Абсурд и ложь как основы учебников истории бывших советских республик

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Сегодня в ИТАР ТАСС прошла презентация доклада, подготовленного по результатам масштабного исследования, проведённого при поддержке Национальной лаборатории внешней политики (НЛВП), а также массовых опросов общественного мнения в странах бывшего СССР: «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств».

Доклад, написанный по результатам исследовательской работы, проведённой в рамках грантов Фонда «Государственный клуб» некоммерческому партнерству «Центр общественных технологий» и международному исследовательскому агентству «Евразийский монитор», презентовали один из соавторов и редактор доклада, заместитель директора НЛВП, автор учебников по истории России Александр Филиппов, а также профессор А.И.Вдовин и доцент МГУ А.Ю.Шадрин.

В ходе подготовки документа были переведены и изучены 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза, проведены 5 конференций с суммарным участием более 150 ученых-историков, обществоведов и политологов стран бывшего СССР. Одновременно в странах были проведены массовые опросы, позволяющие оценить, какие образы прошлого существуют в общественном сознании каждой из стран.

Авторы доклада с сожалением констатировали, что за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге». Общей чертой школьных учебников новых национальных государств является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник бедствий.

Выгоды, получаемые народами в рамках присоединения тех или иных территорий к России и Российской империи, замалчиваются, акцент делается на утрате самостоятельности, отмечают авторы доклада. Некоторые «факты», приводимые в учебниках, вызывают смех, другие просто шокируют.

Так, к примеру, предки азербайджанцев в школьных учебниках этой страны объявляются современниками шумеров: «Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях». Из этого следует вывод: «Современная Армения возникла на территории древнего западного Азербайджана». В другом учебнике, подготовленном авторами из прибалтийских республик при поддержке Совета Европы, Фонда Открытой Эстонии, Латвийского и Литовского Фондов Сороса, всерьёз обсуждается и даже вынесена в название главы тема «Этническое происхождение людей каменного века».

Школьная история оказывает значимое воздействие на формирование общественного мнения. Так, благодаря усилиям властей украинская молодежь заметно терпимее старших поколений относится к ОУН-УПА.

Вытеснение советской версии истории выражается в и забвении. Так, 39% молодых жителей Эстонии или 46% молодых граждан Грузии отвечают, что никогда не слышали о маршале Г.Жукове. Очевидно, что предать забвению определенные исторические фигуры является одной из задач национальной школы, отмечается в докладе.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.7 (3 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...