О русофобии, о рабстве, свободе и национальном достоинстве

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Ведущий: Егор, сегодня у нас в Петербурге Дмитрий Медведев, Владимир Путин и целый коллектив приближенных лиц обсуждают реформы Александра II как пример модернизации. И вот эту самую крестьянскую реформу отмены крепостничества.

Сейчас я часто читаю, что крепостничество, крепостное право и свобода крестьян – это яркий пример того, что русских не освободить, как бы их ни освобождали. Вы согласны?

Егор Холмогоров: Я считаю, что это проявление самой клинической русофобии, не имеющей ничего общего с действительностью. Дело в том, что нужно прекрасно понимать: крепостное право не было плодом естественной исторической эволюции России, русского народа, русского государства, русского крестьянства и т.д. Пока у нас шло естественное развитие, никакого крепостного права не было. Оно появилось в мягких формах сначала после Ливонской войны, затем после Смутного времени, то есть тогда, когда Россия столкнулась с Западом, и выяснилось, что западные становящиеся, более капиталистические страны практически равномерно к нам враждебны, а для защиты от них требуется очень сильное государство, опирающееся на очень сильную военную элиту. И для прокормления этой элиты, русских помещиков, было введено крепостное право, причем первоначально как мера, способствующая закреплению на одном месте рабочей силы.

Когда крепостное право было окончательно закреплено при Алексее Михайловиче, его основной смысл сводился к тому, что крестьянин должен оставаться в определенном месте и работать на определенного помещика, не переходя к другому помещику. И только тогда, когда эти меры были превращены Петром Великим в меры уже полного переустройства государства на европейский лад, изменилась сама сущность крепостного права. Она превратилась из организации труда населения на наших огромных бескрайних просторах в попытку порабощения личности русского человека.

Ведущий: То есть Вы не согласны с тем утверждением, что крепостничество – это такая форма имманентного русского рабства, которую русские пронесли через века от татар, через царскую Россию, через Советскую Россию до нашего времени?

Егор Холмогоров: Абсолютно не согласен! Это просто противоречит всему историческому опыту русскому. Как раз наш опыт – это опыт, прежде всего, народного сопротивления этой зависимости. В то время как европейские народы достаточно легко и свободно подчинились и рабовладельческому строю, и потом тому же крепостному праву в эпоху феодализма и затем очень жесткой машине абсолютистских государств. Как они, в общем, до сих пор подчиняются уже ментальному крепостному праву политкорректности и т.д. Все это как раз в России вызывает отторжение.

За счет особенностей наших пространств очень часто это отторжение принимает не столько форму сопротивления государству, сколько ухода от государства.

Ведущий: Егор, я тогда не понимаю вот чего: если мы посмотрим на историю современной Европы и историю Европы в целом, то чуть что – революция, чуть что – забастовка, чуть что – бунт, чуть что – стачка. В России ничего этого нет. Что, мы очень долго терпим? Почему мы сами не можем взять свою судьбу в свои руки?

Егор Холмогоров: На самом деле, если мы внимательно посмотрим на историю России, то обнаружим, что русский народ далек от того бесконечного образа терпимости, который часто у нас создается. Нормальное политическое функционирование русского государства в 17 веке, когда оно сохраняло свою собственную русскую независимую природу, – это движение от бунта к компромиссу, от нарушения этого компромисса к бунту и т.д. В этом смысле, может быть, мне кто-то предъявит какие-то упреки.

Я, например, очень позитивно воспринимаю такие истории, как историю с Манежной площадью, потому что народ вышел и сказал: «Алло, власть! Все, достало!». Зато это была реально мощная волна. Другое дело, что всегда, когда возникает эта мощная волна, возникает большое количество политических неудачников, которые пытаются на этой волне ехать. И у нас количество этих политических неудачников так велико, что они на нее садятся и давят ее своим весом.

Ведущий: А почему?

