Дружинная альтернатива

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

У нынешних армий собственно военная функция уже давно не является главной. Перед ней стоят задачи не столько военные, сколько идеологические. Армия потребна нации, как монастырь мирянам. Хорошей альтернативой здесь может стать войско-дружина. Это - немногочисленное, но высокоэффективное сообщество прекрасно вооруженных воинов, которые будут служить исходя прежде всего из идейной мотивации.

1. Войско как идеальная сила

Современная армия может быть названа войском лишь с очень большой натяжкой. Нет, конечно же, воинская функция у нее сохраняется, но она уже не является главной. Нынешняя армия, по своей социальной сути, есть грандиозная государственная корпорация. Здесь разветвленные бюрократические структуры управляют достаточно большими массами людей.

Делается это якобы для того, чтобы противник мог получить отпор в случае агрессии. Тогда против него, как нас уверяют, будет выставлена мощная армия - с ракетами, танками, самолетами, артиллерией, пехотой и т. д.

В то же время, очевидно, что все это не предназначено для Большой войны. Реальное значение имеет только психологическое сдерживание вероятного противника. В условиях наличия ядерного оружия глобальный конфликт становится практически невозможным. Для чего начинать войну, если противник, даже побежденный, превратит твою страну в руины?

Есть еще, правда, войны региональные, но они не требуют участия всей армии - здесь достаточно отдельных частей, желательно специальных.

Получается, что перед нынешней армией стоят задачи не столько военные, сколько идеологические. Нации необходимо некое сообщество вооруженных людей, живущих своим, особым укладом. И необходимо оно ему не только и даже не столько для войны. Нации требуется некий пример самоотвержения во имя чего-то высшего. Глядя на это самоотвержение нация, а точнее ее «обывательское» большинство, поднимается на новый, более высокий духовный уровень.

Между прочим, схожую «функцию» выполняет монашество, которое очень сильно похоже на войско. Действительно, монархи тоже носят одну форму, живут уединенным коллективом и ведут самую настоящую брань - духовную. Порой и терминология аскетов крайне напоминает военную.

Вот весьма характерный отрывок из творения Св. Ефрема Сирина: «Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен. Подобно и монах, если приводя себя в расслабление, обленится, то удобно уловляется врагом; потому, что враг влагает в него нечистые помыслы, которые принимает он с радостию...» Он же советовал монаху: «Когда взойдет на тебя лукавая мысль; извлеки меч свой, то есть возставь в сердцах страх Божий, - и посечешь всю силу вражию. А вместо воинской трубы употребляй Божие Писание. Как труба звуком своим собирает воинов, так и Божие писание, взывая к нам, собирает благие помыслы, и приведя их в строй страхом Божиим, составляет из них полк в противоборство врагу: ибо помыслы наши, подобно воинам, сражаются с врагами Царя».

Для основной «массы» верующих, мирян, монастыри являются примером действенного и вполне реального самоотречения во имя Бога. Под влиянием их примера миряне и сами становятся выше - в духовном отношении.

По всему выходит, что армия потребна нации, как монастырь мирянам.

 

2. «Вторичная» духовность. Информационная война

В условиях технотронного общества, давно уже расщепившего атом и высвободившего его смертоносную силу, главной функцией армии становится функция духовнообразующая, идеологическая. Это надо принять - не взирая на кажущуюся парадоксальность. Есть какой-то смысл в том, что на этом этапе истории человечеству был дан способ избежать массовых войн глобального масштаба, войн, хоть как-то похожих на мировые войны прошлого столетия. Способ этот, прямо скажем, довольно опасный, ибо никакой стопроцентной гарантии от ядерной войны или ядерной катастрофы нет. И, тем не менее, ядерное оружие устраняет войну как главный способ разрешения противоречий. (Каким он был на протяжении многих тысячелетий)

При этом война, понимаемая в широком смысле, никуда не исчезает. Просто ее основное содержание вытесняется с уровня вооруженного противостояния на другие уровни - идеологии и экономики.

Последний уровень кажется современному человеку наиболее значимым. Но там нет такой духовной мощи, которая есть на уровне идеологическом. А человек, что ни говори, есть существо, по преимуществу духовное, и основная его мотивация рождается на уровне, превышающем уровень материального. Вспомним, что даже капитализм родился из так называемой «протестантской этики».

