Антикризисный авиасалон

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Посещение раз в два года российского авиасалона в Жуковском, начиная с «Мосаэрошоу-1992», успело стать стилем жизни миллионов россиян, которые зачастую приезжают смотреть выступления авиационных групп целыми семьями. Эту традицию, конечно же, не могут нарушить происшествия, в том числе и трагические, которые временами случаются на подобных мероприятиях во всем мире. На этот раз трагический инцидент произошел ещё до открытия авиасалона: во время отработки выступления в воздухе столкнулись два самолета Су-27 эскадрильи «Русские витязи». В столкновении погиб командир эскадрильи полковник Игорь Ткаченко.

Всё же, если задуматься, почему пилотажные выступления привлекают так много внимания, понимаешь, что одна из причин — это связанный с выполнением фигур высшего пилотажа смертельный риск. Ну а реальный риск не бывает без того, чтобы время от времени не происходили инциденты, иначе это уже не риск. Однако печально, что за зрелищность временами кто-нибудь расплачивается своей жизнью, даже если такова цена.

В этом году, несмотря на кризис, «МАКС-2009» обещает быть достаточно интересным. Хотя американцы и европейский Airbus решили не посылать свои натурные образцы в Москву в целях экономии, российские производители авиатехники будут представлены в обычном объёме. В гражданском секторе безусловным фаворитом станет демонстрация нового российского регионального авиалайнера «Сухой Суперджет-100», созданного и запущенного в производство в невиданные для новой России кратчайшие сроки. Речь идет о двух предсерийных образцах, участвующих в последних испытаниях самолета перед началом серийного производства.

В военном секторе будет представлено около 20 натурных образцов боевой техники, включая стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Среди самолетов тактической авиации для специалистов и глубоко интересующихся боевой авиацией наиболее интересно, на наш взгляд, семейство МиГ-29/МиГ-35, поскольку эта модель в настоящее время участвует в труднейшем индийском тендере, и испытательные полеты конкурентов в Индии уже начались. МиГ-35 —по графику испытаний второй в списке из шести претендентов. Первым испытывается американский истребитель F/A-18E/F «Super Hornet». По окончанию испытания самолетов двух первых претендентов будет 5-месячный зимний перерыв, после чего начнут демонстрацию летных характеристик европейцы: англо-германский «Еврофайтер», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен». Затем каждый претендент продемонстрирует свои возможности по применению вооружения на полигонах в странах-производителях.

МиГ-29ОВТ обязательно будет на экспозиции «МАКС-2009», а МиГ-35 — увы, нет, поскольку планер активно готовится к перелету в Индию. На МиГ-29ОВТ установлены двигатели с отклоняемым в трёх измерениях вектором тяги — одна из «фишек» российского самолета на индийском тендере, которая, как рассчитывают его создатели, может склонить чашу весов в пользу россиян. Этот двигатель — единственный в своем роде, поскольку на других серийных боевых самолетах с отклоняемым вектором тяги — американском F-22 и российско-индийском Су-30МКИ — отклонение сопла происходит лишь в одной, вертикальной, плоскости, что снижает эффективность применения. Такой двигатель может быть установлен на серийном МиГ-35, если того пожелает заказчик.

Ещё более существенно другое: развитие военных авиационных технологий в интересах инозаказчиков может существенно помочь собственно российским вооруженным силам, если, конечно, громкие заявления о планируемых закупках «десятков» самолетов МиГ-35 для ВВС России не останутся вновь, как это уже неоднократно бывало в прошлом, пустым звуком. По оценкам разных специалистов, российская авиация подошла к тому пределу, когда либо наконец в достаточно массовом количестве начнёт закупаться новая боевая техника, либо авиация прекратит своё существование как значительный вид вооруженных сил, способный выполнять поставленные задачи и поддерживать наступление сухопутных сил.

Дело в том, что ресурс значительной части российской авиатехники — на исходе. А это — около двух тысяч самолетов, которые следует либо списать вместе с летным составом, либо найти адекватную замену. Недавние проблемы, связанные с разрушением конструкции самолетов тактической авиации МиГ-29, после чего весь парк этих самолетов был прикован к земле, показали, что критическая точка близка. Хотя в 90-е годы самолеты летали очень мало, и часть ресурса удалось сэкономить, теперь, когда во всей армии начались активные боевые учения, оставшаяся часть ресурса быстро подходит к концу.

Для тех, кто не знает, напомним: такой самолет, как МиГ-29 советских модификаций имеет основной ресурс по планеру 2500 летных часов или 20 лет службы. После этого срока самолет бессмысленно даже модернизировать, а можно только списать. Это — сотни самолетов такого класса, которые должны быть списаны в самое ближайшее время. Пока что им на смену идут лишь пара десятков самолетов МиГ-29СМТ, от которых отказался Алжир.

