Церковь, которая говорит

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

В преддверии Поместного Собора продолжается информационная война по поводу кандидатуры нового Патриарха Московского и Всея Руси. Начинаясь в церковной ограде, войнушка явно выходит за пределы Церкви и участие в ней принимают политические и религиозные маргиналы всех мастей. Как ни парадоксально звучит, но многие, если не все противники «яростной клерикализации в России» с одной стороны, а с другой не менее «яростные ревнители благочестия», ратуют за кандидатуру митрополита Калужского и Боровского Климента. И настолько же против кандидатуры митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Впрочем, думается мне, что дело не в личностях двух митрополитов, которых так четко противопоставляют друг другу в информационной среде. Дело в вещах более прозаических, в стиле руководства, в типе менеджмента, если хотите. Сам по себе митрополит Климент не является ни «рассадником адского зла», ни «ангелом во плоти», впрочем, как и Владыка Местоблюститель. Разница между ними в степени харизматичности и публичности. Митрополит Климент не публичен. И это не то, чтобы плохо или хорошо. Это просто особенность, которую мы не будем коннотировать. Владыка Климент, это в хорошем смысле тихий функционер и представитель церковной бюрократии, который хорош в своем качестве внутрицерковного чиновника. Даже невзирая на неуспех с Основами Православной Культуры в школах в качестве обязательного предмета, нужно отдать должное Владыке Клименту, бюрократическая махина Московской Патриархии функционирует при нем спокойно, ровно и без сбоев. В конце-концов, именно «на совести» митрополита Климента регулярное проведение Рождественских Чтений. Но вот вопрос, а будет ли столь же хорош владыка Климент в должности Патриарха?

И вот здесь, давайте подумаем, а почему собственно так горячо приветствуют персону Владыки, скажем так, представители не совсем канонических образований. Зачем им это? Думается мне, именно из-за, непубличности митрополита. Поскольку Владыка Климент как-то даже на «помощь и агитацию в свою пользу» таких одиозных ресурсов, как портал «Кредо.ру» или «Русская Идея» или «Правая.ру» не прореагировал. А если не прореагировал сейчас, то это может означать, что не прореагирует и потом, уже на нападки на Русскую Православную Церковь. А это момент в информационной войне крайне важный. Фактически, сейчас, все прекрасно видят, как всё более «омаргиналиваются» «альтернативные православия». Если в те же девяностые годы «православные либералы» а-ля Глеб Якунин или Григорий Лурье были светочами прогрессивной мысли, то теперь они в системе общественного мнения занимают место между плинтусом и полом. То же происходит и со всяческими ультраправославными царебожниками. Вспомните, насколько большой проблемой было движение против ИНН. И для сравнения посмотрите, в какой пшик сейчас вылился «диомидовский раскол», который «те же яйца, только в профиль».

Во многом все встало на свои места благодаря четкой, насколько это возможно систематической работе Церкви, её миссионеров и катехизаторов. И если курс, взятый при Патриархе Алексии II будет продолжен и развит, то очень скоро ничего кроме недоумения с прокручиванием пальца у виска ни «православные ультралибералы» ни «православные ультраконсерваторы» вызывать не будут. И, самое главное, они окончательно перестанут отождествляться к канонической Православной Церковью. Но такое развитие событий возможно только в том случае, если Церковь не будет молчать, а будет говорить. Повторюсь, что в самой по себе непубличности митрополита Климента нет ничего дурного. Иногда, Церкви, нужен и такой Патриарх, чтобы было время остановиться, погрузиться в задумчивость, осознать пройденный путь и подумать о дальнейшей церковной жизни. Но то ли сейчас время? Есть ли у нас сейчас возможность к роскоши бездействия?

Нужно понимать так же, что владыка Климент, поднятый на щит противниками Церкви «попал под раздачу» случайно. Вместо его имени могло быть любое другое, такого же по складу характера человека, просто из непубличных митрополит Климент самый известный. А потому именно на нем сосредоточились взгляды тех, кто хочет, чтобы Церковь молчала.

