Дресс-код преткновения

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Будучи, в строгом смысле слова, "светским человеком", я тем не менее всегда с интересом прислушиваюсь к словам, исходящим от Русской православной церкви. РПЦ  — единственная по сути живая и активно действующая общерусская общественная институция, и от неё естественно ожидать особой ответственности перед русским народом. Всегда интересно, в какую сторону развивается религиозная идея, но особенно в случаях, когда это развитие приобретает резонансные формы, затрагивающие нацию в целом.

На этот раз глава Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества протоирей Чаплин, как кажется, задел общество "за живое":

"Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)".

Надо понимать, его предложение состоит в "софийном" принятии народом, как верующими, так и неверующими, определенной поведенческой установки, требующей от женщин большей скромности в одежде. Я думаю, священник не имел в виду, например, такую ситуацию, в которой посещающие церковь женщины стали бы каждый день одеваться так, что по внешнему виду напоминали бы монашек. В этом случае, как мне представляется, раскол между светской и религиозной частью общества только углубился бы. "Православными" стали бы считать только тех, кто придерживается соответствующего дресс-кода. Не думаю, что в этом случае найдётся много женщин, согласных принять такое условие, чтобы считаться православными. Не думаю также, что протоирей Чаплин заинтересован в подобной ситуации. Ведь православная вера хороша до тех пор, пока она объединяет русский народ, а не раскалывает.

Исходя из анализа ситуации в других странах, нам представляется, что поддержание дресс-кода в современном обществе возможно лишь в достаточно узких рамках хорошо организованной общины, отделённой от остального общества устойчивыми социальными перегородками. Например, в Израиле, когда выходишь на улицу, создаётся впечатление, что попал в настоящий человеческий "зоопарк": представители еврейских религиозных общин заметно отличаются друг от друга по стилю одежды: особому виду головного убора, цвету чулков, форме обуви, а также по характеру стрижки. Мусульмане и арабы-христиане имеют свои знаки отличия, бедуины — свои.

Тенденция демонстрировать свою общинную принадлежность затрагивает в этом эпицентре религиозного сектантства не только религиозные и традиционные группы. Светские люди демонстрируют свои разновидности дресс-кода. Основной принцип его следующий: не быть похожим на религиозных. Для чего это делается? Вероятно, для того, чтобы, не дай бог, не быть заподозренным в "нездоровом" интересе к религии, или в желании сменить политическую ориентацию. Светские восточные евреи одеваются не так, как ашкеназы, а светские арабы — не так, как евреи, "левые" и "коммунистические" киббуцники не так, как "капиталистические" мошавники. Поэтому девочку, надевающую платье ниже колен с длинным рукавом, в Израиле никогда не примут в светскую школу: дресс-код этого не допускает.

Социальный смысл такого маскарада в том, чтобы жизнь человека от рождения и до смерти проходила в рамках определенной этно-религиозной общины, была бы ровной и предсказуемой. Люди в этом оплоте сектантства рождаются в семье, принадлежащей к определенной общине, ходят в детский сад соответствующего направления, затем в школьную систему, контролируемую светской или религиозной общиной, потом с большой вероятностью —  голосуют за политическую партию, "крышующую" членов данной общины и выбивающую из бюджета деньги на нужды её культурной и биологической репродукции. Члены общины приписаны к одной больничной кассе, держат деньги в одном — общинном банке, работают на подконтрольных членах общины предприятиях и, прожив свою жизнь "в мире и достатке", с большой вероятностью лягут рядом на кладбище.

Если ты не вхож в эту систему, ты "проиграл", твои шансы продвинуться в жизни, не имея поддержки общинной мафии, значительно уменьшаются. Очевидно, в подобной ситуации у людей имеется немало прагматических доводов, чтобы придерживаться соответствующего дресс-кода. Могут ли найтись аналогичные причины у русских в России, я сильно сомневаюсь. Также мне не кажется вероятным, что православная церковь заинтересована в социальной изоляции своей паствы путём навязывания её некого особого дресс-кода…  

Поэтому, как мне кажется, смысл предложения протоирея не в том, чтобы ввести некий дресс-код, отличающий верующих православных от всех других, а в том, чтобы некая форма "православной" женской моды, включающая в себя длинные юбки, закрытые блузки и головной убор, получила бы более широкое распространение среди всех женщин России. То есть, не в том, чтобы условно говоря "приличные женщины" одевались так, а атеистки и проститутки — иначе, а в том, чтобы и те и другие в будничной обстановке одевались скромно, несмотря на то, что в других ситуациях (бары и т. д.) одевались иначе или вообще  раздевались. Но ведь это именно то, что в общем-то и происходит без всякой "вказивки": в школах, вузах, офисах женщины по факту одеваются скромнее, чем когда стоят на панели. Предложение отца Чаплина, как кажется на первый взгляд, мало что меняет в современном положении вещей.

