Я увидел живого Тихонова, сидящего за соседним столиком. Мы начали разговаривать через столик...

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

На 82-м году жизни в Москве скончался великий русский актер Вячеслав Тихонов.

У меня есть личное воспоминание о Вячеславе Тихонове. Я видел его два раза в жизни. Первый раз — это было очень яркое воспоминание. Мне было три года, моя мама работала на киностудии имени Горького, где снимались «17 мгновений весны».

Мама взяла меня на работу, и я увидел живого Тихонова, сидящего за соседним столиком. Мы начали разговаривать через столик. Он был очень дружелюбен, но я был ужасно испуган — маленький, стеснительный мальчик, увидевший киногероя.

Тем не менее, наш разговор я помню, как помню и то, что сказал потом маме: «Мама, я не пойду больше с тобой на киностудию, потому что вдруг я там еще живого Брежнева увижу».

Вообще это был ярчайший актер, причем образ Штирлица — это было далеко не единственное, что он создал в кино. У него был образ интеллигента, находящегося в крайне тяжелой внешней ситуации.

Любой человек — не важно, при какой власти он живет — оказывается наедине с той машиной, на которую он работает. Речь идет о корпорации, о государстве: всегда бывают люди, которые должны подчиняться системе, но которые пытаются отстаивать свою позицию.

Каждый человек в мире, который Макс Вебер назвал «железной клеткой инструментальной рациональности», в мире, в котором человек не понимает конечной цели своих действий, пытается перестать быть инструментом в системе, а стать субъектом.

Элемент тоталитаризма существует всегда внутри большей части современных структур. Поэтому образ, который создал Тихонов, будет всегда психологически значим для всех людей, независимо от политического строя.

В России всегда была тяга к викторианству, тяга к внутреннему порядку, к жесткому подчинению норме, самоконтролю. Два самых популярных образа в СССР — тихоновский Штирлиц и ливановский Шерлок Холмс. Это были внутренне собранные аскеты, действующие по правилам.

Надо вспомнить и образ аристократа в «Войне и мире» и образ, который воплотил Тихонов в фильме «Белый Бим, черное ухо». Был у Тихонова и образ безвольного интеллигента, и образ просвещенного КГБшника, истинного офицера контрразведки.

Поздние роли Тихонова были отличны от образа Штирлица. Видно, что постоянная тяга Тихонова к маске Штирлица — не более чем маска. Сам актер, конечно, был далек от того образа аскета и холодного рационалиста.

Но вне зависимости от того, насколько это так, интеллигенты, которых сыграл Тихонов, и к числу которых я отношу себя, стремятся к образу Штирлица.

Мне нравится образ упорядоченного поведения, который мы видим у Тихонова. Викторианское поколение людей поздней советской власти не случайно выбрало Штирлица любимым персонажем.

Борис Межуев, руководитель проекта «Русский журнал»  

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (5 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Самый любимый артист :о( Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Вячеслава. Да что же они всё мрут и мрут...

[ответить]

Это он сейчас стал вдруг актером одной роли. А для нас - это и "Война и мир", и "Доживем до понедельника", и "Дело было в Пенькове", и "Мичман Панин" и мн. др. Царство небесное новопреставленному Вячеславу. Упокой, Господи, душу раба Твоего, идеже присещает свет Лица Твоего.

Уходит цвет народа, цвет России... И ничего не сделать...

[ответить]

земля ему пухом

уходит эпоха, что бы там кто ни злопыхательствовал насчёт совка.

немного не по теме: смотрел "они сражались за Родину", полная реставрация изображения и звука. отсутствует рассказ Никулина о своей окопной болезни, сцена "вот и вырыли мы последний окоп нашему лейтенанту", сцена "сапоги оставь, чума в очках". я в гневе.

[ответить]

Я тоже часто замечал, что в отреставрированных фильмах изчезают эпизоды. Горе-реставраторы берут на себя смелость решать что можно выкинуть, а что оставить. Хочется оторвать кому-то его дурную голову.

[ответить]

я скептически отношусь к конспирологии, но в данном случае так и хочется сказать: ух, гниды

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...