Московский Патриархат: не нужен нам Фанар турецкий…

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Константинопольский Патриархат веками считал, что все православные приходы во всем мире при неопределенном каноническом статусе должны автоматически переходить под его юрисдикцию, поэтому регулярно претендует на храмы Русской Зарубежной Церкви, не говоря уже о том, что к самому феномену РПЦЗ всегда относился резко отрицательно. Но теперь патриарх Варфоломей не может не понимать, что после прихода такого активного церковного политика, как патриарх Кирилл, Русская Церковь ещё более укрепит свои позиции. В районе Фанара должны понять, что сейчас не XV век, а XXI, и православно-политическая карта мира существенно изменилась.

После встречи 4 июля с Константинопольским Патриархом Варфоломеем Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил: «Сегодня мы рассмотрели все стоящие на повестке дня наших двусторонних отношений вопросы сквозь призму тех принципиальных решений, которые были достигнуты всеми Православными Церквами в октябре прошлого года». Речь идет о том, что ещё в октябре 2008 года возобновились переговоры о возможной подготовке Всеправославного Собора.

На данный момент впервые возникает надежда, что отношения наших патриархатов улучшатся, и вовсе не за счет сдачи тех или иных позиций Московского Патриархата, а за счет осознания иерархией Константинопольского Патриархата давно сложившейся ситуации в православном мире.

Напомню, что Московский Патриархат и Константинопольский Патриархат — это два геополитических полюса единого православного мира, между которыми давно нарастало заметное напряжение, поскольку возможности первого всё время увеличивались, а второго, наоборот, уменьшались. Но так как Константинопольский Патриархат до сих пор сохраняет статус «Вселенского Патриархата», что было совершенно естественно во времена Византии и, по моему глубокому убеждению, абсолютно противоестественно после её завоевания турками-мусульманами, то его формальное влияние остается в силе.

Необходимо точно понимать, что на сегодняшний день паства Константинопольского Патриархата — это всего 2 миллиона человек, причем подавляющая её часть приходится на греков, живущих в Америке, и на негреческие приходы в Западной Европе, потому что сам патриархат находится в полуоккупированном положении в районе Фанар города Стамбула. Соответственно, мы должны смотреть правде в глаза и констатировать простой факт: Константинопольский Патриархат не может быть не то что «вселенским», но хоть сколько-нибудь существенной силой на международной арене. Весь потенциал «Фанара», как его ещё называют, зиждется на греческом лобби в США и заинтересованности самих США в его существовании как противовеса Москве.

Поэтому дважды зависимый, как от Турции, так и от Америки, Константинопольский Патриархат вынужден проводить дестабилизирующую политику в православной ойкумене. В частности, известно его одобрение действий НАТО в Сербии, высказанное от лица его ведущего идеолога — епископа Пергамского Иоанна Зизиуласа.

Лично я очень уважительно отношусь к этому иерарху как   выдающемуся православному богослову-персоналисту, который, кстати говоря, развивает традиции русской школы неопатристического синтеза, но его церковно-политическая позиция абсолютно неприемлема и может свидетельствовать об одном из двух — либо о колоссальной политической ограниченности греческого иерарха, далекого от реального политического процесса, либо об элементарной русофобии, к сожалению, свойственной некоторым представителям Константинопольского Патриархата, которые никак не могут смириться с возвышением Москвы.

Понятно наше ответное раздражение их позицией, но все-таки я считаю, что мы должны им занудно и подробно разъяснять, что в нашем возвышении нет никакого этнополитического мотива, что мы исповедуем ценности того же Вселенского Православия, что и они, но нужно, наконец, открыть глаза на реальную диспозицию в православной ойкумене. А реальная диспозиция заключается в том, что Московский Патриархат — это крупнейшая Поместная Православная Церковь мира, порядком превосходящая все остальные Поместные Православные Церкви вместе взятые. При этом с тех пор, как наша Церковь получила свободу, начала усиливаться её миссионерская активность, которая будет только укреплять её международное положение.

