Диомидовщина глазами сектоведа

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Героическая эпопея с епископом Диомидом (ныне уже почти не епископом) была закончена Архиерейским Собором. Он был извергнут из сана абсолютным соборным большинством архиереев Русской Церкви. Решение должно вступить в силу не позже ближайшего заседания Синода, которое состоится 18 июля этого года. Епископом Чукотским и Анадырским Диомид перестал быть с формулировкой «за неканоническое поведение, неподчинение священноначалию, хулу и клевету на Церковь». Собор призвал епископа к покаянию. Покаяние в данном случае - единственный шанс остаться и в каноне, и епископом.

Коротко напомню о том, что предшествовало этому соборному решению. Чукотский епископ неоднократно публично призывал к покаянию Патриарха и всю Русскую церковь за нижеследующее: новые паспорта, экуменизм и совместные молитвы с инославными (о чем ниже будет сказано подробнее), в последний раз - за использование мобильных телефонов. Мобильный телефон в «богословской концепции» бывшего чукотского архипастыря - примерно то же самое, что и новый паспорт со штрих-кодом. В телефоне, по мнению Диомида, есть микрочип, с помощью которого государство постоянно наблюдает за человеком.

Можно, конечно, уличить владыку в элементарном ханжестве: новый паспорт у него есть. По его словам, «на Чукотке без нового паспорта никуда». Но, думается мне, дело здесь несколько сложнее. По мнению отца Андрея Кураева, Диомид создал себе некий свой мир, который к реальности не имеет отношения, но для чукотского владыки он и есть «реальность в последней инстанции». Это мир, в котором антихрист бродит, как призрак коммунизма, а государство то ли всеми силами стремится к тоталитаризму, то ли уже тоталитарно. И при этом выступает в своем тоталитаризме именно против Православия.

Такую шизофрению нетрудно представить у сельского иерея с незаконченным богословским образованием, тяжелой жизнью, отсутствием доступа к информации, получающего вести о «православной жизни» из боевых ультра-православных листков. Пусть не обидятся на меня сельские иереи, коих знаю множество, и среди которых большинство действительно замечательных людей и талантливых пастырей. И именно они не дадут соврать: в провинции такое «богословское помешательство» нет-нет, да и случается.

Я общался с матерыми ИНН-щиками и всевозможными «покаянцами», видел я и «адептов учения угрозы тотального антихристова чипирования всего и вся». Это маргиналы. Они выглядят, как маргиналы, ведут себя, как маргиналы, и мыслят, как маргиналы. Но вот молодой (нет и сорока, насколько я знаю) чукотский архипастырь, который с 2007 года вдруг ни с того, ни с сего, простите за жаргонизм, съезжает с катушек?.. Такого не бывает. Епископ Диомид из того же поколения богословов, что и владыка Илларион (Алфеев). Из плеяды талантливых служителей Церкви. То есть, человек, как минимум, с качественным богословским образованием. А для богословски образованного православного весь этот «чипированный ИНН» - не более, чем болезненный бред. Если бы Диомид был не молодым образованным архиереем, а, скажем, бабушкой-свечницей из села Усть-Подзадово, в коем селе один черно-белый телевизор на всю деревню, то я бы полностью согласился с тем, что такого рода идеи могли быть восприняты искренне, как правда, правдивее которой нет. Но Диомид - не бабушка, и в этом вся проблема.

Я прошу прощения и у читателей за то, что не могу привести более конкретных аргументов, но прошу мне поверить как человеку, который изучает в том числе и внутрицерковные брожения, отпадения и расколы. Мой опыт говорит, что от пассажей чукотского епископа за версту несет фикцией. И про паспорта, и про телефоны.

Ну и, наконец, про экуменизм и всю историю с «совместным молебном» в Соборе Парижской Богоматери. Я писал уже на эту тему и повторю ещё раз: публичное письмо с требованием о покаянии, обращенное к Патриарху, богословски аргументировано так, как будто его писал не ученый богослов, а абитуриент, заваливший вступительные испытания в семинарию (он долго готовился, много чего помнит, но все беспорядочно и не по сути). Любому адекватному православному известны правила молитвенного общения, границы этого общения с инославными вообще и с католиками (которых чисто юридически нельзя назвать ни инославными, ни еретиками, а если и можно, то только в рамках «частного богословского мнения») в частности. Я, простите, ни на йоту не верю, что чукотский архиерей не знает этих элементарных правил каноники. Иначе он бы никогда не стал епископом.

