для написания такой статьи. Я не говорю уж о том, что доказательство на конкретных примерах того, что православие создаёт предпринимательскую активность будет иметь важное значение для поднятия общественной активности.

[ответить]

Е.Хрлмогоров: " - Расширение государства и хозяйственное освоение территории шли во имя создания благоприятных условий спасения Лишь колоссальный религиозно-идеологический кризис России в XVII-XVIII вв., приведший к принятию европейской цивлизационной модели, обесценил эти достижения, прервал дальнейший процесс и привел к изъятию материальных средств в пользу государства."

[ответить]

В тему: http://www.lenta.ru/news/2010/08/12/milk/

Уж не знаю, плакать или смеяться (хотя, конечно, смеяться, а сотрудникам идти в суд).

[ответить]

Православие породил такой организационно-территориально распределенный паук, высасывавший все соки из подвластных территорий для погрязшей в разврате верхушки - Поздняя Римская Империя. Основное назначение православия - поддерживать структуру этого паука - вырабатывать опиум, парализующий субъектные действия индивида в реале (держать в покорности ничтожным хозяевам плебейские разношерстные и разноплеменные массы). Для этого православие все время толкует о "неважности" внешней (реальной) свободы и рекламируют некий ноухавный православный продукт - "внутреннюю свободу" - как прекрасную и эффективную замену внешней (реальной и оттого очень плохой:)) свободы. Патриарх Кирилл (Гуньдяев) очень любит поговорить на эту тему. А все ваши цивилизационные модернизационные парадигмы православием оттогаются т.к. они противоречат его основной задаче - см.

[ответить]

Вылез из кустов, пукнул и опять спрятался, пожелав всем удачи :) Как типично. А этот набор безграмонтной чепухи не заслуживает ответа.

[ответить]

Алексей, вы вероятно постя свои "глубокомысленные" рассуждения на этом сайте вооброжаете себя этакой грамотно-православно мыслящей глыбой, возвышающейся над всякой мелкотой типа "примитивного" либерала позднера и "незаслуживающего ответа" Гостя 2. Будьте последовательны и молчите тогда многозначительно и солидно, как и положено глыбе - а вы мельтешите и суетно грубите по мелкому пероеходя на личности :)

[ответить]

О, только что заметил. Ну так вы действительно глупости пишите, причём не просто глупости, а глупости злобные, да ещё эдак залихватски удачи желаете, гаерски пришаркнув ножкой. И не примазывайтесь к "позднеру", типа кто на нас с Мишей :) Не помню, кстати, что называл его примитивным; телезлодеем - да, фигурой тоже. И вообще берите пример с йогов, не обижайтесь на слова.

[ответить]

Что не так - то? Хотите сказать что перечисленные мной функции служения поздне римскому начальству православию не были свойственны? Что, православие было в оппозиции что-ли кесарю? Что православия не подавляет действий? Оно что, разве не призывает тупо терпеть и каяться а учит бороться и отстаивать свои права? Разве церковная верхушка не живет в вызывающе пошлой роскоши, при этом призывая людей к покаянию и отказу от потебления? Или может она осудила (хотя бы морально) кого - то из зарвавшихся власть имущих? Что-то слишком много накопилось вопросов к вашей гламурной РПЦ и не стоит вам Алексей делать вид что проблемы нет, просто злобный и глупый Гость 2 тут все напридумывал.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...