Второй кандидат, которого вся «альтернативная аудитория» всеми силами «не любит» - это митрополит Кирилл. Не любит совместно, но по самым разным, часто противоположным друг другу причинам. Либералы, понятным образом, не любят - за ультраортодоксальность, ультраконсерваторы - за «никодимовщину». Да, вот оно, это страшное слово и прозвучало. Грозная тень Владыки Никодима (Ротова), Царствие ему Небесное, не дает спокойно жить очень многим. Поскольку его «школа», в число которой входит и митрополит Кирилл жива и активно действует. Владыка Никодим в кругах «ультрас» слывет первым экуменистом. И действительно, если покопаться в истории, то он, как глава ОВЦС больше проводил времени за рубежом, чем в России, даже умер в Ватикане. И, самое главное, во многом благодаря ему Русская Церковь вошла в организацию-«средоточие экуменизма», Всемирный Совет Церквей. Да, все это было. Вот только почему ни один из «ревнителей благочестия» не вспоминает, что благодаря этой «экуменической активности», хрущевские гонения на Церковь, которые планировалось начать в 1954 году, были остановлены самим же Хрущевым из-за давления мировой общественности? И еще четыре года, до 1958 года Русская Церковь смогла прожить в СССР в относительном спокойствии. Почему никто не вспоминает, что тот же владыка Никодим, даже будучи заграницей, смог в условиях гонений сохранить Ленинградскую семинарию, в какой-то момент единственную духовную школу в Союзе?

Думается, мне, что вспоминают, но как-то не очень публично. Поэтому и Кирилл, как злостный «никодимовец» представляет для этого контингента крайнюю опасность. Это человек, который знает, как воевать на внешних фронтах Церкви и как отстаивать церковные интересы. «Проблема» владыки Кирилла ровно в том, что он слишком хороший ученик митрополита Никодима. Впрочем, с «альтернативно православными» все вроде бы понятно. Чем более молчаливой будет каноническая Церковь, тем им будет комфортнее, поскольку они смогут в массовом сознании себя с Ней отождествить.

Давайте теперь посмотрим на церковную аудиторию, которая так же разделена. Есть в ней и «кирилловцы», и «климентовцы». И здесь, специфика выбора несколько иная. Те, из церковной среды, кто поддерживает Владыку Климента, в первую очередь опасаются перемен. Уже при Алексии II этих перемен была масса, но то, что будет делать Владыка Местоблюститель, если станет Патриархом, будет быстрее, масштабнее и жестче. Понятно, что речь зайдет и о миссионерстве и о более открытой позиции Церкви к современному обществу. И опасения противников Кирилла и сторонников Климента понятны и логичны - справимся ли, выдержим ли такой темп и такие перемены? Церковь миссионерствующая - это дополнительная ответственность на плечи клириков, многие из которых к такому миссионерству не привыкли ровно из-за исторической ситуации в России в XX веке. Нужно понимать, что Церковь это такая организация, в которой всё происходит медленно. А уж изменения на уровне ментальности происходят совсем неспешно. Нынешний состав клира и епископата таков, что по «советской привычке» Церковь остается несколько закрытой, дистанцирующейся от современных реалий В принципе, оно бы и хорошо, но вот при всей этой дистанции миссионерства в Церкви минимум. С другой стороны возникают перегибы в явно сектантскую сторону, всё тот же Диомид стал очень ярким показателем, до чего может дойти это «дистанцирование».

Митрополит Кирилл, если он станет Патриархом, ознаменует собой эпоху перемен в жизни Церкви и в жизни всего российского общества. И, важно понимать, что сейчас эти перемены необходимы. Необходимо, чтобы сейчас, как никогда, социум слышал и слушал голос Церкви, чтобы он руководствовался мнением Церкви. Но для этого нужны перемены в самой Церкви, и нужна смелость, взять на себя такую ответственность. И я очень надеюсь, что Поместный Собор поймет всю необходимость для Церкви этого выбора и выберет в пользу Церкви, которая говорит.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 1 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Молодец пропагандон, возьми с полки пирожок

[ответить]

О, еще один аноним или жж-мурзилка. Как же вы меня радуете вашей холуйственно-крысячьей анонимностью. Пишите дальше. Я буду только рад.

[ответить]

Насмешил аффтар, анонимность, у него крысячье-холуйственная, значит. А это как, и почему? Мне тоже, например, в лом как то представляться, не велик, пожалуй случай. Да и напишет кто то, что он Василий Антонович Недобитов, а может он на самом деле Пётр Финогенович Волобуев, и что тогда? А сам аффтар, может вовсе никакой не А.Чаусов, а совсем Б.Ногозадерищенский, хрен тебя знает... Это несерьезно. Отношение к статье после такого комента сразу меняется, как будто приличный с виду аффтар - вроде при галстухе, и вдруг полез рыться в мусорке. Тьфу бля...

[ответить]

Умиляет по-детски "невинная" непосредственность откровенной заказухи. И топорная тавтологичность - очередной нудный перепев алфеевско-кураевской мантры. Все же "работать заказ" можно и с большей моцартианской легкостью... 

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...