Города невозможного

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Длящийся уже не один месяц скандал вокруг превращения «маленького невежды» Незнайки в символ российской экспозиции на Экспо-2010 пришел к логичному завершению - президент Медведев распорядился убрать Незнайку и существенно переработать российский павильон. Как справедливо ответил глава политдепартамента «Единой России» Алексей Чадаев: «А вот то, что в середине Экспо-2010 в Шанхае, нам приходится полностью менять концепцию павильона, при том, что предыдущий был разработан 3 года назад - это позор».

Позора, кстати сказать, могло бы и не быть, если бы к концептуальной проработке содержания павильона отнеслись бы вовремя с должной серьезностью. Отвечавшее за это министерство привлекало специалистов, пыталось формировать креативные группы, которые представили бы другую концепцию. Одним из плодов этой деятельности был и предлагаемый читателям далее текст, написанный автором этих строк в рамках вышеозначенной деятельности.

Текст этот приводится не для того, разумеется, чтобы сказать: «Я лучше и умнее всех», а для того, чтобы, быть может, содействовать более адекватной представленности образа России на будущих всемирных выставках. Ведь было же время, когда и Россия и СССР умели создать масштабный, величественный и привлекательный образ нашей страны, памятником чему служит ставший одним из символов Советского Союза  монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, украшавший павильон СССР на Всемирной выставке в Париже  в 1937 г.

 

Соображения по российской экспозиции Expo-2010


ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА

Основной проблемой участия России во Всемирных выставках в последние годы являлась недостаточная идеологическая продуманность российских экспозиций, осознанная или неосознанная установка на нивелирование национальных, культурных и цивилизационных особенностей России.
Такой подход, проигрышный и на выставках, проходивших в ареале западной цивилизации, будет просто катастрофичен в Шанхае, для китайской целевой аудитории, которая при этом условии попросту не выделит Россию на фоне других европейских стран, а если и выделит, то в чисто негативном смысле, как «не дотягивающую» до уровня наиболее развитых стран.
Достичь же целей в культурной коммуникации возможно лишь обозначив себя как субъект этой коммуникации, показав «лица необщее выраженье». Создать сильный, яркий, запоминающийся образ России и её народа. Именно эта задача должна быть решена при подготовке российской экспозиции в первую очередь.

ЛИНИИ КОММУНИКАЦИИ

Основной целевой аудиторией Expo-2010 будут, прежде всего, жители Китая. Сама выставка должна стать для Китая продолжением блестящих успехов на Олимпиаде-2008 и демонстрацией нового места Китая в мире как динамично развивающейся мировой державы с большими планами на будущее.
Задачей российской экспозиции на выставке должно быть в первую очередь правильное позиционирование России по отношению к Китаю, обозначение ключевых для нас тем в китайском сознании.
О каких темах, прежде всего, идет речь?

1. Пространство
Рост населения Китая, недостаточность ресурсов, давние исторические традиции экспансии делают достаточно напряженной тему границы России и Китая и стратегических интересов Китая на севере. Продвижение Китая в этом направлении осуществляется крайне медленно, осторожно и без всякого авантюризма. Однако, на этом фоне, любое ощущение китайцами демографической и инфраструктурной слабости России, непрочности её положения за Уралом представляет исключительную опасность.

Тема коммуникации: Пространство к северу от Китая не является ничейным, оно занято Россией, причем цивилизационный код русской цивилизации наделяет нас рядом особенностей, которые делают нас приспособленными к существованию в этом пространстве, которое для других цивилизаций будет попросту недоступно.

2. Древность цивилизации
Китай резонно связывает свои успехи в развитии не только с достижениями в модернизации и освоением новых технологий, но и с мобилизацией ресурсов своей тысячелетней культурной традиции, превращением именно традиционных китайских идей, начал и практик в основной ресурс развития. Россия, зачастую, выглядит не только в глазах китайцев или европейцев, но и в наших собственных, как очень молодая и незрелая цивилизация. Её рождение связывается в лучшем случае с эпохой Рюрика, в худшем - с преобразованиями Петра I, а то и вовсе с большевистской революцией. Это искусственное «младенчество» русской цивилизации во многом затрудняет понимание России в Китае, подсознательно внушает китайцам некоторое пренебрежение к «северному соседу» как к варварской стране.

Тема коммуникации: Россия - не молодая, а древняя цивилизация, чья непрерывная эволюция может быть прослежена от древних индоевропейцев и их городов на Урале, через властителей Евразии скифов, до России как славяно-византийской и евразийской державы и культурной общности. Россия - с глубокой древности зона интенсивного цивилизационного строительства на пространстве Северной Евразии и её культура является сгустком тончайшей мистики, продуманного тысячелетнего порядка и творческих достижений.

3. «Левша»
Одной из тем, неизменно вызывающих в Китае интерес к России - это огромная техническая одаренность её народа, технологическое превосходство в сочетании с технологической открытостью русских, готовностью делиться своими достижениями с Китаем. Наше технологическое новаторство является для Китая одним из важных мотивов при поддержании дружбы и сотрудничества. Необходимо укреплять и развивать этот образ России как «технологической старшей сестры».