Неслучайно патриарх Кирилл обратил внимание на одно, казалось бы, совершенно незаметное до сих пор обстоятельство: «Мы говорили сегодня и о новой реальности, которая складывается в Турции: в течение летнего периода около двух миллионов наших соотечественников посещают эту страну; десятки тысяч россиян живут в ней на постоянной основе; здесь очень много смешанных браков. Вот почему возникает вопрос пастырского окормления этих людей. Турция является канонической территорией Константинопольского Патриархата, и мы сегодня, полагаю, нашли общий правильный подход для разрешения проблем, связанных с окормлением русских, русскоязычных православных, проживающих в Турции».

Действительно, русское присутствие в Турции — это уже факт современной картины мира, и Константинопольская Церковь просто физически неспособна окормлять наших соотечественников, оказывающихся там. Конечно, было бы очень неплохо, если бы Константинопольская Церковь почувствовала русский фактор в своих храмах, да это со временем и неизбежно произойдет, но им все-таки нужны русские приходы.

При этом тема русских в Турции, до сих пор никем не поднимая, — это лишь одна из тем наших отношений. Константинопольский Патриархат считает, что все православные приходы во всем мире при неопределенном каноническом статусе должны автоматически переходить под его юрисдикцию, поэтому регулярно претендует на храмы Русской Зарубежной Церкви, не говоря уже о том, что к самому феномену РПЦЗ он всегда относился резко отрицательно. Также он пытается выступать третейским судьей в наших проблемах с Румынской или Грузинской Церквами, как будто патриарх из Стамбула — это «восточный папа», который может определять, кто прав, а кто виноват в православном мире.

Между тем только в прошлом году наступило определенное прояснение наших отношений, когда по прибытии на Украину в честь тысячелетия Крещения Руси патриарх Варфоломей отказался благословлять создание единой поместной Церкви на Украине, фактически подтвердив анафему киевскому лжепатриарху, господину Денисенко.

Я позволю себе усомниться в искренности этого справедливого шага со стороны патриарха Варфоломея, уж особенной ревностью о канонах Константинопольский Патриархат давно не отличался, и о его реальном экуменизме известно всему православному миру. Скорее всего, патриарх Варфоломей просто начал понимать реальное значение Московского Патриархата, чувствовать его влияние и поэтому пошел единственно верным путем.

Мне вообще не очень понятно, на что после этого рассчитывают братья Ющенко, мечтающие о легализации киевской лжепатриархии. Также патриарх Варфоломей не может не понимать, что после прихода такого активного церковного политика, как патриарх Кирилл, Русская Церковь ещё более укрепит свои позиции. В целом очень бы хотелось надеяться, что в отношениях между Православными Церквами христианская трезвость возобладает над политическими амбициями. В районе Фанара должны понять, что сейчас даже не XV век, а XXI, и православно-политическая карта мира существенно изменилась
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.3 (3 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Может кто растолкует почему киевская патриархия — лжепатриархия? Она не соблюдает каноны, у них другая библия?

[ответить]

Давайте я себя патриархом объявлю. Каноны буду соблюдать и от Библии ни на шаг не отступлю. Следует и меня признать патриархом?;)

[ответить]

Ну.. если Вас признает от 10 до 14 млн. верующих (http://ru.wikipedia.org/wiki/Украинская_православная_церковь_Киевского_патриархата) то наверно да... 

[ответить]

Да, они именно что не соблюдают каноны, причём в довольно вызывающей форме. Со всеми вытекающими последствиями в виде безблагодатности. Например, у их "патриарха" была гражданская жена, а когда она умерла - он отпел её в храме "клятой" РПЦ МП...

Делайте выводы.

[ответить]

И что? Наш патриарх торговал водкой и сигаретами и ничего, а что гражданскую жену в храме РПЦ МП отпел так скорее всего по ее же просьбе, честь и хвала ему что перешагнул над «политикой». Криминал о в чем? 

