Парк советского периода

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Про Ленина.

Мне хотелось бы на эту ситуацию посмотреть, абстрагируясь от политической оценки его фигуры. Как на организационную проблему.

Депутат Мединский говорит о том, что надо разбираться с кладбищем и "некро-языческим культом" у Кремлевской стены. 

При этом дело представляется так, как будто Ленин там —  единственный погребенный. 

Между тем, это не так.

На сегодняшний день мы имеем на Красной площади довольно обширный некрополь.

В детстве у меня была книжка Абрамова "У Кремлевской стены", в которой приводился список всех захороненных с их биографями, росписью по форме захоронений и т.д., так что большую часть списочного состава погребенных я помню поименно.

Помимо самого Мавзолея в состав некрополя входят братские могилы "борцов революции" — участников большевистского переворота в Москве в ноябре 1917-го и приравненных к ним лиц, типа Джона Рида и Инессы Арманд.

Отдельно стоящие могилы "выдающихся деятелей партии и правительства" — Свердлова, Фрунзе, Дзержинского, Калинина, Жданова, Сталина, Ворошилова, Буденного, Суслова, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева.

Наконец — колумбарий, самая представительная группа захоронений, в котором наряду с деятелями Коминтерна и недорасстрелянными палачами покоится прах величайших людей русской истории ХХ века — Гагарина, Курчатова, Королева, Жукова, Рокоссовского...

"Воздушное погребение" Ленина в Мавзолее является смысловым центром этого некрополя.

Возникает вопрос, каким образом депутат Мединский и Ко собираются хоронить Ленина?

Если просто положат на глазах публики в специальной крипте, то никакого символического смысла такая акция нести не будет. То есть никакой декоммунизации от этого не случится. Хотя с наболее малоаппетитным внешним проявлением культа Ленина действительно будет покончено.

Если тело Ленина вынесут из Мавзолея и положат к Сталину и Брежневу, это тоже будет каким-то странным и половинчатым актом. Типа Вождя понизили до генсека.

Если тело Ленина вынесут из мавзолея и перенесут на Волково кладбище и т.д., то возникнет вопрос, почему именно В.И.Ульянову такое "понижение" по сравнению со Стопани, Стучкой и Киркижем.

То есть единственной логичной акцией было бы полное расформирование некрополя у Кремлевской стены — однако, вот загвоздка, эта акция может быть воспринята как оскорбление не только коммунистами, но и теми, кому небезразлично место погребения таких национальных героев как Чкалов, Гагарин, Жуков, Рокоссовский, Курчатов, Королев. 

Причем правительственной комиссии по этому опросу придется с высунутым язком придумывать новые места погребения для представителей разных "рангов" погребенных.

Скажем, какое место предусмотреть для В.К. Триандафиллова — скромного труженика, разработавшего, однако, основы оперативного искусства Красной армии в 1939-45, а значит, в чем-то тоже маршала победы, просто погибшего намного раньше.

Или для маршала Неделина — мученика советской ракетной программы. 

Другими словами, ликвидация всего некрополя — это серьезная работа на несколько лет.

А убирать с Красной площади Ленина, который объективно является одной из крупнейших фигур мировой истории в ХХ веке, оставляя при этом цареубийцу и казнокрада Войкова, прославившегося только тем, что его застрелил Коверда, — это несколько странновато. 

Это логика неуважительная и дискриминирующая нашу историю.


 Мавзолей Ататюрка в Анкаре


При этом должен специально ответить тем, кто прибегает для защиты коммунистического некрополя к аргументам типа "нельзя трогать могилы".

Этот аргумент очень пригодился бы в 1918 году, когда по решению превращенного теперь в мощи Ленина была начата кампания по вскрытию мощей — то есть надругательство над погребениями и кощунство над святынями в одном флаконе.

В рамках этой кампании были совершены надругательства, к примеру, над мощами преп. Сергия Радонежскго и преп. Серафима Саровского — людей, духовное и нравственное значение которых для истории России и русского народа (политическое, впрочем, тоже) неизмеримо выше значения Ленина.