Егор Холмогоров: Проблема на самом деле не в рабстве, проблема в людях, которые способны осуществлять свободу, в национальной элите. Действительно, это факт: русская национальная элита уже не первое столетие систематически и с большой регулярностью выбивается полностью. На нее обрушиваются страшные удары гражданских войн, революций, каких-то резких перезагрузок сфер деятельности. Скажем, у нас была прекрасная советская научно-техническая элита. В какой-то момент ей сказали: вы все не нужны, то, что вы делаете никому не нужно. Вот это действительно проблема. Нам нужно не ставить себе ложную цель, то есть, скажем, освободиться как народу. Нам нужно поставить себе абсолютно правильную цель, а именно выработать национальную элиту, которая способна будет в нужный момент не затаптывать энергию народа, а ее аккумулировать, доводить ее до каких-то ясных, четких лозунгов.

Ведущий: Меня смущает, что мы активно обсуждаем, нужно или не нужно России рабство в XXI веке, при какой-никакой модернизации. Но, вам не кажется, что это выдает какие-то тайные замыслы наших модернизаторов?

Егор Холмогоров: Если Вы смотрели совершенно замечательный американский фильм «Борат», там в один момент казахских деятель оказывается в автобусе с американскими студентами, и один из них говорит: «В Америке рабство запрещено, к сожалению». Понимаете, это как раз для сильных мира сего общемировая тенденция. Риторическая фигура, риторический ход обоснования своего господства через неспособность того или иного народа править собой: отдайте ему на самотек ситуацию, и он все развалит, все разрушит и т.д. - это очень эффективный инструмент господства.

Ведущий: Наша элита в этом убеждена?

Егор Холмогоров: Наша нынешняя элита в этом абсолютно убеждена.

Ведущий: Меня удивляет, как легко мы переходим и принимаем все эти разговоры об имманентном русском рабстве. Вообще, я давно обратил внимание, что самый легкий способ войти с нашим человеком в общение – это поговорить о том, как у нас все плохо, насколько плохи мы сами. Почему у нас принято себя ненавидеть?

Егор Холмогоров: Нас достаточно долго этому учили. Большинство других способов коммуникации были запрещены для русских. Как только мы начинали обсуждать, что-то в стилистике «скажи-ка, дядя, ведь не даром…», нам тут же говорили: «Это шовинизм, это имперская великодержавность; значит, вы не уважаете какие-то народы, значит, вы не толерантны к французам». В конечном счете, какой-нибудь Дмитрий Быков с Михаилом Ефремовым сидят и пишут пародии на эту тему, не понимая, что для любого человека с развитым национальным сознанием такая пародия просто оскорбительна. Что бы они там не говорили, про ливийскую революцию и т.д., при этом выбор объекта несущего эту пародию: стихотворения «Бородино» - это издевательство.

Ведущий: А Вам не кажется, что это просто у нас так жизнь устроена, что хочешь не хочешь, она провоцирует ненависть к России, для этого достаточно посмотреть за окно?

Егор Холмогоров: Несомненно. В чем, собственно, сущность русофобии. Я Вам дам почти математическую формулу. Сущность русофобии состоит в навязывании нам совершенно ложного тезиса, что препятствием, для того, чтобы быть нормальной страной и нормальным народом и жить также хорошо, как в нашем воображении живут другие народы, является как раз русская часть нас, как раз то, что в нас наиболее своеобразно. То есть не то, что нам навязано извне… Это, в принципе, противоречие между русофобией и русофилией. Русофилы, начиная со славянофилов и может даже раньше последовательно говорили, что именно то, что мы живем по чужим образцам, по чужим лекалам, что мы живем чужим умом, что кто-то сказал, что иностранное хорошо – мультикультурализм – мы в него вцепляемся, держимся за него, в то время как на западе от него уже отказались. Именно подражательность и вторичность в нашей культуре, в наших нравах, в нашем неуважении к себе, то, что мы в какой-то момент согласились, что образец человека – это человек западный, человек европейский. Именно это и мешает нам просто нормально расправиться, осознать, что мы в чем-то такие же, как они, в чем-то другие, но у нас есть собственное достоинство, и в рамках этого достоинства мы от него, от себя, от власти, от кого угодно еще требуем уважения.

