Троице-Сергиевский монастырь стал именоваться Лаврой

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

В 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны Троице-Сергиев монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться духовным собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны с июня 1744 года крупнейший русский монастырь стал именоваться Лаврой.

Троице-Сергиев православный мужской монастырь расположен в Сергиевом посаде Московской области. Основан преподобным Сергием Радонежским в середине XIV века.

В 1337 году преподобный Сергий основал маленькую пустынь в честь Святой и Живоначальной Троицы на живописной поляне на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый деревянный храм во имя Святой Троицы был освящен в 1340-х годах. В это же время в братстве преподобного Сергия был принят общежительный монашеский устав, а сам Сергий по просьбе братии стал игуменом. Благодаря авторитету и духовным подвигам преподобного Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, авторитет преподобного нередко помогал разрешать междуусобные споры удельных князей. Ученики и последователи преподобного Сергия основали 37 обителей в разных местах московского государства, образовав т.н. «сергиевскую» общежительную школу.

История обители после смерти преподобного Сергия

В 1408 году монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422-м обитель восстановили; были открыты святые мощи преподобного Сергия и совершен акт его канонизации как «покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом». К этому же времени относится постройка первого белокаменного собора во имя Святой и Живоначальной Троицы, где были положены святые мощи угодника Божия. Монастырь становится всероссийским местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». По своей культурной и духовной деятельности Сергиева обитель занимала одно из первых мест в Московской Руси, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление летописания, иконное делание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели XV века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия — замечательный памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, обитель была возведена на степень архимандрии (1561). Настоятели монастыря пользовались особым расположением у царской семьи, принимали в число своих иноков постриженников из знатных семей.

После разрушительного пожара 1564 года монастырь был восстановлен, и в 1685-м был освящен монументальный каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. В Смутное время монастырь сыграл значительную роль в консолидации русских сил; обитель выдержала 16-месячную (1608—1609) осаду войск Сапеги и Лисовского, по молитвам преподобного Сергия мужественно отражая приступы неприятеля. Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы и значительные денежные суммы; принимала у себя раненых.

В 1682 году во врeмя стрелецкого бунта в обители укрывалась Софья Алексеевна с малолетними царями Петром и Иваном Алексеевичами. В 1689 году в монастыре нашел защиту от дворцовых интриг царь Петр I; при нем здесь были построены замечательные памятники нарышкинского барокко — трапезная палата с храмом преподобного Сергия Радонежского и царский дворец («Чертоги»).

В 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться духовным собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны 8 июня 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой. С 1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры.

Земельные владения

С XVI века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц становится центром крупного монастырского землевладения. В результате конфискации церковных и монастырских владений в 1764 году Лавра лишилась большинства угодий и крестьян, которых вместе с крестьянами приписных монастырей числилось до 105 тысяч душ. Тем не менее благодаря рачительному ведению монастырского хозяйства Лавра обладала значительными материальными средствами. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами и прудами. Вне Лавры до 1917 года располагались здания типографии, литографии, фотографии, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки, часовня.

Святыни Троице-Сергиевой лавры

В Троице-Сергиевой лавре находились следующие святые мощи: в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Иоанновной, в Троицком соборе открытые мощи преподобного Сергия Радонежского; в том же соборе в Никоновском приделе под спудом мощи преподобного Никона Радонежского; в Михеевском храме под спудом мощи келейника преподобного Сергия Михея Радонежского; в Серапионовской палатке мощи святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В монастыре находились также мощи архимандрита Дионисия, митрополита Московского Иоасафа и преподобного Максима Грека.

Самая почитаемая святыня Лавры — чудотворная икона Святой Живоначальной Троицы Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым в 1600 году. В ризнице Лавры хранились деревянные богослужебные сосуды преподобного Сергия, моленные иконы, ризы из бумажной материи, его сандалии.

Ризница, библиотека и архив

В ризнице же хранились многочисленные драгоценные царские пожертвования XV—XVIII веков, представляющие собой замечательные образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке Лавры были собраны уникальные рукописи и старопечатные богослужебные и церковно-исторические книги, некоторые из которых принадлежали святым преподобным радонежским подвижникам. Всего на 1908 год в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг.

Монастырь обладал обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы XVI—XX веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также большой комплекс документов об управлении и хозяйстве Лавры. В настоящее время большая часть лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф.1204), часть древних документов находится в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.

Лаврский некрополь

В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие замечательные лица русской истории: князь Андрей Радонежский, жена датского принца Магнуса Марфа Владимировна, дочь князя В.А. Старицкого, семья царя Бориса Годунова, деятели освобождения Москвы от поляков в начале XVII века князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов. На кладбищах и в храмах Лавры погребены представители знатных русских фамилий Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских и многих других.

В храмах Лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), святитель Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен.

Духовная семинария и Духовная академия

До 1814 года в Лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 года сюда была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов» под названием Московская духовная академия.

Приписные монастыри

К Троице-Сергиевой лавре были приписаны малые монастыри: Спасо-Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия, Смоленская Зосимова пустынь, скит Параклит, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.

История Лавры после 1917 года

До 1917 года в монастыре числились: священноархимандрит Лавры митрополит Московский, наместник архимандрит, братии до 420 человек. После декрета Совета народных комиссаров (СНК) в январе 1918 года под угрозой закрытия оказались духовные школы, расположенные в Лавре. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919 года угроза назрела над самой Лаврой: в апреле 1919 года, невзирая на многочисленные протесты, было произведено вскрытие святых мощей преподобного Сергия Радонежского. 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК о закрытии Лавры; в конце мая был закрыт Троицкий собор, монашествующие были выселены из Лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые коммуны. В 1920 году СНК издал декрет о создании музея в стенах Троице-Сергиевой лавры (в 1940 году музей получил статус музея-заповедника).