Но тогда вполне логичным будет вопрос - а для чего это всё? Весть этот «чукотский цирк с конями»? На этот счёт есть у меня версия, исключительно в рамках моих сектоведческих соображений, не более того. Думается мне, что Диомид осознанно шел на канонические прещения в свой адрес. Немного не рассчитал: его должны были не только извергнуть из сана, но и отлучить от Церкви.

Послания епископа Диомида публичны, потому что адресованы, кроме патриарха, некоторой части православных, а точнее «православнутых» граждан. Это всевозможные маргиналы, истероиды и просто не очень здоровые психически люди, которые свои отклонения в рамках «своего православия» культивируют, как доблести. Вся маргинальная аудитория в чукотском предстоятеле увидела своего героя. Борца с «официальной и, значит, богопротивной церковью». Всем этим людям для более жесткой организации не хватало своего «патриарха». Именно поэтому они и оставались в Церкви, не соглашаясь с ней, но не имея смелости из неё уйти. А Диомида его сторонники уже называют в своих листовках «патриархом в духе».

Мученика из него, однако, не получилось. На епископа наложили канонические прещения, и у Диомида теперь два варианта: либо оставаться в каноне, но без епископства, либо «анафематствовать Церковь», то есть отлучить от Церкви себя. Вариант покаяния в своих «вольных богословствованиях» чукотским владыкой, скорее всего, не рассматривается в принципе. Вся паства, которую он долго привлекал «публичными воззваниями», в этом случае немедленно от него отвернется.

В общем, скорее всего, скоро у нас появится некая псевдоправославная секта, адепты которой будут выходцами из маргинально-православной среды. Грустно, конечно. Но с одной стороны из Русской Церкви таким образом уйдет много неадекватно-верующих. Собственно, проблемы ИНН, чипирования, всенародного покаяния и прочего из разряда внутрицерковных перейдут в разряд внешних, сектоведческих казусов. С другой - Диомид действительно станет «патриархом в духе». Вопрос только в том, что это будет за дух?

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.7 (6 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Не раскрыта тема отношения к католикам как еретикам. ИМХО было бы хорошо поподробнее.

[ответить]

"Это мир, в котором антихрист бродит, как призрак коммунизма" А что, антихриста тоже уже отменили на Соборе?

[ответить]

Автору!Ох уж эти молодые и злые "православнутые" сектоведы и миссионеры. Все-то Вы знаете.Всех-то по полочкам разложили.Адекватно-неадекватно верующих. И откуда Вы все про всех знаете?Ах да!Опыт! Сами-то какого духа будете? Вас бы на Чукотку на месяц на сектоведческую практику.Хватит учить Господа любить.Сами научитесь сперва.Наглая публикация и злобная.Походя обидели и сельских батюшек,и бабушек-свечниц.Они в Бога верили, когда Вы под стол пешком ходили, простите за резкость.Действительно, грустно.И заголовок уж очень с претензией.Я бы поменяла. "Диомидовщина злыми глазами православнутого сектоведа".

[ответить]

Абсолютно правильно указано в статье, что сторонники господина Диомида - это социокультурно маргинальные слои. Кликуши, люди, которые устраивают истерики в храме, если прихожанка зашла в него в брюках, и с мутным взором обсуждают бред про "мировой заговор" - вот это действительно "палата Диомида". Плюс крайний, до расизма доходящий национализм и откровенно бредовое, зоологическое юдофобство. Плюс откровенное незнание многих азов веры, при повышенном внимании к национально-традиционным, а не канонически установленным нормам Церкви. На мой взгляд, диомидовщина сегодня - это проявление старой русской религиозной болезни, отравлявшей христианское общество в России не одно столетие и не вылеченной до сих пор - обрядоверия. Отсюда весь этот маразм, связанный с ИИН, чипами, и прочей мутью.