Если на боевых самолетах западных стран программное обеспечение модернизируется примерно каждые 3-4 года, электроника заменяется каждые 5-6 лет, а в середине жизненного цикла (через 15 лет) самолет проходит более глубокую модернизацию со сменой двигателей на более экономичные и мощные, то на российских самолетах это делается спорадически и в штучных количествах. Никакого существенного влияния на боевой потенциал ВВС это, конечно, оказать не может. Интересно, что никаких сдвигов за последние 8 лет предкризисного процветания и колоссального бюджетного профицита тут не произошло, и дело ограничивалось лишь громкими заявлениями и визитами высших должностных лиц в части ВВС и на авиазаводы.

Но дело на самом деле ещё серьёзней: продолжение использования самолетов советской постройки, даже если поставить в них полностью новую электронную начинку (чего на практике не делается), затруднительно из-за чрезвычайно высокой стоимости их обслуживания и эксплуатации. Дело в том, что горючее и человеческий труд в СССР был значительно дешевле, а готовность тратить деньги на оборону выше, что позволяло эксплуатировать в массовом количестве расточительные авиадвигатели и самолеты, требующие частого ремонта.

Если сравнить с показателями затратности поддержания парка советских моделей МиГ-29 и парка американского самолета F-16, то американец  оказывается почти в 3 раза более экономичным. В одном из исследований были приведены следующие цифры на основании эксплуатации в Восточной Европе в середине 90-х: цена МиГ-29 — около $25.000.000, цена F-16 — $18.600.000. Ресурс планера МиГ-29 — 2500 часов, или $10.000 за час. Ресурс планера F-16 — 8000 часов, или $2.325 за час. Таким образом, по этому показателю американец оказывался кратно дешевле советского самолета. Если же учесть все части поддержания жизненного цикла, включая амортизационные расходы, то советский МиГ-29 оказывался почти троекратно дороже американского истребителя аналогичного класса: с учетом всех цифр стоимость полетного часа составляла около $15.500 для Миг-29 и около $5.900 для F-16. Неудивительно, что советская экономика не выдержала подобной расточительности и развалилась...

Из-за столь высокой затратности авиапарка советской постройки на старых самолетах невозможно полноценно готовить летчиков. Ведь для подготовки пилотам нужно постоянно много летать. Если следовать этим расчётам, стоимость летной подготовки одного пилота истребителя составляет в России примерно $3.440.000, а в США — $991.200 — то есть в три раза дешевле!

Выход может быть найден лишь при ускоренном переходе на новую технику. Так, поддержание парка глубоко модернизированных истребителей МиГ-35 обойдется стране в 2,5 раза дешевле, чем МиГ-29 советской постройки. А это по соотношению цена-качество уже вполне на уровне лучших американских образцов. И это при том, что МиГ-35 более эффективно способен решать боевые задачи и имеет значительно больший круг выполняемых задач.  Таким образом, при поступлении в части значительного числа новых самолетов численность авиации может быть несколько сокращена при параллельном повышении боеспособности. А подготовка летчиков — значительно усилена.

Другой путь повышения эффективности затрат на ВВС страны: частичный переход к беспилотным системам. Цель: решать беспилотниками все те задачи, которые они могут решить, а для пилотируемой авиации оставить лишь тот круг задач, который невозможно решить беспилотными системами. Подготовка оператора боевого беспилотника, управляющего своим боевым средством на значительном удалении, обходится в разы дешевле подготовки боевого летчика пилотируемой авиации. Также — один оператор БПЛА может контролировать выполнение полетного задания до десятка летательных аппаратов. Другая, ещё более благородная цель: радикальное снижение боевых потерь. Риск потери жизни практически сведен к нулю (если не брать в расчет несчастные случаи и удар противника по командному пункту).

Россия не может больше себе позволить оказываться неготовой к каждой новой войне. Абсолютно все основные мировые конкуренты и соответственно — потенциальные противники России обладают большим, чем у России, демографическим потенциалом и большими возможностями промышленного воспроизводства. Если в прошлом её частично выручали огромные людские ресурсы, то теперь они исчерпаны, а наше пробуждающееся национальное самосознание всё настойчивее говорит о том, что жизни русских солдат нужно беречь. Таким образом, страна должна сделать ставку на эффективность, что означает опережающее конкурентов развитие самых передовых военных технологий. Беспилотные автоматизированные ударные системы, объединенные в интеллектуальные сети — единственная на данном этапе возможность для России компенсировать качеством недостаток количества и обойти конкурентов на новом технологическом вираже.

Россия — просто вынуждена быть инициатором  и в будущем стать лидером технологической гонки в военной области, что требует полного пересмотра традиционных, складывавшихся столетиями оборонительных установок госполитики и военных доктрин. Поэтому, если вы пришли на МАКС, чтобы просто отдохнуть и расслабиться, идите смотреть выступления пилотажных групп. Но если вы пришли туда, чтобы понять, какой будет российская авиация через 20-30 лет, идите в павильоны и ищите там небольшие, временами неказистые летательные аппараты. За ними будущее.

Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Грустно, но все же интересно:

http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/235/

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...