Осенний ритуал

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Когда в 2005 г. россиянам впервые предложили отпраздновать так называемый День народного единства, скептицизма было хоть отбавляй. Причём скептики разделились на несколько главных лагерей.

Одни - назовём их анархистами- всегда выступали и выступают против любых инициатив, навязываемых сверху. Поэтому, понятно, идея что-то там отпраздновать, да ещё "толпой", вызывала у них глубокое душевное отвращение. Их праздники носят исключительно личный и подчёркнуто элитарный характер (в начале 90-х самым типичным был "день святого Патрика" – который, впрочем, впоследствии превратился в бессмысленную гулянку огромных офисных масс; сие да послужит нашим анархистам уроком).

Вторая группа скептиков может быть названа "духовной оппозицией". Эти люди уже второе десятилетие носят глубочайший траур по безвременно усопшему Советскому Союзу, при этом с их точки зрения любые инициативы "эрэфовки" (независимо от содержания) суть преступления против человечества и здравого смысла. Вдобавок они убеждены в том, что в празднике 4 ноября кроется особая злокозненность - ведь это попытка альтернативы "славным революционным датам" 7-8 ноября.

Ну, и третья группа - это люди, за годы "реформ" проникнувшиеся неким советским вариантом протестантской этики, так называемые "трудоголики". В их понимании любой праздник представляет собой всего лишь бессмысленную трату времени и денег. Вдобавок, и "рабочая сила" в праздники приходит в полную негодность, поскольку занимается исключительно потреблением спиртного в астрономических количествах. Поэтому, например, пресловутые "новогодние каникулы", которые постепенно превращаются в российскую традицию, вызывают у "трудоголиков" настоящий скрежет зубовный.

В общем, противников у 4 ноября пруд пруди. И аргументы в оправдание своей позиции они найдут всегда.

Я специально не касаюсь здесь содержательной стороны нового праздника. С точки зрения больших исторических повествований совершенно неважно, чтобы у него было какое-то реальное историческое содержание (к примеру, 23 февраля весело празднуют до сих пор, хотя ознаменовался этот день в 1918-м г. разве что взятием отступающими матросами цистерны со спиртом. Праздником эту дату сделали совсем другие, значительно более поздние события). Главное в другом - в том, чтобы праздничные даты как-то накладывались на уже существующие ментальные структуры.

В этом смысле дата 4 ноября была выбрана правильно и, конечно, является альтернативой 7 ноября, чего греха таить. Но вовсе не в смысле "долой революцию". Дело в том, что так называемые "октябрьские" в русской глубинке были сугубо аграрной ритуальной датой. Они знаменовали окончание сельскохозяйственных работ на личных участках, а для горожан - на дачах. Для многих жителей мегаполисов 7 ноября и было моментом последней в году поездки на дачу перед наступлением настоящих холодов, временем консервации "приусадебного хозяйства" - до следующей весны. Именно поэтому советские осенние праздники столь успешно вписались в народную жизнь.

И было бы уж совсем смешно утверждать, что у них было мало противников в первые два десятилетия советской власти. Праздник приживался не так-то просто. Вдобавок, в первое десятилетие нового режима праздновалась (что вполне логично) и дата начала Февральской революции. И лишь потом сталинцы решили не вспоминать это событие, с годами всё более выглядевшее как историческое позорище России.

К началу 90-х гг. возникла реальная проблема: 7 ноября стало фактором, раскалывающим общество. Эта дата остаётся таковой и по сию пору. Для кого-то это "величайший день в мировой истории", а для кого-то – начало одной из самых мрачных деспотий за последние два тысячелетия.

Ельцинская гвардия предложила сделать 7 ноября "днём согласия и примирения". Надо сказать, определённый смысл в таком подходе был – возможно, этих людей вдохновлял пример генерала Франко, построившего мемориал всем жертвам гражданской войны в Испании, без различия сторон. Однако "соглашаться и примиряться" с тем, что потомки красных комиссаров под шумок приватизировали страну и объявили себя "белыми", большинству простых обывателей как-то не хотелось. Вдобавок, и с пропагандой тоже было совсем плохо – смысла "примиренчества" никто толком не объяснял. Наверху считали, что "всё само собой образуется и устаканится", а внизу ходили толпы с плакатами вроде "Погодите ужо, будет на вас Ленин, Сталин, Троцкий! (нужное подчеркнуть)". 

Праздник в ноябре, тем не менее, просто необходим – из уже указанных выше аграрных, т.е., по правде говоря, психологических соображений (так уж устроены многие человеческие организмы, им нужна переходная веха от осени к зиме). Но он должен объединять, а не раскалывать.

В общем, если выйти за рамки вышеупомянутых скептических рассуждений и просто немного подумать, становится очевидным, что миллионам людей нужен небольшой отдых перед началом русской зимы. Большинство из них, кстати, никогда особо не вникает в суть праздника. Как говорил в своё время великий языкотворец Черномырдин: "А потом некоторые начинают утверждать, что в тысяча пятисот таком-то году что-то там было. Да ничего не было! Всё это происки…"

Добросовестный историк может за несколько минут не оставить от даты 4 ноября камня на камне. Но обывателю до этого дела нет. Он запомнил, что в этот день русские что-то там такое сделали с поляками. То ли победили их, то ли собрались с ними воевать, то ли ещё что…  В общем, наши тогда выиграли. Да и какое нам дело, зато выходной дадут, как раз к зиме.

Вдобавок, по прошествии без малого четырёх веков никто уже особо не интересуется "альтернативной историей" на тему "что было бы, если бы нас победили поляки". Так что у праздника имеется большое будущее. При нынешней системе СМИ раскрутить его до уровня едва ли не вселенского карнавала – дело не особенно хитрое. Люди, вдобавок, что-то новое узнают, из серии "История России".

Таким образом, в начале ноября Россия празднует важную аграрную дату – день, когда "летне-осениий сезон закрывается окончательно". А уж идеологическое содержание можно "привязать" позже. Причём практически любое. На мой личный взгляд, события, связанные с преодолением Смуты сейчас актуальны как никогда. В общем, праздник может стать и неплохой пищей для размышлений – если только его правильно подать.

Он не за горами. Вот и посмотрим теперь, насколько удалось наполнить 4 ноября адекватной, ненавязчивой политической составляющей. Даже год назад получилось не так уж и плохо. Ну, а в том, что праздник при грамотном подходе постепенно у нас приживётся, я уверен.
Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...