Ведущий: А как воспитать это внутреннее национальное достоинство? Есть какие-то бытовые рецепты? Как вести себя в повседневности? Посоветуйте что-нибудь.

Егор Холмогоров: Вы задали сложный интересный вопрос, потому что мне, например, очень тяжело это формализовать, потому что мне кажется, что внутреннее национальное достоинство очень глубоко в человеке заложено. Его надо в себе распрямить, не бояться говорить, что ты русский!

Я для себя в свое время провел один тест: я в какой-то момент купил себе русскую рубаху и пошел по улице. Это был в каком-то смысле внутренний перелом, потому что люди смотрели чуть-чуть «прибалдело»... Национальное сознание в себе нужно воспитывать! Здесь должен быть вход извне: через СМИ, через публицистику, через выставки, через новые культурные формы. Существуют совершенно новые творческие ходы, такие как у Игоря Растеряева. Мне очень нравится то, как он может на современном достаточно остром языке и в достаточно оригинальной форме передать вот это вот чувство русскости. Когда этот внутренний перелом произойдет, русский человек, который есть в каждом их нас выпрямится, и он будет знать, что ему делать!

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.7 (23 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Достаточно спорная и своеобразная у автора точка зрения на крепостное право. Мол, если бы не необходимость воевать с европейцами, мы бы до сих пор были свободными и вольнолюбивыми, и никакого крепостного права не было бы. Как полемическая точка зрения - это вполне допустимо. Но если воспринимать Холмогорова как специалиста-историка (он, пусть и недоучившийся, но всё же историк), то такой взгляд показывает незнание материала. Впрочем, обвинять в этом Холмогорова нет никакой возможности, потому что про становление крепостного права у нас нет практически никаких серьёзных обобщающих работ, и каждый может городить всё, что вздумается. А вообще, мне кажется, что рассуждать об истории России в терминах свобода-рабство - значит априори попадать в поле действия европоценристского дискурса, автоматически проигрывать спор.

[ответить]

Полностью согласен. Попытка сидения на двух стульях бесперспективна. Надо определяться.

[ответить]

Чем больше читаю ваши статьи, тем больше восхищаюсь. Ваш национализм - здравый, умный, спокойный. За таким национализмом будущее. В стране миллионы и миллионы образованных, интеллигентных, порядочных русских людей. У многих сжимаются кулаки, глядя на то что творится вокруг. Но идти на поводу у националистов- экстремистов никто не собирается. Хотелось бы добавить, по моему мнению, необходимо также медленное и последовательное вытеснение из русской культуры всего чужеродного. Это чужеродное, подменяет собой и одновременно уничтожает нашу культуру изнутри.

[ответить]

Главная русофобская замшелая вонючка (некто Позднер, гражданин США) сидит на Первом канале россиянского "дуроскопа" и систематически гадит на страну и на русских. Представить себе такое где-нибудь в Германии или Австрии просто невозможно.

[ответить]

Затрагивая такую тему, надо ещё помнить что в своей массе этнические русские являются христианами. И это тоже накладывает свой отпечаток.Что говорит христианство? Ударили по одной щеке, подставь другую. Как быть с этим?

[ответить]

Всякий находит в любом явлении то, что соответствует натуре ищущего. Донцы-молодцы, бодрые хлопцы-запорожцы, черногорцы, осетины, и огромное количество других этносов показывают нам, что христианство отлично уживается со свободолюбием и воинственностью. Таким христианам христианство говорит совсем другое: "Не мир Я вам принёс, но меч!", и то, что если есть "ближние" которых надо любить пуще самого себя, то есть и "дальние".