Так вот, судя по всему, сегодня спрос на духовность, на идеологию, на идеальное - возрос, и возрос резко. Возникает так называемое «информационное общество», в котором совершенно особую роль играет производство знаний и образов. В этом отличие нашей эпохи от предшествующих. Многим данное утверждение покажется странным. Скажут - ну ладно бы еще индустриальная эпоха. Но как же быть с обществом традиционным? Ведь оно же было насквозь религиозным, а, следовательно, и духовного, идеального, нематериального там было больше.

Это действительно так, если только понимать духовность как религию. В обществе религиозном духовность и в самом деле выступает как нечто глубинное, наполненное каким-то высочайшим смыслом, лишь отчасти доступным пониманию. Человек традиционного общества имел перед своими очами - как телесными, так и духовными - некую сладчайшую густоту, которая медленно, но верно раскрывала перед ними заоблачные высоты.

Ныне человеческое общество наполняется иной, как бы «вторичной», духовностью, которая подобна острому бульону. Это - духовность в широком смысле, поэтому она и берет больше широтой, чем глубиной. В ней таится множество возможностей самого разного рода. Есть среди них и опасные возможности. В бурлящей жидкости возникают, и будут еще возникать многочисленные губительные смыслы и образы. Вот здесь и проходит сегодня главный фронт. Современная война есть война, в первую очередь, информационная. И для того, чтобы в ней победить, потребуется армия - и не в переносном, но именно в прямом смысле этого слова.

 

3. Опыт партий. Новая технология

Тоталитарные сообщества пытались вести информационную войну, опираясь на идеократические партии, представляющие собой нечто среднее между армией и классической партией (парламентского типа). Такие партии сочетали высокий идеологический накал и почти военную дисциплину. Это имело большой «плюс» - тоталитарная партия высвобождала гигантскую политическую энергию, которую ее руководители направляли на решение грандиозных задач. Но были и «минусы». Почти армейская дисциплина препятствовала свободному теоретизированию, открытому и деловому обсуждению «щекотливых» тем. В результате, реакция на внешние вызовы была недостаточно адекватной - многие из них замалчивались и были предметом обсуждения узкой прослойки партийных жрецов. Основная часть партийцев воспринималась именно как масса солдат, чьей главной добродетелью является исполнение приказов. Тоталитарные партии проигрывали информационную войну, ибо пытались победить на уровне конструирования новых смыслов и образов, а это ни в коей мере не есть задача армии (даже и полу-армии, полу-партии).

Это с одной стороны. А с другой стороны партии тоталитарного типа так и не смогли стать полноценной армией. Да, многие партийцы воевали с оружием в руках, многие рисковали своей жизнью, многие были убиты или казнены врагом. Но большинство партий всегда составляли гражданские люди, что естественно - политика есть удел, в основном, гражданских. Поэтому в армиях и существовало такое презрительно-ироничное отношение к партийным функционерам, которые пытались учить их жить и даже воевать.

Тоталитарные партии так и не смогли стать полноценными армиями информационной войны. Также и армии тоталитарных государств не сумели проникнуться смыслом господствующих там идей.

Как представляется в данном плане необходимо прибегнуть к совершенно новой «технологии». Армия должна стать братством единомышленников, присягающих не просто Родине, но «идее Родины» и ее конкретной персонификации в лице Правителя, Государя. Такая армия будет сообществом идейных националистов, воспринимающих Нацию и Родину на уровне не только общегражданском или эмоционально-патриотическом, но и духовно-политическом, идеологическом.

В эту армию шли бы добровольцы, уходящие из «мира» по своей воле - с тем, чтобы подвергать себя лишениям, носить оружие и быть готовым пролить свою кровь за Родину и Государя. Их главная задача - дать великий пример всей нации - в эпоху информационной войны, когда губительным, низменным образам нужно противопоставить образы спасительные, высокие. Впрочем, на их долю выпадет и достаточно вооруженных столкновений - войн в «узком» смысле этого слова. Большая война в ядерный век маловероятна, зато весьма вероятны конфликты региональные - август 2008 года показал это наглядно. В них ядерное оружие использовать как-то не «по чину».