В 1946-47 годах Лавра была передана Русской Православной Церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение, была восстановлена монашеская жизнь. С 1948 года возобновлена деятельность московских духовных школ. В стенах Троице-Сергиевой Лавры проводились Поместные и архиерейские соборы Русской Православной Церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоит из выдающихся памятников архитектуры XV—XIX веков.

Памятники XV—XVII веков: в юго-западной части монастыря белокаменный Троицкий собор (1422-23), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Место Троицкого собора — это исторический центр, вокруг которого происходило дальнейшее формирование монастырского ансамбля. В 1548 году к собору с юга пристроен одноапсидный храм, Никоновский придел. Возле собора над мощами архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия в 1559 году построена Серапионова палатка (перестроена в первой половине XIX века). К востоку от собора в 1476 году возведена псковскими мастерами кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Величественное здание Успенского собора возведено в 1559—85 годах по типу кафедрального Успенского собора Московского Кремля. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году устроена палатка с шатровой кровлей над могилами царя Бориса Годунова с семьей. Напротив западного фасада Успенского собора — комплекс казначейского и примыкающего к нему больничного корпусов с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-38). За ними располагаются крепостная палата и комплекс келарских палат (рубеж XVI-XVII веков). В юго-восточном углу монастыря — Предтеченский и Варваринский корпуса братских келий (1640), а также экономский корпус между надвратной церковью и Успенскими воротами. На месте древней надвратной церкви во имя преподобного Сергия (1513) у главного входа в монастырь на средства Г.В. Строганова построен храм во имя святого Иоанна Предтечи (1692-99). Выдающийся памятник московского барокко — комплекс монастырской трапезной с церковью преподобного Сергия Радонежского на южной стороне монастыря (1686-92). К образцам этого же стиля принадлежит надкладезная часовня около Успенского собора, построенная на месте святого источника по типу московских ярусных храмов конца XVII века. На северной стороне монастыря двухэтажный кирпичный корпус Царских Чертогов, представляющий собой уникальный памятник гражданского зодчества конца XVII — начала XVIII века.

Памятники XVIII века: небольшая церковь во имя преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат на средства графа А.Г. Разумовского в 1746-48 возведена изящная церковь Смоленской иконы Божией Матери — замечательный памятник елизаветинского барокко (предположительно, по проекту архитектора князя Д. В. Ухтомского). В юго-восточном углу монастыря располагались Митрополичьи покои с Патриаршей и Царской палатами, построенные для приезжающих в Лавру архиереев (перестроены в 1778). Пятиярусная вертикаль лаврской колокольни на древней площади монастыря (архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский; 1740-70) как бы завершает ансамбль зданий монастырской трапезы и Чертогов, являясь архитектурно-композиционным центром всей Троице-Сергиевой лавры; по архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века. Недалеко от колокольни в 1792 году на средства митрополита Платона (Левшина) поставлен памятный четырехгранный обелиск, сложенный из дикого камня, с расположенными на овальных досках текстами государственных и ратных дел Лавры.

К архитектуре второй половины XIX века принадлежат здания в юго-восточном углу монастыря, за Чертогами, где в древности размещался житный двор обители преподобного Сергия. Это постройки подсобных корпусов, устроенных для Троицкой семинарии и Московской духовной академии (Классный, Столовый, Больничный, Библиотечный) (1802—77). Как и Чертоги, эти постройки отгорожены от территории монастыря монументальной решетчатой оградой, составляя особый комплекс зданий московских духовных школ. В комплекс входят также академический храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1870); созданный по благословению патриарха Алексия I Церковно-археологический кабинет (ЦАК), выполняющий функции религиозного музея, альтернативного Загорскому историко-xудожественному музею-заповеднику, и учебного кабинета.

Замечательные образцы древнерусской крепостной архитектуры XVI—XVII веков — крепостные стены с 11 башнями (от 12-й сохранился лишь фундамент), неправильным четырехугольником охватывающие всю территорию монастыря.

За стенами юго-западной части монастырской крепости рядом с речкой Кончурой напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году по проектам лаврского архитектора А. А. Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии). В 1892 году с южной стороны монастыря напротив Луковой башни был построен каменный трехэтажный странноприимный дом (архитектор А.А. Латков). У южного склона холма расположены построенные в первой половине XVI века в пристенных подольных монастырях церкви Введения во храм Божией Матери и Параскевы Пятницы на Подоле — замечательные памятники древнерусского московского зодчества.

Литература:

Горский А. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. М., 1890. Ч. 1-2.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 443-458.

Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909.

Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники. М., 1968.

Памятники архитектуры Московской области: Каталог. М., 1975. Т. 1. С. 130-142.

Иннокентий (Просвирнин), архимандрит. Троице-Сергиева Лавра. М., 1985.

Балдин В. Загорск. М., 1989.

Никон, архимандрит. Троицкий патерик. Сергиев Посад, 1992.

Волков С. Последние у Троицы: Воспоминание о Московской Духовной Академии. М., 1995.

Голубцов С. А. Сергиев посад и Лавра. М., 1997.

 

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...
www.stroynadzor.ru - технадзор у специалистов . Цены на вышки туры передвижные смотрите на сайте ДЗСЛ.

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
« Январь »
Loading...