[ответить]

Природным русским же, антирусская элита навязывает "кастрированый" вариант, следуя своим вполне понятным интересам. Напомню, что и Суворов и Ушаков были ревностными христианами, второй даже причислен лику святых. Кому они, говоришь, щёку там подставляли?

[ответить]

GOPbIHbI4, очень правильный подход. Вот только насчёт меча не совсем согласен. Я за вариант <<Кто к нам с мечом придёт тот от меча и погибнет>>. Всё таки смысл немножко другой.

[ответить]

Насчет проблемы "другой щеки". Тут не надо, однако, "путать свою щеку с государственной";) Если бы г-н Познер бил по щеке меня лично, понося худыми словами, то я, думая о Боге, мог бы благодарить его за те испытания, которые я лично претерпеваю во Славу Божию, и смело подставлять вторую щёку. Но где в Евангелии сказано, что если кто будет бить мою жену, детей, мать, разорять жилище, то я должен ему вынести и оставшихся детей на поругание? Не скзано такого. Ибо любить я должен жену и детей, почитать родителей, уважать власть (ту, которая от Бога;)). Так что не будем возводить хулу на христианство.

[ответить]

Witeman, никакой хулы. Просто иногда возникают вопросы связанные с религией. Всё-таки мы, христиане, веруем и служим тому же самому Богу, что и иудеи. И если вы почитаете Ветхий Завет ( Тору ) то найдёте там много мест, где наш Бог говорит, что евреи и есть тот народ, который будет господствовать над остальными народами. Да и Христос недвусмысленно говорит, что он пришёл не для того чтобы отменить старое ( то есть ветхий завет ). Вот и подумалось, что неплохо было церкви ввести в оборот свод правил\разъяснений к евангелию, наподобие письменного Талмуда у евреев.

[ответить]

"служим тому же самому Богу, что и иудеи" у немцев есть хорошее слово jain: это ja и nein в одном флаконе. так вот: иудеи отвергли искупительную жертву и откровение о Троице.

[ответить]

"Ударили по одной щеке, подставь другую" говорят, есть продолжение: "но не дай ударить".

[ответить]

"Ударили по правой щеке, подставь левую...при этом максимально отведи правое плечо, согни правую руку в локте и сожми руку в кулак...";)))

[ответить]

Письменное толкование данного постулата Христа можно считать состоялось. Со своей стороны, я их полностью разделяю, поскольку мой инстинкт самосохранения и выжывания не позволяет мне думать по другому.

[ответить]

при внимательном чтении Нового завета видна разница между врагом личным и врагом ближнего.

[ответить]

Добро должно быть с кулаками! А ещё лучше по "калашу" в каждой руке – нечисть истреблять.

[ответить]

Двери для Пизднера на 1 канал отворены человеком с очень русской фамилией Эрнст. Но,справедливости ради, надо признать, что даже Эрнст не дотягивает до иудейского разгула ВГТРК с главным теле -поджидком этого канала О. Добродеевым. Особенно отличаются каналы "Кульура" и "Вести 24". К примеру картинкой цикла передач "Академия" навязчиво мелькает лицо Эйнштейна. В "Вестях 24" рекламным роликом цикла программ "Наука" является тот же Эйнштейн и Перельман. Ну, нет у нас русских ученых и русских мозгов, хоть ты тресни!

[ответить]

А причина то в чём. Открыли границы и пошла утечка мозгов на запад. В России открывают Сколково, в котором будут работать русские ребята и девчата. А потом вся их совместная работа будет приписана как заслуга исключительно одного человека. И возможно, что фамилия этого человека будет Эйнштейн-Перельман. А в самом худшем случае, потом все эти открытия и достижения будут реализовываться в штатах, а В России СМИ будут вовсю кричать о том, что не может и не умеет русский человек работать. Вот что обидно. Так что если у вас идеи, думайте на благо какой страны они могут использоваться. Ситуация такая, что лучше отказаться от получения материальных благ за свою работу сегодня, если это завтра могут направить против ваших детей и вашего народа.