 

4. Не призыв и не контракт

Современные армии - и призывная, и контрактная - на роль таких вот духовно-политических братств не подходят. Призывная армия основана на принудительном призыве всех здоровых мужчин, способных держать оружие. А большинство из них никогда не станет идейными бойцами. Собственно, и гражданский долг-то то они выполняют в принудительном порядке. Вообще, всеобщая, «народная» армия основана на каком-то странном отношении к военному делу. Считается, что выпечка хлеба, пошив платья или выточка детали на станке требуют серьезного отношения к профессии. Самой профессией полагается долго овладевать, оттачивать мастерство - желательно всю трудовую жизнь. А вот Родину защищать, на профессиональном уровне, должны только офицеры. Солдату же достаточно заниматься защитой Родины два года, а то и один год. В этом выражается современное, утилитарное, типично «буржуазное» отношение к армии, которое присуще даже и коммунистическим режимам. В современном мире политика значит меньше, чем экономика, а воинское дело - менее хозяйственных профессий.

Характерно, что и к самой политике демократии выказывают такое же отношение, как и к службе в армии. Здесь есть свои «офицеры» и свои «солдаты». Первые занимаются политикой профессионально - всю жизнь, а вторые - какое-то время. Точнее сказать - время от времени. Раз в несколько лет избиратель приходит на выборы для того, чтобы проголосовать за кого-нибудь из «офицеров». При этом, не будучи профессионалом, он не может вынести точного суждения о том, пойдет ли этот выбор ему на пользу. Что ж, «рядовой рассуждать не должен»...

Кроме того, массовая, «народная» армия выполняет важную, для любого эгалитарного сообщества, функцию. Здесь казарма выпускает все тот же тип «среднего человека», принадлежащего к однородному обществу, в котором количественные (имущественные) различия важнее, чем качественные (социокультурные).

Другое дело, что в некоторых странах пришли к выводу о том, что общество достаточно уже воспитано в духе демократии, а потому пора бы перейти на нормальные, деловые отношения, предполагающие «работу за деньги». Там существует наемная, она же - контрактная армия. Служащие в ней солдаты являются, в первую очередь, наемными работниками, получающими жалование от государства. Конечно, в данном случае не исключена идейная мотивация, но на первом плане стоит именно профессионализм, который всегда замыкается именно на прибыль.

Кстати, следующим шагом станет переход на «деловые» отношения и в области политики. Скажут - зачем голосовать, кого-то выбирать? Зачем, вообще, государство? Вот вам корпорация, где каждый - сотрудник этой корпорации. А разве наемные клерки выбирают босса? Нет, конечно! Пусть лучше стараются побольше заработать. Государства демонтируют и создадут на их месте какой-нибудь «Всемирный совет глобальных корпораций» (Э. Тоффлер). Ну, а при каждой корпорации будет своя, отдельная частная армия, нанятая по контракту. Собственно, подобные армии существуют уже сегодня. Вот что сообщает генерал-полковник Л. Г. Ивашов: «Мировые финансовые воротилы некогда создали вроде бы легальные и в то же время теневые (по характеру их фактической деятельности) структуры вроде Бильдербергского и Римского клубов, Трехсторонней комиссии и им подобных. Именно они в значительной степени определяют перспективы глобальной экономической системы, геополитическую структуру мира, важнейшие тенденции в развитии человечества. Разумеется, в своих интересах. Это уже давно ни для кого не секрет. Но в последние годы там активно приступили к созданию частных вооруженных сил. Такое происходит впервые после Вестфальского мира, заключенного аж в 1648 году и положившего конец существованию частных вооруженных формирований. Тогда их запретили иметь курфюрстам и прочим европейским вельможам, закрепив за государствами монополию на применение военной силы. На примитивные подразделения наемников теперешние частные военные корпорации мало походят. Они состоят в основном из высокопрофессиональных представителей спецслужб, генералов и офицеров, способных организовывать мощные, эффективные операции, разведчиков, психологов и даже специалистов по дестабилизации работы банковских систем. Главными инициаторами создания этих структур были американцы, а «компанией-родоначальницей» - организация с аббревиатурой MPI. Ныне таких компаний в мире около 200».