Тема коммуникации: Россия - страна изощренного технического изобретательства постоянно рождающая новых «Левшей» способных «подковать блоху». Возможности и перспективы России всегда будут создаваться изобретательской фантазией и смекалкой русских на пределе невозможного. При этом для русских обмен изобретениями не инструмент власти, как для Запада, а проявление радости творчества - перенимать у русских лучшее, смотреть на Россию как на огромную изобретательскую лабораторию, выгодно прежде всего для самого Китая.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ «МЕССАДЖ»: «НЕВОЗМОЖНОЕ!»

Задача экспозиции в том, чтобы перевести на китайский знаменитые слова французского маршала Бернадотта: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного!».

Россия как страна сверхъестественных возможностей и сил, превышающих человеческое разумение, страна, которой надо восхищаться, которую надо уважать, у которой необходимо учиться и которой опасно и бессмысленно бросать вызов - такой образ России должен остаться у посетителя российского павильона на выставке.


КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Власть над пространством - Власть над Севером.


Задача - показать исключительные способности русской цивилизации к освоению пространства и, прежде всего, северного, экстремального пространства к которому относятся Сибирь, Дальний Восток, Арктика...
В этом секторе экспозиции должна быть представлена вся история русского исследовательского и колонизационного движения по Северу, Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Должны быть отмечены и крестьянский, и военно-казачий, и первопроходческий характер русского освоения огромных пространств. Должны быть подчеркнуты исключительно высокая скорость продвижения России, цепкость и приспособляемость русских людей, способных жить даже на вечной мерзлоте. Выпукло должны быть показаны техники русского освоения пространства - движение по рекам и северным морям, строительство острогов (острог как первая форма русского городского поселения в Сибири обязательно должен быть представлен во всей красе), затем строительство железных дорог (Транссиб и продолжение - КВЖД и БАМ), создание Севморпути, создание современного образа жизни русских в Сибири и сочетание экстремальности и приспособленности в этом образе жизни.
Исключительное внимание должно быть уделено русским географическим открытиям, исследовательским экспедициям по Сибири и Дальнему Востоку, а также Ледовитому и Тихому Океанам.
С одной стороны, должно быть подчеркнуто исследовательское право России на Сибирь и Дальний Восток через фигуры Ерофея Хабарова, Семена Дежнева, Витуса Беринга, Георгия Невельского, Владимира Арсеньева.


С другой - роль русских исследователей в изучении территории современного Китая - Иакинф Бичурин, Пржевальский, Козлов...
Специальной презентации в рамках выставки проходящей в Шанхае заслуживает идея Русской Океании, то есть совокупности земель в бассейне Тихого Океана от Аляски до Антарктиды, которые были освоены, или открыты, или посещены русскими мореплавателями (Крузенштерн, Беллинсгаузен и Лазарев, тот же Невельской и др.), либо исследователями (Миклухо-Маклай). Идея Русской Океании как сферы культурного влияния России может оказаться для стран АТР достаточно актуальной.
Сводный образ путешествий и открытий, честь которых принадлежит России, может быть представлен в форме большой интерактивной карты.


2. Тысячелетняя страна городов


Раскрытие темы древности и культурного богатства русской цивилизации логичней всего производит через тему города, коль скоро эта тема заявлена на Expo-2010 как основная. Все более-менее помнят про то, что Древнюю Русь скандинавы называли «Гардарики» - «страна городов», однако дальше древнерусского периода история и национальная историческая мифология не уходят, что существенно обедняет русскую цивилизацию, делает её более «мелкой» по сравнению с той же китайской.

План-реконструкция Аркаима

Историю русской городской традиции следует отсчитывать с 4 тысячелетия до н.э., когда на Урале существовали протогородские поселения индоевропейских племен, самым знаменитым из которых являлся Аркаим в Челябинской области. Его древность сопоставима или превосходит древность протогородов Ближнего Востока и Индии и древнее первых следов цивилизации в Китае. Современная историческая и археологическая наука уже с полной ясностью доказали существование наряду с «южным» поясом зарождения мировых цивилизации и «северного», совпадавшего с северным Причерноморьем, Уралом и Южной Сибирью, - именно в этой зоне народы индоевропейского происхождения делали первые успехи в развитии городов и архитектуры, металлургии и средств передвижения.
В данном случае мы ведем речь не только о нахождении на территории России памятников древней цивилизации, но и о прямой преемственности индоевропейцы-славяне-древние русы, которая достаточно ярко отразилась, в частности, в планировке современных русских городов и особенно Москвы, имеющих «аркаимскую» кольцевую структуру.
Расширение «цивилизационного горизонта» представлений о России может быть так же произведено за счет полноправной интеграции в представление о русской истории скифской цивилизации, занимавшей обширные пространства степей Евразии (сегодня это Россия и Украина) от Алтая и Прибайкалья до Приднестровья. Уровень культурного развития и исторического значения скифов порой сильно недооценивается. Между тем, без их помощи греческие города-государства просто не выстояли бы в борьбе с Персией и никакой античности у нас сейчас просто не было. Несмотря на кочевой образ жизни скифы оставили после себя многочисленные города, открытые современными археологами. Именно в скифский период была заложена важнейшая для отечественного градостроительства традиция основания городов на реков.


