Рождество. Политический комментарий к сентиментальному празднику

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Совершенно удивительно, как извратилось современное представление о Рождестве, свелось к набору довольно примитивных сентиментальных картинок.

Удивительно, какое внутреннее расстояние нас отделяет от эпохи, когда был установлен праздник, когда были написаны его службы.

Как это ни парадоксально звучит, но для позднего Рима и Византии Рождество было самым политизированным праздником, который как никакой другой содержал массу самых актуальных идеологических и политических смыслов.

для позднего Рима и Византии Рождество было самым политизированным праздником Потом это позабылось.

Отчасти потому, что пала под ударами латинян и агарян Византия, отчасти потому, что наше собственное христианство заменилось «общехристианством».

Прежде всего, Рождество соперничало и победило языческий праздник Непобедимого Солнца, Sol Invictus, который справлял в качестве императора язычников еще св. Константин. Если мы вспомним о значении солярного культа у индоевропейцев, о том, до какой степени наши далекие предки именно солнце рассматривали как источник жизни и благодеяний, нам станет понятна вся важность случившегося религиозного и мировоззренческого переворота.

Христос — единственное истинное Солнце Правды. Его Рождество не случайно следует за солнцеворотом, принося на землю жизнь и свет Истины. При этом Христос — истинный владыка, источник власти и побед.

Солнечная символика Рождества выражала ту идею, которую с настойчивостью проводили отцы IV–V веков — от Григория Богослова и до Августина. Только Христос является истинным источником могущества и побед, а не творения и не ложные боги.

Эту идею развивал второй мотив праздника. Мотив переписи при императоре Августе.

Обстоятельства Рождества, которые современный сентиментализм связывает с какой-то приниженностью, изгнанничеством, беженством (хотя этот мотив уместен в связи с бегством в Египет, а никак не с Рождеством), в древней Церкви понимались как излияние Божией благодати на Римскую империю. Именно в ней, именно под мирской властью кесаря, упразднившего многоначалие, соизволил родиться Царь Небесный.

Единая Римская империя была как бы провозвестником и мирским сосудом для благодати христианского учения. В христианской литературе этот тезис проводится очень последовательно с первых веков.

II век. Мелитон Сардийский.
«Наша философия окрепла и утвердилась сначала у варваров; расцвет же ее у твоего народа приходится на великое царствование Августа, твоего предка. Она принесла счастье твоей империи: с тех пор росли и мощь, и слава Рима. Ты желанный наследник их и пребудешь им вместе с сыном, храня философию, которая возросла вместе с империей и получила начало с царствованием Августа; предки твои чтили ее, как и прочие религии. А вот неоспоримое доказательство, что на благо счастливо начавшейся империи росло и крепло наше учение: начиная с царствования Августа на Рим не надвигалось никакой беды, наоборот, по молитвам всех все было прекрасно и славно. Только Нерон и Домициан, подстрекаемые какими-то злодеями, пожелали оклеветать нашу веру и с тех пор, по бессмысленному обычаю доносить, на нас льются потоки лжи. Твои благочестивые предки старались исправить это невежественное представление: часто отправлялись письменные выговоры тем, кто осмеливался вводить какие-то новшества относительно христиан».

III век. Ориген.
«Цельс говорит: "Ведь и Сыну Божию надлежало поступить точно так же, как и солнцу, которое, освещая все прочие вещи, прежде всего само делается видимым". Но мы именно и утверждаем, что Иисус поступил таким образом. Во дни его процветет праведник и явилось обилие мира, начавшись с момента Его рождения. Бог предуготовил народы к Его учению и устроил так, что римский царь стал господствовать над всем миром. Ведь если бы было много царств, тогда и народы оставались бы чужими друг другу; тогда и исполнение приказания Иисуса: идите и научите все народы, — приказание, которое дано было апостолам, было бы соединено со значительными затруднениями. Известно, что рождение Иисуса последовало в правление Августа, который слил — если можно так выразиться — многочисленные народы земли в одно царство. И это было важно потому, что существование многочисленных царств, конечно, послужило бы препятствием в деле распространения учения Иисуса по лицу всей земли не только по вышеуказанной причине, но еще и потому, что тогда народы были бы вынуждены вести войну и защищать отечество, как это действительно и было перед временами Августа и особенно в еще более отдаленные времена, когда один народ должен был вести войну с другим народом, как, например, пелопонесцы с афинянами. Итак, каким же образом это учение мира, не допускающее даже мести за обиды врагов, могло одержать победу, если бы только пришествие Иисуса не изменило земных отношений и не привело бы их в состояние уравновешенности».

IV век. Григорий Богослов.
«Государство христиан и римское государство выросли одновременно и римское превосходство зародилось с призванием Христа на земле, а до этого никогда не достигало монархического совершенства».

IX век. Кассия Константинопольская. Стихира Рождества.
Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста:
И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися.
Под единым царством мирским гради быша,
И во едино владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым,
Написахомся вернии именем Божества Тебе вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Так что праздник Рождества был не только праздником прихода Бога в мiр, но и приходом Царя Небесного с благословением царству земному, которое было приготовлено, чтобы сохранять Его учение как драгоценное миро.

С Рождеством Христовым!

Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разумный, в нем бо иже звездам служащии, звездою поучахуся, Тебе кланятися, Солнцу праведному, и Тебе ведети свыше Восток. Господи, слава Тебе.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 2.9 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Всех Рождеством Христовым! Мир всем!

[ответить]

Что за чушь ?!...

[ответить]

с Рождеством!

[ответить]

Привет всем! С Рождеством Вас!

Чем мне нравится Холмогоров, так это содержательностью текстов. Т.е. с ним можно, иногда, четырежды не соглашаться, но читать всегда полезно.

Именно так. Если мы не наполняем Рождество политическим содержанием, то имеем лишь сентиментальную детскую сказку о рождении младенца в укрытии для овец.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...