Подобное решение Ленина дает нам моральное право распоряжаться его останками как угодно.

Неверен, впрочем, и аргумент другой стороны, что "в центре Москвы не должно быть кладбищ", такой аргумент — бессильная ахинея.

В Архангельском и Успенском соборах — захоронение царей и святителей Московских.

У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звонят,
И гробницы в ряд у меня стоят,
В них царицы спят и цари.
Марина Цветаева

Уместность захоронения у Кремлевской стены Неизвестного солдата так же не обсуждается и не может быть обсуждаема. 

Дело не в кладбище как таковом (тем более что любой археолог вам скажет, сколько костей на самом деле лежит под московскими мостовыми).

Вопрос в том, что с точки зрения статуса Красной площади как главной площади страны нахождение на ней останков Емельяна Ярославского — главбезбожника и главкощунника СССР —  оскорбительно для большинства русских, уважающих свою историю, культуру и традиции.

Никакого "равенства" в правах между Ярославским и св. патриархом Гермогеном в Успенском соборе или св. Димитрием Донским — в Архангельском, или тем же Юрием Гагариным на самой Красной площади — на мой взгляд, нет и быть не может.

Так что вопрос не в прикосновенности или неприкосновенности могил, а именно в самом общественном мемориальном статусе этих погребений.

Реальный выход, который мне видится, с учетом того, что я не сторонник пребывания на Красной площади и мумии, и всего историко-революционного комплекса, — один.

Воплотить наконец-то возникшую еще после смерти Сталина, когда впервые была осознана неуместность кладбища, идею национального Пантеона.

То есть мемориального захоронения выдающихся деятелей нашей истории.

Решение о создании такого пантеона и переносе в него кремлевского некрополя было принято сразу после смерти Сталина и укладывалось в общую "этатистскую" линию позднего Сталина, Берии и Маленкова.

В 1953 году, сразу после смерти Сталина, был объявлен конкурс проектов Пантеона — памятника вечной славы великих людей Советской страны. Вот текст постановления, опубликованный в газете "Вечерняя Москва" 7 марта 1953 года:

"Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР постановляют: В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлевской стены, соорудить в Москве монументальное здание Пантеон памятник вечной славы великих людей Советской страны. По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В.И. Ленина и саркофаг с телом И.В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся".

При "революционере" Хрущеве этот проект был забыт.

Хотя для крупнейших европейских стран такая форма создания национальных мемориальных комплексов давно уже норма.

В светской Франции существует Пантеон — мавзолей великих французов.

В Британии аналогичный мемориал существует в Вестминстерском аббатстве.

Не так давно Польшу раздирали споры о том, уместно ли захоронение Ярослава Качиньского в Вавеле, рядом с Мицкевичем и Пилсудским.

Возможно, чтобы не переусложнять задачу, в Москве необходимо создать Красный Пантеон, то есть ограничиться теми выдающимися деятелями нашей истории, которые себя сами относили к советской власти и коммунизму.

Поскольку попытки колдовать над зданием пантеона, предпринимавшиеся после смерти Сталина лучшими тогдашними архитекторами, не удались (см. приложение к статье), логичней всего были бы не попытки придумать здание, выражающее советскую идею сейчас, а создание парка-Пантеона

Центром такого парка был бы перенесенный мавзолей, в котором в крипте был бы погребен Ленин. 

По периферии располагались бы братские могилы, перенесенные с Красной площади. 

На аллеях, сходящихся к мавзолею, были бы расположены могилы выдающихся людей, связавших себя с советской властью. 

Причем перенос нужен не только от Кремлевской стены, но и с других кладбищ — прежде всего, с Новодевичьего. 



Так, чтобы создать достаточно полный мемориальный комплекс, куда люди могли бы придти поклониться памяти тех, кто создавал великую историю Советского государства. 

Это был бы достойный выход из ситуации.

С одной стороны, он совпадал бы с решением самой советской власти, принятой после смерти Сталина.