Из современной армии не сделать духовно-политическую армию еще и вот почему. Большая армия нацелена на Большую войну. А Большая война, как уже отмечалось, сегодня невозможна. Получается разительное несовпадение поставленным целям и реальным возможностям. В общем-то, все это понимают, но продолжают табуировать вопрос о необходимости наличия большой армии. Иначе пришлось бы ставить вопрос о ее ликвидации, что потребовало бы решения многих проблем - например, проблему генералитета, являющегося мощной и влиятельной элитной группой. А современное общество не любит решать свои важнейшие проблемы, предпочитая имитировать их решение.

 

5. Дружинная альтернатива

Альтернативой современной армии - как народной, так и наемной - может стать войско-дружина. Это - немногочисленное, но высокоэффективное сообщество прекрасно вооруженных воинов (автоматизация позволяет отказаться от услуг больших масс военнослужащих). Это - содружество добровольцев, которые идут служить, исходя, прежде всего, из идейной мотивации (но и при наличии необходимых профессиональных качеств). Такое войско и в самом деле будет дружиной, братством.

Историк И. Я. Фроянов писал: «Слово дружина» является общеславянским. Оно образовано от слова «друг», первоначальное значение которого - спутник, товарищ на войне. Следовательно, дружина - это боевые спутники, товарищи». В Древней Руси дружба понималась именно как воинское сотрудничество. Этим подчеркивалась высочайшая степень родства между воинами, которое недоступно гигантским и бюрократизированным коллективам современных армий.

Конечно, служить в Дружине будут за жалование, причем очень хорошее жалование. Просто на первом плане должна стоять именно «идейность». Только не абстрактная идейность, которая довольно-таки быстро теряет смысл. В центре самой «идейности» должна быть «личная» преданность военному вождю, Государю. Дело в том, что войско, ориентированное на абстрактные идеи (пусть даже и тысячу раз националистические) превращается в отдельную политическую силу, пытающуюся эти идеи воплотить - по-своему. А получается это у нее очень плохо, ведь воин мало расположен политиканствовать. Поэтому армейской политикой всегда пользуются иные силы. Так, Алексеев и Рузской свергали монархию, исходя из правонационалистической мотивации, а власть получили либералы.

Что же касается генерации смыслов и образов, то она будет происходить в могущественных информационных центрах, создание которых должно стать ответом на всякие заморские «рэнд корпорейшн». Задачей же Дружины является восприятие этих смыслов и образов, хранение их в чистоте и величие, а также отречение во имя них от многих благ мира сего.

Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

В начале предпоследнего параграфа стало понятным что статья в принципе не о чём - ничего нового не говорит. Так просто, фантазии. В конце же параграфа упоминание "Алексеева и Рузского" заставившие произнести "Аааааааа..." - делает понятным её смысл и цель - в очередной раз пнуть Белое Движение. В последнем же параграфе и вовсе становится очевидныой большевитская суть.

[ответить]

Несмотря на все оговорки, попахивает отделенной от народа "профессиональной армией" а-ля то, что предлагают либералы.

Когда же наши "консерваторы" заговариваются до того, что начинают говорить о "восстановлении сословий", хочется предложить самим идеологам отправиться в крепостные. Или сразу на конюшню - за порцией розг, которые они, похоже, собрались допустить для других.

Прошу простить за резкость - но каковы идеи, таковы и отклики.

 //Алексеев и Рузской свергали монархию, исходя из правонационалистической мотивации, а власть получили либералы.//

 Ну-ну! "За то, что господа кадеты стали наполоаину патриотами, мы, патриоты, стали наполовину кадетами" (С)

[ответить]

Одним словом, войска СС, если формировать из них подразделения или институт политруков, если их распределять по воинсикм частям. Что касается служения за идею, то сейчас армия и так служит за нее, уж не за деньги точно.

[ответить]

Какая то муть, вообще не понятно о чем это. Видимо о том, что в нынешних мебельных "реформах" есть какая то сермяжная правда, может так и надо, может армия выйдет из них преображенной? Вас с какого класса выгнали, с пятого? Вот и начал бы аффтар отречение от благ мира сего с себя. Потом предлагал бы себя в качестве образца для подражания, наглядного примера идейной мотивации и преданности гусударю. Это кому интересно, ефрейтору табуреткину? Или он собирается заниматься генерацией смыслов в аналоге "рэнд корпорейшен"? Тогда никак, этим смыслогенераторам должны причитаться порции материальных благ сравнимые с рэндовскими, а то их всерьез воспринимать не будут нищебродов.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...