Достаточно понятна тема эволюции русских городов от Древней Руси до современной России в которой следовало бы выделить две специвльных темы - а. города-остроги Урала и Сибири, опорные пункты русской цивилизации с их особым образом жизни и путями развития - чрезвычайно важна тема воспроизведения в этих острогах на бескрайних сибирских просторах архетипа Кремля; б. города-наукограды, подобные Сарову, как центры военно-технического и научного творчества и концентраторы творческой мысли.


3. Сакральное пространство


Пространство России и, в особенности, русского города является символически насыщенным, сакральным пространством. Каждый русский город мыслился в течение многих столетий как точка связи между мирами - земным и небесным, осуществляемой через храм, икону, литургическое действо. Даже русские пустынные монастыри, развившись, приобретали образы городов-крепостей (причем во многих местах никакого функционального смысла в окружении монастырей стенами с башнями не было - это была форма самоопределения пространства).
Ключевой формой сакрализации русского городского пространства была шатровая архитектура, самобытная, реализовавшаяся только в России, архитектурная форма, принципиально обращенная вовне, к внешнему наблюдателю. Русский шатровый храм был не «убежищем» священного в грешном городе, а, напротив, манифестацией священного, преображающей все городское пространство. И не случайно, что такие образцы русского шатрового зодчества как храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском до сих пор поражают воображение и эстетическое чувство любого гостя России.

Еще одной важной чертой городского пространства России была идея повседневности чуда, которое окружало жизнь наших предков. Особенно ярко это выразилось в традиции поручения защиты и покровительства над городами почитаемым святым и чудотворным иконам Богоматери. История России полна легенд о вторжении священного начала, изменившего судьбу городов. Это как нельзя лучше соответствует заявленной нами центральной теме России как Страны невозможного.

Симон Ушаков. Насаждение древа государства Российского. XVII век. Эта икона достаточно наглядно представляет сакрально-миволическое самосознание русского государства и города - из Москвы, из Кремля, возрастает символическое древо, центром которого является Владимирская икона Божией Матери, считавшаяся главной покровительницей Москвы, а в качестве плодов этого древа изображены святые князья, митрополиты и монахи, сыгравшие выдающуюся роль в становлении русского государства.

Если по каким-то причинам неудобно представить эту тему как чисто религиозную, её имеет смысл представить как культурно символическую - как серию тематических экспозиций «Символы России» в которой представить значение ключевых духовных, культурных и политических символов русской цивилизации - Георгий Победоносец, Покров Божией Матери, Град Китеж, чудотворные иконы, Двуглавый орел и т.д. Визуальные инсталляции и кино-свето-музыкальные композиции могут представить сакральную и символическую основу мощи и процветания России.

Таковы, в самом общем виде, представляющиеся мне первостепенными линии и идеи. Есть еще и разные другие соображения и другие темы, но раздувать ими сейчас записку считаю нецелесообразным.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.4 (10 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

" монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, украшавший павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. ..................... Основной проблемой участия России во Всемирных выставках в последние годы являлась недостаточная идеологическая продуманность российских экспозиций"

Лучше не иметь пока никакой идеологической "продуманности" чем иметь ту что была в 1937г. Вот в чем такие как Холмогоров не отдают себе отчета

[ответить]

Вот он, основной мотив "демократов" - Страх. Лучше ничего не делать, или делать фигню, чем сделать что-то, чего я не знаю, не понимаю, и, главное, не желаю ни знать, ни понимать.

[ответить]

вам милейший билет в америку надо покупать.русский народ впервые за 1000лет получил шанс стать хозяином на своей земле и без ваших советов.г-н чел.

[ответить]

серп и молот - символ созидания материальных ценностей. вот в чём некоторые не отдают себе отчёта.

[ответить]

Егор, я благодарен вам за ту нашу совместную работу, многие ваши предложения либо уже вошли в экспозицию, которая развернутая на базовом ярусе павильона (башни регионов), либо войдет в одновленную версию, включая фильм, в сценарии которого это всё отражено.

[ответить]

Станислав, спасибо,  рад, что из моих разработок что-то пригодилось. Желаю удачи в дальнешей работой над экспозицией )

 

Е. Холмогоров

[ответить]

Ну а чего мы хотели? Дизайн и концепция экспозиции вполне отражают эстетические вкусы нашей "демократической" элиты. Мы смеёмся над "Добрым вечером" и "Новогодними огоньками", думая, что  всё это для "хавающего пипла", но разве на закрытых элитных корпоративчиках выступают не те же самые персонажи? Издевательство над искусством начинает само себя считать искусством, а бутафорский китч - эстетическим образцом, которым можно покорять мир. И представительный конкурс безусловно выдаст результатом плюшевого Незнайку, растоптав демократическим сапогом все тоталитарные устремления к обозначению сакрального пространства.    

  

[ответить]

Цирк с конями: товарищ прапорщик ругает правящих чекистов за "демократичность". Больше тоталитаризма!

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...