Византийская принцесса: Софья Палеолог предпочла московский престол французской короне

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

В 1469 году русский царь Иван III впервые в истории обменялся посланиями с папой римским Иннокентием VIII. Он предложил Ивану III взять в жены Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора.

Именна эта женщина в качестве приданного привезла с собой в Россию двуглавого орла, который и поныне является гербом России.

orel_sofii.gif (7027 bytes)

Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог

После падения Константинопол, когда ее семья бежала в Рим, и смерти отца, Софья жила на попечении папы римского. Именно он решил выдать ее замуж за овдовевшего Ивана III.

К тому времени Софья уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам – французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика (это к извечному вопросу об "изолированности" и "замкнутости" России и восприятии ее как полудикарской страны).

На что надеялся Ватикан, выдвигая этот дипломатический ход, неизвестно - то ли на расширение Флорентийской унии, то ли на новый крестовый поход пртив турок, то ли на окатоличивание Руси - неизвестно; однако, реальность оказалась такова, что она проявила себя деятельною православной и этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим.

Загрузить увеличенное изображение. 414x700px. Размер файла 51,10kb
			Софья Палеолог. Реконструкция С.А. Никитина. 1994.
Софья Палеолог. Реконструкция С.А. Никитина. 1994.

 

В июне 1972, после затянувшегося сватовства, вызванного нежеланием митрополита московского Филиппа давать согласие на брак с униаткой и воспитанницей папского престола, Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием, которому вскоре пришлось воочию убедиться в напрасности надежд, возлагаемых Римом на этот брак.

По католической традиции, впереди шествия несли латинский крест, чем приводили в сильное смущение и волнение жителей России. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града». Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот – «правитель»).

Именно Софья Палеолог принесла с собой многие важные и европейские, и византийские принципы в Московское государство. Например, привезенный из Рима портрет невесты считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

Софья же принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок.

Именно благодаря Софье Кремль превратился в могущественную неприступную крепость, самую большую в Европе. Это она посоветовала мужу пригласить для строительсва итсльянских мастеров, считавшихся лучшими в Европе, что сделало Москву равной по красоте и величественности европейским столицам, а также подчеркнуло преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму.

Софья же настояла на том, чтобы Иван III перестал платить дань ордынскому хану и освободился от его власти. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?» Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье, а великое стояние на реке Угре и вовсе положило конец этой странице в истории России.

Освободившись от ханского ига, Иван III ощутил себя полновластным государем. Стараниями Софьи дворцовый этикет стал напоминать византийский. Великий князь сделал жене «подарок»: он разрешил ей иметь собственную «думу» из членов свиты и устраивать «дипломатические приемы» на своей половине. Она принимала иностранных послов и заводила с ними учтивую беседу. Для Руси это было неслыханное новшество. Изменилось обращение и при государевом дворе. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка Ф.И. Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считаться боярам.

Более подробно об этой удивительной женщине можно почитать в материале нашего постоянного автора Лены Лебедевой

Византийская принцесса

 

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
« Сентябрь »
пвсчпсв
 
 
 
 
 
Loading...