С другой — решал бы вопрос и все противоречия с некрополем.

С третьей — передавал бы действительное ощущение величия советского периода и был бы ему действительно достойным памятником.

На мой взгляд (а я напомню, что это взгляд человека, активно выступавшего за восстановление икон на кремлевских башнях — и они-таки восстановлены) — это единственное достойное, нескандальное и непозорное решение данной исторической коллизии. 

Призрак Ленина не должен мешать дальнейшему ходу нашей истории, и то, что в его деятельности было дурного, не может быть канонизировано.

Однако демонстративное надругательство и над ним, и над величием созданной им системы, сделавшей весомый вклад в копилку величия русского народа, — также недопустимо.

Приложение: проекты Советского Пантеона

1. Автор проекта — архитектор А. Власов



Архитектурная мастерская-школа академика архитектуры И. Жолтовского


3. Авторы проекта — архитекторы Г. Захаров и 3. Чернышева при участии архитекторов В. Атанова, Г. Гаврилова, А. Кутыревой, Е. Кутырева, В. Маленковой, В. Нестерова, Е. Розанова, И. Саксельцеза, А, Степанова, Л. Смирновой, В. Шестопалова


4. Автор проекта — архитектор Б. Мезенцев при участии архитекторов И. Евзекова, Г. Даумана, Б. Палуй, Ю. Ранисского, А. Шайхета, В. Романовского, В. Лутиковой, А. Пилихина, В. Дановского, М. Смоляниновой


5. Авторы проекта — архитекторы А. Мордвинов (руководитель), М. Першин, В. Свирский при участии архитектора В. Белявского


6. Авторы проекта
архитекторы Л. Поляков, X. Вулых, В. Пелевин, А. Рочегов при участии архитекторов М. Панькова, И. Самойловой, А. Сорокина, В. Фурсова и художника М. Энгельке


7. Авторы проекта — архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, и Ю. Попов при участии архитекторов Я. Жислина и А. Зайцева


8. Авторы проекта — архитекторы Л. Руднев и П. Зиновьев при участии архитекторов О. Неслуховской, М. Насекина, Я. Камкина, В. Тюрина, Ю. Гнедовского, Н. Стужина, В. Белоусова, В. Музычкина, А. Филиповского 


9. Авторы проекта — архитекторы А. Хряков и 3. Брод


10. Автор проекта — архитектор Д. Чечулин, соавторы — архитекторы М. Боголепов и Л. Наумочева

В общем, моё резюме — по смерти тов. Сталина архитекторы, даже великие, откровенно спустили рукава и над проектом не напрягались, выдав в целом халтуру. А это ведь люди, создавшие высотки....

Удивительно, что никому в голову не пришел самый простой и очевидный ход, а именно — повторить в большем масштабе замысел щусевского мавзолея Ленина.

Причем не столько гранитного, сколько деревянного.



Хотя проект Мезенцева имеет предпосылки для движения в эту сторону.

Большая ступенчатая пирамида, но только нижний ярус в данном случае мог бы быть с колоннадой.

  Было бы и красиво, и аутентично.

Егор Холмогоров

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.2 (18 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

М-да... Но тогда добрая половина кладбища Новодевичьего монастыря освободится. А процесс перезахоронения?? И по каким критериям определять/взвешивать - что у того или иного "красного" больше: положительного (в Пантеон), или отрицательного (..в топку?). Скажем, Фрунзе - Пантеон. А Королев - "красный", или "национальный". Дзержинский - Пантеон или в топку... и т.д. и т.п. Проблема, однако.

[ответить]

Нет всё-же в том, чтобы "пламенных революционеров" в одну кучку рядком прикопать - что-то есть. . . А Королёв, Курчатов, Гагарин, Кошкин (создатель Т-34) - это же люди другого размаха - это наша СЛАВА!!! Так же как и Скобелев, Ермолов, Менделеев, Жуковский, Циолковский, братья Вавиловы . . . и ну только... Это люди примерно одной эпохи(Предсоветской и Советской), но одни СОЗИДАТЕЛИ, а другие Разрушители - и было бы в общем-то неплохо дать миру и будущим поколениям понять, как мы оценили их деяния.