[ответить]

И всё бы хорошо, если бы опять не этот червячёк неуверенности, холопского самооправдания перед барином, когда товарищам "дважды зависимым, как от Турции, так и от Америки,... весь потенциал которых зиждется на греческом лобби в США и заинтересованности самих США в его существовании как противовеса Москве... мы должны занудно и подробно разъяснять, что в нашем возвышении нет никакого этнополитического мотива, что мы исповедуем ценности того же Вселенского Православия".

Видимо, они должны будут, в свою очередь, убедить в этом госдепартамент и получить разрешение на пол-шага навстечу нам. Не легче ли сегодня поговорить с тов. Бараком напрямую?;)

[ответить]

Вот это-то и отталкивает от православия нормальных русских людей =...мы должны занудно и подробно разъяснять, что в нашем возвышении нет никакого этнополитического мотива, что мы исповедуем ценности того же Вселенского Православия...=

То есть, примерно тому, что в ЦРУ есть "Русский отдел", так и в глобализаторском плане РПЦ - всего лишь "русский отдел" Вселенского Православия для "окормления русских", и насаждения среди них христианских ценностей. Умные люди давно просекли эту фишку.

А Бог - всего лишь разменная монета в политике "окормляющих"...

[ответить]

Вы не почувствовали главного, что Вселенское православие сегодня - это на 90% Русское православие. И отказываться добровольно от такого козыря сегодня - есть политически крайне недальновидный шаг.

Осталось дело за малым - распространить своё влияние любыми методами, пусть даже и финансовыми, на Константинопольский патриархат, для "легитимизации" доминирования РПЦ. Неужто уж мы в ентом вопросе не сможем посоревноваться с двумя миллионами американских греков?;)

Просто советская власть этим вопросом не занималась.

[ответить]

Дмитрий (witeman), 07/07/2009 - 11:45 =...И отказываться добровольно от такого козыря сегодня - есть политически крайне недальновидный шаг...=

Я не спорю с Вами - политика очень грязная и очень циничная штука, она намного циничнее даже всех крайних взглядов отдельно взятых закоренелых циников. Беда в том, что когда этот цинизм проступает наружу - становится просто невмоготу.

Вы дали, возможно сами того не подозревая, очень точное формулировку политики (Дмитрий (witeman), 07/07/2009 - 11:45 =...дело за малым - распространить своё влияние любыми методами, пусть даже и...=)

Я намеренно оборвал Вашу фразу и вырвал её из контекста, потому так это получилось даже ещё точнее и универсальнее - дела церковные лишь часть политики, целиком и полностью соответствующие её общему духу и её свойству:

...распространить своё влияние любыми методами... ...ЛЮБЫМИ МЕТОДАМИ...

[ответить]

Предлагая "не делать вид", Вы, фактически, предлагаете "идти с открытым забралом", т.е. это всё равно, как если бы какой-нибудь американец предлагал своему президенту "не делать вид", что он отстаивает "универсальные" ценности демократии и свободы, а честно признаться, что продвигает именно американские интересы. Это идеализм.

На мой взгляд, выход в другом, в том, чтобы найти, наконец, синтез православных и русских "этнополитических" представлений, в котором они станут неразличимыми синонимами. Всякая культура зарождается и выражает себя именно и только в религиозных формах, другого пути история не предусматривает. Русская культура может себя проявить или в православии, или в какой-то новой религии. Есть ли причина для того, чтобы идти по второму пути? Я не вижу.

[ответить]

А меня например воротит, когда веру в Бога называют геополитическим козырем. «"легитимизации" доминирования РПЦ»... финансовыми методами... Вы хоть сами себя слышите? А потом еще обижаетесь что РПЦ - ЗАО РПЦ называют. 

[ответить]

Геополитический козырь не вера в Бога, а церковь, как организация, имеющая влияние на миллионы верующих. Прошу мои слова рассматривать не как позицию Церкви, и даже не как позицию верующего, а именно как мою личную политическую оценку. Тем паче, что лично я старообрядец, а потому РПЦ за мои слова уж точно отвечать не обязана.:)

[ответить]

А вы желаете видеть масонов в качестве определяющей геополитической силы.Не ужель не надоело? Как же модно всё русское ненавидеть.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...