[ответить]

Вот еще какое соображение. Не "сектоведческое", а конспирологическое. Каков результат диомидовщины на сегодняшний день? Простой: телекартинка Собора сложилась из драки диомидовских с "нашими". А в сознание телевизиоидов вброшено одно: православные -- они все диомиднутые (сам слышал такое рассуждение от одного из руководителей одного из телеканалов :)) -- ну во всяком случае подавляющее их большинство. То есть наглядное доказательство того, что православных в школу пускать нельзя, о государству от них надо держаться подальше. Далее: если возникнет секта. Это, опять же, повод ПОСТОЯННО пиарить диомиднутых (прежде всего в глазах неискушенных, агностиков и полу-верующих, которых большинство) как лицо Церкви. К чему же этот "чукотский цирк"?

[ответить]

"Отсюда весь этот маразм, связанный с ИИН, чипами, и прочей мутью." Точно! То ли дело на Западе: цивилизованные и культурные люди, в храме хоть в купальнике ходи, хоть гомосексуалистов венчай...

[ответить]

Только вод не надо, по русской пословице, хрен с пальцем путать. Венчание однополого брака противоречит основам христианства, основам веры и заповедям. Не надо деяния, противоречащие вере, уподоблять действиям, противоречащим выдуманным людьми некоторым укоренившимся в практике национальной церкви традициям, не имеющим никакого отношения к вере в Спасителя и Господа нашего. Типа посещения церкви стопроцентно в юбке и платке. Во времена земной жизни Иисуса не платков, не юбок не было, если уж на то пошло. Опять таки фарисейский и обрядоверческий, начетнический подход к Церкви и к христианству выдается диомидовцами за истину веры. Бред сивых кобыл! Причем опасный для Церкви, всего общества и дела христианства в России.

[ответить]

Безотносительно к содержанию, стиль статейки премерзкий. Какой-то злобный пасквиль. Заставляет задуматься... И совсе не о Диомиде.

[ответить]

Портрет автора так напоминает популярные изображения Льва Троцкого и его современного клона Эд.Лимонова, что читать текст всерьез невозможно:)) "Сектовед", таким образом оформляющий себе внешность, должен быть готов к тому, что его отметелят ногами в первой подворотне.

[ответить]

Епископ Диомид известен тем, что выступает за соблюдение канонов православной церкви, которые верхушка РПЦ последовательно нарушает. Осудив его, правящая верхушка РПЦ выставила себя в идиотском свете, тем самым, подтвердив все те обвинения, с которыми против неё и выступал епископ Диомид. О противостоянии епископа Диомида и лубянских попов здесь http://www.rusidea.org/?a=4901 и http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-581.htm

[ответить]

Да какой он сектовед, если не понимает смысла веры. Основой веры является вера в духовные авторитеты и их соотвествующий опыт. Если идёт отказ от основ веры и делаются усилия отрывающие верующих от пути изначального пути то это и есть секта (хотя секта и может со временем становится традиционной религией). В чём основа христианской веры (на мой взгляд)? Да в том что есть в вера в возрождение Христа, есть вера в то что Бог через Иисуса пытался образумить иудеев, есть вера в то что Иисус очень уважительно относился к Иоанну Богослову (напомню забывшим (если таковые имеются) что Иоанн Богослов автор "Откровения от Святого Иоанна Богослова" или иногда называют Апокалипсисом). Автор не пиши больше!!!

[ответить]

К сожалению молодой, но гордый "сектовед" совершенно не знаком ни с отношением Православия к папистам, ни с проблемами глобализми, ни с каноническими нормами Православия. Чистая графомания.

[ответить]

"Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева." (Исаия, 5:20-24). Правоту Владыки Диомида понимает каждый православный человек, а тот, кто хочет в царстве антихриста жить в теплой и уютной квартире (=норе) с горячей водой и супермаркетом за углом, тот будет не со Христом.

[ответить]

chvv, если Вы считаете, что "основой веры" является "вера в духовные авторитеты и их соотвествующий опыт", то позвольте уж Вас разачаровать. Вы забыли символ веры- "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

[ответить]

Вот Вам православные наглядный пример, как сектанты обвиняют в сектантстве настоящих православных, каковым является священник Диомид. Дай Бог епископу Диомиду духовных сил пережить это трудное, но вместе с этим интересное время, он ещё будет ПАТРИАРХОМ ВСЕЯ РУСИ.

[ответить]

осел останется ослом и т. д.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...