Но нас беспокоит одно сопутствующее обстоятельство: казалось бы, прекрасный повод у РПЦ сделать официальное заявление по поводу стиля одежды был летом позапрошлого года, когда интернет облетели известные снимки  девушки топлесс с хоругвью на параде байкеров в Севастополе. Однако, тогда церковь (и по-моему, весьма благоразумно) воздержалась от официальной оценки происшедшего и от дискуссий на данную тему.

Теперь же "сыр-бор" по поводу стиля одежды и поведения женщин начался с заявления отца Всеволода Чаплина, последовавшего за известной попыткой изнасилования кавказцами русской девушки на юге России. Напомню, что он сказал тогда: 

«Если девушка носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более неправа».

При том, что безвкусная и вызывающая одежда некоторых женщин и у меня вызывает улыбку, я бы лично не хотел, чтобы русские женщины одевались по тем же канонам, как жительницы Кавказа, и тем более — чтобы они каким-либо образом "напрягались", дабы удовлетворить "эстетические запросы" кавказцев, или даже для того, чтобы завоевать своей девственной скромностью их "уважение" и таким образом спастись от изнасилования. Тем более, мне было бы трудно согласиться с тем, что эта мода теперь пропагандируется в связи с суммой неких политических обстоятельств, потребовавших от власти наведения "межэтнического диалога" и "взаимопонимания". Даже на известном своей русофобией "Эхе Москвы" подобная логика вызвала насмешку, дескать: "ударим дресс-кодом по ксенофобии!"

Думаю, что современные русские женщины одеваются именно так, как подсказывает им особый, отличный от других народов, культурный код. Ну и по мере своих материальных возможностей, конечно. Не секрет, что русских женщин можно без труда узнать не только на улицах мусульманских государств, но и в городах Европе. У них по факту уже имеется свой неповторимый и по-своему гармоничный стиль одежды и поведения, дресс-код совершенно узнаваемый. Да, он исторически сложился не только на основе православного канона, но и с элементами языческой славянской традиции, под влиянием коммунистической идеологии, а также — новейших веяний. Тем не менее, этот стиль существует. И не стоит "причёсывать" русских женщин под одну гребёнку из конъюнктурных соображений.

Нормы одежды во всём мире не абсолютны, они не только сугубо ситуативны, но и культурно-зависимы. Шотландские мужчины, вот, в юбках ходят. В других обстоятельствах вид мужчины в юбке не одобрила бы ни одна церковь. Но ведь никто не подозревает шотландских мужчин в "трансвеститизме" и не требует срочно поправить "дресс-код", исходя из религиозных соображений. Так и у нас: в русской среде девушка, одетая легко, и ведущая себя свободно, контактно, и дружелюбно, вовсе не воспринимается нормальными людьми, как "уличная проститутка". Последние, кстати, в полном согласии с пожеланиями священника Чаплина имеют-таки свой собственный дресс-код, и отличить их на улице не представляет никакого труда. 

К тому же мне представляется, что протоирей слабо представляет психологию женщин, когда пишет: " Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице". — Яркая одежда, вычурный макияж ещё не свидетельствуют о том, что женщина готова знакомиться на улице, отнюдь. Часто это — просто атрибуты проявления независимости, характера женщины, и даже конкуренции женщин между собой, но не за количество мужчин, а за место в своеобразной женской иерархии. Как сказано в одной мудрой поговорке: "Мужчины смотрят на женщин, а женщины — на других женщин".

У русских, как мне кажется, существуют вполне сложившиеся собственные нормы поведения и свои устоявшиеся системы социальной "сигнализации", которые следует уважать всякому приезжему. И если кто-то намерен их развивать, то делать это нужно аккуратно, исходя исключительно из соображений внутренних, но ни в коем случае не под давлением. Русская традиция всегда была синкретической, отличаясь большой терпимостью к плюрализму течений, в ней сплавлены православные, языческие и светские элементы. Она достаточна универсальна, не отторгает всякого чужака с порога, предоставляя тем, кто действительно искренне того желает, широкие возможности для интеграции. И, по-моему, если чужаки воспринимают её с трудом, неправильно понимают "сигналы", то это — их проблемы. Они пускай переучиваются, если хотят быть вхожими в общество.

Русский народ только начал приходить в себя после длительного периода передряг и издевательств, лишь недавно вновь почувствовал своё культурное единство, только-только успел оценить вкус собственной индивидуальности, национальной неповторимости. Попытка же религиозной дрессуры, нетактичного привития "исправленных вкусов", пускай и под знаменем восстановления религиозной традиции, для этого крепнущего единства была бы не только бесполезной, но и могла стать опасной.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4 (5 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

между прочим русский народный костюм так мудро устроен, что исключает понятие "плохая фигура" - русский костюм украшает любую фигуру!!!

[ответить]

какой-такой дрес-код? дауайте говорит по-рюски.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...