[ответить]

Идея хорошая и обсуждаемая, только сам Мавзолей я бы не трогал, он "врос" в Красную Плошадь, а вернуться в "домавзолеевские" времена всё-равно невозможно.

[ответить]

Попалась как-то мне ещё при советах газета"Известия" за 8-е или 9-е марта 1953-го года с этим постановлением.Был немало удивлён самой оригинальной идеей(додумались,учитывая всю похоронную запарку).Вот тогда и надо было делать..А сейчас "не прокатит".Может в будущем..

[ответить]

Если это русский национализм, его самое страстное желание и его видение пути возрождения России, то что тогда еврейская неуживчивость, страсть поучать, направлять, мутить воду, сеять раздор. Одно и то же, только в профиль.

[ответить]

господа, обратите внимание на почётный караул у "могилы" Гагарина: когда у страны были реальные технологические достижения, форма одежды караула была скромная. и посмотрите сейчас на президентский полк или как его там - вернулись в прошлое, и не к Николаю 2-му, а к Александру 1-му. хорошо, не к Павлу. что до остального, то я полагаю, что зикурат должен быть разрушен.

[ответить]

"Хорошо, что не к Павлу" - простите, Вы какие претензии имеете к Павлу Петровичу?

[ответить]

к Павлу Петровичу никаких. речь в посте шла о совсем других вещах.

[ответить]

Вы правы. Кроме того, это просто обезъяньиченье. Не было в Росси никаких древних, традиционных одеяний. Когда Александр II ввел форму, привычную нам (советская мало от нее отличалась) шапку-шинель-сапоги, то это и был возврат к допетровским временам. Все эти кивера, треуголки, лосины и ботфорты никак не шли к нашим условим. Нынешнее существование потешно наряженных гвардий в Англии или в Ватикане оправдано именно традиционностью их нарядов. Но у нас никаких таких традиций нет и не было. Вилимо, это продолжение создания "символов России" путем натаскивания их муляжей из разных эпох - в итоге они ни советские, ни русские, а какая-то окрошка, всем абсолютно безразличная.

[ответить]

А вот говорят, что наша крестьянская одёжа была персидско-древнеарийской.:) http://www.rus-obr.ru/idea/7031

[ответить]

Претензии к прусским парикам с косичками, выбеленным мукой. Мы же про форму говорим.;)

[ответить]

"...совершенно бесполезным изобретением такой парик не был: в косице скрывался стальной прут, защищавший шею от сабельного удара сзади." хотя фельдмаршал говорил: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не пруссак, а природный русак". «Нет вшивее пруссаков; в шильотгаузе и возле будки не пройдешь без заразы, а головной их убор вонью подарит вам обморок. Мы от гадости (паразитов) были чисты, а ныне они первою докукою стали солдат. Стиблеты гной ногам». с другой стороны, "Павел ввел реальную дисциплинарную и уголовную ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат", прищучил дворян-бездельников, ввёл шинель и запретил производство в унтер-офицерские чины неграмотных. но вообще-то сначала я говорил совсем о другом.

[ответить]

ещё говорят, что генералиссимуса за его слоганы (русские прусских всегда бивали) считали неполиткорректным. правда, про рукопожатость я не выяснил.

[ответить]

прошли сутки, и никто так и не начал меня плющить за шинели. что они введены Павлом, я написал на основе тырнетовских источников. но энц. Брокгауза и Ефрона приписывает это однозначно Александру, а сов. воен. энц. называет 1802 г.

[ответить]

А что, идея хорошая, мне понравилось. И мавзолей туда можно перенести, как центр экспозиции именно Красного Пантеона. Всё равно, рассортировать и ранжировать покойничков - весьма хлопотное занятие. Визгу будет немеряно. Но идею надо обсуждать.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...