[ответить]

Уважаемые господа! Вы очень аргументированно, умно и достойно обсуждаете эту тему на фоне вручения Мишке-меченому высшего ордена России т.н. президентом. Этот гнусный поступок одного недотепы в адрес другого. Награждающий сделал это за развал великого государства награжденным. Забыто вольно или невольно все безумие, которое сопровождало развал, нивелированы до байки все последствия. Теперь я понимаю, что слова ДАМ о 20-ти летнем возрасте России не оговорка вовсе. Продолжение перестройки следует! Ваши чаяния, уважаемые господа, для руководства страны - сумасбродство. Никто наши надежды и волеизъявления в расчет принимать не собирается. Прошу извинения у почтенной публики, если кого-то обидел своими словами. Тот, кого я хотел бы задеть за живое, наши форумы не посещает. Всем удачи!

[ответить]

мало кто из форумчан надеется, что Сам примет его волеизъявления в расчёт.

[ответить]

Да нет, это всё уже с 17 года тянется. Перестройка сама по себе продолжением является.

[ответить]

Всё верно, кроме того что Горби - недотёпа. Это ещё тот перец и действовал он сознательно, хотя дело далеко не только в нём.

[ответить]

Вы высоко оцениваете интелектуальный уровень Горбачева. Не знаю Ваших мотивов, но хочу напомнить, что ни одно его широкодекларируемое начинание, исходящее от него лично (например, конверсия) не принесли результата, т.к. были плодом умственной деятельности незрелого человека. Что от него не отнимешь, так это умение выкручиваться, Также успешно он подчинялся более искушенным и прожженным политикам (как нашим, так и западным). Здесь он достиг определенного "успеха". Расхлебываем до сих пор. Так что, уважаемый Алексей, Запад под видом юбилея Меченного праздновал легкую, но отнюдь не бескровную для народов СССР победу. Мишка меченый - марионетка на этом балу. Мало того, что он недотепа, он еще и ничтожество!

[ответить]

На сайте опубликованы фотографии М.Г.,на которых очень ярко проявилась его сущность,и сущность эта -страшная.На недотёпу он мало похож,посмотрите хотя бы на последнюю http://www.rus-obr.ru/days/9929.

[ответить]

Алла, времена правления Горбачева отпечатались в моей жизни, красиво говоря, неизгладимо, со всеми тошнотворными подробностями. Вспоминать их в подробностях и аргументировать Вам ничтожество и "недоделанность"Мишки меченного не хочу, увольте. Что касается фотографий - это постановочные кадры, не более того. Жизнь, реальные поступки правдивее любых словес и срежиссированных композиций. Впрочем, я с Вами не спорю, каждый волен иметь свое видение.

[ответить]

Я тоже очень хорошо помню,и помню его,якобы,метания,"глупые" решения,только почему-то они вели лишь к одному,к развалу,разгрому страны.Я никогда не забуду,как мы с семьёй вернулись из Сирии,а вся страна была превращена в огромную барахолку,у Детского Мира пройти было не возможно,на каждом см стоял торгующий человек.А его решение о свободной торговле,зная,что товар можно взять только со склада,который раньше был государственным.Быть и казаться -это две разные вещи. Особенно сейчас хорошо видно,что растяпой он не был,его заявления это не подтверждают,хоть несомненно он при этом остаётся марионеткой. А фотографию я привела первую попавшуюся,здесь был подбор фотографий,глаза,взгляд -это зеркало души,и душа его пугает...

[ответить]

Мы не рабы! Думаю все в курсе недавнего визита туалетного Путёнка в Брянск. Так вот, у жителей одного из районов области (где предполагалось его посещение) полицаи временно изымали охотничьи ружья. Беспартийный лидер партии боится своего народа. По крайней мере жителей Брянской области. Наступит время когда и его поймают в сортире.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...
Игровые автоматы играть бесплатно можно на нашем портале

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...